ТЕМА 14. Основные направления отечественной философской мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

1. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

2. Просветительская мысль в России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

3. Русская религиозная философия ее основные направления: идея всеединства В.С. Соловьева, богоискательство Л.Н. Толстого, русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Методические рекомендации к выполнению

 

В данной теме необходимо раскрыть своеобразие русской филосо­фии, подчеркнуть ее направленность на духовно-нравственное совершен­ствование человека. Проблема личности - это ключевая проблема русской философской мысли, которая по-разному освещалась в различных направ­лениях отечественной философии (западники и славянофилы). Особого рассмотрения заслуживает религиозная русская философия, основой которой является православное миропонимание, считавшее, что сущность мироустройства заключается не в идее научно-технического прогресса, а в идее духовного преображения человека (Н.Ф. Федоров, В.С.Соловьев и др.)

Принципиально иную позицию занимали представители русской ре­волюционной демократии, чье мировоззрение опиралось на материалистическо-атеистическую концепцию, на социально-политические учения За­пада ( А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев и их последователи Н.Г. Чернышевский, Н.А Добролюбов, Д.И. Писарев и др.)

 

Основные понятия

Западничество – противоположное славянофильству направление русской философской мысли, ориентированное на социально-политическое преобразование страны, на укрепление связи с Западом. 

Славянофильство – основное направление русской общественной мысли, отстаивающее идею самобытности России, ценности православия как ведущей парадигмы русского национального сознания и выступающее против слепого заимствования западных реформ, поверхностного подражательства Западу.

Соборность – единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей.

Теодиция – религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло и насилие.

 

Источники:

Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1993. 

Бердяев Н.А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / [предисл. Л. В. Полякова]. - репринт. воспроизведение изд. 1918 г. - : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1991.

Соловьев, В.С. Сочинение: в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.

Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.413 – 415.

Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодиции в двенадцати письмах / П.А. Флоренский. – М. : Лепта, 2002. – 812 с.

Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.

Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. – 1990. - № 6.- С. 105-115.

Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 607 с.

Хомяков, А.С. О старом и новом: ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.

Дополнительная литература:

Гарбар И. Л. Языковое сознание русских: отцы и дети : [монография] / И. Л. Гарбар; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурман. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 241, [8] с.

Ермичев, А.А. Имена и сюжеты русской философии / Ермичев А.А. – СПб :Наука, 2014.- 710 с.

Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с.

Богданов, А.В. Западничество в России: история и современность / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2008. - № 3.

Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.

Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопросы философии. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.

Варавва, В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 167-171.

Венцлер, Л. Понятие "смысла жизни" в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание / Л. Венцлер // Вопросы философии. – 2007. - № 11. – С.21-32.

Водолагин, А.В. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова /                     А.В. Водолагин // Вопросы философии. – 2006. – №10. С.109-114.

Григорьева, Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 39-49.

Дмитриева Н. А. Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства // Философские науки. - 2007. - № 1. С. 101-109.

Евлампиев, И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского / И.И. Евлампиев // Вопросы философии– 2006. - № 3.- С.144-154.

Кантор, В.К. Империя и нация в русской мысли начала XX века / В.К. Кантор // Вопросы философии.- 2006. - № 4.- С.128-143.

Курабцев, В.Л. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии / В.Л. Курабцев // Вопросы философии. – 2006. - № 4. С.128-143.

Мареева, Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова / Е.В. Мареева // Вопросы философии. – 2007. - № 3.

Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопросы философии. – 2002. - № 10.

Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134.

Пантин, А.И. Герцен: начало либерального социализма / А.И. Пантин // Вопросы философии. – 2006. -№ 3.

Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - № 9.- С. 84-101.

Повилайтис, В.И. Философия истории в трудах историков русского зарубежья // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 68-80.

Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопросы философии. – 2004. - № 11.

Пуляева, О.В. Проблема «Запад-Восток» в социальной философии Н.А. Бердяева / О.В. Пуляева // Философия и общество. 2007.-№ 1. – С.145 -157.

Россман, В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. – М., 2005. - №4.

Сендеров, В.А. Историческая русская государственность и идея "Третьего Рима" / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2006. - № 2.-С.127-141.

Сендеров, В.А. Русская империя против русского национализма / Сендеров В.А. // Вопросы философии. – 2008. - № 9.-С.135-139.

Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 20-29.

Фадеев, С.С. – Семинар "Русская философия (традиция и современность)" / С.С. Фадеев. – 2006.- № 2.

Чумакова, Т.В. Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре / Т.В. Чумакова // Человек. – М., 2005. - № 2.- С.42-51.

Крекшин, Игнатий о. В разломе бытия. Пролегомены к антроподицее позднего С.Л. Франка / о. Игнатий Крекшин //Вопросы философии. – 2006. - № 8. – С. 78-92.

 

ТЕМА 15. Философия ХХ века

 

1.   Сущность и специфика философии ХХ века. Борьба противоположных тенденций в философии ХХ века: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Основные философские школы иррациональной направленности: «философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, экзистенциализм как «философия существования».

3. Сциентизм как способ преодоления кризиса классической философии. Основные проблемы философии позитивизма. Прагматизм как проявление утилитаризма к проблеме познания.

Методические рекомендации к выполнению

Изучите предложенную литературу, выявите причины возникновения новых направлений в философии, покажите взаимосвязь с учения немецких классиков. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии.

Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:

- существование предшествует сущности;

- сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.

Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».

Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?

Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.

Особое место в философии занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном.

Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).

 Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

 Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Основные понятия

Иррационализм – противоположное рационализму направление, которое отрицает или значительно ограничивает возможности человеческого разума в познании

Позитивизм – философское течение, отрицающее мировоззренческий характер философии и утверждающее логику и философию науки главной областью философского знания.

Сциентизм – (лат. scientia - наука) – философское течение, нацеленное на абсолютизацию роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Антисциентизм – философское учение, принижающее роль науки в жизни общества и обвиняющее научно-технический прогресс во всех бедах современного общества.

Экзистенциализм – (лат. – existentia – существование) - философское учение ХХ века, центральной проблемой которого является проблема существования человека, включающая в себя проблему смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. 

 

Источники

Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М., 1989.

Гадамер, Х.Г. Язык и понимание / Х.Г. Гадамер. – М., 1991.

Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Шопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранные произведения / Ф. Ницше; сост. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - С.47-125.

Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

 

Дополнительная литература

Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1

Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование").

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2 . – 2-е изд. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=210650

Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.

 Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001 - № 11. – С.3 – 13.

Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю)/ Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Кнабе , Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопр. Филос. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

Волкова, Е.В. Пространство символа и символ пространства / Е.В. Волкова // Вопр. Филос. – 2002. - № 11. – С.149 –164.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Семенов, В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке / В.С. Семенов // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 33-46.

Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.

Успенский, В.А. Витгенштейн и основания математики // Вопр. филос. – 1998 - № 5.

Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.