Н.в. иванова, г.п. артюнина,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСКОВСКИЙ

государственный университет

Н.в. иванова, г.п. артюнина,

С.А. ИГНАТЬКОВА, В.М. ЛОБАНКОВ,

В.С. Белов

 

тезисы лекций по истории медицины: часть 2.

Учебно-наглядное пособие

 

для студентов специальностей

30.05.01 – Медицинская биохимия

30.05.03 – Медицинская кибернетика

 

Псков

Издательство ПсковГУ       

2014


УДК

ББК

И

 

Рецензенты:

- Волков ,;

- ;

 

Иванова Н.В., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А., Лобанков В.М., Белов В.С. “Тезисы лекций по истории медицины”. Учебно-наглядное пособие. — Псков, Изд-во ПсковГУ, 2014. — с.

Учебно-наглядное пособие “ Тезисы лекций по истории медицины ” посвящено вопросам истории медицины как науки, изучающей развитие медицинской теории и практики, тесным образом связаннной с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов.  Содержание учебно-наглядного пособия соответствует дидактическим требованиям федеральных образовательных стандартов специальностей высшего образования 30.05.01 – Медицинская биохимия и 30.05.03 – Медицинская кибернетика по дисциплине “История медицины”, входящей в федеральную компоненту гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин под индексом С1.Б.5. Пособие содержит множество иллюстративных материалов, повышающих эффективность освоения учебного материала по дисциплине “История медицины” за счет активизации образного восприятия учебно-познавательной информации.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 30.05.01 – Медицинская биохимия и 30.05.03 – Медицинская кибернетика, а также может быть полезна студентам, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки медико-социальной и психологической направленности.

Табл. 1. Ил. 43. Библиогр. 23 назв.

ISBN © Иванова Н.В., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А., Лобанков В.М., Белов В.С., 2014. © Псковский государственный    университет, 2014.

 

  Содержание  

 

 

 

Стр.


Лекция Лекция 6. Медицина нового времени. Россия ХVIII век.

 

6.1.

Россия ХVIII век. Роль реформ Петра I для развития отечественного здравоохранения  

6.2.

Михаил Ломоносов.  

Лекция 7. Медицина нового времени. Россия начало ХIХ века.

 

7.1.

Россия начало ХIХ века  

7.2.

Становление клинической медицины.  

Лекция 8. Медицина нового времени. Медико-биологическое направление в медицине Нового времени. Россия конец ХIХ века.

 

8.1.

Медико-биологическое направление в медицине Нового времени  

8.2.

Россия конец ХIХ века.  

Лекция 9. Медицина в России во второй половине ХIХ века, начале ХХ века.

 

9.1.

Россия во второй половине ХIХ века, начале ХХ века. Условия, влияющие на развитие медицины. Основные черты медицины этого периода. Развитие здравоохранения.  

9.2.

Земская медицина  

9.3.

Выдающиеся деятели данного периода: Склифосовский Н.В., Бурденко Н.Н., Семашко Н. А.  

Лекция 10. Медицина ХХ – ХХI столетий.

 

10.1.

Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения  

10.2.

Достижения и проблемы отечественной медицины ХХ в.  

Вопросы к зачету

 

Темы докладов – презентаций для итогового зачета

 

Литература………………………………………………………………………………………….. 

             

 

 

 

Лекция №6

 

ТЕМА: Медицина нового времени. Россия Х VIII век.

Теоретическая основа:

1. Россия Х VIII век. Роль реформ Петра I для развития отечественного здравоохранения

На рубеже XVII-XVIII вв. в экономической, политической и культурной жизни России произошли крупные перемены. В недрах феодального общества, еще не исчерпавшего возможностей развития, складывались новые товарно-денежные отношения, шло формирование всероссийского рынка. На разрешение возникавших в этой связи противоречий были направлены реформы Петра I (1682-1725), которые проводились в интересах главным образом дворянства. А. С. Пушкин писал об этом периоде истории России в поэме «Полтава»:

Была то смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судьбы удары,

Окрепла Русь.

Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

В результате реформ первой четверти XVIII в. в экономике России произошли большие положительные сдвиги, укрепился ее международный престиж. Россия стала великой европейской державой.

Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела. Петр всегда проявлял интерес к медицине. Реформы Петра 1 оказали значительное влияние на развитие российской медицины.

Урок анатомии Фредерика Рюйша, ( Ян ван Нек, 1683). Являясь сторонником научного подхода к любому делу, им­ператор поддерживал отношения со многими европейскими учеными. Среди его знакомых были Бурхааве, Ф. Рюйш, И. Ньютон, А. ван Левенгyк. Выдающимся анатомом был голландец Федерик Рюйш. В совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекций кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, собрал уникальную коллекцию музейных экспонатов. В России развитие анатомии связано с именем Петра.

Будучи в Амстердаме посещал лекции и анатомический музей Рюйша. О вскрытиях получал уведомление. Приобрел анатомическую коллекцию Рюйша. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык.

     Ввиду невысокой эффективности Лекарской школы в стране ощущалась острая нехватка профессиональных врачей русского происхождения. Пётр ставил престиж отечественной науки, в том числе и медицины, наравне с обороной' и промышленностью. Однако волей судьбы становление рос­сийской науки стало заслугой иностранцев. Единственным в то время высшим учебным заведением являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Теологиче­ская направленность этого заведения напоминала преподавание в ранних европейских университетах, но даже в таком виде академия имела огром­ное значение в подготовке специалистов для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ. В 1814 году московская епархия решила устранить академию от мир­ских дел, поэтому с новым, более духовным названием ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. В начале царствования Петра выпускники Славяно-греко-латинской академии стали первыми слушателями госпи­тальной школы.

Второе государственное медицинское заведение было учреждено по цар­скому указу в 1707 году и приписывалось Военному госпиталю за Яузой.

       В начале ХУШ века специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо. Племянник Г.Бидлоо Николай Ламбертович Бидлоо был приглашен в Россию и основал первую лекарскую школу в Москве. Благодаря усилиям Н. Л. Бидлоо в школе преподавались дисциплины, прямо относящиеся к лечению. Изучив латынь и рисование, ученики знакомились с хирургией, десмургией (наложение повязок), фармацевти­кой, аптекарским делом. Последнее традиционно изучалось на аптекарских огородах.

Внутренние болезни Бидлоо преподавал сам, читая лекции на латин­ском языке в палатах госпиталя. Имея большой опыт вскрытий, он пе­редавал его воспитанниками, благо анатомирование трупов в петров­ской России не запрещалось. В качестве учебников профессор использовал свои рукописные труды: «Наставления для изучающих хи­рургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище меди­ко-практических лекций».

Дальнейшее открытие госпиталей сопровождалось созданием школ, подобных заведению за Яузой. Так, в 1715 Пётр 1 торжественно от­крыл Адмиралтейский морской генеральный госпиталь в Петербурге на Выборгской стороне. В 1729 году начал действовать подобный госпи­таль в Кронштадте, в 1758 году открылись сухопутный госпиталь и школа в Барнауле.

