Профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

учебно-методический комплекс по дисциплине

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс - 2

Семестры - 3, 4

Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (ГВД)

Срок освоения ООП по форме обучения -2 года

Квалификация выпускника - магистр

Москва 2013


Составитель: Пудовочкин Ю.Е., доктор юридических наук, профессор

 

 

___________________________ «____» _________ 2013 г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО  по направлению подготовки (специальности)  40.04.01 - Юриспруденция

  

Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).

 

 

Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор

        

_______________ «__» ________ 2013 г.

 

 

Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия (протокол №  14 от 21.04.15).

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом  Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).

 

© Российский государственный университет правосудия, 2013

© Ю.Е. Пудовочкин, 2013




Оглавление

1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются:

- интеграция ранее полученных знаний в области политологии, социологии права, уголовного права и криминологии, формирование на этой основе навыков аналитического и прогностического мышления;

- создание основы для самостоятельной работы выпускника в области правотворческой и правоприменительной деятельности;

- углубление знаний по важнейшим проблемам теории уголовной политики, понимание и оценка ее основных направлений;

- формирование профессиональных умений и навыков в части толкования, оценки и прогнозирования государственной политики сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция; профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» (М.2 В.6).

Для изучения дисциплины необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «Уголовное право», «Философия права», «Социология права», «Сравнительное правоведение», «Криминология».

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

1) знать:

- положения Конституции РФ и нормативных правовых актов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина и предупреждения преступлений;

- основные положения философии права, политологии, социологии, основные подходы к использованию правовых средств политического управления обществом;

- состояние криминогенной ситуации в России и тенденции ее развития, основные подходы к пониманию личности преступника и роли права в профилактике преступлений;

2) уметь:

- анализировать практику применения уголовно-правовых норм, выявлять проблемы в применении уголовного закона;

- прогнозировать развитие криминогенной ситуации, определять потребности общества в уголовно-правовом обеспечении охраняя общественных отношений;

3) иметь навыки:

- толкования и применения уголовного закона;

- составления юридических документов и аналитических материалов;

- проведения научных исследований в области права.

В свою очередь дисциплина «Уголовная политика России» служит основой для освоения иных дисциплин, в частности: «Уголовно-правовые средства предупреждения преступности», «Альтернативные средства разрешения уголовно-правового конфликта», «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний», «Проблемы ресоциализации преступников и социальной помощи осужденным» и др.

Знания и умения, приобретенные студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, научно-исследовательской деятельности.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Уголовная политика России» призвано способствовать формированию следующих компетенций выпускника, предусмотренных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»):

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) - знает теорию уголовной политики и роль права в ее реализации -основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики - умеет анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте; - определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям - владеет навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона - навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
2 способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1) - знает порядок разработки и принятия нормативных правовых актов - знает правила юридической техники - умеет обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения - владеет опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов - владеет навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
3 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) - знает содержание учения о причинах и условиях преступлений - умеет выявлять и анализировать причины и условия преступлений - владеет навыками разработки программ профилактики преступлений проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
4 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) - знает содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона - знает виды толкования уголовного закона - знает уголовно-правовую терминологию - умеет отличать толкование закона от правотворчества - владеет навыками толкования уголовного закона проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
5 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) - знает требования современных методов уголовно-политического исследования - знать содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики - умеет определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления - умеет формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики - владеет навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики - владеет навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет

 

В результате освоения программы дисциплины студент должен:


Знать:

- теорию уголовной политики и роль права в ее реализации

-основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики

- порядок разработки и принятия нормативных правовых актов

- правила юридической техники

- содержание учения о причинах и условиях преступлений

- содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона

- виды толкования уголовного закона

- уголовно-правовую терминологию

- требования современных методов уголовно-политического исследования

- содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики

Уметь:

- анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте;

- определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям

- обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения

- выявлять и анализировать причины и условия преступлений

- отличать толкование закона от правотворчества

- определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления

- формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики

3) владеть:

- навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона

- навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой

- опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов

- навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений

- опытом разработки программ профилактики преступлений

- навыками толкования уголовного закона

- навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики

- навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

очная форма обучения

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 18 54
Аудиторные занятия   16 4 12
Лекции   2 2 -
Семинары или практические занятия   14 2 12
Самостоятельная работа (СРС)   56 14 42
Контрольная работа   - - -
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - - +

