АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ – 1 ИЗ ШИРОКО ПРИМЕНЯЕМЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ СБОРА И АНАЛИЗА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРИ КОТОРОМ В КАЧ-ВЕ ГРАВНОГО ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДОКУМЕНТЫ – ПЕЧАТНЫЕ, РУКОПИСНЫЕ и тд МАТЕРИАЛЫ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);
2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.).

1) личные (авторские документы (автобиография, дневник, письма, история болезни и тд)
2) безличные (статистические материалы, финансовая отчётность и др.)

ТРАДИЦИОННЫЙ \\ КЛАССИЧЕСКИЙ ФОРМАЛЬНЫЙ \\ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
- это совокупность умственных действий, направленных на раскрытие содержания материала документа.  При традиционном анализе социологу необходимо установить авторство документа, цель, время, социальный контекст его создания. Отвечая на эти вопросы и изучая содержание документа, социолог получает информацию, нужную ему с точки зрения цели и задач социологического исследования.  Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от содержания документа, цели, задач исследования и, конечно, от научной квалификации, опыта и творческой интуиции исследователя. Изложенные особенности традиционного анализа показывают, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.   это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу. Суть данного метода состоит в перевод текстовой информации в количественные показатели, нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов. Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот вид часто используется спецслужбами.

Образование как социальный институт

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
ДОШКОЛЬНОЕ, ШКОЛЬНОЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ.

НАПРАВЛЕН НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВНОСИТ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД В ИНТЕГРАЦИЮ ОБЩЕСТВА И СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ СТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ДАННОМУ ЕДИНОМУ ОБЩЕСТВУ.

СОРОКИН ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ (ОСОБЕННО ВЫСШЕЕ) ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕБОРАЗНЫМ ЛИФТОМ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЛЮДИ ПОВЫШАЮТ СВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ.


Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

ГАРМОНИЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Семья и брак, классификация и функции семей, брак и его формы.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (ПОДЫНСТИТУТЫ БРАКА, РАЗВОДА, ДЕТОРОЖДЕНИЯ).

1) РЕПРОДУКТИВНАЯ Ф-ЦИЯ

2) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

3) ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

4) РЕКРЕАТИВНАЯ

ТРАДИЦИОННАЯ (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ) НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭГАЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ (семья равных)
Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. а) экономическая зависимость женщины от супруга;  б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);  в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд. а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

 

ПО ФОРМЕ БРАКА:

МОНОГАМНЫЕ
( 1 МУЖ + 1 ЖЕН.)

ПОЛИАНДРИЯ
(1 Ж.+ НЕСК.СУПРУГОВ)

ПОЛИГИНИЯ
(1 М + НЕСК. Ж.)

ГРУППОВОЙ БРАК (НЕСК Ж + НЕСК М)

ПО СОСТАВУ:

НУКЛЕАРНЫЕ (ПРОСТЫЕ)
МУЖ+ЖЕНА+ДЕТИ
А)ПОЛНЫЕ
Б)НЕПОЛНЫЕ

СЛОЖНЫЕ
ВКЛЮЧАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ

 ПО ЧИСЛУ ДЕТЕЙ:

БЕЗДЕТНЫЕ






















ОДНОДЕТНЫЕ

МАЛОДЕТНЫЕ

МНОГОДЕТНЫЕ (3 И БОЛЕЕ)

               

Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.
По правовым последствиям

· Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.

· Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака.

· Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения),

· Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами.

Развитие социологии в Беларуси

Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.

Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е гг. XX века.
В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры.
В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии.
Социальными исследованиями стал заниматься созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. З. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925).
 Работы белорусских социологов не отличались особой оригинальностью, они либо воспроизводили идеи западной социологии, либо продолжали марксистскую традицию. Исключение составляла работа С. М. Василейского, посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации.

В середине 1930-х гг. социологические исследования в Беларуси, были прекращены, и до середины 1950-х гг.

Развитие белорусской социологии продолжается только с середины 1960-х гг.
Создаются проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства.
В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком.
В 1970 году сектор был преобразован в отдел социальных исследований.
В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 году он был преобразован в Центр социологических исследований.
В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А. Н. Елсукова.
В 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии, создание которого способствовало укреплению базы социологических исследований.
В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии.
Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман, И. В. Котляров, С. В. Лапина и др.
Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ БЕЛАРУСИ:
- ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
- ИЗНАЧАЛЬНОЕ ОТСУТСВИЕ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И ВЫСШИХ УЧ.ЗАВЕДЕНИЙ
- ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
-ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У ТЕХ, КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ БЕЛОРУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1 . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО УРОВНИ
3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ЕЕ ФУНКЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
5. ВЗГЛЯДЫ О.КОНТА – ОСНОВОПОЛОЖЕННИКА СОЦИОЛОГИИ
6. П.СОРОКИН – СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО
7. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ
8. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ЕЕ ТЕОРИИ
10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ М.ВЕБЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
11. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ТИПОЛОГИЯ
12. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ЕГО СТРУКТУРА, ЧЕРТЫ
13. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
14. СЕМЬЯ И БРАК, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЕЙ, БРАК И ЕГО ФОРМЫ
15. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ, ЭТАПЫ
16. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
17. ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
18. ОПРОС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
19. АНКЕТНЫЙ ОПРОС
20. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
21. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
22. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

 








































Дата: 2018-12-28, просмотров: 386.