Г. – Огюст Конт впервые использовал термин «социология» в книге «Курс позитивной философии»
Первоначально по значению социология = «обществоведение».
Позднее слово приобрело др. значение.
Его чаще связывают с исследование социальных систем, т.е. общностей людей, среди к-х:
-общество в целом
-большие и малые соц.группы
-соц.институты
и их взаимодействие между собой.
СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОПР.УСЛОВИЯХ СУЩ-Я И В ПРОЦЕССЕ ИЗМ-Я И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (Например, общество в целом, конкретные соц.группы, соц.организации и институты, соц.нормы, ценности и т.д.)
В каждом научном исследовании предмет и объект д.б. чётко определены!
(К примеру, в суденческом коллективе (объект) в кач-ве предмета исследования м.б. успеваемость студентов, их сост.здоровья, гражданские позиции и др.)
Структура социологического знания
и его уровни
СТРУКТУРА СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – СОВ-ТЬ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ДИНАМИЧНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ | |
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ | МИКРОСОЦИОЛОГИЯ |
- ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОБЩНОСТЕЙ -ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | -СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В НЕБОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ (семья, коллектив) |
I. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ \ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОМ ОРГАНИЗМЕ, ГДЕ
ИЗУЧ.СИСТЕМА ЕГО МЕХАНИЗМОВ,
РАСКРЫВАЕТСЯ МЕСТО ОСН. СОЦ.СВЯЗЕЙ,
ФОРМИР.ПРИНЦИПЫ СОЦ.ПОЗНАНИЯ,
АНАЛИЗИР. СОЦ.ЯВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДР.ЯВЛЕНИЯМИ (политич., эконом.)
II. ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
А) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦ-Я СЕЛА, ГОРОДА, МОЛОДЁЖИ)
Б) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (СОЦ-Я ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЯ)
В) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (СОЦ-Я ПРЕСТУПНОСТИ, МИГРАЦИИ)
III. КОНКРЕТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (КСИ)
ПРИМЕНЯЕМ МЕТОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮРОВАНИЯ и т.д.
А) ПО МАШТАБУ:
-МЕЖДУНАРОДНЫЕ
-ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ
-РЕЛИГИОЗНЫЕ
-МЕСТНЫЕ
Б) ПО ВРЕМЕНИ:
-ДИТЕЛЬНЫЕ
-ОПЕРАТИВНЫЕ
В)ПО ЦЕЛЯМ:
-ФУНДОМЕНТАЛЬНЫЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ
-ПРИКЛАДНЫЕ – ИЗУЧЕНИЕ НАЗРЕВНИХ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕСТВЕ
Место социологии в системе общественных наук и её функции
СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ
КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ НАУК ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, НО
СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ЕГО ДЕФАКТО (ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС),
А ИСТОРИЯ – ПОСТФАКТУМ (ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО)
ИСТОРИЯ НЕ МОЖЕТ ОТОЙТИ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СОБЫТИЙ, А
СОЦИОЛОГИЯ ОБОЩАЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.
ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ ТО, ЧТО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОПИРАЮТСЯ НА ОПР.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУК В ОБР.СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ, К-Я ДАЁТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
ВЗИМОСВЯЗЬ НАУК В ТОМ, ЧТО СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СУБЪЕКТАМИ И ОБЪЕКТАМИ ПОЛИТИКИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ И ФОРМА ЖИЗНИ ЧЕЛ-А;
ПОЛИТИКА СУЩ-Т ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
ОБЩЕЕ: РАССМАТРИВАЮТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ.
НО ПРИ ЭТОМ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО КАК ЧАСТЬ МИРОЗДАНИЯ, А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ САМО ОБЩЕСТВО, ТО, ЧТО В НЁМ ПРОИСХОДИТ.
СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТ-ТЬ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.
ЭКОНОМИКА ИССЛЕДУЕТ ТОЛЬКО 1 СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ,
А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ШИРОКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ.
ФУНЦКИИ СОЦИОЛОГИИ | ||
ТЕОРЕТИКО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ | ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ |
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
Основные этапы и предпосылки
возникновения социологии
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ:
I. 19- н.20 вв.
- ПОЯВЛЕНИЕ 1-ЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.
ЭТО ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ
(Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм)
II. 20-40-е гг. 20в. (между двумя мировыми войнами)
- БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ,
- ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРУ ПРОИЗВОДСТВА И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ,
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
(Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Чарльз Кули, Джорж Герберт Мид и др.)
