История русской литературы
Учебно-методическое пособие для выполнения
курсовой работы по направлению подготовки
44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
Самара
2019
УДК 659
ББК 60.842+72
Р24
Авторы:
профессор А. В. Растягаев, профессор Ю. В. Сложеникина,
Рецензенты:
Д. В. Князев, доцент СФ ГАОУ ВО МГПУ
Р24 | Растягаев А. В., Сложеникина Ю.В. История русский литературы: Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по направлению подготовки курсовой работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» / А. В. Растягаев, Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 41 с. Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426 УДК 659 ББК 60.842+72 |
© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019
© А. В. Растягаев, 2019
© Ю. В. Сложеникина, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 11
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ.. 12
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 14
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ.. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 18
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 19
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 21
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 31
ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ.. 32
ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР. 35
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР. 37
ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР 39
ВВЕДЕНИЕ
1. Цель курсовой работы: формирование компетентного педагога-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений, навыков в области русской литературы.
Задачи:
- формирование представлений о специфике русской словесности в контексте культуры;
- рассмотрение литературного процесса в Древней Руси, России, его основных периодов и закономерностей;
- знакомство с важнейшими произведениями литературы XI-XXI веков;
- овладение методами и приемами филологического анализа и интерпретации литературных произведений;
2. Место дисциплины в структуре ОП: дисциплина «История русской литературы» Б1.В.ОД.2. входит в вариативную часть ОП ВО.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции выпускника ОП ВО бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины:
ПК-1 ‑ готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-8 ‑ способностью проектировать образовательные программы;
СК-2 ‑ способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов;
СК-3 ‑ владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста;
СК-5 ‑ способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения;
- основные положения рекомендованной основной учебной, учебно-методической и (выборочно) дополнительной научной литературы по дисциплине;
уметь:
- самостоятельно выявлять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках гуманитарной области знания, например, фольклорно-литературные связи;
- демонстрировать приобретенные знания, умения, навыки в ходе устной (в том числе публичной) и письменной коммуникации, в том числе используя при этом информационные технологии;
- применять полученные знания в дальнейшей профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности, а также научно-исследовательской работе в области истории литературы.
владеть:
- навыками самостоятельного филологического анализа литературных текстов.
- приемами использования на практике полученных теоретических знаний из различных областей науки,
- нормами профессиональной речи учителя.
5. Основные разделы дисциплины:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом. Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов самостоятельной работы студента, позволяющий приобрести навыки исследования, осмысления и истолкования языковых фактов, критического отношения к научной литературе.
В соответствии с учебным планом студент обязан подготовить и защитить курсовую работу по современному русскому языку. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области филологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.
Тема курсовой работы должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры в соответствии с профилем кафедры и утверждаются на ее заседании. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины.
Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимой учебной и научной литературы. Курсовая работа не может быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов произведений других авторов, подвергнутых в какой-то степени литературной обработке. Необходимо произвести самостоятельное обобщение фактов, накопленных другими исследователями, раскрыть взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями. Курсовая работа должна содержать нечто новое. В ней могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, ранее не исследованный лингвистический материал) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы).
В работе может быть представлено оригинальное обобщение новейшей научной литературы по изучаемой теме, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение, и т.п.
Курсовая работа должна быть не только оригинальным, но и завершенным исследованием. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ
В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:
Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.
Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.
Подготовка первого варианта курсовой работы.
Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.
Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.
Защита курсовой работы.
На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы.
План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Не следует перегружать план работы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок. Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий.
После составления примерного перечня намеченных для анализа списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем. Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами. Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- высокий уровень грамотности.
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана следует прежде всего определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.
Титульный лист и содержание выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартом. На нем указываются министерство, название учебного заведения, название кафедры, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, факультет, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.
На следующей странице размещается содержание курсовой работы. Специалисту достаточно ознакомиться со страницей «Содержание», чтобы представить общую схему рассуждений автора.
Заголовки глав и подразделов должны быть краткими, четкими, точно отражающими внутреннюю логику работы.
Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты – внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.
Во введении отражаются следующие основные моменты: общая формулировка темы; теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой; объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы; использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поставил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.
Основная часть курсовой работы (обычно – 20–25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф – часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать. В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на современном этапе развития лингвистики, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.
