ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Рационализм и иррационализм в философии ХХ века: отношение к разуму и науке.

2. «Философия жизни» - основа философского иррационализма ХХ века. Сходство и различие философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А. Бергсона.

3. Идея бессознательного в психоанализе и в философии (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром)

Методические рекомендации к выполнению

 

В данной теме необходимо подчеркнуть сложность социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Важнейшим направлением к.Х1Х – н. ХХвв.является «философия жизни», родоначальником которой становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Вам необходимо раскрыть такие понятия как рационализм и иррационализм, рассмотреть их в таких явлениях как инстинкты, интуи­ция, эмоционально-волевые акты, которые наиболее ярко представлены в философском наследии А. Шопенгауэра ("воля к жизни") и Ф. Ницше, ("воля к власти"). "Философия жизни" А. Бергсона представляет собой яркое проявле­ние иррационализма. Он считал, что природа и сознание, материя, жизнь и дух - это два элемента единой целостности – «жизненная энергия», познаваемая интеллектуальной интуицией.

Научное обоснование бессознательного наиболее четко изложено в творчестве З.Фрейда, где психика человека представлена в таких поняти­ях как "эго" - "ид" - "супер-эго", "либидо", "сублимация". Последователь Фрейда К.Г. Юнг, критически переработав, идею бес­сознательною, расширил понимание либидо до психической энергии как таковой и выделил понятие коллективного бессознательного. Централь­ным звеном в учении Юнга стало понятие архетипы, данные от рождения психологические структуры, вневременные схемы, которые возникли в первобытном обществе и при помощи которых человек осознает этот мир (символы, былинные герои, образные метафоры, например,"Мать сыра-земля" и т. д.). В завершении необходимо отметить положительные и отрицательные аспекты иррационалистической философии.

 

Основные понятия

Архетип – основное понятие психоаналитической теории К. Юнга, характеризующее элементы коллективного бессознательного как некие априорные формы мифологического типа.

Иррационализм – (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – противоположное рационализму философское учение, настаивающее на ограниченности разума и признающее основным видом познания невыразимые в логических понятиях чувства, интуицию.

 

Источники

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Щопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранные произведения / Ф. Ницше; сост. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - С.47-125.

Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Просвещение, 1992. – С. 189 –370.

Фрейд, З. Сознательное и бессознательное / З. Фрейд // Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Гардарика, 1997. – С.257-262.

 

Дополнительная литература

Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1

Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование").

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2 . – 2-е изд. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=210650

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Гуревич, П.С. О Шопенгауэре / П.С. Гуревич // Философские науки – 1997 - №1.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. филос. – 2002 - № 4.

 Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001 -     № 11. – С.3 – 13.

НН

Куклярский, В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше / В.Б. Куклярский. – М.: Наука, 1996.

Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.