Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
Раскройте сущность Федерального Собрания РФ как парламента России. (?)
Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.
В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента — Совет Федерации — входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.
Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно. Заседания палат являются обычно открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми.
Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно — Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).
Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.
К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами — членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 329.