III. к.40-х гг. 20 в., т.е. после 2 мировой войны – современный этап.
-УСИЛЕНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ТАК И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- АКТИВАЦИЯ ПОПЫТОК ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ УРОВНЯМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ =>
=> СОЗД. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
(Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс др.)
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЗАНЫ С РЯДОМ СОБЫТИЙ В ЕВРОПЕ К 19в.
ВО-ПЕРВЫХ, К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ СФОРМИРОВАЛСЯ МИРОВОЙ РЫНОК.
В ОБЩЕСТВЕ, ОСОБЕННО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОЗИЦИЙ КОНКРЕТНОГО И ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА.
ВО-ВТОРЫХ, ВСЁ БОЛЕЕ ОБОСТРЯВШИЕСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СТИМУЛИРОВАЛИ ПОПЫТКИ РЯДА УЧЁНЫХ НАУЧНО ОСМЫСЛИТЬ ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМ-Я В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
РАБО-ВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ
ФЕОДАЛЬНОЕ
КАПИТАЛ-ИСТИЧЕСКОЕ
В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ:
НЕГРАЖДАНСКОЕ
ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НАРОДОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ДОГРАЖДАНСКОЕ
ИМЕЕТ ГОС-ВО, НО ОНО ПОДАВЛЯЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН И КОНТРОЛИРУЕТ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВСЕХ ОСН.СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ГРАЖДАНСКОЕ
СВЯЗАНО С НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ДЕЯТ-ТИ ЛЮДЕЙ, Т.Е. ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ГРАЖДАН СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, БЕЗ ПОСТОЯННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОС.ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ:
ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
В ОСНОВЕ ЛЕЖАТ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ, АГРАРНО-РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОСЗВОДСТВО
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ НА БАЗЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(ИНФОРМАЦИОННОЕ)
СВЯЗАНО С ПЕРЕХОДОМ ОТ ТОВАРОПРОИЗВОДЯЩЕЙ ЭКОНОМИКИ К РАЗВИТИЮ СФЕРЫ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО
ПАСТОРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ТРАДИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО
СОВРЕМЕННОГО МИРА
(ИНДУСТРИАЛЬНОЕ)
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
1. СОЦИАЛЬНАЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОБЪЕКТОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ М.Б. НЕ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, НО И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ С НЕЙ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, СЕМЬЯ, БЫТ И ДР СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Социальная стратификация и ее теории
ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО В ВИДЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ «ПИРАМИДЫ», НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ НАХОДЯТСЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ, А У ОСНОВАНИЯ – ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ С МЕНЕЕ ВЫГОДНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТИТУТ – УСТОЙЧИВАЯ СОВ-ТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ СОЦ.ИНСТИТУТОВ ПРИЗНАКИ:
СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ), В РАМКАХ К-Х РАЗВИВАЕТСЯ ДЕЯТ-ТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТСТИТУТОВ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – СИСТЕМА ЛОГИЧЕСКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР, СВЯЗАННЫХ ЕДИНОЙ ЦЕЛЬЮ: ПОЛУЧИТЬ ОБЪЕКТИВНО ДОСТОВЕРНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ЗУЧАЕМОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ИЛИ ЯВЛЕНИИ ДЛЯ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМИНЕНИЯ.
ЭТАПЫ:
1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИССЛ-Я;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ И ВЫБОРОЧНОЙ СОВ-ТИ;
- ПРОВЕДЕНИЕ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ;
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ;
- РАЗРАБОТКА ТЕРАЖИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛИЯ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕТЫ.
