Г. – Огюст Конт впервые использовал термин «социология» в книге «Курс позитивной философии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г. – Огюст Конт впервые использовал термин «социология» в книге «Курс позитивной философии»

 

Первоначально по значению социология = «обществоведение».
Позднее слово приобрело др. значение.
Его чаще связывают с исследование социальных систем, т.е. общностей людей, среди к-х:
-общество в целом
-большие и малые соц.группы
-соц.институты
и их взаимодействие между собой.

 

СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОПР.УСЛОВИЯХ СУЩ-Я И В ПРОЦЕССЕ ИЗМ-Я И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (Например, общество в целом, конкретные соц.группы, соц.организации и институты, соц.нормы, ценности и т.д.)

 

В каждом научном исследовании предмет и объект д.б. чётко определены!
(К примеру, в суденческом коллективе (объект) в кач-ве предмета исследования м.б. успеваемость студентов, их сост.здоровья, гражданские позиции и др.)

 

Структура социологического знания
и его уровни

СТРУКТУРА СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – СОВ-ТЬ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ДИНАМИЧНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
- ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОБЩНОСТЕЙ -ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ -СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В НЕБОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ (семья, коллектив)

 

I. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ \ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОМ ОРГАНИЗМЕ, ГДЕ
 ИЗУЧ.СИСТЕМА ЕГО МЕХАНИЗМОВ,
 РАСКРЫВАЕТСЯ МЕСТО ОСН. СОЦ.СВЯЗЕЙ,
ФОРМИР.ПРИНЦИПЫ СОЦ.ПОЗНАНИЯ,
АНАЛИЗИР. СОЦ.ЯВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДР.ЯВЛЕНИЯМИ (политич., эконом.)

 

II. ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

А) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦ-Я СЕЛА, ГОРОДА, МОЛОДЁЖИ)
Б) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
(СОЦ-Я ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЯ)
В) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
(СОЦ-Я ПРЕСТУПНОСТИ, МИГРАЦИИ)

 

III. КОНКРЕТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (КСИ)
ПРИМЕНЯЕМ МЕТОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮРОВАНИЯ и т.д.
А) ПО МАШТАБУ:
-МЕЖДУНАРОДНЫЕ
-ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ
-РЕЛИГИОЗНЫЕ
-МЕСТНЫЕ

Б) ПО ВРЕМЕНИ:
-ДИТЕЛЬНЫЕ
-ОПЕРАТИВНЫЕ

В)ПО ЦЕЛЯМ:
-ФУНДОМЕНТАЛЬНЫЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ
-ПРИКЛАДНЫЕ – ИЗУЧЕНИЕ НАЗРЕВНИХ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕСТВЕ

 

Место социологии в системе общественных наук и её функции

СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ

КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ НАУК ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, НО
 СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ЕГО ДЕФАКТО (ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС),
А ИСТОРИЯ – ПОСТФАКТУМ (ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО)
ИСТОРИЯ НЕ МОЖЕТ ОТОЙТИ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СОБЫТИЙ, А
СОЦИОЛОГИЯ ОБОЩАЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.
ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ ТО, ЧТО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОПИРАЮТСЯ НА ОПР.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУК В ОБР.СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ, К-Я ДАЁТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ВЗИМОСВЯЗЬ НАУК В ТОМ, ЧТО СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СУБЪЕКТАМИ И ОБЪЕКТАМИ ПОЛИТИКИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ И ФОРМА ЖИЗНИ ЧЕЛ-А;
ПОЛИТИКА СУЩ-Т ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

ОБЩЕЕ: РАССМАТРИВАЮТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ.
НО ПРИ ЭТОМ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО КАК ЧАСТЬ МИРОЗДАНИЯ, А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ САМО ОБЩЕСТВО, ТО, ЧТО В НЁМ ПРОИСХОДИТ.

СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТ-ТЬ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.
ЭКОНОМИКА ИССЛЕДУЕТ ТОЛЬКО 1 СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ,
А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ШИРОКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ.

 

ФУНЦКИИ СОЦИОЛОГИИ

ТЕОРЕТИКО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ




































ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

СВЯЗАНА С ИЗУЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ И ЕГО ОТД.СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫРАБАТЫВАЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ

Основные этапы и предпосылки
возникновения  социологии

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ:

I. 19- н.20 вв.
- ПОЯВЛЕНИЕ 1-ЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.

ЭТО ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ
(Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм)

II. 20-40-е гг. 20в. (между двумя мировыми войнами)
- БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ,
- ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРУ ПРОИЗВОДСТВА И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ,
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
(Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Чарльз Кули, Джорж Герберт Мид и др.)