В курсовой работе необходимо придерживаться принятой в науке терминологии, нужно использовать стандартные условные сокращения и символы. Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.
В заключении (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.
Список используемой литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.
Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. – 7-е изд. – М.: Дашков К°, 2013. - 339 с.
Францифоров, Ю. В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практ. рук. по подгот., изложению и защите науч. работ / Ю.В. Францифоров, Е. П. Павлова. – М.: Книга сервис, 2004. – 128 с.
Шабаев, В.Г. Курсовые и дипломные работы: написание и оформление (филологический профиль): учебное пособие / В. Г. Шабаев. – Новосибирск: НГТУ, 2011. – 98 с.
Эко, У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: Учебно-методич. пособие; Пер.с итал./ У.Эко. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с.
Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Вестник, 1997. – 240 c.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Автобиографическое повествование в русской литературе конца XVI – XVII вв.: проблема жанра.
2. Библейские аллюзии в «Житии» протопопа Аввакума.
3. Поздние баллады В.А. Жуковского как семантическое единство.
4. Культурологический подход к изучению пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».
5. Философия патриархальности в пьесах А. Островского.
6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблема интерпретации
7. Принцип контраста как доминанта художественной поэтики романа в стихах А.С. Пушки на «Евгений Онегин».
8. Образ Пушкина в русской лирике.
9. Образ Москвы как «града сердечного» в творчестве поэтов пушкинского круга.
10. Мотив музыки в творчестве А. Пушкина.
11. Мотив сна в поэзии М.Ю. Лермонтова.
12. Житийные традиции в легендарных сказаниях Н.С. Лескова.
13. Образ «чужого гнезда» в наследии Тургенева (по выбору студента).
14. Образ русской усадьбы в документальном и художественном наследии писателей середины XIX века (по выбору студента).
15. Весенний «цикл» Тютчева и поэзия Блока (мотив праздничного веселья, мотивы дыхания, дуновения, сна, грезы, мечты и др.).
16. Идеал «Дома» и «Семьи» в повестях С.Т. Аксакова.
17. Жанр путешествия в русской литературе середины XIX века (по выбору студента).
18. Малая родина в творчестве Н.А. Некрасова: фактография, характер впечатлений, художественное претворение, компоненты поэтики.
19. Автобиографизм прозы Ф.М. Достоевского.
20. 1Типология характеров в творчестве Ф.М. Достоевского.
21. Феномен двойничества в прозе Ф.М. Достоевского.
22. Поэтика творчества Ф.М. Достоевского 1840-х годов.
23. Русский нигилизм в изображении Ф.М. Достоевского.
24. Фантастический элемент в творчестве Ф.М. Достоевского (на материале романа «Подросток» и рассказа «Сон смешного человека»).
25. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского как философско-профетический роман.
26. Художественная функция евангельских реминисценций в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского.
27. Межтекстовые связи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
28. Проблемы художественного творчества в эпистолярном наследии Л.Н. Толстого в 1870-1890-е гг.
29. Русский народ и русская история в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
30. Роль художественной детали в поздних повестях Л.Н. Толстого.
31. Рождественские рассказы А.Чехова, Ф.М. Достоевского.
32. Пасхальные рассказы А.П. Чехова.
33. Образы и судьбы русской усадьбы в биографии и творчестве русских писателей XIX в. (С.Т. Аксаков, А.С. Пушкин, А.А. Фет, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др. по выбору студента).
34. Проблема подсознания и бессознательного в творчестве А.И. Куприна.
35. Эсхатологические мотивы в лирике А. Блока.
36. Религиозный аспект поэзии В. Маяковского.
37. Структура лирического «я» в поэзии постмодернизма (по выбору студента).
38. Структурно-семантические особенности рифмы в поэзии футуристов (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников).
39. Поэтика новелл Н. Гумилева.
40. Философия любви в прозе Н. Гумилева.
41. Ориентализм в творчестве Н. Гумилева.
42. Символ и аллегория в поэзии Н. Гумилева.
43. Цветопись в лирике А. Ахматовой.
44. Мотив метели в поэзии Б. Пастернака.
45. Библейские мотивы в поэзии Б. Пастернака.
46. Мифопоэтика «Симфоний» А. Белого.
47. Философско-эстетическая концепция времени и нарративная стратегия текста в произведениях (на примере конкретного автора).
48. Стратегии детской литературы (на примере конкретных произведений).
