В.С. Белов
тезисы лекций по истории медицины: часть 2.
Учебно-наглядное пособие
для студентов специальностей
30.05.01 – Медицинская биохимия
30.05.03 – Медицинская кибернетика
Псков
Издательство ПсковГУ
2014
УДК
ББК
И
Рецензенты:
- Волков ,;
- ;
Иванова Н.В., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А., Лобанков В.М., Белов В.С. “Тезисы лекций по истории медицины”. Учебно-наглядное пособие. — Псков, Изд-во ПсковГУ, 2014. — с.
Учебно-наглядное пособие “ Тезисы лекций по истории медицины ” посвящено вопросам истории медицины как науки, изучающей развитие медицинской теории и практики, тесным образом связаннной с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Содержание учебно-наглядного пособия соответствует дидактическим требованиям федеральных образовательных стандартов специальностей высшего образования 30.05.01 – Медицинская биохимия и 30.05.03 – Медицинская кибернетика по дисциплине “История медицины”, входящей в федеральную компоненту гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин под индексом С1.Б.5. Пособие содержит множество иллюстративных материалов, повышающих эффективность освоения учебного материала по дисциплине “История медицины” за счет активизации образного восприятия учебно-познавательной информации.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 30.05.01 – Медицинская биохимия и 30.05.03 – Медицинская кибернетика, а также может быть полезна студентам, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки медико-социальной и психологической направленности.
Табл. 1. Ил. 43. Библиогр. 23 назв.
ISBN | © Иванова Н.В., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А., Лобанков В.М., Белов В.С., 2014. © Псковский государственный университет, 2014. |
Содержание |
|
| Стр. | ||
Лекция Лекция 6. Медицина нового времени. Россия ХVIII век.
6.1.
6.2.
Лекция 7. Медицина нового времени. Россия начало ХIХ века.
7.1.
7.2.
Лекция 8. Медицина нового времени. Медико-биологическое направление в медицине Нового времени. Россия конец ХIХ века.
8.1.
8.2.
Лекция 9. Медицина в России во второй половине ХIХ века, начале ХХ века.
9.1.
9.2.
9.3.
Лекция 10. Медицина ХХ – ХХI столетий.
10.1.
10.2.
Вопросы к зачету
Темы докладов – презентаций для итогового зачета
Литература…………………………………………………………………………………………..
Лекция №6
ТЕМА: Медицина нового времени. Россия Х VIII век.
Теоретическая основа:
1. Россия Х VIII век. Роль реформ Петра I для развития отечественного здравоохранения
На рубеже XVII-XVIII вв. в экономической, политической и культурной жизни России произошли крупные перемены. В недрах феодального общества, еще не исчерпавшего возможностей развития, складывались новые товарно-денежные отношения, шло формирование всероссийского рынка. На разрешение возникавших в этой связи противоречий были направлены реформы Петра I (1682-1725), которые проводились в интересах главным образом дворянства. А. С. Пушкин писал об этом периоде истории России в поэме «Полтава»:
Была то смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
В результате реформ первой четверти XVIII в. в экономике России произошли большие положительные сдвиги, укрепился ее международный престиж. Россия стала великой европейской державой.
Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела. Петр всегда проявлял интерес к медицине. Реформы Петра 1 оказали значительное влияние на развитие российской медицины.
Урок анатомии Фредерика Рюйша, ( Ян ван Нек, 1683). | Являясь сторонником научного подхода к любому делу, император поддерживал отношения со многими европейскими учеными. Среди его знакомых были Бурхааве, Ф. Рюйш, И. Ньютон, А. ван Левенгyк. Выдающимся анатомом был голландец Федерик Рюйш. В совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекций кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, собрал уникальную коллекцию музейных экспонатов. В России развитие анатомии связано с именем Петра. |
Будучи в Амстердаме посещал лекции и анатомический музей Рюйша. О вскрытиях получал уведомление. Приобрел анатомическую коллекцию Рюйша. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык.
Ввиду невысокой эффективности Лекарской школы в стране ощущалась острая нехватка профессиональных врачей русского происхождения. Пётр ставил престиж отечественной науки, в том числе и медицины, наравне с обороной' и промышленностью. Однако волей судьбы становление российской науки стало заслугой иностранцев. Единственным в то время высшим учебным заведением являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Теологическая направленность этого заведения напоминала преподавание в ранних европейских университетах, но даже в таком виде академия имела огромное значение в подготовке специалистов для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ. В 1814 году московская епархия решила устранить академию от мирских дел, поэтому с новым, более духовным названием ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. В начале царствования Петра выпускники Славяно-греко-латинской академии стали первыми слушателями госпитальной школы.
Второе государственное медицинское заведение было учреждено по царскому указу в 1707 году и приписывалось Военному госпиталю за Яузой.