III. к.40-х гг. 20 в., т.е. после 2 мировой войны – современный этап.
-УСИЛЕНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ТАК И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- АКТИВАЦИЯ ПОПЫТОК ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ УРОВНЯМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ =>
=> СОЗД. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
(Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс др.)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЗАНЫ С РЯДОМ СОБЫТИЙ В ЕВРОПЕ К 19в.
ВО-ПЕРВЫХ, К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ СФОРМИРОВАЛСЯ МИРОВОЙ РЫНОК.
В ОБЩЕСТВЕ, ОСОБЕННО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОЗИЦИЙ КОНКРЕТНОГО И ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА.

ВО-ВТОРЫХ, ВСЁ БОЛЕЕ ОБОСТРЯВШИЕСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СТИМУЛИРОВАЛИ ПОПЫТКИ РЯДА УЧЁНЫХ НАУЧНО ОСМЫСЛИТЬ ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМ-Я В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.















РАБО-ВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ

ФЕОДАЛЬНОЕ

КАПИТАЛ-ИСТИЧЕСКОЕ

СОЦИАЛИ-СТИЧЕСКОЕ

В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ:

НЕГРАЖДАНСКОЕ
ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НАРОДОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ДОГРАЖДАНСКОЕ
ИМЕЕТ ГОС-ВО, НО ОНО ПОДАВЛЯЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН И КОНТРОЛИРУЕТ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВСЕХ ОСН.СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ГРАЖДАНСКОЕ
СВЯЗАНО С НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ДЕЯТ-ТИ ЛЮДЕЙ, Т.Е. ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ГРАЖДАН СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, БЕЗ ПОСТОЯННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОС.ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ:

ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
В ОСНОВЕ ЛЕЖАТ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ, АГРАРНО-РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОСЗВОДСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ НА БАЗЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(ИНФОРМАЦИОННОЕ)
СВЯЗАНО С ПЕРЕХОДОМ ОТ ТОВАРОПРОИЗВОДЯЩЕЙ ЭКОНОМИКИ К РАЗВИТИЮ СФЕРЫ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ ПЛОДОВ






АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО

ПАСТОРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО

СОВРЕМЕННОГО МИРА
(ИНДУСТРИАЛЬНОЕ)

                       

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
1. СОЦИАЛЬНАЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОБЪЕКТОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ М.Б. НЕ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, НО И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ С НЕЙ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, СЕМЬЯ, БЫТ И ДР СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Социальная стратификация и ее теории

ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО В ВИДЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ «ПИРАМИДЫ», НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ НАХОДЯТСЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ, А У ОСНОВАНИЯ – ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ С МЕНЕЕ ВЫГОДНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТИТУТ – УСТОЙЧИВАЯ СОВ-ТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

 

ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ СОЦ.ИНСТИТУТОВ ПРИЗНАКИ:

СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ), В РАМКАХ К-Х РАЗВИВАЕТСЯ ДЕЯТ-ТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТСТИТУТОВ.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – СИСТЕМА ЛОГИЧЕСКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР, СВЯЗАННЫХ ЕДИНОЙ ЦЕЛЬЮ: ПОЛУЧИТЬ ОБЪЕКТИВНО ДОСТОВЕРНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ЗУЧАЕМОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ИЛИ ЯВЛЕНИИ ДЛЯ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМИНЕНИЯ.

ЭТАПЫ:

1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИССЛ-Я;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ И ВЫБОРОЧНОЙ СОВ-ТИ;
- ПРОВЕДЕНИЕ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ;
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ;
- РАЗРАБОТКА ТЕРАЖИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛИЯ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕТЫ.








ПОЛЕВОЙ

ЭТАП ПОДГОТОВКИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

4) АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКА ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ВИДЫ :

ПИЛОТАЖНОЕ \\ РАЗВЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОПИСАТЕЛЬНОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ
КОГДА ОБЪЕКТ МАЛО ИЗУЧЕН, ТРЕБУЕТСЯ УТОЧНИТЬ ПРОБЛЕМУ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧУ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРОВОДИТСЯ В НЕБОЛЬШИХ ГРУППАХ (20-25 человек) (бригада) ЦЕЛЬ: ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ЦЕЛОСТНОГО ХАР-РА ОБ ИЗУЧАЕМОМ ЯВЛЕНИИ (Пример: социальный портрет современного студента) (цех, предприятие)  В КАЧ-ВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЛАГАЮТСЯ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ (республика)