49. Концепция войны в произведениях отечественной литературы и литературе русского зарубежья (на примере конкретных произведений).
50. Культурные /литературные коды как объекты пародийной трансформации в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота».
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общие требования
Курсовая работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 (обычный), для заголовков глав – 16 (полужирный), для заголовков параграфов – 14 (полужирный курсив). Текст работы печатается через полтора интервала (заголовки и сноски оформляются через один интервал). Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.
Заголовки глав необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 18 пт. Каждую главу следует начинать с новой страницы.
Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 12 пт.
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная с третьей страницы, в правом верхнем углу, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. Рисунки, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
В СОДЕРЖАНИИ главы работы нумеруются арабскими цифрами начиная со слова «ГЛАВА». Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, например «2.1...» (первый параграф второй главы). Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются.
Оформление таблиц
Цифровой и (или) текстовой материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные столбцы, оформляется в таблицу.
Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше несколько небольших таблиц, чем одна большая.
Само слово «Таблица» и ее порядковый номер выравниваются по правому краю; после них никакие знаки препинания не ставятся.
– Таблица обязательно имеет заголовок, который следует печатать с прописной буквы и помещать над таблицей посередине.
– Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.
– Заголовок таблицы пишется полностью, без сокращений.
– Точка в конце заголовка не ставится.
– Заголовок в кавычки не заключается.
– Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.
– Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе.
– В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.
– Графу «№ п/п» в таблицу не включают.
– Если повторяющийся в столбце таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же» и далее кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических формул. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.
– При переносе таблицы на другой лист ее слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1». Первой строкой продолжения или окончания таблицы служит строка с номерами столбцов.
– Под таблицей, указывается источник данных и (в случае необходимости) методика расчета отдельных показателей.
– В пределах одного столбца все цифры приводятся с одной степенью точности.
– Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, следует округлять до целых чисел или 1–2 знаков после запятой (если нет специальной необходимости в приведении более дробных цифр).
– Для удобства чтения таблиц разряды располагаются под разрядами. Дробная часть, как правило, отделяется запятой. В клетке таблицы помещают одно число.
– В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится многоточие («...») либо пишется «нет свед.» или «н. св.». Если явления в какой-то период не было, в клетке ставится прочерк («-»). Если позиция не имеет смысла, то в соответствующей клетке ставится «х». Если необходимо указать, что число имеет значение, меньшее заданной точности, то в клетке ставится «0.0» или «0.00», показывающее наличие малого числа.
– Таблицу размещают в тексте после первого упоминания о ней таким образом, чтобы можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке на 90° (если таблица размещена на отдельном листе).
– Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всей работы, если этих таблиц в главах имеется не более двух-трех или в некоторых главах имеется по одной таблице.
– На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, например: «в табл. 1.2».
Оформление цитат и ссылок
При написании курсовой работы следует избегать перегрузки текста цитатами. В то же время не допускается простое изложение содержания источников и литературы без ссылки на их авторов или выходные данные.
Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста, т. е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточие на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; изменяется первая буква цитаты, начинающейся со строчной буквы, если она стоит в начале предложения, и некоторые другие.
При цитатах, использовании заимствованных из источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.
Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, отсылающее к библиографии. Она обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т. п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией, если последняя не является результатом авторской разработки. Ссылка делается путем приведения номера по библиографическому списку источников. Номер источника указывается сразу после упоминания в тексте, проставляется в круглых (квадратных скобках). При прямом цитировании наряду с порядковым номером источника указываются номера страниц. Например:
[2, с. 21], где 2 – номер источника в списке, 21 – номер страницы. Источником цитаты считается лишь оригинал, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. При нескольких изданиях цитируемого источника рекомендуется выбирать наиболее авторитетное (например, академическое, полное собрание сочинений). Цитирование по цитате не допускается. Допустимо в качестве исключения, если первоисточник не доступен; цитируемый текст знаком по записям слов автора и воспоминаниям другого лица; цитируется архивный документ и воспроизведение текста может неправомерно придать цитированию характер архивного исследования. Условия смысловой точности цитирования разрешают воспроизвести только логически законченный фрагмент текста, т. е. с полнотой, которая гарантирует неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Допустимо ради экономии исключение ненужных для цитирования слов, не влияющих на смысл цитаты. Купюры оформляются в виде многоточия на месте пропущенных слов и многоточием на месте пропущенных предложений. Условия буквальной точности цитирования требуют, чтобы цитата строго соответствовала источнику. Однако возможны исключения.