Становление высшего образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710--1760), грек по происхождению, привезенный в Россию в раннем возрасте и воспитанный в России. В 1732 г. П. 3. Кондоиди окончил, медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741 --1747 гг. П. 3. Кондоиди был помощником генерал-директора медицинской канцелярии и фактически руководил медицинским делом России. Через несколько лет он вновь был привлечен к руководству врачебной администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным директором Медицинской канцелярии.

Кондоиди был первым в России выдающимся врачебным администратором: при нем были составлены многочисленные инструкции для военно-санитарного дела, инструкции генерал штаб-докторам, дивизионным докторам, генерал-фельдмедику армии, военным лекарям, по лечению больных оспой, корью и прочими болезнями, сопровождающимися сыпью, об осмотре инвалидов или неспособных к военной службе и др. При непосредственном участии П. 3. Кондоиди была составлена русская военная фармакопея. Он проявил инициативу в организации акушерского дела и подготовки ученых акушерок. Значительны заслуги П. 3. Кондоиди в развитии и усовершенствовании системы медицинского образования в России, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди М. И. Шейным были переведены на русский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургии Платнера. П. 3. Кондоиди организовал (после перерыва) посылку в иностранные университеты врачей, окончивших госпитальные школы, для получения степени доктора медицины, без которой нельзя было стать преподавателем в госпитальной школе. П. 3. Кондоиди ввел научно-врачебные собрания (прототип конференций и ученых медицинских обществ), организовал медицинскую библиотеку, был инициатором в создании медико-топографических описаний и намечал постоянное издание для публикации трудов врачей. Контроль над медицинским образованием входил в его должностные обязанности. Являясь президентом и архиятром (стар­шим врачом) Медицинской канцелярии, он ввел в программу врачебных школ физиологию, акушерство, основы гинекологии и педиатрии. Решени­ем Кондоиди срок обучения удлинялся до 7 лет, а диплом выдавался после прохождения испытаний, порядок проведения которых также разрабатывал архиятр Медицинской канцелярии.

Петербургская академия наук Главным событием в научной жизни России стало открытие Петер­бургской академии наук - основной и лучшей высшей школы страны. 28 января 1724 года император, «будучи в Зимнем доме, собственною своею рукою изволил подписать Проект 'учреждения академии». Детище императора разделялось на два учреждения: университет и собственно академия или социетет художеств и наук, как ее называл Пётр 1. Официально университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицине и фи­лософии, младых людей обучают». В свою очередь, академия «есть собра­ние ученых и зело искусных людей, которые науки знают и новые знания совершить

и умножить тщатся, а об обучении никакого попечения не име­ют». В первоначальном варианте академию и университет представляли одни и те же лица, занимавшиеся и наукой, и преподаванием, без пересечения этих занятий.

Пост президента академии занял немец Л. Л. Блюментрост, боль­шинство ее членов тоже были иноземцами. Первые заседания академии проходили в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне. Позже она была переведена в новое здание на Васильевском острове, выстро­енном для библиотеки и Кунсткамеры. В разное время иностранными и действительными членами Петербургской академии наук являлись выда­ющиеся ученые: математики Леонард Эйлер и Пафнутий Чебышев, физики Макс Планк и Бенджамин Франклин, историки Василий Струве и Сергей Соловьёв, поэты Александр Остенек и Иоганн Гёте, философы Вольтер, Дидро, Кант, химик-органик Александр Буглеров, биолог Чарльз Дарвин. Медицину представляли Иван Павлов, Луи Пастер, Каспар Фридрих Вольф. Первым действительным членом академии, русским по нацио­нальности, стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 годы) и оставался единственным в этом качестве долгое время.

Преподавание в университете соответствовало его статусу государ­ственного светского заведения. Обучение проходило по трем направлени­ям - гуманитарному, физическому и математическому. Медицина (анато­мия) включалась в состав физических наук вместе с ботаникой, химией, теоретической и экспериментальной физикой. В распоряжение студентов и преподавателей предоставлялись библиотека, анатомический театр, бо­танический сад и Кунсткамера, основанная императором.

Первые экспонаты Кунсткамеры (от нем. kunst - «искусство») были закуплены в Голландии, где Пётр 1 жил в 1698 году. Вначале кол­лекция заспиртованных птиц, рыб, насекомых, уродов и отдельных час­тей человеческого тела хранилась в Москве, располагаясь в залах Глав­ной аптеки. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в библиотеке старого Летнего дворца, назвав музей Кунсткамерой.

После второй зарубежной поездки Петра 1 экспозиция пополнилась минерала­ми, раковинами и редкими камнями из Данцига; новыми животными, рыбами и змеями в спирту из Амстердама. Кроме того, в Голландии им­ператор купил анатомический кабинет Рюйша, отдав за препарирован­ные трупы более 30 тысяч голландских гульденов.

В 1718 году вышел указ о доставке в музей умерших уродов, камней и археологических нахо­док со всех концов России. Спустя 4 года Кунсткамеру и библиотеку пе­ревели в отдельное новое здание, где они находились до того, как посту­пили в ведение Академии наук.

Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию.

С.Г. Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университе­та. Его труд "Слово о причинах внутреннего союза частей между собой" (1768г.). Н.М.Максимович-Амбодик - автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука бабичем деле" (1768 г.), автор тер­минологических словарей (1792,1784); А.М.Шумлянский, его диссертация "О строении почек" (1782). Д.С.Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии, Он выработал первые научные способы борьбы со страшной болезнью — «черной смертью», как называли тогда чуму. 11 европейских медицинских академий избрали Самойловича своим почетным членом. Вступал в борьбу с чумой девять раз в своей жизни. В 1770 году в Москве разгулялась страшная эпидемия чумы, Данило Самойлович добровольно принял на себя заведывание больницей Симонова монастыря, куда свозили самых тяжелых больных. Эта больница стала его научно-исследовательской лабораторией. Самойлович первым в мире приступил к вскрытию и изучению трупов умерших от чумы. Позже он первым попытается открыть чумную палочку посредством микроскопа. Самойлович первым в мире установил, как передается чума. Отверг миазматичную теорию происхождения этой болезни и доказал контагиозность чумы. Предложил прививки ослабленной вакциной, заложил основы собственной системы противочумных мероприятий и успешно их применял. Убежден, что чума - инфекционная болезнь, он уже с 1771 года предлагал различные средства дезинфекции вещей больных чумой, в частности одежды..

2. Михаил Ломоносов.

