1. Экзистенциальная философия: основные проблемы, характерные черты и особенности ( М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
2. Религиозный экзистенциализм ( К Ясперс), персонализм (Н. Бердяев).
3. Проблема человека в философии экзистенциализма. Свобода и ответственность. «Пограничная ситуация» как кульминация человеческих экзистенциалов (одиночество, тоска, разочарование, ожидание смерти).
Методические рекомендации к выполнению
При изложении данной темы необходимо указать, что экзистенциализм является четко выраженным неклассическим направлением. Философия экзистенциализма отразила ситуацию пересмотра классической проблематики (онтология, гносеология и т. д.), характерной для XX века. В яркой литературной форме были поставлены вопросы, связанные с бытием человека в мире: проблемы жизни и смерти, свободы, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Наиболее ярко вопросы абсурдности человеческого бытия, одиночества человека и его обреченности представлены в трудах Ж.-П. Сартра и А. Камю, где акцентируется внимание на важнейшем понятии экзистенциализма – «пограничной ситуации», т.е. ситуации между жизнью и смертью.
Далее следует охарактеризовать два основных направления в экзистенциализме: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю), при этом важно отметить принципиальное различие в отношении трактовки человеческого бытия и свободы в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В завершении темы необходимо подчеркнуть актуальность поставленных экзистенциализмом проблем: проблема отчуждения человека в условиях социальных кризисов, проблема выбора человека, превращение пограничной ситуации из индивидуальной проблемы в проблему выживания человечества в целом.
Основные понятия
Пограничная ситуация – ключевое понятие экзистенциализма, означающее экстремальное состояние человека между жизнью и смерть, при котором человек сознает свою истинную экзистенцию и смысл жизни.
Свобода – свобода в экзистенциализме понимается как свобода выбора самого себя, формирование своей личности собственными действиями и поступками, за которые человек несет ответственность не только перед собой, но и перед обществом.
Экзистенциализм – (лат. – existentia – существование) - философское учение ХХ века, центральной проблемой которого является проблема существования человека, включающая в себя проблему смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности.
Источники
Камю, А. Абсурдность мира / А. Камю// Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Гардарика, 1997. – С.481 – 485.
Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.
Сумерки богов. – М., 1989.
Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.
Дополнительная литература
Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book
Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.
Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1
Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование").
История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.
Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2 . – 2-е изд. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=210650
Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) / Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.
Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопросы философии. – 2001. - № 9. – С.71 –82.
«Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. - № 8.
Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001. – 11.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. - М.: Проспект, 1998.- 432 с.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб., 1997.
Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
ТЕМА 18. Позитивизм: исторические формы и исходные принципы
1. Позитивизм, его сущность и специфика.
2. Исторические формы позитивизма.
3. Проблема познания в позитивизме. Гносеологические принципы позитивизма.
Методические рекомендации к выполнению
В ходе изложения данной темы необходимо четко выделить три исторические формы позитивизма и раскрыть их содержание. Характеризуя первый этап, следует отметить стремление его основателей О. Конта и Г. Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную направленность, составляющую социального знания.
При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма - "Мир сквозь призму ощущений", особо подчеркнуть его крайне субъективистский характер. Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм), необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап).
Далее следует рассмотреть основные методологические принципы неопозитивизма: принцип верификации, принцип конвенции и принцип фальсификации. Безусловным плюсом работы станет попытка охарактеризовать постпозитивизм (Т. Кун, С. Тулмин, С. Фейерабенд). В завершении темы нужно сделать вывод об историческом значении позитивизма, о его неоднозначной роли в решении философских проблем.
Основные понятия
Позитивизм – ( лат. posiniyus – светлый, положительный) – субъективно-идеалистическое течение, отрицающее мировоззренческий характер философии, отвергающее традиционные философские проблемы как метафизические и непроверяемые на опыте. Основная его черта – попытка создать методологию или «логику науки», которая стояла бы выше противоположности материализма и идеализма.
Принцип верификации – гносеологический принцип неопозитивизма, утверждающий, что только знания проверенные эмпирическим путем являются истинными.
Принцип конвенции – гносеологический принцип неопозитивизма исследует те знания, которые не могут быть верифицированы и истинность которых устанавливается в результате конвенции (соглашения) ученых.
Принцип фальсификации – гносеологический принцип неопозитивизма, утверждающий относительность знаний, их бесконечную трансформацию и эволюцию.
Сциентизм – (лат. scientia - наука) – философское течение, нацеленное на абсолютизацию роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.
Антисциентизм – противоположное сциентизму философское течение, принижающее роль науки в развитии общества и обвиняющее научно-технический прогресс во всех бедах современного общества.
Литература
Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book
Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.
Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1
Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование").
История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.
Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2 . – 2-е изд. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=210650
Зотов, А.Ф. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Проспект, 1998.- 432 с.
История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997.
Кнабе, Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.
Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.
Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей. // Вопросы философии – 1997 - № 9.
Медведев, В.А. Позитивизм как методологическая программа : критерии концептуальности / В.А. Медведев /\ Философия науки. – 2008. - № 1. – С.48-60.
Назарова, О.А. Логический позитивизм и «трактат» Витгенштейна / О.А. Назарова // Вопросы философия. – 2008. - № 6. – С. 143-152.
Неретина, С.С. В.В. Бибихин. Витгенштейн: смена аспекта / С.С. Неретина // Вопросы философии. – 2008. - № 3. – С. 176 – 181.
Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. – М.: МиФ, 1993.
Русский позитивизм (Лесевич, Юшкевич, Богданов) /отв. ред. А.Ф. Замалеев, А.И. Новиков. - СПб.: Наука, 1995.
Философия XX века / - М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.