Если студент дословно цитирует источник, то цитируемый текст заключается в кавычки и сразу после кавычек ставится ссылка.
Если студент приводит в работе какие-либо цифровые примеры, статистические данные, то сразу после приведенных данных ставится ссылка.
Если же текст цитируется не дословно, а с комментариями студента, то кавычки не ставятся, а знак сноски ставится после фрагмента с заимствованными мыслями [См.: 3, с. 56–59].
Если на одной странице студент дает подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводятся слова «Там же» и указываются страница [Там же, с. 56–59].
Монографии, учебные пособия
3. Абашина, М.Г. История русской литературы: учебное пособие / М. Г. Абашина. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. – 113 с.
4. Аверин, Б.В. От Толстого до Набокова: из истории русской литературы / Б. Аверин. – СПб.: Изд. дом Н. И. Новикова: Изд. дом. «Галина скрипсит», 2014. – 390 с.
5. Автухович, Т.Е. Риторика. Жизнь. Литература: исследования по истории русской литературы XVIII века / Т.Автухович. – Минск: Лимариус, 2015. – 412 с.
6. Архангельский, А.С. Чтения по истории русской литературы. Памятники литературной жизни Руси, XIII-XV веков / А. С. Архангельский. – Изд. 2-е. – М.: URSS, ЛЕНАНД, cop. 2016. – 121 с.
7. Бухаркин, П.Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы): учебник / П. Е. Бухаркин. – СПб.: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. – 486 с.
8. Волконский, С.М. Очерки русской истории и русской литературы: публичные лекции, читанные в Америке / С. М. Волконский. – Изд. 2-е. – М.: URSS, 2016. – 345 с.
9. Вьюгин, В.Ю. Политика поэтики: очерки из истории советской литературы / В. Ю. Вьюгин. – СПб.: Алетейя: Женский проект, 2014. – 396 с.
10. Гуськов, Н.А. История русской литературы XVIII века: учебная книга / Н. А. Гуськов. – СПб.: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. – 678 с.
11. Ивинский, Д.П. История русской литературы: введение / Д. П. Ивинский. – [Б. м.]: Изд. решения, 2015. – 222 с.
12. История русской литературы XI-XIX веков: учебник / под ред. Н. И. Якушина. - 2-е изд. – М.: Русское слово, 2013. – 630 с.
13. История русской литературы XX - начала XXI века : учебник в 3 частях / сост. и науч. ред.: В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014.
14. История русской литературы XX - начала XXI века: учебное пособие в 2 ч. / под ред. О. Н. Михайлова. – М.: Просвещение, 2014.
15. История русской литературы XX века: учебное пособие / науч. ред. С. И. Тимина. – М.: Академия, 2013. – 382 с.
16. История русской литературы XX века: учебник / под ред. В. В. Агеносова. – М.: Русское слово, 2014. – 686 с.
17. Капрусова, М.Н. История русской литературы рубежа ХIХ - ХХ веков: учебное пособие / М. Н. Капрусова. – Борисоглебск: Кристина и К, 2014. – 122 с.
18. Манн, Ю.В. История русской литературы первой трети XIX века: учебник / Ю. В. Манн. – М.: Юрайт, 2016. – 440 с.
19. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века»: учебник / В. А. Мескин. – М.: Юрайт, 2014. – 384 с.
20. Мирский, Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 г. / Д. Святополк-Мирский. – 5-е изд., испр., и доп. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2014. – 874 с.
21. Прозоров, Ю.М. Классика: исследования и очерки по истории русской литературы / Ю. М. Прозоров. – СПб.: Пушкинский Дом, 2013. – 374 с.
22. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты прозаиков: в 3 т. / ред.-сост.: А. Г. Гачева и др. – М.: ИМЛИ РАН, 2016.
23. Рябинина, Н.В. Изучаем историю русской литературы XX века: учебное пособие / Н. В. Рябинина. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 183 с.
24. Серафимова, В.Д. История Русской литературы XX века: учебник / В. Д. Серафимова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 538 с.
25. Тверьянович, К.Ю. Русский стих 1735-1810-х годов. Метрика и строфика. Антология: учебное пособие / К. Ю. Тверьянович. – СПб.: Фил. фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. – 318 с.