Гениальность Михаила Ломоносова - русского ученого с мировым именем, поэта, историка, художника - сознавали его современники и не оспаривали потомки. «Все научные мемуары Ломоносова не только хоро­ши, но даже превосходны» (Л. Эйлр).       «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Между Петром 1 и Екатериною 11 он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он сам был первым нашим университетом» (А. Пуш­кин). В деле научного и духовного возрождения отечества Ломоносов счи­тался непосредственным продолжате­лем Петра 1. Его разносторонняя уче­ная деятельность являлась фактическим приложением преобразований царя, нов сфере науки и литературы. Сын не­грамотного беломорского крестьянина начал учиться лишь в 19 лет, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Через 4 года Ломоносова зачислили в Академический университет Петер­бурга, затем отправили продолжать учебу в Германии. С 1742 года Михаил Васильевич - адъюнкт, а с 1745 го­да - действительный член Петербургской академии наук. Едва заняв должность преподавателя, Ломоносов добился разрешения читать публичные лекции на русском языке.

В 1746 году его заботой стал набор студентов из семинарий, увеличение собрания пере водных книг, практическое приложение естественных наук. Не прерывая занятий физи­кой, астрономией, химией, Ломоносов писал научные трактаты на латинском языке. Он принимал непосредственное участие в организации Московского университета, открывшегося в 1755 году.

Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов дол­гое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по состав­лению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинное действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истин­ной пользе и славе нашего отечества. ...Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не Может в факульте­тах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной исто­рии для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в по­требных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натураль­ных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится, будут, ежели их сохранять и публиковать, должны, рисованы и гра­дированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).

В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обу­чения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины раз­делить на три класса по наукам математическим и «которые от оных за­висят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагал ось преподавать по петер­бургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый ре­комендовал, кроме Профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в Протокол вносит, в порядок приводит».


Контрольные вопросы:

  1. Характеристика эпохи. Реформы в организации медицинской помощи населению.
  2. Борьба материалистических и идеалистических течений в медицине.
  3. Основные достижения отечественной медицины VIII века (Н.М. Максимович-Амбодик, С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский)
  4. Развитие эпидемиологии. Основоположник – Д.С. Самойлович
  5. М.В. Ломоносов и его влияние на развитее естествознания и медицины.

Вопросы тестирования


1.В каком году был создан первый университет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1764г.

 

2.В каком году был основан первый медицинский факультет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1765г.

 

3.Кто был основателем первого медицинского университета в России?

1. Ломоносов

2. Бидлоо

3. Забелин

 

4.Деканом первого мед. факультета был:

1. Керштенс

2. Ломоносов

3. Зыбелин

 


А.М. Шумлянский предложил

1) метод инъекций в кровеносные сосуды почек

2) преподавание акушерства на русском языке

3) методы диагностики и лечения чумы

4) учреждение богаделен и приютов для младенцев

 

27. Какие из ниже перечисленных тезисов входят в содержание письма М.В. Ломоносова к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761г)?

1.повышение уровня санитарной гигиены населения

2.повышение качества подготовки врачей

3.отражение тяжелого состояния общественного здоровья: высокая смертность, заболеваемость, детская, а также материнская смертность

4.разработка мер по улучшению качества медицинской помощи

 

Лекция №7

 

Теоретическая основа:

1.Россия начало ХIХ века.

      Временем появления первых полноценных клиник, начальных шагов клинического преподавания, формирования первых научных клинических школ, а значит, рождения клинической медицины в России была первая половина 19-го века—к этому тезису подвело нас обсуждение медицины 18-го века. Восемнадцатое столетие круто началось грандиозными преобразованиями великого и бешеного Петра, оно запомнилось также твердым, рациональным и успешным правлением Екатерины II, а завершилось романтически-порывистой, до гротеска иррациональной и обреченной на трагический конец политикой императора Павла; мы понимаем, что эта загадочная историческая личность была отмечена явными чертами психопатии. Выстроенный под барабанный бой плац-парадов в Гатчине в боевое каре на немецкий лад; познавший ужас пугачевского бунта и славу альпийского перехода Суворова; свидетель ошеломляющих, но мимолетных карьер и бесконечных фейерверков, зарождения общественной мысли и жестокого ее подавления; твердо веривший в разум безумный 18-й век российской истории принес стране всеобщую потребность перемен и надежду на их скорое осуществление. Надежды были связаны с «политической весной», которую провозгласил новый император Александр I.

     Такое понимание этого противоречивого столетия подталкивает нас к признанию событий политической истории начала 19-го века движущей силой, локомотивом процесса становления клинической медицины — подобно тому, как преобразовательная политика Петра I сыграла роль пускового фактора применительно к отечественной медицине в целом. Не будем, однако, поддаваться обманчивому первому впечатлению: весна только мелькнула, либеральный самодержец Александр I, человек «с тройным дном и тысячью лиц», пообещав (и похоже, с самыми искренними намерениями) конституцию и ряд других реформ, не дал ничего и в завершение своего царствования оставил Европе «Священный союз» монархов, а России — самую либеральную в Европе конституцию, но для одной лишь присоединенной Польши (Царства Польского), а для страны в целом — Министерство духовных дел и народного просвещения (современники пользовались язвительным определением, по Н. М. Карамзину: «министерство затмения»), «аракчеевщину» и декабристо. Тяжелые условия жизни и бесправие привели к массовым волнениям и крестьянским войнам.

После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 г. для передовой части дворянства стала очевидной несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскрепощения крестьян, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 года. Усилившаяся после восстания реакция со стороны царизма на материализм и революционно-демократическое движение выражалось в гонениях и  

преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных учреждений. В 1820 г. была назначена правительственная ревизия университетов. В Казани попечитель учебного округа М. Л. Магницкий для обуздания «гибельного материализма» повелел, в частности, отпеть и похоронить по церковному обряду препараты университетского анатомического музея и запретил дальнейшее анатомирование.

   Особую роль в развитии медицины в первой половине XIX в. сыграли С.-Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет.

      Первая половина XIX в. характеризуется быстрым ростом отечественных медицинских кадров. Согласно "Правилам врачей, фармацевтов, ветеринаров, дантистов и повивальных бабок", утвержденным в 1845 г., медицинские звания подразделялись следующим образом: 1. Учено-практические (лекарь, доктор медицины, доктор медицины и хирургии). 2. Учено-служебные (уездный врач, члены врачебной управы, акушер и оператор, инспектор врачебной управы). 3. Специально-практические (дантист, повивальная бабка).

2. Становление клинической медицины.

Становление клинической медицины проходило на фоне постепенного, очень медленного, но неуклонного улучшения состояния лечебного дела в стране (к середине века в России было уже около 8 тыс. врачей; к 1865 г. губернские приказы общественного призрения открыли больше 500 больниц (свыше 17 тыс. коек).). Заболеваемость и смертность, особенно детская, оставались исключительно высокими (например, по оценкам 1819—1820 гг., около половины детей не доживали до пяти лет).

