ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СМ. 20. Выделяют следующие виды ненаучного знания:
1. ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами;
2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3. паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом (включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности);
4. лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
5. антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке;
6. псевдонаучное - представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
7. квазинаучное - объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного. При этом - самостоятельное культурное явление, несводимое ни к науке, ни к философии, ни к религии, ни к искусству. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т.п. Выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой реальности;
8. обыденно-практическое знание - доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует никаких предварительных систем доказательств;
9. личностное знание - является достоянием отдельной личности. Оно ставился в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. В нем человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, оно признается необходимой и реально существующей компонентой знания. Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.
Всего выделяют 6 критериев научности:
1. системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер;
2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели;
3. деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели;
4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме;
5. экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально;
6. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.
На сегодняшний день научным сообществом признаются два критерия, на основе которых оно отличает научное знание от псевдонаучного:
Принцип верификации – в силу которого только то знание является научным, которое можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). Этот принцип был предложен Бертраном Расселом.
Принцип фальсификации – в силу которого только то знание является научным, которое можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже) опровергнуть. Этот принцип предложен Карлом Поппером.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.