очная форма обучения
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
2 | Социально-криминологическая ситуация как предпосылка формирования уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения подготовленных в группах: а) аналитических материалов о состоянии преступности в РФ (ее отдельных видов) и перспективах ее развития; б) аналитических материалов о ресурсных возможностях РФ в противодействии преступности; в) материалов о моделях и научных воззрениях на уголовную политику и роль уголовного закона в профилактике преступности. Предварительно обучающиеся согласовывают с преподавателем источники статистической и иной информации о предмете разговора. На основе анализа всех представленных материалов следует определить реальное (близкое к реальному) состояние преступности и возможностей государства по противодействию ей, важно акцентировать внимание на теоретическое и политическое понимание целей разработки и реализации уголовной политики. | 2 |
4 | Нормативное обеспечение уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения трех основных вопросов: конституционные и международные основы уголовной политики; состав уголовного законодательства; предупреждение преступности нормами иных, кроме уголовного, отраслей права. Отдельное внимание необходимо уделить обсуждению подготовленного заранее студентом доклада-презентации на тему «Региональное нормотворчество в сфере уголовной политики». | 2 |
5 | Уголовное законодательство как основа уголовной политики | Занятие проводится в форме дебатов по одному или нескольким законопроектам, направленным на противодействие преступности, внесенным на рассмотрение в Государственную Дума РФ или разрабатываемым заинтересованными ведомствами. Преподаватель самостоятельно (или по согласованию с обучающимися) отбирает из массива законопроектов тот документ (или несколько документов), которые представляют наибольший интерес в части возможного влияния на состояние преступности и (или) направления реализации уголовной политики, либо которые имеют большой общественный резонанс. Обучающиеся делятся на две подгруппы: одна отстаивает законопроект, другая, соответственно, выступает с его критикой. Обучающиеся должны представить максимально полный набор аргументов в пользу своей позиции. | 4 |
6 | Реализация уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения следующих основных вопросов: реализация политики на правотворческом уровне, реализация уголовной политики на правоприменительном уровне. Следует акцентировать внимание на формах такой реализации и основных проблемах, которые возникают в каждом из направлений. | 2 |
7 | Эффективность уголовной политики | Формой проведения занятия служит встреча обучающихся с авторитетным представителем научной общественности или (и) практикующим юристом (личность эксперта определяется с учетом его рабочего графика, возможностей и желания участвовать в образовательном процессе; в силу чего устанавливается непосредственно в процессе подготовки встречи). Перед организацией встречи совместно с обучающимися определяются общая тематика занятия и те конкретные проблемы эффективности уголовной политики, которые заслуживают обсуждения с экспертом. Важно сознавать, что встреча с экспертом не является лекцией приглашенного специалиста. Такое занятие требует особой и тщательной подготовки не только самого эксперта, но и слушателей. Прежде всего, следует повторить и систематизировать знания о предмете предстоящего обсуждения, полученные к моменту проведения встречи. Желательно заранее подготовить несколько вопросов к эксперту, сформулированных с учетом достигнутого обучающимся уровня квалификации, тематики занятия и компетенции эксперта (важно понимать, что в ряде случаев грамотно поставленный и сформулированный вопрос может означать даже больше, чем ответ на него). Также возможно заранее подготовить тезисы своего выступления по обсуждаемым на занятии проблемам. Во время проведения занятия необходимо внимательно слушать презентацию специалиста, делать необходимые заметки, конспект, с тем чтобы четко представлять себе позицию эксперта по обсуждаемым проблемам. Затем у обучающихся будет возможность уточнить отдельные положения выступления эксперта, задать уточняющие и развивающие вопросы. После возможны собственные выступления, обсуждение презентации эксперта, дискуссия по теме занятия. | 4 |
Итого: | 14 |
заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
2 | Социально-криминологическая ситуация как предпосылка формирования уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения подготовленных в группах: а) аналитических материалов о состоянии преступности в РФ (ее отдельных видов) и перспективах ее развития; б) аналитических материалов о ресурсных возможностях РФ в противодействии преступности; в) материалов о моделях и научных воззрениях на уголовную политику и роль уголовного закона в профилактике преступности. Предварительно обучающиеся согласовывают с преподавателем источники статистической и иной информации о предмете разговора. На основе анализа всех представленных материалов следует определить реальное (близкое к реальному) состояние преступности и возможностей государства по противодействию ей, важно акцентировать внимание на теоретическое и политическое понимание целей разработки и реализации уголовной политики. | 2 |