    Доминировал инфекционно-эпидемический тип патологии. Чума и оспа («черная смерть»), паразитарные тифы и детские инфекции свирепствовали по всей России; в 1823 г. к ним присоединилась холера, которая в последующие десятилетия потеснила их в качестве главной эпидемической угрозы.

     В России первые клиники появились с закономерным отставанием от европейских — в начале 19-го века — в Московском университете и Медико-хирургической академии (Петербург). Первым из основоположников отечественной клинической медицины называют декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова, под руководством которого в Москве после великого пожара 1812 г. был заново отстроен и расширен принадлежавший университету Клинический институт и на этой базе создана первая терапевтическая клиника. Впервые Клинический институт был открыт еще в 1805 г.

   С именем М. Я. Мудрова связаны разработка первой в отечественной медицине системы врачебного расспроса больного и введение в практику гражданских лечебных учреждений России систематических записей, составляющих истории болезни. Их прообразом можно считать «скорбные листы». Он учил своих слушателей овладевать врачеванием «не со слов учителя», но путем практики, клинических наблюдений («не иначе, как внимательно наблюдая... за течением, симптомами и периодами болезни»; и требовал индивидуального подхода к больному: «Поверьте ж, что врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин... врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть»…. говорил о важнейшей задаче предупреждения болезней: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней ... предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче Матвей Яковлевич Мудров 1774—1831

предохранить от болезней, нежели лечить их. И в сем состоит первая его обязанность». Условия для теоретического обобщений в области медицины были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я половина 19 в.), разработка учения о полноценном питании, изучение химич. процессов в живом организме, которое привело к возникновению биохимии” и т. д.

       Новые возможности для клинической медицины открыло появление дотоле неизвестных абсолютному большинству врачей методов объективного исследования больного. Речь идет о перкуссии (выстукивание грудной клетки), которую еще в 1761 г. разработал Леопольд Ауэнбруггер. Метод долго не находил применения. Лишь после того, как Жан Корвизар доказал важность перкуссии, ее стали применять в разных странах Европы. Жан Николя Корвизар де Маре  - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I.

Жан Николя Корвизар де Маре (Corvisart, Jean Nicolas de Mare, 1755-1821) В течение 20 лет Корвизар и его ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, сложенных в пирамиду, Корвизар стал выстукивать ладонью. Такой способ позволил ему с большим искусством распознавать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке, а также аневризму сердца, изучение которой принесло Корвизару большую славу. Другим важным открытием были предложенные Рене Лаэннеком аускультация (выслушивание) и стетоскоп. В России они сразу получили распространение. Аускультацию применял Феликс 

Римкевич из Вильны. (В 1824 г. он написал книгу о применении стетоскопа). Позже использовали другие русские клиницисты.

      Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в 18 в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины — гистологию и патологическую анатомию, которые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.
     Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в 16, и в 18 в. арсенал лечебных средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами. В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.

Развитие клинической медицины в России и других странах Европы с самого начала отличалось общностью интересов и взаимосвязями ученых. Также по существу шло и развитие хирургии старейшей медицинской специальности, одной из основных составляющих клинической медицины. Хотя в разные исторические периоды в различных

странах преобладали те или иные направления. Особенность в России это то, что здесь никогда не существовало антагонизма между дипломированными врачами выпускниками

медицинских факультетов университетов и хирургами, готовившимися по методу "ремесленного ученичества". С самого начала высшего медицинского образования (1707)

в России готовили лекарей, одинаково компетентных и в хирургии, и во внутренних болезнях. Во Франции Хирургическая академия лишь в 1743 г. была приравнена к медицинскому ф-ту университета. В Англии хирурги отделились от цирюльников только

в 1745 г. В Пруссии антагонизм между врачами и хирургами сохранялся даже в XIX в.

Развитие хирургии: первый отечественный (русский) атлас анатомии на латинском языке был составлен в 1744 году Мартыном Ивановичем Шеиным. Рисовальщик, сам выполнял большинство иллюстраций. 3аложил основы научной медицинской терминологии, которая до него не существовала. Щепин К.И. первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание на русском языке. Протасов А.П. первый русский анатом-академик, ученик Ломоносова Михаила Васильевича.

Развитие терапии: еще в 1-й половине 19 в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филамофитского и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 и 20 вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистических воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологический подход и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клиническая школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.

В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности. Крупные ученые-медики того времени - терапевт С. Г. Зыбелин (1736-1802) и акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) в своих трудах поднимали и вопросы организации помощи детям. Особенно велики заслуги первого ученого-акушера Н. М. Максимовича-Амбодика. Он первым стал преподавать акушерство (и как часть его - педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения от рождения до отроческого возраста. Как и С. Г. Зыбелин, он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.

Н. Ф. Филатов Началом второго периода и толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей. В это же время С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Наконец, С. Ф. Хотовицкий создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - "Педиятрику", в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее своего значения:

"Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей".И далее: "Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу 'постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой - удаление препятствий к правильности хода этого". Следовательно, формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

   Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии в 1865 г. Первый руководитель кафедры - проф. В. М. Флоринский (1834-1899). В Москве систематическое чтение курса детских болезней на медицинском факультете университета было начато в 1861 г. доцентом кафедры акушерства, женских и детских болезней Н. А. Тольским, который организовал вскоре (1866) и первую педиатрическую клинику, а затем и кафедру (1873).

Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди (1710—1760). В 50-х годах XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии, учрежденной вместо Аптекарского приказа в. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I. По предложению П. 3. Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них 'Первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после открытия первых в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском (1764) и Петербургском (1771) Воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности, при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская школа подготовила всего 35 повивальных бабок (из которых пять были из россиян, а остальные — иностранки).

Нестор Максимович Максимович-Амбодик   С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно говорить о создании в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки. Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812)“медицины доктора и повивального искусства профессора ”,справедливо называют отцом русского акушерства. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»). Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал преподавание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел акушерский инструментарий, лекции

сопровождал демонстрациями на фантоме и у кровати рожениц, Фантом женского таза с деревянным ребенком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам. По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при “императорской родильне ”, ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России.

Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Труд Амбодика “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле ” с атласом рисунков на долгие годы стал главным научным пособием для всех отечественных врачей и акушерок. Его «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. Н. М. Амбодик одним из первых в России он применил акушерские щипцы.

     В России акушерские щипцы начали применяться в 1765 г., когда первый профессор медицинского факультета Московского университета И. Ф. Эразмус, начавший в 1765 г. преподавание акушерства на кафедре анатомии, хирургии и бабичьего искусства, стал использовать их в родах.

  Среди многочисленных модификаций акушерских щипцов, созданных в России, наиболее известны щицпы харьковского профессора И. П. Лазаревича (1829—1902). Они отличались незначительной тазовой кривизной и отсутствием перекреста ложек. Со временем в различных странах мира было создано множество моделей акушерских щипцов. Некоторые из них были хороши только в руках их создателей, другие получили всемирную известность, но одно несомненно — их изобретение значительно снизило число плодоразрушающих операций и смертность в родах.

   Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем:— Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

  С 1798 г. после учреждения в Петербурге и Москве медико-хирургических академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором. акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.

  В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины в Эрлангенском университете. Возвратись в Alma Mater, В. М. Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Так, на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Контрольные вопросы:

  1.  Дать краткую характеристику эпохи 19 в, реформы, проводимые в области медицины
  2. Условия, влияющие на развитие медицины 19 века, характеристика здравоохранения
  3. Влияние материалистических взглядов ученых-медиков данного периода на развитие медицины
  4. Развитие хирургии: становление хирургии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  5. Развитие терапии: становление терапии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  6. Развитие педиатрии: становление педиатрии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  7. Развитие акушерства: становление акушерства, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины



Вопросы тестирования


1. Восстание декабристов произошло в:

1. 1861 г.

2. 1825 г.

3. 1789 г.

 


Лекция №8

 

Теоретическая основа:

1.Медико-биологическое направление в медицине Нового времени

Термин «новая история» (или «новое время») впервые введен гуманистами XVI в. В современной исторической науке новое время (англ. Modern time) отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640-1918 гг. В современной исторической науке 1640 г. – год начала английской буржуазной революции – условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем.

Капиталистическое производство ощущало насущную необходимость в развитии естественнонаучных знаний (механики, физики, химии). Особое влияние на их становление оказал французский материализм XVIII в., который сыграл большую роль в подготовке Великой французской буржуазной революции (1789-1794). Центральное место в этом процессе занимали работы крупнейших мыслителей Франции этого периода – философов-просветителей Жан-Жака Руссо и Франсуа Мари-Аруэ Вольтера.

Жан-Жака Руссо Франсуа Мари-Аруэ Вольтер

Великие фундаментальные открытия во всех отраслях естествознания конца ХУIII начало XIX веков имели определяющее значение для развития науки. На их основе получила свое развитие медицина.

 

Ф. Энгельс - «три великих открытия», которые объясняли все основные процессы в природе естественными причинами: ü Теория клеточного строения живых организмов ü Закон сохранения и превращения энергии ü Эволюционное учение, учение о наследственности и изменчивости.   Ф. Энгельс

 

В середине и особенно во 2-й половине 19 в. от терапии (или внутренней медицины, которая первоначально охватывала всю медицину, кроме хирургии и акушерства) отпочковываются новые научно-практические отрасли. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в самостоятельную научную дисциплину, представленную кафедрами, клиниками, обществами; выдающимся ее представителем в России был Н. Ф. Филатов. Невропатология и психиатрия превращаются в научные дисциплины на основе успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы и клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко (Франция), А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и многих других ученых в разных странах.

«Исследовать, – писал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, – это видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто». Эти слова в полной мере относятся к английскому врачу Эдварду Дженнеру (Jenner, Edward, 1749-1823), который заметил, что у крестьянок, доивших коров, больных коровьей оспой, на руках образуются пузырьки, напоминающие оспенные пустулы. Через несколько дней они нагнаиваются, подсыхают и рубцуются, после чего эти крестьянки никогда не заболевают натуральной оспой.

Edward Jenner vaccinating a boy. Oil painting by E. E. Hillemacher, 1884 Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели англ. врача Э. Дженнера к открытию противооспенной вакцины (1796), применение которой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем оспопрививания.  

В течение 25 лет Дженнер проверял свои наблюдения и 14 мая 1796 г. провел публичный эксперимент по методу вакцинации (от. лат. Vacca – корова): привил восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу (Phipps James) содержимое пустулы с руки крестьянки Сары Нельме (Nelmes Sarah), заразившейся коровьей оспой. Полтора месяца спустя Э. Дженнер ввел Джеймсу содержимое пустулы больного натуральной оспой – мальчик не заболел. Повторная попытка заразить мальчика оспой спустя пять месяцев также не дала никаких результатов — Джеймс Фиппс оказался невосприимчивым к этому заболеванию. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование причин и действий коровьей оспы». В том же году вакцинация была введена в английской армии и на флоте, а в 1803 г. было организовано Королевское дженнеровское общество (Royal Jennerian Society), возглавлявшееся самим Дженнером. Общество ставило своей целью широкое введение вакцинации в Англии. Только за первые полтора года его деятельности было привито 12 тыс. человек, и смертность от оспы снизилась более чем в три раза.

В 1808 г. оспопрививание в Англии стало государственным мероприятием. Э. Дженнер был избран почетным членом почти всех научных обществ Европы. «Ланцет Дженнера, – писал Дж. Симпсон, – спас гораздо больше человеческих жизней, чем погубила шпага Наполеона». Тем не менее, даже в Англии долгое время широко бытовало скептическое отношение к методу Дженнера: невежды полагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта и другие признаки анатомического строения коровы.

Борьба с оспой – выдающаяся глава в истории человечества. За много веков до открытия Дженнера на древнем Востоке применяли метод инокуляции (вариаоляции): содержимое пустул больного натуральной оспой средней тяжести втирали в кожу предплечья здорового человека, который, как правило, заболевал нетяжелой формой оспы, хотя наблюдались и смертельные исходы.

В 19 в. венский врач И. Земмельвейс (1818—1865) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера (1822—1895), который установил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологической эры”. Основываясь на его исследованиях, англ. хирург Дж. Листер (1827—1912) предложил антисептический метод (см. Антисептика, асептика) лечения ран, применение которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия нем. врача Р. Коха (1843—1910) и его учеников привели к распространению так наз. этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний.

Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Разработанный Р. Кохом метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургическую клинику и способствовал развитию асептики. Описание отечественным ученым Д. И. Ивановским “мозаичной болезни табака” (1892) положило начало вирусологии. Теневой стороной всеобщего увлечения успехами бактериологии была несомненная переоценка роли микроба-возбудителя как причины заболеваний человека. С деятельностью И. И. Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию — иммунитета. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца 19 — начала 20 в. (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Г. Н. Габричевский, А. М. Безредка и др.) работали совместно с И. И. Мечниковым. Нем. ученые Э. Беринг и П. Эрлих разработали химическую теорию иммунитета и заложили основы серологии — учения о свойствах сыворотки крови.

Успехи естествознания определили применение экспериментальных методов исследования в области гигиены, организацию во 2-й половине 19 в. гигиенических кафедр и лабораторий. Трудами М. Петтенкофера (1818—1901) в Германии, А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в России была разработана научная база гигиены.

Промышленный переворот, рост городов, буржуазные революции конца 18 в.— первой половины 19 в. обусловили разработку соц. проблем М. и развитие общественной гигиены. В середине и 2-й половине 19 в. стали накапливаться материалы, свидетельствовавшие о зависимости здоровья трудящихся от условий труда и быта.