В начале ХУШ века специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо. Племянник Г.Бидлоо Николай Ламбертович Бидлоо был приглашен в Россию и основал первую лекарскую школу в Москве. Благодаря усилиям Н. Л. Бидлоо в школе преподавались дисциплины, прямо относящиеся к лечению. Изучив латынь и рисование, ученики знакомились с хирургией, десмургией (наложение повязок), фармацевтикой, аптекарским делом. Последнее традиционно изучалось на аптекарских огородах.
Внутренние болезни Бидлоо преподавал сам, читая лекции на латинском языке в палатах госпиталя. Имея большой опыт вскрытий, он передавал его воспитанниками, благо анатомирование трупов в петровской России не запрещалось. В качестве учебников профессор использовал свои рукописные труды: «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций». |
Дальнейшее открытие госпиталей сопровождалось созданием школ, подобных заведению за Яузой. Так, в 1715 Пётр 1 торжественно открыл Адмиралтейский морской генеральный госпиталь в Петербурге на Выборгской стороне. В 1729 году начал действовать подобный госпиталь в Кронштадте, в 1758 году открылись сухопутный госпиталь и школа в Барнауле.
Становление высшего образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710--1760), грек по происхождению, привезенный в Россию в раннем возрасте и воспитанный в России. В 1732 г. П. 3. Кондоиди окончил, медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741 --1747 гг. П. 3. Кондоиди был помощником генерал-директора медицинской канцелярии и фактически руководил медицинским делом России. Через несколько лет он вновь был привлечен к руководству врачебной администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным директором Медицинской канцелярии.
Кондоиди был первым в России выдающимся врачебным администратором: при нем были составлены многочисленные инструкции для военно-санитарного дела, инструкции генерал штаб-докторам, дивизионным докторам, генерал-фельдмедику армии, военным лекарям, по лечению больных оспой, корью и прочими болезнями, сопровождающимися сыпью, об осмотре инвалидов или неспособных к военной службе и др. При непосредственном участии П. 3. Кондоиди была составлена русская военная фармакопея. Он проявил инициативу в организации акушерского дела и подготовки ученых акушерок. Значительны заслуги П. 3. Кондоиди в развитии и усовершенствовании системы медицинского образования в России, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди М. И. Шейным были переведены на русский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургии Платнера. П. 3. Кондоиди организовал (после перерыва) посылку в иностранные университеты врачей, окончивших госпитальные школы, для получения степени доктора медицины, без которой нельзя было стать преподавателем в госпитальной школе. П. 3. Кондоиди ввел научно-врачебные собрания (прототип конференций и ученых медицинских обществ), организовал медицинскую библиотеку, был инициатором в создании медико-топографических описаний и намечал постоянное издание для публикации трудов врачей. Контроль над медицинским образованием входил в его должностные обязанности. Являясь президентом и архиятром (старшим врачом) Медицинской канцелярии, он ввел в программу врачебных школ физиологию, акушерство, основы гинекологии и педиатрии. Решением Кондоиди срок обучения удлинялся до 7 лет, а диплом выдавался после прохождения испытаний, порядок проведения которых также разрабатывал архиятр Медицинской канцелярии.
Петербургская академия наук | Главным событием в научной жизни России стало открытие Петербургской академии наук - основной и лучшей высшей школы страны. 28 января 1724 года император, «будучи в Зимнем доме, собственною своею рукою изволил подписать Проект 'учреждения академии». Детище императора разделялось на два учреждения: университет и собственно академия или социетет художеств и наук, как ее называл Пётр 1. Официально университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицине и философии, младых людей обучают». В свою очередь, академия «есть собрание ученых и зело искусных людей, которые науки знают и новые знания совершить |
и умножить тщатся, а об обучении никакого попечения не имеют». В первоначальном варианте академию и университет представляли одни и те же лица, занимавшиеся и наукой, и преподаванием, без пересечения этих занятий.
Пост президента академии занял немец Л. Л. Блюментрост, большинство ее членов тоже были иноземцами. Первые заседания академии проходили в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне. Позже она была переведена в новое здание на Васильевском острове, выстроенном для библиотеки и Кунсткамеры. В разное время иностранными и действительными членами Петербургской академии наук являлись выдающиеся ученые: математики Леонард Эйлер и Пафнутий Чебышев, физики Макс Планк и Бенджамин Франклин, историки Василий Струве и Сергей Соловьёв, поэты Александр Остенек и Иоганн Гёте, философы Вольтер, Дидро, Кант, химик-органик Александр Буглеров, биолог Чарльз Дарвин. Медицину представляли Иван Павлов, Луи Пастер, Каспар Фридрих Вольф. Первым действительным членом академии, русским по национальности, стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 годы) и оставался единственным в этом качестве долгое время.
