ТЕМА 9. Философские идеи эпохи Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1. Французский материализм как фундамент нового европейского миропонимания (Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Даламбер)

2. Французское Просвещение как утверждение господства человека над природой.

3. Правовые идеи эпохи Просвещения, их роль в формировании понятия «гражданское общество»: антиклерикализм Вольтера, «теория общественного договора» в творчестве Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо вскрыть социально-исторические пред­посылки идеологии Просвещения, подчеркнуть ее атеистическую и материалистическую направленность, раскрыть общественно-правовой идеал Просвещения. Особо следует отметить просветительскую трактовку проблемы че­ловека в творчестве Д. Дидро и Ж-Ж. Руссо.

Просвещение - это своеобразная политическая идеология, филосо­фия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти­ческого общества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Особо следует отметить скептическое отношение Ж.-Ж. Руссо к прогрессизму. Просвеще­ние содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - разви­тию естествознания, в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности, в области политики и права - свободу и равенство всех людей перед законом.

При ответе на второй вопрос необходимо подчеркнуть, что глав­ная заслуга Т. Гоббса и Д. Локка заключается в разработке социальных аспектов фи­лософии. Теория "общественного договора" - это доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вы­нужденными перейти oт незащищенного естественного состояния к граж­данскому, где человек, отдавая часть личной свободы государству, получа­ет взамен мир, безопасность, культурное развитие. В завершении темы следует показать ограниченный характер, негативный аспект идей эпохи Просвещения.

 

Основные понятия

Атиклерикализм – общественное движение, направленное против привилегий духовенства, но не против самой религии, которое сформировалось в дальнейшем как протестантизм. 

Просвещение – общественно-политическое течение XYII-XYIII веков, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества путем распространения научных знаний, а также идей социальной справедливости.

 

Источники

 1. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. - М.: Наука, 1989.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2. Гоббс, Т. О гражданине / Т. Гоббс. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М., 1989.

3. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. Соч. В 3 т. – М., 1988. Т. 3.

 

Дополнительная литература

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк - Юм - Смит) // Вопросы философии. – 2011. - № 6. – С.133 -143.

Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. – Новосибирск, 1994. Т. 2.

Реале, Дж.. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т./ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис. 1997. Т. 3.

Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению /Л.Г. Фишман //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 69-79.

Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44. 

Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор /Б.С. Шалютин //Вопросы философии. – 2006. - № 11. –С. – 27-46.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.