Анатомия. Как уже отмечалось, основоположником научной анатомии является

Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т. е. сделал из анатомии науку). После А. Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам. Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т. д.)

В XVII в. центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно Нидерланды. В стенах Лейденского университета сформировалась крупнейшая анатомическая школа того времени. Ее воспитанником был голландский анатом и хирург из Амстердама Николас Тюльп (Tulp, Nikolas, 1593-1674, рис. 107), известный своими исследованиями по сравнительной анатомии; он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом. Тюльпу принадлежит символ врачебной деятельности – горящая свеча – и слова «Aliis inserviendo consumor» (служа другим, уничтожаю себя) – «Светя другим, сгораю».

Выдающимся анатомом того времени был голландец Фредерик Рюйш (Ruysch, Frederik, 1638-1731) – убежденный последователь Везалия. Выпускник передового Лейденского университета, Рюйш в 1665 г. защитил диссертацию и был приглашен в Амстердам для чтения лекций по анатомии гильдии хирургов города (рис. 108). Он в совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекции кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки развития) и создал первый анатомический музей. За свои заслуги Ф. Рюйш был избран членом немецкой академии «Леопольдина» (1705), Лондонского королевского общества (Royal Society) (1720) и Парижской академии наук (1727).

В России начало анатомических вскрытий связано с правлением Петра I (1682-1725). Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. О каждом случае предстоящего вскрытия он заранее получал уведомление и проникал в секционный зал через специальную потайную дверь.  

В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюйша (около 2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Она положила начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры – Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться трудами российских ученых. (В настоящее время сохранившаяся часть препаратов Ф. Рюйша находится в Музее антропологии и этнографии РАН, в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и Казанском медицинском институте.)

Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В основанной по указу Петра лекарской школе при Генеральном госпитале в Москве (1707) также производились вскрытия, при которых он часто присутствовал. Автор «Истории деяний Петра Великого» И. И. Голиков пишет об этом: «Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случай, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям. Со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою».

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовались учебники иностранных авторов (Bidloo, Gottfried; Blankardt, Stefan и других) на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Славинецкий перевел книгу А. Везалия «Эпитоме», изданную в Амстердаме в 1642 г., и назвал ее «Врачевская анатомия». К сожалению, рукопись этого перевода до наших дней не сохранилась.В России развитие анатомии связано с именем Петра. Будучи в Амстердаме посещал лекции и анатомический музей Рюйша. Приобрел анатомическую коллекцию Рюйша. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Преподавание анатомии в России велось на естественно-научной основе.

      В 1828 году И.В.Буяльский опубликовал "Анатомико-хирургические таблицы, сразу Загорский П.А. создал в Петербурге при медико-хирургической академии первую анатомическую школу. Утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Очень много сделал для развития анатомической науки Илья Васильевич Буяльский (1789-1666) ученик П.А.Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833). получившие мировую известность. Они изображали органы в натуральную величину.| В числе первых русских хирургов И. В. Буяльский применил наркоз (см. с. 292), крахмальную повязку и средства антисептики. Им разработан ряд новых хирургических операций (на верхней челюсти, кровеносных сосудах и др.).  

    В конце XIX века в ведущих научных центрах России сформировались крупные анатомические школы в МТУ, Киеве, Петербурге. Основоположником теоретической анатомии отечественной науки является Петр Францевич Лесгафт. Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и приблизило ее к клинической медицине.

   Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины.

 

    Война - это травматическая эпидемия. Худ. А. Сидоров  

Россия не является родиной военно-полевой хирургии – достаточно вспомнить ambulance volante Доминика Ларрея, основоположника французской военно-полевой хирургии, и его труд «Мемуары о военно-полевой хирургии и военных кампаниях» (1812-1817). Однако никто не сделал так много для становления этой науки, как Н. И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии в России.

В научно-практической деятельности Н. И. Пирогова многое было совершено впервые: от создания целых наук (топографическая анатомия и военно-полевая хирургия), первой операции под ректальным наркозом (1847) до первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854) и первой идеи о костной пластике (1854).

   В Севастополе во время Крымской войны 1853-1856 гг., когда раненые поступали на перевязочный пункт сотнями, он впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы. Первую составляли безнадежно больные и смертельно раненные. Они поручались заботам сестер милосердия и священника. Ко второй категории относились тяжело раненные, требующие срочной операции, которая производилась прямо на перевязочном пункте в Доме Дворянского собрания. Иногда оперировали одновременно на трех столах, по 80-100 больных в сутки. В третью труппу определялись раненые средней тяжести, которых можно было оперировать на следующий день. Четвертую группу составляли легко раненные. После оказания необходимой помощи они отправлялись обратно в часть.

  Послеоперационные больные впервые были разделены на две группы: чистые и гнойные. Больные второй группы помещались в специальных гангренозных отделениях – «memento mori» (лат. – помни о смерти), как называл их Пирогов.

  Оценивая войну как «травматическую эпидемию», Н. И. Пирогов был убежден, что «не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны». И он со всей страстью боролся с «тупоумием официального медицинского персонала», «ненасытным хищничеством госпитальной администрации» и всеми силами пытался наладить четкую организацию медицинской помощи раненым, что в условиях царизма можно было делать только за счет энтузиазма одержимых. Такими были сестры милосердия.

   С именем Н. И. Пирогова связано первое в мире привлечение женщин к уходу за ранеными на театре военных действии. Специально для этих целей в Петербурге в 1854 г. была основана «Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных воинах».

Физиология и экспериментальная медицина

Физиология   одна из древнейших естественных наук.   Физиология как наука ведет свое начало от работ Уильяма Гарвея (1578-1657), который рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения. Вклад в развитие физиологии внесли Рене Декарт, Луиджи Гальвани, Алексей Матвеевич Филомафитский.

    В России создание основ материалистического направления в физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) – основоположника московской физиологической школы. В 1833 г. он защитил докторскую диссертацию «О дыхании птиц», затем в течение двух лет работал в Германии в лаборатории И. Мюллера и в 1835 г. стал профессором Московского университета.

А. М. Филомафитский был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н. И. Пироговым он разработал метод внутривенного наркоза; используя технику вивисекции, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Трактат о переливании крови», 1848); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы. А. М. Филомафитский является автором первого российского учебника «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» (1836).

  Иван Михайлович Сеченов (1829-1900) выдающийся представитель российской физиологической школы. В 1660 году защитил докторскую "Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения". Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях заложили основы авиационной и космической физиологии. Однако особое значение имеют его труды в области физиологии центральной нервной системы и нервно-мышечной физиологии. И. М. Сеченов первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

    Открытое им центральное (сеченовское) торможение (1863) впервые продемонстрировало, что наряду с процессом возбуждения существует другой активный процесс – торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.