5 | Уголовное законодательство как основа уголовной политики | Занятие проводится в форме дебатов по одному или нескольким законопроектам, направленным на противодействие преступности, внесенным на рассмотрение в Государственную Дума РФ или разрабатываемым заинтересованными ведомствами. Преподаватель самостоятельно (или по согласованию с обучающимися) отбирает из массива законопроектов тот документ (или несколько документов), которые представляют наибольший интерес в части возможного влияния на состояние преступности и (или) направления реализации уголовной политики, либо которые имеют большой общественный резонанс. Обучающиеся делятся на две подгруппы: одна отстаивает законопроект, другая, соответственно, выступает с его критикой. Обучающиеся должны представить максимально полный набор аргументов в пользу своей позиции. | 4 |
6 | Реализация уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения следующих основных вопросов: реализация политики на правотворческом уровне, реализация уголовной политики на правоприменительном уровне. Следует акцентировать внимание на формах такой реализации и основных проблемах, которые возникают в каждом из направлений. | 2 |
7 | Эффективность уголовной политики | Формой проведения занятия служит встреча обучающихся с авторитетным представителем научной общественности или (и) практикующим юристом (личность эксперта определяется с учетом его рабочего графика, возможностей и желания участвовать в образовательном процессе; в силу чего устанавливается непосредственно в процессе подготовки встречи). Перед организацией встречи совместно с обучающимися определяются общая тематика занятия и те конкретные проблемы эффективности уголовной политики, которые заслуживают обсуждения с экспертом. Важно сознавать, что встреча с экспертом не является лекцией приглашенного специалиста. Такое занятие требует особой и тщательной подготовки не только самого эксперта, но и слушателей. Прежде всего, следует повторить и систематизировать знания о предмете предстоящего обсуждения, полученные к моменту проведения встречи. Желательно заранее подготовить несколько вопросов к эксперту, сформулированных с учетом достигнутого обучающимся уровня квалификации, тематики занятия и компетенции эксперта (важно понимать, что в ряде случаев грамотно поставленный и сформулированный вопрос может означать даже больше, чем ответ на него). Также возможно заранее подготовить тезисы своего выступления по обсуждаемым на занятии проблемам. Во время проведения занятия необходимо внимательно слушать презентацию специалиста, делать необходимые заметки, конспект, с тем чтобы четко представлять себе позицию эксперта по обсуждаемым проблемам. Затем у обучающихся будет возможность уточнить отдельные положения выступления эксперта, задать уточняющие и развивающие вопросы. После возможны собственные выступления, обсуждение презентации эксперта, дискуссия по теме занятия. | 4 |
Итого: | 12 |
очно-заочная форма обучения (ГВД)
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
2 | Социально-криминологическая ситуация как предпосылка формирования уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения подготовленных в группах: а) аналитических материалов о состоянии преступности в РФ (ее отдельных видов) и перспективах ее развития; б) аналитических материалов о ресурсных возможностях РФ в противодействии преступности; в) материалов о моделях и научных воззрениях на уголовную политику и роль уголовного закона в профилактике преступности. Предварительно обучающиеся согласовывают с преподавателем источники статистической и иной информации о предмете разговора. На основе анализа всех представленных материалов следует определить реальное (близкое к реальному) состояние преступности и возможностей государства по противодействию ей, важно акцентировать внимание на теоретическое и политическое понимание целей разработки и реализации уголовной политики. | 4 |
5 | Уголовное законодательство как основа уголовной политики | Занятие проводится в форме дебатов по одному или нескольким законопроектам, направленным на противодействие преступности, внесенным на рассмотрение в Государственную Дума РФ или разрабатываемым заинтересованными ведомствами. Преподаватель самостоятельно (или по согласованию с обучающимися) отбирает из массива законопроектов тот документ (или несколько документов), которые представляют наибольший интерес в части возможного влияния на состояние преступности и (или) направления реализации уголовной политики, либо которые имеют большой общественный резонанс. Обучающиеся делятся на две подгруппы: одна отстаивает законопроект, другая, соответственно, выступает с его критикой. Обучающиеся должны представить максимально полный набор аргументов в пользу своей позиции. | 4 |