ГРУППЫ:

РАЗОВЫЕ \\ ТОЧЕЧНЫЕ ПОВТОРНОЕ
 ЗНАНИЯ О СОСТАВЕ ОБЪЕКТА НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЕ 1го И ТОГО ЖЕ ИЛИ РАЗНЫХ КОНТИНГЕНТОВ ЛИЦ, ПРОВОДИМЫХ ЧЕРЕЗ ОПР.ВРЕМЯ ПО ОДИНАКОВЫМ ИЛИ РАЗЛИЧНЫМ МЕТОДИКАМ А) ПАНЕЛЬНЫЕ (ОПРОСЫ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ОДИНАКОВЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ) Б) ЛАНКЕТЮДНЫЕ (ИССЛ-Е 1 И ТОЙ ЖЕ СОВ-ТИ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ОПР. ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ ПО ЕДИНОЙ МЕТОДИКЕ) В) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ИССЛ-Е ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ)

Программа социологического исследования и его структура


РАЗДАТОЧНЫЙ

ПРЕССОВЫЙ

ПОЧТОВЫЙ

По повторяемости:

ОДНОРАЗОВЫЕ

ПАНЕЛЬНЫЕ

ТРЕНДОВЫЕ

По степени формализации:

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ

СВОБОДНЫЕ

КОМБИНИРОВАННЫЕ

 

По глубине исследования:

КЛИНИЧЕСКИЕ (МОНОГРАФИЧЕСКИЕ)

ФОКУСИРОВАННЫЕ

МИНИ-ОПРОСЫ

По месту проведения:

ПО МЕСТУ РАБОТЫ\УЧЁБЫ УЛИЧНЫЕ

В МЕСТАХ ОТДЫХА

ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

По кол-ву респондентов:

СПЛОШНЫЕ

ВЫБОРОЧНЫЕ

         

 

Анкетный опрос: недостатки и преимущества, виды вопросов в анкете

ЛАБОРАТОРНОЕ

ЛАБОРАТОРНО-ПОЛЕВОЕ

По степени регламентации во времени:

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИМОЕ, НЕПРЕРЫВНОЕ ИЛИ ЧЕРЕЗ ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ
ПО МЕРЕ ПОЯВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ СИТУАЦИЙ НАБЛЮДЕНИЯ, ОБЫЧНО В ПРОЦЕССЕ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ДРУГИМИ МЕТОДАМИ

СЛУЧАЙНОЕ        

 

Проблемы выборки социологического исследования

ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ – ЧАСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЪЕКТА ИССЛ-Я, ИЗВЛЕЧЁННАЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ ИЗ ЦЕЛОГО И ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ (НАБЛЮДЕНИЯ).
В КАЧ-ВЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРКИ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ ИЗ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ (например, данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и др. док-ты, к которым имеет доступ социолог)

ОШИБКА ВЫБОРКИ – СТЕПЕНЬ ОТКЛОНЕНИЯ ВЫБОРКИ ОТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ ПО НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВ-ТЬ – СОВ-ТЬ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, К-Я ПОДЛЕЖИТ ИЗУЧЕНИЮ В ПРЕДЕЛАХ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛ-Я.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК ВЫБОРКИ:

СЛУЧАЙНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
ОТКЛОНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫБОРОЧНОЙ СОВ-ТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ИССЛЕДУЕМОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ. СВЯЗАНЫ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ПОГРЕШНОСТЯМИ И НЕПРЕДВИДЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРОЦЕДУРЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ (ПРОЦЕДУРНЫЕ ОШИБКИ , ДОПУШЕННЫЕ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ПРИЗНАКОВ) ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕАДЕКВАТНОСТИ ВЫБОРКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ (НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ, ОТБОР НАИБОЛЕЕ «УДОБНЫХ» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ), А ТАК ЖЕ И-ЗА НЕСООТВЕТСТВИЯ ВЫБОРКИ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Социальные группы в структуре общества и их типология

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ – СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ ДРУГ С ДРУГОМ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОБРАЗОВАННУЮ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ И СВОЙСТВАМ: ВОЗРАСТНЫМ, ПОЛОВЫМ, РАСОВЫМ, ИМУЩЕСТВЕННЫМ.
В УЗКОМ СМЫСЛЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЛЮДЕЙ, ИХ МЕСТОМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА (Например, рабочий класс, сельские жители, пенсионеры)

СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СОСТАВЛЯЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ:

1. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И СЛОИ

2. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

5. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

7. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ

8. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБЩНОСТИ

9. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

По характеру связей между членами группы:

ПЕРВИЧНЫЕ СВЯЗАНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ, ДУХОВНЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, СПОСОБНЫ ОКАЗЫВАТЬ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА ВТОРИЧНЫЕ ПРЕОБЛАДАЮТ БЕЗЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: РАЗЛИЧНЫЕ КЛУБЫ, КОМИТЕТЫ И Т.Д.

