ИМЕННО НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР В ЕГО НОВОМ И ПРОТИВОРЕЧИВОМ МНОГООБРАЗИИ ПОРОДИЛА ПОТРЕБНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УХОДЯТ СВОИМИ КОРНЯМИ В КОНЦЕПЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ УТИПИИ. ВЗГЛЯДЫ ПЕРВЫХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЦ ОТЛИЧАЛИСЬ АБСТРАКТНОСТЬЮ, ОТТОРВАННОСТЬЮ ОТ РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ . ОДНАКО УЖЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРИТИЧЕСКОГО УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА СТРЕМИЛИСЬ СВЯЗАТЬ СВОИ ТЕОРИИ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ВОХМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ОБНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИМ ОБЩЕСТВА.

Взгляды О.Конта – основоположника социологии

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение и эксперимент.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: т
1)ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ \ ФИКТИВНАЯ:
 Охватывает древность и раннее средневековье . Она характеризуется господством религиозного мировоззрения.
2) МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ:
 Человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.
3)ПОЗИТИВНАЯ:
 Человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями реальности.
Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим «знаниям» об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога, с другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Вторым социальным законом Конта стал закон о разделения и кооперации труда.

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

П.Сорокин – судьба и творчество.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - русский социолог и культуролог.
Родился в с. Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета.  В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. В упомянутой работе преступность рассматривается как результат разнородности системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.
Преподавал в Петроградском университете, был избран профессором по кафедре социологии.  В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России.
С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.).
В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942.
В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии.
  
Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика и Кризис нашего времени.
В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых, Пути и власть любви и др.
Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции. Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность).
Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы.  В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису.

 

Развитие социологии в Беларуси

На развитие социологии в Беларуси особое влияние оказали след.факторы:
- географические
- социально-политические
- национально-культурные
 Беларусь, находясь в центре Европы, исторически испытывала на себе влияние со стороны, как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы окружавших нас государств и народов. Это вызвало соответствующий культурный резонанс в белорусском фольклоре, художественной и социально-философской литературе, науке, морали и праве.

Распространение социологической мысли шло в Беларуси с двух сторон :
из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран в виде оригинальных произведений на европейских языках.
  Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию. Основные компоненты социологических знаний закладывались в XIX ст. в произведениях Ф. Богушевича, К. Калиновского, Э. Пашкевич (Тетки) и др.

До 20-х годов ХХ в. социология в Беларуси не была институционализирована.

Особенностями социологии в Беларуси являются:
1) отсутствие условий для институционализированного развития;
2) изначальное отсутствие научных центров и высших учебных заведений;
3) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;
4) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.

К белорусским произведениям XIX в., имеющим важное значение для развития отечественной социологической мысли, относятся «Письма о Белоруссии» (1982), «Послание к землякам-белорусам» (1984).

Военная социология возникла в виде социологии войны. В настоящее время вопрос определения предметной области военной социологии во многом продолжает оставаться дискуссионным. Один из подходов к его решению предполагает включение в область военной социологии двух основных составляющих: “социологии войны» и “социологии армии». На наш взгляд, это является наиболее конструктивным решением. Процесс ее формирования находил свое отражение как в социальной философии и общей социологии, так и в военной науке.

 

 

Понятие, типология и сферы жизни общества

Общество как объект социологической науки - это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основе определенных правовых и нравственных норм и ценностей.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ПЕРВОБЫТНОЕ


























РАБО-ВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ

ФЕОДАЛЬНОЕ

КАПИТАЛ-ИСТИЧЕСКОЕ

СОЦИАЛИ-СТИЧЕСКОЕ

В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ:

НЕГРАЖДАНСКОЕ
ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НАРОДОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ДОГРАЖДАНСКОЕ
ИМЕЕТ ГОС-ВО, НО ОНО ПОДАВЛЯЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН И КОНТРОЛИРУЕТ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВСЕХ ОСН.СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ГРАЖДАНСКОЕ
СВЯЗАНО С НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ДЕЯТ-ТИ ЛЮДЕЙ, Т.Е. ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ГРАЖДАН СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, БЕЗ ПОСТОЯННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОС.ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В ЗАВ-ТИ ОТ УРОВНЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ:

ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
В ОСНОВЕ ЛЕЖАТ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ, АГРАРНО-РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОСЗВОДСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ НА БАЗЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(ИНФОРМАЦИОННОЕ)
СВЯЗАНО С ПЕРЕХОДОМ ОТ ТОВАРОПРОИЗВОДЯЩЕЙ ЭКОНОМИКИ К РАЗВИТИЮ СФЕРЫ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ ПЛОДОВ






АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО

ПАСТОРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО

СОВРЕМЕННОГО МИРА
(ИНДУСТРИАЛЬНОЕ)

                       

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
1. СОЦИАЛЬНАЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОБЪЕКТОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ М.Б. НЕ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, НО И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ С НЕЙ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, СЕМЬЯ, БЫТ И ДР СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Социальная стратификация и ее теории

ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ РАССМАТРИВАЕТ ОБЩЕСТВО В ВИДЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ «ПИРАМИДЫ», НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ НАХОДЯТСЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ, А У ОСНОВАНИЯ – ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ С МЕНЕЕ ВЫГОДНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.

 






Дата: 2018-12-28, просмотров: 453.