Конституционный строй – это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.
Наиболее важные принципы конституционного строя России:
• Политико-правовая сфера:
- принцип народовластия (статья 2) – выборная система избрания верховной государственной власти и местного самоуправления на определенный срок;
- принцип приоритета прав и свобод человека (статья 2) является основным предметом обеспечения и защиты конституционного строя;
- принцип правового характера государства (статья 1) — государство самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, данным нормам обязаны подчиняться все без исключения должностные лица, государственные органы, общественные организации и граждане;
- принцип республиканизма (статья 1) – наше государство представляет собой смешанную республику, одновременно обладая признаками парламентской и президентской республики;
- принцип федерализма (статья 1) – устанавливает форму демократизации управления государством;
- принцип разделения власти (статья 10) — на основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную;
- принцип местного самоуправления (статья 12);
- принцип отделения религии от государства (статья 14).
• Социально-экономическая сфера:
- принцип многообразия и равенства форм собственности (статья 8,9);
- принцип единого экономического пространства (статья 8);
- принцип социальной направленности политики государства (статья 7) — главной задачей государства определено достижение высокого общественного прогресса, при котором характеризуется рост благосостояния граждан, в том числе, улучшения их жизни, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.
• Культурно-идеологическая сфера:
- принцип идеологического плюрализма (статья 13);
- принцип отделения идеологии от государства (статья 13);
- принцип равенства религии и религиозных объединений (статья 14).
• Международная сфера:
- принцип приоритета правил международных договоров РФ над внутренними законами (статья 15);
- принцип открытости российской правовой системы (статья 15).
25. Охарактеризуйте министерства и иные структуры федеральной исполнительной власти РФ. Проанализируйте порядок образования, компетенции, принимаемые акты.
Федеральные министерства
Статус федерального министерства составляют следующие положения:
- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
- возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром Российской Федерации (федеральный министр);
- на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской РФ и Правительства РФ;
- в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
- осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Порядок образования.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры относятся к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, имеют особый юридический статус и в связи с высоким занимаемым положением в иерархии федеральной исполнительной власти назначаются Президентом Российской Федерации.
Кандидатуры на эти государственные должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры являются членами Правительства.
Федеральные службы
Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.
Структура компетенции:
1) цели и задачи органа исполнительной власти;
2) совокупность функций государственного органа;
3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);
4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.
Статус федеральной службы (службы) выглядит следующим образом:
- осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;
- возглавляется руководителем (директором) федеральной службы (федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа);
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;
- не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Руководители назначаются распоряжением Правительства РФ.
ФСКН – борьба с наркотиками, ФСБ, ФСО и т.д.
Федеральные агентства
Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральное агентство:
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;
- возглавляется руководителем (директором) федерального агентства (федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа);
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;
- ведет реестры, регистры и кадастры;
- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.
Руководители агентств назначаются распоряжением Правительства РФ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 320.