26. Янушкевич, А.С. История русской литературы первой трети XIX века: учебное пособие / А. С. Янушкевич. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2016. – 746 с.
Авторефераты и диссертации
30. Гродецкая, А.Г. Проза И.А. Гончарова: 1830-1860-е: биографика, контекст, поэтика: дис. ... д-ра филол. наук / А.Г. Гродецкая. – СПб., 2016. – 398 с.
31. Куйкина, Е.С. Античные сюжеты в балладах В.А. Жуковского: дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Куйкина. – Петрозаводск, 2016. – 262 с.
32. Сушко, Е.Л. Уайльдовский миф в русской литературе Серебряного века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Л. Сушко. – Архангельск, 2016. – 17 с.
Интернет-ресурсы
33. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 30.10.19).
34. Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rvb.ru/ (дата обращения: 30.10.19).
35. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 30.10.19).
36. Филологический портал Рhilology.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/ (дата обращения: 30.10.19).
37. DisserCat ‑ электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 30.10.19).
Приложения
Приложения следует оформлять на заключительных страницах работы, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь порядковый номер и содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано «Приложение».
Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать арабскими цифрами в порядке возрастания (без знака №). Разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.
При переносе приложения на другой лист ее слово «Приложение», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью приложения. Над последующими пишут «Продолжение прил. 1».
Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте работы. Ссылки на приложения делаются по тексту в виде заключенного в круглые скобки выражения (прил. 1), либо в виде оборота типа: «в прил. 2 приводится…».
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Самарский филиал
Филологически факультет
Название курсовой работы
(размер шрифта – 16 пт, без кавычек)
студент (а/ки) __ курса
(за)очной формы обучения
Фамилия Имя Отчество
(в род. п.)
Научный руководитель
д. филол. н., профессор
Ю. В. Иванов
Подпись___________________
Работа защищена
Оценка ___________________
«_____» ____________20___г.
Подпись___________________
Самара 20___
ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ
ТЕМА
АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ XVIII в.: ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА И ЖАНРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном литературоведении творчество писателей XVIII в. по-прежнему интерпретируется без учета общехристианской агиографической традиции. Поэтому вся отечественная литература Нового времени воспринимается не как продолжение традиции древнерусской книжности, а как рецепция новоевропейской литературы или даже как результат культурного импорта.
Настоящее исследование призвано преодолеть издержки предвзятого подхода к истории литературы XVIII в.: с одной стороны, отказаться от линейного, узко социологического анализа, прямо или косвенно увязывающего творчество каждого писателя с освободительной борьбой русского народа, с другой – избежать интерпретации русской литературы в духе тенденциозно понятой церковности.
Целью курсовой работы является исследование путей жанровой трансформации древнерусской агиографической модели в произведениях писателей XVIII в., прямо или опосредованно связанных с житийной традицией.
Реализация этой цели предусматривает решение следующих частных задач:
1. Определить истоки агиографического жанра, дифференцировать понятия генезиса, эволюции и трансформации житийной традиции в русской литературе.
2. Выяснить роль канона, генеративной модели в житийной парадигме, определить структуропорождающие механизмы житийного текста.
3. Обозначить пути преемственности и единства житийной традиции, наметить механизмы ее жанровой трансформации в творчестве писателей XVIII в.
4. Описать трансформированные формы жизнеописаний Нового времени, созданных А.Д.Кантемиром, В.К.Тредиаковским, Д.И.Фонвизиным и А.Н.Радищевым.
5. Применить понятие тип писательского поведения к литературному и социальному творчеству писателей. Объектом изучения является корпус прозаических произведений крупнейших писателей XVIII столетия, которые в конце своего земного пути осознанно обратились к агиографической традиции.
Объектом изучения является корпус прозаических произведений крупнейших писателей XVIII столетия, которые осознанно обратились к агиографической традиции: А.Д.Кантемир («Житие Квинта Горация Флакка»), В.К.Тредиаковский («Житие канцлера Франциска Бакона»), Д.И.Фонвизин («Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», «Размышление о суетной жизни человеческой (на случай смерти князя Потемкина-Таврического)») и А.Н.Радищев («Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Житие Филарета Милостивого»).
Предметом изучения стали различные жанровые модели автобиографической и биографической прозы писателей XVIII в. как варианты жанровой трансформации агиографической традиции.
