1) РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ.
ОСНОВАНА НА ПРЯМОМ НАСИЛИИ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБАМ
РАБСТВО – ОДИН ИНДИВИД ЯВЛ.СОБСТВЕННОСТЬЮ ДРУГОГО.
ЗАКОНОМ ОНИ ЛИШАЛИСЬ МНОГИХ ПРАВ, ИСКЛЮЧАЛИСЬ ИЗ СФЕРЫ ПОЛИТИКИ.
2) КАСТОВАЯ
СВЯЗАНА С ЗАКРЕПЛЕННОЙ РЕЛИГИОЗНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ НА ГРУППЫ ПО ВИДАМ РАЗРЕШЕННОЙ И НЕДОЗВОЛЕННОЙ ДЕЯТ-ТИ.
(НАПРИМЕР, ВО МНОГИХ СТРАНАХ СУЩ-Т РАСОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ БЕЛЫМИ И ЦВЕТНЫМИ – КАСТОВЫЙ ХАР-Р)
3) СОСЛОВНАЯ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКИ ЗАКРЕПЛЕННЫМ ДЕЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВА НА БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗЛОЖЕННЫМИ НА НИХ СОЦИАЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ, К-Е ЧАСТО ВЫРАЖАЛИСЬ В ПОЖИЗНЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ
4) КЛАССОВАЯ
ПРЕДПОЛАГАЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ГРАЖДАН. ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НЕРАВЕНСТВА ИСП-СЯ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
МАКС ВЕБЕР ВО МНОГОМ МОГЛАШАЕТСЯ С МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИЕЙ КЛАССОВ. ОДНАКО КРОМЕ СВЯЗИ СО СВРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, К ЧИСЛУ КЛАССООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ ОН ПРИЧИСЛЯЛ НАЛИЧИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПР.УР-НЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА, ПРОФ.НАВЫКОВ, ОПЫТА И ДР. ФАКТОРЫ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ОДНОГО РАБОТНИКА ОТ ДРУГОГО.
ОСОБЫЙ АКЦЕНТ ВЕБЕР ДЕЛАЛ НА СТАТУСЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ЕСЛИ МАРКС ВЫВОДИЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ПАРТИЯМ ИЗ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К КЛАССАМ, ТО ВЕБЕР ДЕЛАЛ ОБРАТНЫЕ ВЫВОДЫ. ОН ОТМЕЧАЛ, ЧТО НЕРЕДНО СРЕДИ ЧЛЕНОВ ОДНОЙ ПАРТИИ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ И СЛОЁВ ОБЩЕСТВА. К ТОМУ ЖЕ ПАРТИИ ЧАСТО СОЗДАЮТСЯНЕ ПО КЛАССОВЫМ, А ПО РЕЛИГИОЗНЫМ, НАЦИОНАЛЬНЫМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ И ДР МОТИВАМ.
Теория социальной стратификации М.Вебера и социальная мобильность.
МАКС ВЕБЕР ВО МНОГОМ МОГЛАШАЕТСЯ С МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИЕЙ КЛАССОВ. ОДНАКО КРОМЕ СВЯЗИ СО СВРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, К ЧИСЛУ КЛАССООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ ОН ПРИЧИСЛЯЛ НАЛИЧИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПР.УР-НЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА, ПРОФ.НАВЫКОВ, ОПЫТА И ДР. ФАКТОРЫ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ОДНОГО РАБОТНИКА ОТ ДРУГОГО.
ОСОБЫЙ АКЦЕНТ ВЕБЕР ДЕЛАЛ НА СТАТУСЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ЕСЛИ МАРКС ВЫВОДИЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ПАРТИЯМ ИЗ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К КЛАССАМ, ТО ВЕБЕР ДЕЛАЛ ОБРАТНЫЕ ВЫВОДЫ. ОН ОТМЕЧАЛ, ЧТО НЕРЕДНО СРЕДИ ЧЛЕНОВ ОДНОЙ ПАРТИИ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ И СЛОЁВ ОБЩЕСТВА. К ТОМУ ЖЕ ПАРТИИ ЧАСТО СОЗДАЮТСЯНЕ ПО КЛАССОВЫМ, А ПО РЕЛИГИОЗНЫМ, НАЦИОНАЛЬНЫМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ И ДР МОТИВАМ.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – ПЕРЕХОД ИНДИВИДА ИЛИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА (СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ) ИЗ ОДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ДРУГУЮ.
А) ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ, ЕСЛИ ПЕРЕХОД ОСУЩ. ПРИМЕРНО НА ОДНОМ СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ
Б) ВЕРТИКАЛЬНАЯ, ЕСЛИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ ОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАСТА В ДРУГОЙ
НА ИНТЕНСИВНОСТЬ СОЦ.МОБИЛЬНОСТИ ВЛИЯЮТ:
- ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСНОГО ПРОГРЕССА
- ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
- ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛАДОВ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ИНДИВИДОВ.
СОЦ.МОБИЛЬНОСТЬ ЧАСТО ОБУСЛОВЛЕНА СУБЪЕКТИВНЫМИ МОТИВАМИ:
-ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА (ПРЕСТИЖНОСТИ) СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
- ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ИЛИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ЗАРАБОТКА.
Понятие социального института
и его структура, черты.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТИТУТ – УСТОЙЧИВАЯ СОВ-ТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ СОЦ.ИНСТИТУТОВ ПРИЗНАКИ:
СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ), В РАМКАХ К-Х РАЗВИВАЕТСЯ ДЕЯТ-ТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТСТИТУТОВ.
НАЛИЧИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, С ПОМОЩЬЮ К-Х ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.
НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ПРАВИЛ, ПРЕДПИСАНИЙ, С ПОМОЩЬЮ К-Х КОНТРОЛИРУЕТСЯ СООТВЕТСТВИЕ ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН ИНТЕРЕСАМ ОБЩЕСТВА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1221.