По уровню официальности их формирования:

ФОРМАЛЬНЫЕ СОЗД. И РЕГУЛИРУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, ИНСТРУКЦИЯМИ, ПРИКАЗАМИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ СТИХИЙНО, НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ И АВТОРИТЕТА ЛИДЕРОВ

По степени объективности (реальности) их существования:

РЕАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ С КОНКРЕТНЫМИ ФУНКЦИЯМИ НОМИНАЛЬНЫЕ (УСЛОВНЫЕ) ФОРМИРУЮТСЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИЗНАКАМ, ВАЖНЫМ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

Анализ документов и его виды






ОДНОДЕТНЫЕ

МАЛОДЕТНЫЕ

МНОГОДЕТНЫЕ (3 И БОЛЕЕ)

               

Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.
По правовым последствиям

· Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.

· Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака.

· Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения),

· Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами.

Развитие социологии в Беларуси

Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.

Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е гг. XX века.
В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры.
В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии.
Социальными исследованиями стал заниматься созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. З. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925).
 Работы белорусских социологов не отличались особой оригинальностью, они либо воспроизводили идеи западной социологии, либо продолжали марксистскую традицию. Исключение составляла работа С. М. Василейского, посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации.

В середине 1930-х гг. социологические исследования в Беларуси, были прекращены, и до середины 1950-х гг.

Развитие белорусской социологии продолжается только с середины 1960-х гг.
Создаются проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства.
В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком.
В 1970 году сектор был преобразован в отдел социальных исследований.
В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 году он был преобразован в Центр социологических исследований.
В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А. Н. Елсукова.
В 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии, создание которого способствовало укреплению базы социологических исследований.
В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии.
Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман, И. В. Котляров, С. В. Лапина и др.
Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ БЕЛАРУСИ:
- ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
- ИЗНАЧАЛЬНОЕ ОТСУТСВИЕ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И ВЫСШИХ УЧ.ЗАВЕДЕНИЙ
- ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
-ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У ТЕХ, КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ БЕЛОРУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1 . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО УРОВНИ
3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ЕЕ ФУНКЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
5. ВЗГЛЯДЫ О.КОНТА – ОСНОВОПОЛОЖЕННИКА СОЦИОЛОГИИ
6. П.СОРОКИН – СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО
7. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ
8. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ЕЕ ТЕОРИИ
10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ М.ВЕБЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
11. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ТИПОЛОГИЯ
12. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ЕГО СТРУКТУРА, ЧЕРТЫ
13. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
14. СЕМЬЯ И БРАК, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЕЙ, БРАК И ЕГО ФОРМЫ
15. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ, ЭТАПЫ
16. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
17. ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
18. ОПРОС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
19. АНКЕТНЫЙ ОПРОС
20. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
21. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
22. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

 








































г. – Огюст Конт впервые использовал термин «социология» в книге «Курс позитивной философии»

 

Первоначально по значению социология = «обществоведение».
Позднее слово приобрело др. значение.
Его чаще связывают с исследование социальных систем, т.е. общностей людей, среди к-х:
-общество в целом
-большие и малые соц.группы
-соц.институты
и их взаимодействие между собой.

 

СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОПР.УСЛОВИЯХ СУЩ-Я И В ПРОЦЕССЕ ИЗМ-Я И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (Например, общество в целом, конкретные соц.группы, соц.организации и институты, соц.нормы, ценности и т.д.)

 

В каждом научном исследовании предмет и объект д.б. чётко определены!
(К примеру, в суденческом коллективе (объект) в кач-ве предмета исследования м.б. успеваемость студентов, их сост.здоровья, гражданские позиции и др.)