Методологическую базу составили филологические труды С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, С.Н.Бройтмана, М.Н.Виролайнен, Г.А.Гуковского, А.В.Западова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, А.М.Панченко, Б.А.Успенского, О.М.Фрейденберг и др.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что в ней предложено целостное рассмотрение генезиса и трансформации агиографической традиции в русской литературе XVIII столетия. Выявлена возможность использования житийной топики в светской литературе.
Практическая значимость исследования выражается в том, что его материалы могут быть использованы при изучении творчества А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского. Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Основное содержание работы. Во Введении обосновывается его актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность, определяются цель, частные задачи, объект, предмет научного поиска, называются источники и методологические приемы исследования.
В первой главе «Топика агиографической традиции» выявляются истоки агиографического жанра; дифференцируются понятия генезиса, эволюции и трансформации житийной традиции в русской литературе; выясняется роль канона, генеративной модели в житийной парадигме; определяются структуропорождающие механизмы житийного текста.
Во второй главе «Агиографический контекст творчества русских писателей XVIII века» рассматривается диалог традиций в писательской практике Кантемира, Тредиаковского, Фонвизина, Радищева, определяется автобиографический дискурс обращения писателей к житийной традиции, творчество интерпретируется в аспекте рецепции агиографической топики.
В Заключении работы содержатся выводы, подводятся итоги, приводятся доказательства достоверности и обоснованности изложенного материала.
Список использованной литературы включает 50 наименований.
Общий объем работы – 52 страницы.
ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Самарский филиал
Филологический факультет
РЕЦЕНЗИЯ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
СТУДЕНТА _______________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ Д. ФИЛОЛ. Н., ПРОФЕССОР Ю. В. ИВАНОВ
ТЕМА РАБОТЫ ______________________________________________________
СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ КР
| СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ | СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ | ||
выс. | ср. | низк. | ||
ПК-1 | готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов | |||
ПК-8 | способность проектировать образовательные программы | |||
СК-2 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов; | |||
СК-3 | владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста | |||
СК-5 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
НАЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГИПОТЕЗ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АВТОРА
____________________________________________________________________________________________________________
ДОСТОИНСТВА КР:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
ОБЩИЙ ВЫВОД: КУРСОВАЯ РАБОТА (НЕ)СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «РУСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» (КВАЛИФИКАЦИЯ БАКАЛАВР), УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2015 Г. N 1426 , И ЗАСЛУЖИВАЕТ ОЦЕНКИ ______________ .
ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ______________ (_______________)
«____»__________________20___ г.
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Самарский филиал
Филологический факультет
Задание на курсовую работу
СТУДЕНТА _______________________________________________________
ТЕМА РАБОТЫ
_____________________________________________________________________________________________________________
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КР:
1. Выбор темы, беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.
2. Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.
3. Подготовка первого варианта курсовой работы.
4. Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.
5. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.
6. Защита курсовой работы.
ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР
СТУДЕНТА(КИ) 1-го КУРСА
_________________________________________________
Названия требований | Отметка о соответствии требованию |
1 | 2 |
1. Аккуратность оформления дипломного проекта | соответствует/ не соответствует |
2. Соблюдение требований к оформлению титульного листа | соответствует/ не соответствует |
3. Шрифт – Times New Roman | соответствует/ не соответствует |
4. Кегль – 14 | соответствует/ не соответствует |
5. Межстрочный интервал – полуторный | соответствует/ не соответствует |
6. Абзацный отступ – 1,25 см | соответствует/ не соответствует |
7. Поля: левое – 3 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см | соответствует/ не соответствует |
8. Оформление наименований разделов и подразделов (выравнивание по центру, выделение жирным шрифтом, отсутствие точки после наименования, интервал между стоками – одинарный) | соответствует/ не соответствует |
9. Сокращение слов (после соответствующих пояснений) | соответствует/ не соответствует |
10. Ссылки на источники и литературу (квадратные скобки, номер источника/ литературы и номер страницы) | соответствует/ не соответствует |
11. Оформление таблиц (нумерация по тексту, названия, нумерация столбцов, разрыв таблиц) | соответствует/ не соответствует |
12. Оформление рисунков (нумерация по тексту, названия) | соответствует/ не соответствует |
13. Оформление формул (нумерация по тексту, названия) | соответствует/ не соответствует |
14. Оформление списка литературы | соответствует/ не соответствует |
15. Соблюдение требований к нумерации страниц (положение: вверху страницы, справа) | соответствует/ не соответствует |
16. Соблюдение орфографических правил современного русского литературного языка | соответствует/ не соответствует |
17. Соблюдение правил пунктуации современного русского литературного языка | соответствует/ не соответствует |
18. Соблюдение грамматических правил современного русского литературного языка | соответствует/ не соответствует |
Отметка нормоконтролера ______________ ______________
(пройден, не пройден) (подпись)
«___» ______________ 20___ г.
