В Конституции РФ 1993 г. в ст. 12, гл. 1 местное самоуправление было впервые определено как основа конституционного строя России. Это требование учитывает Европейская хартия о местном самоуправлении. Местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Особое значение имеют юридические гарантии осуществления местного самоуправления. За ограничение прав местного самоуправления законодательством предусмотрена юридическая ответственность.
Местное самоуправление (МСУ) – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, – законами субъектов РФ, самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Главным принципом в местном самоуправлении является принятие самостоятельных решений под свою ответственность. Самостоятельность и ответственность находятся в таком же соотношении, как свобода и дисциплина. Русский философ И. А. Ильин сказал: «Дисциплина без свободы мертва и унизительна, а свобода без дисциплины – это соблазн и разрушение». В местном самоуправлении эта проблема – одна из актуальных.
В ст. 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти , однако они входят в систему органов публичной власти. Впервые понятие публичной власти было сформулировано постановлением Конституционного Суда России от 15.01.98 №3-П.
Сложность, комплексность и объемность норм административного законодательства, наиболее применяемого в организации и функционировании местного самоуправления негативно влияет на эффективность деятельности органов местного самоуправления (ввиду отсутствия законодательного закрепления административных процедур), что создает предпосылки для коррупции и различных должностных правонарушений, так как контроль со стороны граждан практически не налажен, а государственные способы контроля могут осуществляться в соответствии со ст. 132 Конституции РФ только в случае передачи им законом материальных и финансовых государственных средств.
Система муниципального права включает в себя основные понятия, категории и принципы науки муниципального права; теоретические и методологические основы муниципального права; основы правового регулирования местного самоуправления их правоотношения с органами государственной власти; правовое регулирование финансово-экономической основы местного самоуправления; организационно-правовые основы местного самоуправления; особенности осуществления деятельности местного самоуправления в городах и сельских поселениях.
Система местного самоуправления включает в себя основные элементы организации управления по осуществлению функций, задач и целей местного значения. В эту систему входят субъекты и объекты управления, прямые связи (в форме решений и распоряжений органов власти местного самоуправления и их уполномоченных должностных лиц), обратные связи (в форме отчетов, докладов, контроля и проверки исполнения, опросов, анкетирования и др.) и факторы воздействия внешней среды (т.е. условия среды функционирования органа местного самоуправления
Формы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления формы прямого и опосредованного (через представителей) участия населения (жителей данной территории) в решении вопросов местного значения
Местное самоуправление в РФ осуществляется в двух формах:
- непосредственно (выборы, референдум, сходы, собрания и пр.);
- через выборные и иные органы (Дума, Глава города, староста администрации, комитеты, советы и пр.).
Раскрывая формы местного самоуправления, ст. 130 Конституции Российской Федераций устанавливает, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямо от волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы осуществления местного самоуправления закрепляются в Федеральном законе "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Непосредственные формы местного самоуправления
К непосредственным формам местного самоуправления относятся формы прямого волеизъявления граждан осуществления местного самоуправления, закрепленные в гл. IV Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
А именно:
— местный референдум;
— муниципальные выборы;
— собрания (сходы) граждан;
— народная правотворческая инициатива;
— обращения граждан в органы местного самоуправления;
— территориальное общественное самоуправление;
— другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 360.