ПОЛЕВОЙ
ЭТАП ПОДГОТОВКИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
4) АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКА ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ВИДЫ :
ПИЛОТАЖНОЕ \\ РАЗВЕДОВАТЕЛЬНОЕ | ОПИСАТЕЛЬНОЕ | АНАЛИТИЧЕСКОЕ |
КОГДА ОБЪЕКТ МАЛО ИЗУЧЕН, ТРЕБУЕТСЯ УТОЧНИТЬ ПРОБЛЕМУ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧУ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРОВОДИТСЯ В НЕБОЛЬШИХ ГРУППАХ (20-25 человек) (бригада) | ЦЕЛЬ: ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ЦЕЛОСТНОГО ХАР-РА ОБ ИЗУЧАЕМОМ ЯВЛЕНИИ (Пример: социальный портрет современного студента) (цех, предприятие) | В КАЧ-ВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЛАГАЮТСЯ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ (республика) |
ГРУППЫ:
РАЗОВЫЕ \\ ТОЧЕЧНЫЕ | ПОВТОРНОЕ |
ЗНАНИЯ О СОСТАВЕ ОБЪЕКТА НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ | ИССЛЕДОВАНИЕ 1го И ТОГО ЖЕ ИЛИ РАЗНЫХ КОНТИНГЕНТОВ ЛИЦ, ПРОВОДИМЫХ ЧЕРЕЗ ОПР.ВРЕМЯ ПО ОДИНАКОВЫМ ИЛИ РАЗЛИЧНЫМ МЕТОДИКАМ А) ПАНЕЛЬНЫЕ (ОПРОСЫ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ОДИНАКОВЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ) Б) ЛАНКЕТЮДНЫЕ (ИССЛ-Е 1 И ТОЙ ЖЕ СОВ-ТИ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ОПР. ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ ПО ЕДИНОЙ МЕТОДИКЕ) В) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ИССЛ-Е ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ) |
Программа социологического исследования и его структура
РАЗДАТОЧНЫЙ
ПОЧТОВЫЙ
По повторяемости:
ОДНОРАЗОВЫЕ
ТРЕНДОВЫЕ
По степени формализации:
СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ
КОМБИНИРОВАННЫЕ
По глубине исследования: | ||||
КЛИНИЧЕСКИЕ (МОНОГРАФИЧЕСКИЕ) |
ФОКУСИРОВАННЫЕ |
МИНИ-ОПРОСЫ | ||
По месту проведения: | ||||
ПО МЕСТУ РАБОТЫ\УЧЁБЫ | УЛИЧНЫЕ |
В МЕСТАХ ОТДЫХА | ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА | |
По кол-ву респондентов: | ||||
СПЛОШНЫЕ |
ВЫБОРОЧНЫЕ | |||
Анкетный опрос: недостатки и преимущества, виды вопросов в анкете
ЛАБОРАТОРНОЕ
По степени регламентации во времени:
ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ
ПО МЕРЕ ПОЯВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ СИТУАЦИЙ НАБЛЮДЕНИЯ, ОБЫЧНО В ПРОЦЕССЕ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ДРУГИМИ МЕТОДАМИ
Проблемы выборки социологического исследования
ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ – ЧАСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЪЕКТА ИССЛ-Я, ИЗВЛЕЧЁННАЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ ИЗ ЦЕЛОГО И ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ (НАБЛЮДЕНИЯ).
В КАЧ-ВЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРКИ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ ИЗ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ (например, данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и др. док-ты, к которым имеет доступ социолог)
ОШИБКА ВЫБОРКИ – СТЕПЕНЬ ОТКЛОНЕНИЯ ВЫБОРКИ ОТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ ПО НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВ-ТЬ – СОВ-ТЬ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, К-Я ПОДЛЕЖИТ ИЗУЧЕНИЮ В ПРЕДЕЛАХ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛ-Я.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК ВЫБОРКИ:
СЛУЧАЙНЫЕ | СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ |
ОТКЛОНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫБОРОЧНОЙ СОВ-ТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ИССЛЕДУЕМОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ. СВЯЗАНЫ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ПОГРЕШНОСТЯМИ И НЕПРЕДВИДЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРОЦЕДУРЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ (ПРОЦЕДУРНЫЕ ОШИБКИ , ДОПУШЕННЫЕ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ПРИЗНАКОВ) | ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕАДЕКВАТНОСТИ ВЫБОРКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ (НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ, ОТБОР НАИБОЛЕЕ «УДОБНЫХ» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВ-ТИ), А ТАК ЖЕ И-ЗА НЕСООТВЕТСТВИЯ ВЫБОРКИ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИССЛЕДОВАНИЯ. |
Социальные группы в структуре общества и их типология
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ – СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ ДРУГ С ДРУГОМ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОБРАЗОВАННУЮ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ И СВОЙСТВАМ: ВОЗРАСТНЫМ, ПОЛОВЫМ, РАСОВЫМ, ИМУЩЕСТВЕННЫМ.