Классическим обобщением исследований И. М. Сеченова явился его труд «Рефлексы головного мозга» (1863), который И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли» (рис. 127). Суть его лаконично выражена в первоначальных названиях, измененных по требованию цензуры: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы» и «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Эта научная работа была написана И. М. Сеченовым по заказу редактора журнала «Современник» поэта Н. А. Некрасова. Перед И. М. Сеченовым была поставлена задача: дать анализ современного состояния естествознания. Прогрессивные естественнонаучные взгляды автора, подтвержденные описанием физиологических опытов, заставили цензуру признать это сочинение опасным: его публикация в журнале «Современник» была запрещена. Однако в этом же 1863 году работа И. М. Сеченова была опубликована в «Медицинском вестнике», затем вышла отдельным изданием и получила огромный резонанс в общественной и научной жизни России.

    Отстаивая принципы материалистического естествознания, И. М. Сеченов утверждал, что «среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию... организм без внешней среды... невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». И. П. Павлов писал по этому поводу: «...вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это – целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общечеловеческой мысли».

       Сеченов создал крупную физиологическую школу в России. Его учениками были Б. Ф. Вериго, Н. Е. Введенский, В. В. Пашутин, Г. В, Хлопин, М. Н. Шатерников и многие другие.

      Для того чтобы вывести физиологию из тупика аналитического метода, был необходим принципиально новый подход к познанию деятельности живых организмов. Впервые его элементы формируются в работах И. М. Сеченова, который первым сумел применить эволюционный метод к изучению психических функций. Переломный момент связан с деятельностью великого русского ученого Ивана Петровича Павлова (1849-1936) – создателя учения о высшей нервной деятельности, основателя крупнейшей физиологической школы современности, новатора методов исследования в физиологии.

 Иван Петрович Павлов (1849-1936) великий русский ученый физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, основатель крупнейшей физиологической школы современности. |В 1879 году он окончил медико-хирургическую академию и был приглашен С.П.Боткиным в физиологическую лабораторию при его клинике, где руководил фармакологическими и физиологическими исследованиями. В 1883 году докторская диссертация "Центробежные нервы сердца", а затем начал исследования по физиологии пищеварения (1884--1886) в лабораториях Р.Гейденгайна и К.Людвига в Германии. В 1890 году И.П. Павлов был избран профессором фармакологии (а в 1895 году профессором физиологии) Военно-медицинской академии (где работал до 1925 года) и почти одновременно заведующим физиологическим отделом в Институте экспериментальной медицины в Петербурге. Исследования И.П. Павлова в области физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов центральной нервной системы являются классическими. В 1897 году вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварите-льных желез», явившиеся обобщением научных исследований в области пищеварения практически заново созданного им раздела физиологии. В 1904 году И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине "в знак признания его работ по

физиологии пищеварения, которые позволили изменить и расширить наши знания в этой

области".

  Методологической основой его концепции явились три основных принципа: единство структуры и функции, детерминизм, анализ и синтез. Изучая поведение животных, И. П. Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Павлов назвал их условными, в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными). Было показано также, что условные рефлексы вырабатываются в коре больших полушарий головного мозга, что сделало возможным экспериментальное изучение деятельности коры больших полушарий в норме и патологии. Результатом этих исследований явилось создание материалистического учения о высшей нервной деятельности – одного из величайших достижений естествознания XX в.

2.Россия конец ХIХ века, начало ХХ.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

В истории медицинского факультета Московского университета период с 1863 по 1911 гг. был «золотым веком». В стенах Университета учились, работали, создавали научные школы профессора И. М. Сеченов, и Н. В. Склифосовский, Г. А. Захарьин и А. А, Остроумов, Н. Ф. Филатов и B. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников и C. С. Корсаков, Д. Н. Зернов и А. Й. Бабухин, Г. Н. Габричевский и Ф. Ф. Эрисман и многие другие, составившие славу российской науки.

В 1887-1891 гг. усилиями профессоров факультета, медицинской общественности, благотворительных обществ и меценатов на Девичьем поле (ныне Большая Пироговская ул.) был создан Клинический городок, по тем временам один из лучших в Европе (как отметили участники XII Всемирного съезда врачей, проходившего в Москве в 1897 г.). В этот период в составе факультета были основаны новые институты (фармакологии, гигиены, бактериологии и др.) и новые кафедры (химии и физики, гистологии и эмбриологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей патологии, гигиены, истории и энциклопедии медицинских знаний и др.), создавались научные общества, учреждались научные журналы, организовывались многочисленные научные съезды и конгрессы.

В стенах медицинского факультета Московского университета учились Н. И. Пирогов, А. П. Чехов, С. П. Боткин.

Сергей Петрович Боткин (1832—1889 годы) - знаменитый терапевт, основатель клиники внутренних болезней как научной дисциплины родился в Москве, в семье потомственных торговцев чаем. По Европейской моде мальчик воспитывался в пансионе, где получил хорошее начальное образование.

Сергей Петрович Боткин В доме Боткиных на Маросейке собирались известные литераторы, философы, врачи, составлявшие тесный круг лучших представителей русской интеллигенции. Под влиянием одного из друзей семьи, поэта Н.Станкевича, младший Боткин решил поступить в Московский университет. На медицинском факультете он оказался случайно, вынужденно избрав его в 1850 году после неудачных попыток поступить на философское отделение. Однако медицина неожиданно заинтересовала юного студента, проявившего немалые способности, аналитическое мышление и врожденный талант исследователя. Окончание университета совпало с началом Севастопольской кампании, и «лекарь с отличием» не замедлил отправиться в Крым, где около года трудился в Бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны под руководством Н. Пирогова. После окончания военных действий Боткин получил

отличные реко­мендации Пирогова и уехал за границу.

Несколько лет, проведенных в лучших клиниках Парижа (Клод-Бернара) и Берлина (Траубе и Вирхо-за), позволили приобрести неоценимый опыт в области патологоанатомии и лечении внутренних заболеваний. К самым ранним работам меди­ка относятся статьи «Застой, образовавшийся в кровеносных сосудах брыжейки лягушки от действия средних солей» (1853) и «Количествен­ное определение белка и сахара в моче посредством поляризационного аппарата» (1858). Избрав темой диссертации процессы пищеварения, Боткин получил звание доктора медицины и хвалебные отзывы по поводу работы «О всасывании жира в кишках» (1860). В том же году его при­гласили занять место помощника профессора Шипулинского, руководив­шего кафедрой терапии Петербургской медико-хирургической академии. Через несколько месяцев способный адъюнкт был назначен ординарным профессором терапевтической клиники баронета Вилье.

После тягот Крымской войны общественная жизнь российской столицы испытывала необычайный подъем. Новые веяния не могли не коснуться медицины. С одобрения ректората Боткин старался придать работе клиники европейское направление, в частности ввел новейший метод исследования, так называемый клинический разбор больных. В его основе лежит отношение к болезни как к явлению, затрагивающему не какой-либо отдельный участок, а весь организм в целом. По мнению профессора, целостность человеческого организма определяется нервной системой.