6 | Реализация уголовной политики | Занятие проводится в форме обсуждения следующих основных вопросов: реализация политики на правотворческом уровне, реализация уголовной политики на правоприменительном уровне. Следует акцентировать внимание на формах такой реализации и основных проблемах, которые возникают в каждом из направлений. | 4 |
7 | Эффективность уголовной политики | Формой проведения занятия служит встреча обучающихся с авторитетным представителем научной общественности или (и) практикующим юристом (личность эксперта определяется с учетом его рабочего графика, возможностей и желания участвовать в образовательном процессе; в силу чего устанавливается непосредственно в процессе подготовки встречи). Перед организацией встречи совместно с обучающимися определяются общая тематика занятия и те конкретные проблемы эффективности уголовной политики, которые заслуживают обсуждения с экспертом. Важно сознавать, что встреча с экспертом не является лекцией приглашенного специалиста. Такое занятие требует особой и тщательной подготовки не только самого эксперта, но и слушателей. Прежде всего, следует повторить и систематизировать знания о предмете предстоящего обсуждения, полученные к моменту проведения встречи. Желательно заранее подготовить несколько вопросов к эксперту, сформулированных с учетом достигнутого обучающимся уровня квалификации, тематики занятия и компетенции эксперта (важно понимать, что в ряде случаев грамотно поставленный и сформулированный вопрос может означать даже больше, чем ответ на него). Также возможно заранее подготовить тезисы своего выступления по обсуждаемым на занятии проблемам. Во время проведения занятия необходимо внимательно слушать презентацию специалиста, делать необходимые заметки, конспект, с тем чтобы четко представлять себе позицию эксперта по обсуждаемым проблемам. Затем у обучающихся будет возможность уточнить отдельные положения выступления эксперта, задать уточняющие и развивающие вопросы. После возможны собственные выступления, обсуждение презентации эксперта, дискуссия по теме занятия. | 4 |
Итого: | 16 |
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | очно-заочная форма обучения (ГВД) | ||
1 | 1. Донаучные представления об уголовной политике в истории философской и социальной мысли 2. Становление науки уголовной политики 3. Периодизация и общая характеристика истории уголовной политики в России На основе анализа рекомендованной литературы сформулировать собственное представление о месте науки уголовной политики в системе научного знания, определив при этом взаимоотношения уголовной политики с науками уголовного права, криминологии, политологии, управления. | 8 | 8 | 8 |
2 | 1. Состояние преступности в России: цифры и факты 2. Основные тенденции преступности в современной России и ее прогноз 3. Состояние социального контроля над преступностью в России На основе доступной статистической информации: - проанализировать данные о состоянии преступности в России за последние десять лет, сравнить с данными криминальной статистики более раннего периода; - сформулировать и оценить тенденции развития преступности в стране, соотнести их с общемировыми тенденциями преступности; - определить, имеет ли место влияние трансформаций уголовного закона на состояние преступности. Итоги исследования представить в виде письменных аналитических материалов. | 8 | 8 | 8 |
3 | 1. Понятие и содержание уголовной политики 2. Цели и принципы уголовной политики 3. Структура уголовной политики 4. Субъекты уголовной политики, формы ее реализации Подготовить на выбор конспект одной из книг: Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). М., 2004. Алексеев А.И., Овчинский Э.Ф., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006 | 8 | 8 | 8 |
4 | 1. Роль права в реализации уголовной политики. Права человека и уголовная политика 2. Конституционные и международно-правовые основы уголовной политики 3. Федеральное и региональное законодательство о борьбе с преступностью Подготовить развернутый отзыв на любой законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ или иной нормативный акт, составляющий основу уголовной политики, который находится на рассмотрении в Государственной Думе или готовится к внесению в Думу. | 8 | 8 | 8 |
5 | 1. Уголовный закон: понятие, пределы и возможности в деле предупреждения преступлений 2. Уголовно-правовой запрет: криминализация и пенализация 3. Качество уголовного закона: понятие и критерии 4. Основные направления реформирования уголовного закона на современном этапе Написать реферат на тему «Основания криминализации общественно опасных деяний». | 8 | 8 | 8 |