В УЗКОМ СМЫСЛЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЛЮДЕЙ, ИХ МЕСТОМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА (Например, рабочий класс, сельские жители, пенсионеры)
СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СОСТАВЛЯЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ:
1. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И СЛОИ
2. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
5. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
7. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ
8. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБЩНОСТИ
9. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ
По характеру связей между членами группы: | |
ПЕРВИЧНЫЕ СВЯЗАНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ, ДУХОВНЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, СПОСОБНЫ ОКАЗЫВАТЬ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА | ВТОРИЧНЫЕ ПРЕОБЛАДАЮТ БЕЗЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: РАЗЛИЧНЫЕ КЛУБЫ, КОМИТЕТЫ И Т.Д. |
По уровню официальности их формирования: | |
ФОРМАЛЬНЫЕ СОЗД. И РЕГУЛИРУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, ИНСТРУКЦИЯМИ, ПРИКАЗАМИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ | НЕФОРМАЛЬНЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ СТИХИЙНО, НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ И АВТОРИТЕТА ЛИДЕРОВ |
По степени объективности (реальности) их существования: | |
РЕАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ С КОНКРЕТНЫМИ ФУНКЦИЯМИ | НОМИНАЛЬНЫЕ (УСЛОВНЫЕ) ФОРМИРУЮТСЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИЗНАКАМ, ВАЖНЫМ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА |
Анализ документов и его виды
ОДНОДЕТНЫЕ
МАЛОДЕТНЫЕ
МНОГОДЕТНЫЕ (3 И БОЛЕЕ)
Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.
По правовым последствиям
· Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.
· Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака.
· Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения),
· Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами.
Развитие социологии в Беларуси
Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.
Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е гг. XX века.
В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры.
В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии.
Социальными исследованиями стал заниматься созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. З. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925).
Работы белорусских социологов не отличались особой оригинальностью, они либо воспроизводили идеи западной социологии, либо продолжали марксистскую традицию. Исключение составляла работа С. М. Василейского, посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации.
В середине 1930-х гг. социологические исследования в Беларуси, были прекращены, и до середины 1950-х гг.
Развитие белорусской социологии продолжается только с середины 1960-х гг.
Создаются проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства.
В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком.
В 1970 году сектор был преобразован в отдел социальных исследований.
В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 году он был преобразован в Центр социологических исследований.
В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А. Н. Елсукова.
В 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии, создание которого способствовало укреплению базы социологических исследований.
В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии.
Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман, И. В. Котляров, С. В. Лапина и др.
Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ БЕЛАРУСИ:
- ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
- ИЗНАЧАЛЬНОЕ ОТСУТСВИЕ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И ВЫСШИХ УЧ.ЗАВЕДЕНИЙ
- ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
-ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У ТЕХ, КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ БЕЛОРУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1 . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО УРОВНИ
3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ЕЕ ФУНКЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
5. ВЗГЛЯДЫ О.КОНТА – ОСНОВОПОЛОЖЕННИКА СОЦИОЛОГИИ
6. П.СОРОКИН – СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО
7. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ
8. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ЕЕ ТЕОРИИ
10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ М.ВЕБЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
11. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ТИПОЛОГИЯ
12. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ЕГО СТРУКТУРА, ЧЕРТЫ
13. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
14. СЕМЬЯ И БРАК, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЕЙ, БРАК И ЕГО ФОРМЫ
15. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ, ЭТАПЫ
16. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
17. ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
18. ОПРОС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
19. АНКЕТНЫЙ ОПРОС
20. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
21. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
22. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
г. – Огюст Конт впервые использовал термин «социология» в книге «Курс позитивной философии»
Первоначально по значению социология = «обществоведение».
Позднее слово приобрело др. значение.
Его чаще связывают с исследование социальных систем, т.е. общностей людей, среди к-х:
-общество в целом
-большие и малые соц.группы
-соц.институты
и их взаимодействие между собой.
СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОПР.УСЛОВИЯХ СУЩ-Я И В ПРОЦЕССЕ ИЗМ-Я И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ – СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (Например, общество в целом, конкретные соц.группы, соц.организации и институты, соц.нормы, ценности и т.д.)
В каждом научном исследовании предмет и объект д.б. чётко определены!
(К примеру, в суденческом коллективе (объект) в кач-ве предмета исследования м.б. успеваемость студентов, их сост.здоровья, гражданские позиции и др.)