Порядок клинического разбора предусматривал выявление хода заболевания с последовательным и подробным описанием симптоматики. Диагноз ставился после анализа всех признаков недуга в совокупности, что позволяло назначить правильное лечение. В 1867 году вышел в свет учебник «курс клиники внутренних болезней», где были затронуты вопросы, рассмотренные ранее в работах «Предварительное сообщение об эпидемии возвратной горячки в Петербурге» (1864) и «К этиологии возвратной горячки в Петербурге» (1865).

Заботами Сергея Петровича началось переустройство лечебницы общины Святого Георгия и Александровской барачной больницы, впоследствии названной его именем, обратив внимание на систему оказания врачебной помощи неимущему населению столицы, Боткин настоял на создании института думских вра­чей, успешно действовавшего вплоть до 1917 года. Сбор сведений, касав­шихся городских богаделен, проходил также по инициативе профессора  был предпринят с целью подготовки материала для изучения проблем геронтологии.

Великий ученый С. Боткин являлся членом Венской академии наук, со­стоял во многих заграничных ученых обществах, был членом-корреспон­дентом общества внутренней медицины в Берлине и почетным членом почти всех российских университетов и научных обществ.

В 1886 году по указу правительства начала работу комиссия по воп­росу об оздоровлении России. В качестве председателя комиссии Боткин организовал сбор данных по санитарному состоянию государства. Он был одним из немногих университетских профессоров, сочувственно от­носившихся к вопросу о женском образовании. После смерти ученого женским врачебным курсам предназначались 20 тысяч рублей из его личного капитала.

Последние дни Боткин провел на французском курорте Ментон, где скончался 12 декабря 1889 года от болезни печени, осложнившейся сер­дечным приступом. Все учреждения, в которых работал профессор, ста­рались по-своему увековечить память знаменитого коллеги. Глава город­ской думы назвал именем Боткина Александровскую барачную больницу и несколько начальных школ, а также распорядился выставить портреты ученого во всех городских больницах и богадельнях. Общество русских врачей учредило фонд для устройства «Боткинского дома призрения для неимущих врачей, их вдов и сирот».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 23 дек. 1897)

Крупнейший врач-терапевт, профессор медицинского факультета Московского университета, заведующий кафедрой факультетской терапии, говорил о себе словами Суворова: "Ты, брат, тактик, а я — практик". Творчески разработал предложенный Мудровым "метода опроса" больного (т.е. анамнез), как средство выяснения развития заболевания, определения этиологических факторов воздействия среды и как пути целостного понимания больного человека. Известен как реформатор высшего медицинского образования. По его инициативе было проведено разделение клинических дисциплин и организованы первые самостоятельные клиники детских, кожно-венерических, гинекологических болезней и болезней уха, горла и носа. Григорий Антонович Захарьин

 

Контрольные вопросы:

  1. Медико-биологическое направление в медицине Нового времени. Условия, влияющие на развитие медицины.
  2. Основные черты медицины этого периода. Развитие здравоохранения.
  3. Влияние успехов естествознания и биологических наук на развитие клинических дисциплин.
  4. Внедрение объективных методов обследования больных.
  5. Развитие микробиологии в 19 веке.

 



Вопросы тестирования



Какой закон открыл Сеченов?

1.закон внутреннего торможения

2.закон всемирного тяготения

 

Лекция №9

 

Вопросы тестирования



Первый президент Академия наук СССР

1.Бурденко

2.Ломоносов

3.Павлов

 

8. . Кто был организатором и председателем Первого съезда русских хирургов (1900г)?

1.П.И.Дьяконов

2.А.А.Бобров

3.Н.В.Склифосовский

 

Первый президент Академии медицинских наук был

             1. Н.Н Бурденко

             2.Ганс Селье

             3. Филомафитский

 

11. Выдающийся нейрохирург.

             1. Бурденко

2. В.П. Демихов

3. Ю.Ю. Воронов


 

 


Лекция №10

 

Вопросы тестирования


1. Кто и в каком году в нашей стране произвел аллотрансплантацию аорты?

1. 1968г. Савельев

2. 1877г. Н.Н. Петров

3. 1956г. Ганс Селье


Кто открыл пенициллин

1. Флеминг

2. М.И Барсуков

3. Ганс Селье

Год создания Академии медицинских наук

1. 1944г

2. 1936г.

3. 1942г.

Первый президент Академии медицинских наук был

                      1. Н.Н Бурденко

                      2.Ганс Селье

                      3. Филомафитский

Назовите дату создания ВОЗ.

                      1. 1948г

2. 1947

3. 1967

Литература

1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с.

2.  Ю.П. Лисицын История медицины - СПб: Гэотар-мед - 2011. – 400 с.

3. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180 с.

4. Кэмбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

5. Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. — М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОСПЭН), 2005. — 632 с.

6. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ. высш. мед. уч. заведений. – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 528 с.

7. Бидлоо Н.Л. Наставление для изучающих хирургию в анатоми­ческом театре. - М.: Медицина, 1979. - 592 с.

8. Вересаев В.В. Собрание соч. В 5-ти томах. - М., 1961.

9. Грязер, Гуго. Драматическая медицина. - М.: Молодая гвардия, 1962.-208с.

10. Каневский Л.О.; Лотола Е.И., Идельчик Х.Н. Основные черты развития медицины в России в период капитализма. - М., 1956.

11. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. - М.: Наука, 2000. - 798 с.

12. Мультановский М.П. История Медицины. - М.: Медицина, 1961.- 348 с.

13. Сорокина Т.С. Медицина в рабовладельческих государствах Средиземноморья. - М.: Изд. УДИ, 1979. - 96 с.

14. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общест­во. Древний мир. - М.: Изд. УДИ, 1987. -170 с.- 29­

15. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Средние века (476­-1640). -М.: Изд. Удн, 1983.-201 с.

16. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640­-1917). -М.: Изд. Удн, 1987. -160 с.

17. Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: Вып. 1. Становление человека и человеческого общества, возникновение медицины. - М.: мгп «Эрус», 1992. - 29 с.

18. Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культуролоrии: Вып. 2. - М.: мгп «Эрус», 1992. - 88 с.

19. Сточик А.М., Затравкив С.Н. Медицинский факультет М­осковского университета в XVII веке. - М.: Шико, 2000. - 463 с."

20. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкив С.Н. Медицинский фа­культет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. - М.: Шико, 2001. - 367 с. 21. Троинский Г.Н. Галерея отечественных ученых в области стома­тологии - М., 1988,,-.69 22. Хрестоматия по истории медицины Э.Д. Грибанов I Под ред. и примеч. П.Е.Заблудовского. - М.: Медицина, 1968. - 359 с.

23. Грицак Е.Н. «Популярная история медицины» - М: ВЕЧЕ, 2003 г.

 

ПСКОВСКИЙ

государственный университет

н.в. иванова, г.п. артюнина,

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1262.