6 | 1. Правотворчество, правоприменение и правовое воспитание как формы реализации уголовной политики 2. Ресурсное и кадровое обеспечение уголовной политики 3. Взаимодействие государства и общества в реализации уголовной политики 4. Содержание и проблемы реализации отдельных направлений уголовной политики Подготовить эссе на одну из тем по выбору: «Цель уголовной политики» «Закон о предупреждении преступности: быть или не быть» «Реформа органов внутренних дел: успехи и просчеты» «Суд как субъект профилактики преступлений: за и против» «Уголовная политика и международное сотрудничество государств» | 8 | 10 | 6 |
7 | 1. Цена преступности и цена контроля над ней 2. Эффективность уголовной политики: понятие и критерии 3. Контроль над уголовной политикой На основе изучения рекомендованной литературы, а также проведения экспертных опросов либо использования иных социологических методов обосновать и представить авторский вариант системы критериев оценки эффективности уголовной политики. | 8 | 8 | 8 |
Итого: | 56 | 58 | 54 |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения (ГВД) | ||
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Работа с учебной и специальной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, статистическими данными | 12 | 16 | 16 |
2,4,5, 7 | Подготовка к семинарам № 1, 2, 3, 4 | 22 | 20 | 18 |
5, 6 | Подготовка реферата, эссе | 8 | 8 | 8 |
Подготовка контрольной работы | 10 | 10 | 10 | |
Самостоятельная работа в сессию | 4 | 4 | 4 | |
Итого: | 56 | 58 | 54 |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Александров А.И. Государственно-правовая идеология и уголовная политика в Российской Федерации. СПб., 2014.
2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
3. Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность: Учебное пособие. М., 2003.
4. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. Учебное пособие. М., 1979.
5. Воронин М.Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития. М., 2000.
6. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство. Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.
7. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.
8. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М., 1970.
9. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910.
10. Гришанин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики. М., 1989.
11. Громов В.Г. Уголовно-исполнительная политика России: история и современность. Саратов, 2006.
12. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975.
13. Дерендяев В.Н. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание, основные направления и проблемы формирования. Курск, 2009.
14. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009.
15. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.
16. Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку. 1990.
17. Категов А.С. Циклы уголовной политики и правоприменения. СПб., 2010.
18. Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980.
19. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Криминологическое измерение. М., 2008.
20. Коробеев А.И. Советская уголовная политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987.
21. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
22. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2008.
23. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009.
24. Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005.
25. Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Матрица преступности. М., 2006.
26. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982.
27. Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в сфере экономики. Нижний Новгород, 2004.
28. Панченко П.Н. Уголовная политика – основа законности борьбы с преступностью. Нижний Новгород, 1991.
29. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики. Самара, 1993.
30. Пудовочкин Ю.Е. Криминологические проблемы в современной социально-политической и философской литературе. М., 2011.
31. Рахманова Е.Н. Защита прав человека от криминальных угроз в условиях глобализации: криминологический и уголовно-правовой анализ. М., 2008.
32. Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979.
33. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1986.
34. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации. М., 2003.
35. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под. ред. Л.И. Беляевой. М., 2003.
36. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981.
37. Философия уголовного права. Сборник / Сост. и вступит. ст. Ю.В. Голик. СПб., 2004.
38. Чаадаев С.Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути, решения. М., 1991.
39. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступит. ст. В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М., 2008.
40. Эффективность применения уголовного закона / Отв. ред. Н.Ф. Кузнецова, И.Б. Михайловская. М., 1973.
В процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины рекомендуется систематически анализировать публикации в профильных журналах: «Российское правосудие», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Журнал Российского права», «Вестник академии Генеральной прокуратуры», «Библиотека уголовного права и криминологии», «Государство и право».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.