ДОКУМЕНТЫ – ПЕЧАТНЫЕ, РУКОПИСНЫЕ и тд МАТЕРИАЛЫ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);
2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.).
1) личные (авторские документы (автобиография, дневник, письма, история болезни и тд)
2) безличные (статистические материалы, финансовая отчётность и др.)
ТРАДИЦИОННЫЙ \\ КЛАССИЧЕСКИЙ | ФОРМАЛЬНЫЙ \\ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ |
- это совокупность умственных действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. При традиционном анализе социологу необходимо установить авторство документа, цель, время, социальный контекст его создания. Отвечая на эти вопросы и изучая содержание документа, социолог получает информацию, нужную ему с точки зрения цели и задач социологического исследования. Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от содержания документа, цели, задач исследования и, конечно, от научной квалификации, опыта и творческой интуиции исследователя. Изложенные особенности традиционного анализа показывают, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. | это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу. Суть данного метода состоит в перевод текстовой информации в количественные показатели, нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов. Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот вид часто используется спецслужбами. |
Образование как социальный институт
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
ДОШКОЛЬНОЕ, ШКОЛЬНОЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ.
НАПРАВЛЕН НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВНОСИТ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД В ИНТЕГРАЦИЮ ОБЩЕСТВА И СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ СТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ДАННОМУ ЕДИНОМУ ОБЩЕСТВУ.
СОРОКИН ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ (ОСОБЕННО ВЫСШЕЕ) ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕБОРАЗНЫМ ЛИФТОМ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЛЮДИ ПОВЫШАЮТ СВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
ГАРМОНИЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Семья и брак, классификация и функции семей, брак и его формы.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (ПОДЫНСТИТУТЫ БРАКА, РАЗВОДА, ДЕТОРОЖДЕНИЯ).
1) РЕПРОДУКТИВНАЯ Ф-ЦИЯ
2) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
3) ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
4) РЕКРЕАТИВНАЯ
ТРАДИЦИОННАЯ (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ) | НЕТРАДИЦИОННАЯ | ЭГАЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ (семья равных) |
Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства. | В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд. | а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений. |
ПО ФОРМЕ БРАКА: | |||||||
МОНОГАМНЫЕ | ПОЛИАНДРИЯ | ПОЛИГИНИЯ | ГРУППОВОЙ БРАК (НЕСК Ж + НЕСК М) | ||||
ПО СОСТАВУ: | |||||||
НУКЛЕАРНЫЕ (ПРОСТЫЕ) | СЛОЖНЫЕ | ||||||
ПО ЧИСЛУ ДЕТЕЙ: | |||||||
БЕЗДЕТНЫЕ |
ОДНОДЕТНЫЕ
МАЛОДЕТНЫЕ
МНОГОДЕТНЫЕ (3 И БОЛЕЕ)
Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.
По правовым последствиям
· Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.
· Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака.
· Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения),
· Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами.
Развитие социологии в Беларуси
Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.
Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е гг. XX века.
В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры.
В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии.
Социальными исследованиями стал заниматься созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. З. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925).
Работы белорусских социологов не отличались особой оригинальностью, они либо воспроизводили идеи западной социологии, либо продолжали марксистскую традицию. Исключение составляла работа С. М. Василейского, посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации.
В середине 1930-х гг. социологические исследования в Беларуси, были прекращены, и до середины 1950-х гг.
Развитие белорусской социологии продолжается только с середины 1960-х гг.
Создаются проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства.
В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком.
В 1970 году сектор был преобразован в отдел социальных исследований.
В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 году он был преобразован в Центр социологических исследований.
В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А. Н. Елсукова.
В 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии, создание которого способствовало укреплению базы социологических исследований.
В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии.
Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман, И. В. Котляров, С. В. Лапина и др.
Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ БЕЛАРУСИ:
- ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
- ИЗНАЧАЛЬНОЕ ОТСУТСВИЕ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И ВЫСШИХ УЧ.ЗАВЕДЕНИЙ
- ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
-ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У ТЕХ, КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ БЕЛОРУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1 . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО УРОВНИ
3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ЕЕ ФУНКЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
5. ВЗГЛЯДЫ О.КОНТА – ОСНОВОПОЛОЖЕННИКА СОЦИОЛОГИИ
6. П.СОРОКИН – СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО
7. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ
8. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ЕЕ ТЕОРИИ
10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ М.ВЕБЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
11. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ТИПОЛОГИЯ
12. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ЕГО СТРУКТУРА, ЧЕРТЫ
13. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
14. СЕМЬЯ И БРАК, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЕЙ, БРАК И ЕГО ФОРМЫ
15. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ, ЭТАПЫ
16. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
17. ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
18. ОПРОС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
19. АНКЕТНЫЙ ОПРОС
20. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
21. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
22. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 463.