Структура социологического знания
и его уровни
СТРУКТУРА СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – СОВ-ТЬ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ДИНАМИЧНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ | |
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ | МИКРОСОЦИОЛОГИЯ |
- ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОБЩНОСТЕЙ -ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | -СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В НЕБОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ (семья, коллектив) |
I. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ \ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОМ ОРГАНИЗМЕ, ГДЕ
ИЗУЧ.СИСТЕМА ЕГО МЕХАНИЗМОВ,
РАСКРЫВАЕТСЯ МЕСТО ОСН. СОЦ.СВЯЗЕЙ,
ФОРМИР.ПРИНЦИПЫ СОЦ.ПОЗНАНИЯ,
АНАЛИЗИР. СОЦ.ЯВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДР.ЯВЛЕНИЯМИ (политич., эконом.)
II. ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
А) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦ-Я СЕЛА, ГОРОДА, МОЛОДЁЖИ)
Б) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (СОЦ-Я ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЯ)
В) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (СОЦ-Я ПРЕСТУПНОСТИ, МИГРАЦИИ)
III. КОНКРЕТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (КСИ)
ПРИМЕНЯЕМ МЕТОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮРОВАНИЯ и т.д.
А) ПО МАШТАБУ:
-МЕЖДУНАРОДНЫЕ
-ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ
-РЕЛИГИОЗНЫЕ
-МЕСТНЫЕ
Б) ПО ВРЕМЕНИ:
-ДИТЕЛЬНЫЕ
-ОПЕРАТИВНЫЕ
В)ПО ЦЕЛЯМ:
-ФУНДОМЕНТАЛЬНЫЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ
-ПРИКЛАДНЫЕ – ИЗУЧЕНИЕ НАЗРЕВНИХ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕСТВЕ
Место социологии в системе общественных наук и её функции
СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ
КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ НАУК ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, НО
СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ЕГО ДЕФАКТО (ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС),
А ИСТОРИЯ – ПОСТФАКТУМ (ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО)
ИСТОРИЯ НЕ МОЖЕТ ОТОЙТИ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СОБЫТИЙ, А
СОЦИОЛОГИЯ ОБОЩАЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.
ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ ТО, ЧТО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОПИРАЮТСЯ НА ОПР.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУК В ОБР.СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ, К-Я ДАЁТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
ВЗИМОСВЯЗЬ НАУК В ТОМ, ЧТО СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СУБЪЕКТАМИ И ОБЪЕКТАМИ ПОЛИТИКИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ И ФОРМА ЖИЗНИ ЧЕЛ-А;
ПОЛИТИКА СУЩ-Т ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
ОБЩЕЕ: РАССМАТРИВАЮТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ.
НО ПРИ ЭТОМ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО КАК ЧАСТЬ МИРОЗДАНИЯ, А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ САМО ОБЩЕСТВО, ТО, ЧТО В НЁМ ПРОИСХОДИТ.
СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТ-ТЬ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.
ЭКОНОМИКА ИССЛЕДУЕТ ТОЛЬКО 1 СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ,
А СОЦИОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ШИРОКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ.
ФУНЦКИИ СОЦИОЛОГИИ | ||
ТЕОРЕТИКО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ | ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ |
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
Основные этапы и предпосылки
возникновения социологии
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ:
I. 19- н.20 вв.
- ПОЯВЛЕНИЕ 1-ЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.
ЭТО ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ
(Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм)
II. 20-40-е гг. 20в. (между двумя мировыми войнами)
- БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ,
- ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРУ ПРОИЗВОДСТВА И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ,
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
(Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Чарльз Кули, Джорж Герберт Мид и др.)
III. к.40-х гг. 20 в., т.е. после 2 мировой войны – современный этап.
-УСИЛЕНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ТАК И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- АКТИВАЦИЯ ПОПЫТОК ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ УРОВНЯМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ =>
=> СОЗД. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
(Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс др.)
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЯЗАНЫ С РЯДОМ СОБЫТИЙ В ЕВРОПЕ К 19в.
ВО-ПЕРВЫХ, К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ СФОРМИРОВАЛСЯ МИРОВОЙ РЫНОК.
В ОБЩЕСТВЕ, ОСОБЕННО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОЗИЦИЙ КОНКРЕТНОГО И ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА.
ВО-ВТОРЫХ, ВСЁ БОЛЕЕ ОБОСТРЯВШИЕСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СТИМУЛИРОВАЛИ ПОПЫТКИ РЯДА УЧЁНЫХ НАУЧНО ОСМЫСЛИТЬ ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМ-Я В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 522.