 

Структура социологического знания
и его уровни

СТРУКТУРА СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – СОВ-ТЬ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ДИНАМИЧНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
- ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОБЩНОСТЕЙ -ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ -СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В НЕБОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ (семья, коллектив)

 

I. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ \ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОМ ОРГАНИЗМЕ, ГДЕ
 ИЗУЧ.СИСТЕМА ЕГО МЕХАНИЗМОВ,
 РАСКРЫВАЕТСЯ МЕСТО ОСН. СОЦ.СВЯЗЕЙ,
ФОРМИР.ПРИНЦИПЫ СОЦ.ПОЗНАНИЯ,
АНАЛИЗИР. СОЦ.ЯВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДР.ЯВЛЕНИЯМИ (политич., эконом.)

 

II. ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

А) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦ-Я СЕЛА, ГОРОДА, МОЛОДЁЖИ)
Б) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
(СОЦ-Я ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЯ)
В) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
(СОЦ-Я ПРЕСТУПНОСТИ, МИГРАЦИИ)

 

III. КОНКРЕТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (КСИ)
ПРИМЕНЯЕМ МЕТОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮРОВАНИЯ и т.д.
А) ПО МАШТАБУ:
-МЕЖДУНАРОДНЫЕ
-ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ
-РЕЛИГИОЗНЫЕ
-МЕСТНЫЕ

Б) ПО ВРЕМЕНИ:
-ДИТЕЛЬНЫЕ
-ОПЕРАТИВНЫЕ

В)ПО ЦЕЛЯМ:
-ФУНДОМЕНТАЛЬНЫЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ
-ПРИКЛАДНЫЕ – ИЗУЧЕНИЕ НАЗРЕВНИХ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕСТВЕ

 

Место социологии в системе общественных наук и её функции

СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ

КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ НАУК ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, НО
 СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ЕГО ДЕФАКТО (ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС),
А ИСТОРИЯ – ПОСТФАКТУМ (ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО)
ИСТОРИЯ НЕ МОЖЕТ ОТОЙТИ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СОБЫТИЙ, А
СОЦИОЛОГИЯ ОБОЩАЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.
ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ ТО, ЧТО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОПИРАЮТСЯ НА ОПР.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУК В ОБР.СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ, К-Я ДАЁТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ВЗИМОСВЯЗЬ НАУК В ТОМ, ЧТО СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СУБЪЕКТАМИ И ОБЪЕКТАМИ ПОЛИТИКИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ И ФОРМА ЖИЗНИ ЧЕЛ-А;
ПОЛИТИКА СУЩ-Т ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

ОБЩЕЕ: РАССМАТРИВАЮТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ.
НО ПРИ ЭТОМ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО КАК ЧАСТЬ МИРОЗДАНИЯ, А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ САМО ОБЩЕСТВО, ТО, ЧТО В НЁМ ПРОИСХОДИТ.

СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТ-ТЬ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.
ЭКОНОМИКА ИССЛЕДУЕТ ТОЛЬКО 1 СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ,
А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ШИРОКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ.

 

ФУНЦКИИ СОЦИОЛОГИИ

ТЕОРЕТИКО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ




































ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

СВЯЗАНА С ИЗУЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ И ЕГО ОТД.СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫРАБАТЫВАЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ

Основные этапы и предпосылки
возникновения  социологии

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ:

I. 19- н.20 вв.
- ПОЯВЛЕНИЕ 1-ЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.

ЭТО ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ
(Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм)

II. 20-40-е гг. 20в. (между двумя мировыми войнами)
- БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ,
- ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРУ ПРОИЗВОДСТВА И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ,
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
(Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Чарльз Кули, Джорж Герберт Мид и др.)

III. к.40-х гг. 20 в., т.е. после 2 мировой войны – современный этап.
-УСИЛЕНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ТАК И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- АКТИВАЦИЯ ПОПЫТОК ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ УРОВНЯМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ =>
=> СОЗД. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
(Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс др.)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЗАНЫ С РЯДОМ СОБЫТИЙ В ЕВРОПЕ К 19в.
ВО-ПЕРВЫХ, К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ СФОРМИРОВАЛСЯ МИРОВОЙ РЫНОК.
В ОБЩЕСТВЕ, ОСОБЕННО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОЗИЦИЙ КОНКРЕТНОГО И ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА.

ВО-ВТОРЫХ, ВСЁ БОЛЕЕ ОБОСТРЯВШИЕСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СТИМУЛИРОВАЛИ ПОПЫТКИ РЯДА УЧЁНЫХ НАУЧНО ОСМЫСЛИТЬ ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМ-Я В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.




















Дата: 2018-12-28, просмотров: 454.