Учебное издание
Растягаев Андрей Викторович
Сложеникина Юлия Владимировна
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическое пособие для выполнения
курсовой работы по направлению подготовки
44.03.01. «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
Подписано в печать 31.03.2019. Формат 60x90 1/16.
Бумага офисная. Гарнитура Times New Roman.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 50 экз.
Отпечатано на полиграфической базе СФ ГАОУ ВО города Москвы
«Московский городской педагогический университет»,
443041, г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, 76.
История русской литературы
Учебно-методическое пособие для выполнения
курсовой работы по направлению подготовки
44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
Самара
2019
УДК 659
ББК 60.842+72
Р24
Авторы:
профессор А. В. Растягаев, профессор Ю. В. Сложеникина,
Рецензенты:
Д. В. Князев, доцент СФ ГАОУ ВО МГПУ
Р24 | Растягаев А. В., Сложеникина Ю.В. История русский литературы: Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по направлению подготовки курсовой работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» / А. В. Растягаев, Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 41 с. Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426 УДК 659 ББК 60.842+72 |
© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019
© А. В. Растягаев, 2019
© Ю. В. Сложеникина, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 11
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ.. 12
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 14
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ.. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 18
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 19
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 21
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 31
ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ.. 32
ОБРАЗЕЦ РЕЦЕНЗИИ НА КР. 35
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КР. 37
ОБРАЗЕЦ ЛИСТА НОРМОКОНТРОЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КР 39
ВВЕДЕНИЕ
1. Цель курсовой работы: формирование компетентного педагога-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений, навыков в области русской литературы.
Задачи:
- формирование представлений о специфике русской словесности в контексте культуры;
- рассмотрение литературного процесса в Древней Руси, России, его основных периодов и закономерностей;
- знакомство с важнейшими произведениями литературы XI-XXI веков;
- овладение методами и приемами филологического анализа и интерпретации литературных произведений;
2. Место дисциплины в структуре ОП: дисциплина «История русской литературы» Б1.В.ОД.2. входит в вариативную часть ОП ВО.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции выпускника ОП ВО бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины:
ПК-1 ‑ готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-8 ‑ способностью проектировать образовательные программы;
СК-2 ‑ способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов;
СК-3 ‑ владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста;
СК-5 ‑ способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения;
- основные положения рекомендованной основной учебной, учебно-методической и (выборочно) дополнительной научной литературы по дисциплине;
уметь:
- самостоятельно выявлять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках гуманитарной области знания, например, фольклорно-литературные связи;
- демонстрировать приобретенные знания, умения, навыки в ходе устной (в том числе публичной) и письменной коммуникации, в том числе используя при этом информационные технологии;
- применять полученные знания в дальнейшей профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности, а также научно-исследовательской работе в области истории литературы.
владеть:
- навыками самостоятельного филологического анализа литературных текстов.
- приемами использования на практике полученных теоретических знаний из различных областей науки,
- нормами профессиональной речи учителя.
5. Основные разделы дисциплины:
История древнерусской литературы
1. Особенности литературы Древней Руси, ее связь с фольклором и литературой нового времени.
2. Жанровая система древнерусской литературы и ее развитие.
3. Проблема периодизации русской литературы XI-XVII веков.
4. Переводная литература Киевской Руси XI-XIII веков.
5. История русского летописания XI-XII веков.
6. Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII века.
7. Русская агиография XI-XIII веков и ее национальные особенности.
8. Особенности развития русской литературы в XVI веке. Монументальные памятники этой эпохи.
9. Русская публицистика XVI века. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
10. Русская сатира XVII века. Анализ одного из произведений.
11. «Житие протопопа Аввакума» в контексте развития русской агиографии.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 652.