Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определённую целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8, 34, 74, 75) закрепляет следующие принципы регулирования рыночных отношений, позволяющих сформировать понятие конституционного института основ экономического строя:
· единого экономического пространства;
· свободы экономической деятельности;
· многообразия и равенства различных форм собственности;
· поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Отсутствие нормативного закрепления понятия «единое экономическое пространство», не относит его к числу ясных правовых. Оно выражается в стремлении народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами игры.
В преамбуле Конституции провозглашается необходимость «сохранения исторически сложившегося государственного единства», которое обеспечивается единством власти, территории и закона.
В справочной экономической литературе рассматриваемое понятие определяется как «интегральное единство экономико-географического и экономического факторов развития общества и государства» Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 273..
Объединение интересов производителей и собственников, направленное на реализацию их хозяйственных интересов составляет основу функционирования единого экономического пространства. Указанная интеграция возможна только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что и гарантируется следующими положениями Конституции:
· на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (статья 74);
· правило о единой денежной единице, осуществлении денежной эмиссии исключительно Центральным банком Российской Федерации (статья75);
· общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (часть 3 статьи 75).
Из указанных норм Конституции следует обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, которая конкретизируется пунктом «ж» статьи 71 Конституции, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка. Без обеспечения приоритетного действия законов, закрепляющих данные правовые основы (Гражданский, Кодекс законов о труде, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, валютного, таможенного регулирования, о регистрации юридических лиц и другие) на территории всего государства, единое экономическое пространство не сформируется.
Интеграция интересов производителей и собственников, направленных на реализацию их экономических интересов основывается не только на свободном движение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы, но и информации. Указанное положение прямо не закрепляется в Конституции как гарантия единого экономического пространства, но часть 4 статьи 29 Основного закона относит право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию к числу основных, регулирование этого вопроса находится в ведении Российской Федерации (подпункт «в» статьи 71 Конституции). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 4-П от «04» марта 1997 года «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995года «О рекламе» отметил, что единство экономического пространства не достичь без создания единой информационной системы рынка Российская газета. № 53 от 18 марта 1997 года..
Конституция РФ 1993 года в отличие от Конституций советского периода отказалась от идеи государственного планирования, но изучение зарубежной практики организации производства показывает, что процесс экономического развития не только совместим с планированием, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов и т.д. Данная идея при правильном ее применении имеет положительные стороны. Впервые сформулированная в марксизме и начавшая осуществляться в странах тоталитарного социализма, она оказала огромное влияние на страны с рыночной экономикой. Перспективные планы и программы со сроком на 5 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и других странах. Планирование (программирование) в этих странах не носит жесткого характера, основывается на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование); имеет рекомендательный характер по отношению к частным производителям и частным собственникам и сочетает взаимные интересы общества, государства и отдельных товаропроизводителей. Планирование позволяет видеть перспективу развития общества, тенденции его движения, своевременно вносить коррективы, упорядочивает деятельность. Изменив формы и методы государственного планирования, использовать этот принцип не для директивного руководства, а для ориентации экономического развития страны.
Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Следовательно, выделяются такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные. Помимо форм собственности выделяют также виды собственности, определяемые по различным критериям. В частности к видам собственности относят общую совместную собственность, общую долевую собственность.
По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. В частности, граждане могут быть собственниками различных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, жилых домов и квартир). Конституция РФ провозглашает право граждан иметь в частной собственности землю (земельные участки). Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности государства, не может быть собственностью граждан.
Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.
Государственная собственность в РФ составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.
Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления; 2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.).
В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности. Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям а также другим муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, представляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за предприятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ведении муниципального образования.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.