Преподавание в университете соответствовало его статусу государственного светского заведения. Обучение проходило по трем направлениям - гуманитарному, физическому и математическому. Медицина (анатомия) включалась в состав физических наук вместе с ботаникой, химией, теоретической и экспериментальной физикой. В распоряжение студентов и преподавателей предоставлялись библиотека, анатомический театр, ботанический сад и Кунсткамера, основанная императором.
Первые экспонаты Кунсткамеры (от нем. kunst - «искусство») были закуплены в Голландии, где Пётр 1 жил в 1698 году. Вначале коллекция заспиртованных птиц, рыб, насекомых, уродов и отдельных частей человеческого тела хранилась в Москве, располагаясь в залах Главной аптеки. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в библиотеке старого Летнего дворца, назвав музей Кунсткамерой.
После второй зарубежной поездки Петра 1 экспозиция пополнилась минералами, раковинами и редкими камнями из Данцига; новыми животными, рыбами и змеями в спирту из Амстердама. Кроме того, в Голландии император купил анатомический кабинет Рюйша, отдав за препарированные трупы более 30 тысяч голландских гульденов. |
В 1718 году вышел указ о доставке в музей умерших уродов, камней и археологических находок со всех концов России. Спустя 4 года Кунсткамеру и библиотеку перевели в отдельное новое здание, где они находились до того, как поступили в ведение Академии наук.
Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию.
С.Г. Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университета. Его труд "Слово о причинах внутреннего союза частей между собой" (1768г.). Н.М.Максимович-Амбодик - автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука бабичем деле" (1768 г.), автор терминологических словарей (1792,1784); А.М.Шумлянский, его диссертация "О строении почек" (1782). Д.С.Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии, Он выработал первые научные способы борьбы со страшной болезнью — «черной смертью», как называли тогда чуму. 11 европейских медицинских академий избрали Самойловича своим почетным членом. Вступал в борьбу с чумой девять раз в своей жизни. В 1770 году в Москве разгулялась страшная эпидемия чумы, Данило Самойлович добровольно принял на себя заведывание больницей Симонова монастыря, куда свозили самых тяжелых больных. Эта больница стала его научно-исследовательской лабораторией. Самойлович первым в мире приступил к вскрытию и изучению трупов умерших от чумы. Позже он первым попытается открыть чумную палочку посредством микроскопа. Самойлович первым в мире установил, как передается чума. Отверг миазматичную теорию происхождения этой болезни и доказал контагиозность чумы. Предложил прививки ослабленной вакциной, заложил основы собственной системы противочумных мероприятий и успешно их применял. Убежден, что чума - инфекционная болезнь, он уже с 1771 года предлагал различные средства дезинфекции вещей больных чумой, в частности одежды..
2. Михаил Ломоносов.
Гениальность Михаила Ломоносова - русского ученого с мировым именем, поэта, историка, художника - сознавали его современники и не оспаривали потомки. «Все научные мемуары Ломоносова не только хороши, но даже превосходны» (Л. Эйлр). «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) | Между Петром 1 и Екатериною 11 он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он сам был первым нашим университетом» (А. Пушкин). В деле научного и духовного возрождения отечества Ломоносов считался непосредственным продолжателем Петра 1. Его разносторонняя ученая деятельность являлась фактическим приложением преобразований царя, нов сфере науки и литературы. Сын неграмотного беломорского крестьянина начал учиться лишь в 19 лет, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Через 4 года Ломоносова зачислили в Академический университет Петербурга, затем отправили продолжать учебу в Германии. С 1742 года Михаил Васильевич - адъюнкт, а с 1745 года - действительный член Петербургской академии наук. Едва заняв должность преподавателя, Ломоносов добился разрешения читать публичные лекции на русском языке. |
В 1746 году его заботой стал набор студентов из семинарий, увеличение собрания пере водных книг, практическое приложение естественных наук. Не прерывая занятий физикой, астрономией, химией, Ломоносов писал научные трактаты на латинском языке. Он принимал непосредственное участие в организации Московского университета, открывшегося в 1755 году.
Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов долгое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по составлению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинное действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе нашего отечества. ...Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не Может в факультетах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной истории для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в потребных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натуральных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится, будут, ежели их сохранять и публиковать, должны, рисованы и градированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).
В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обучения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины разделить на три класса по наукам математическим и «которые от оных зависят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагал ось преподавать по петербургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый рекомендовал, кроме Профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в Протокол вносит, в порядок приводит».
Контрольные вопросы:
Вопросы тестирования
1.В каком году был создан первый университет в России?
1. 1755г.
2. 1812г.
3. 1764г.
2.В каком году был основан первый медицинский факультет в России?
1. 1755г.
2. 1812г.
3. 1765г.
3.Кто был основателем первого медицинского университета в России?
1. Ломоносов
2. Бидлоо
3. Забелин
4.Деканом первого мед. факультета был:
1. Керштенс
2. Ломоносов
3. Зыбелин
Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.