 

заочная форма обучения

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 18 54
Аудиторные занятия   14 4 10
Лекции   2 2 -
Семинары или практические занятия   12 2 10
Самостоятельная работа (СРС)   58 14 44
Контрольная работа   - - +
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - - +

 

очно-заочная форма обучения (ГВД)

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по семестрам
3
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 72
Аудиторные занятия   18 18
Лекции   2 2
Семинары или практические занятия   14 16
Самостоятельная работа (СРС)   54 54
Контрольная работа   - +
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - +

 

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Понятие уголовной политики

Основные подходы к определению уголовной политики: дискуссия о терминах и объеме понятия. Предмет и метод уголовной политики. Проблема субъекта уголовной политики. Содержание и сущность уголовной политики. Цель и парадигмы уголовной политики. Направления (структура) уголовной политики. Формы реализации уголовной политики. Принципы уголовной политики. Общие оценки современной уголовной политики России.

Самостоятельная работа

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

 

№ темы

дисциплины

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

очная форма обучения заочная форма обучения очно-заочная форма обучения (ГВД)
1 1. Донаучные представления об уголовной политике в истории философской и социальной мысли 2. Становление науки уголовной политики 3. Периодизация и общая характеристика истории уголовной политики в России   На основе анализа рекомендованной литературы сформулировать собственное представление о месте науки уголовной политики в системе научного знания, определив при этом взаимоотношения уголовной политики с науками уголовного права, криминологии, политологии, управления. 8 8 8
2 1. Состояние преступности в России: цифры и факты 2. Основные тенденции преступности в современной России и ее прогноз 3. Состояние социального контроля над преступностью в России   На основе доступной статистической информации: - проанализировать данные о состоянии преступности в России за последние десять лет, сравнить с данными криминальной статистики более раннего периода; - сформулировать и оценить тенденции развития преступности в стране, соотнести их с общемировыми тенденциями преступности; - определить, имеет ли место влияние трансформаций уголовного закона на состояние преступности. Итоги исследования представить в виде письменных аналитических материалов. 8 8 8
3 1. Понятие и содержание уголовной политики 2. Цели и принципы уголовной политики 3. Структура уголовной политики 4. Субъекты уголовной политики, формы ее реализации   Подготовить на выбор конспект одной из книг: Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). М., 2004. Алексеев А.И., Овчинский Э.Ф., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006 8 8 8
4 1. Роль права в реализации уголовной политики. Права человека и уголовная политика 2. Конституционные и международно-правовые основы уголовной политики 3. Федеральное и региональное законодательство о борьбе с преступностью   Подготовить развернутый отзыв на любой законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ или иной нормативный акт, составляющий основу уголовной политики, который находится на рассмотрении в Государственной Думе или готовится к внесению в Думу. 8 8 8
5 1. Уголовный закон: понятие, пределы и возможности в деле предупреждения преступлений 2. Уголовно-правовой запрет: криминализация и пенализация 3. Качество уголовного закона: понятие и критерии 4. Основные направления реформирования уголовного закона на современном этапе   Написать реферат на тему «Основания криминализации общественно опасных деяний». 8 8 8
6 1. Правотворчество, правоприменение и правовое воспитание как формы реализации уголовной политики 2. Ресурсное и кадровое обеспечение уголовной политики 3. Взаимодействие государства и общества в реализации уголовной политики 4. Содержание и проблемы реализации отдельных направлений уголовной политики   Подготовить эссе на одну из тем по выбору: «Цель уголовной политики» «Закон о предупреждении преступности: быть или не быть» «Реформа органов внутренних дел: успехи и просчеты» «Суд как субъект профилактики преступлений: за и против» «Уголовная политика и международное сотрудничество государств» 8 10 6
7 1. Цена преступности и цена контроля над ней 2. Эффективность уголовной политики: понятие и критерии 3. Контроль над уголовной политикой   На основе изучения рекомендованной литературы, а также проведения экспертных опросов либо использования иных социологических методов обосновать и представить авторский вариант системы критериев оценки эффективности уголовной политики. 8 8 8

Итого:

56 58 54

 

5.4.2. Формы самостоятельной работы

№ темы

дисциплины

Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоемкость в часах

очная форма обучения заочная форма обучения Очно-заочная форма обучения (ГВД)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Работа с учебной и специальной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, статистическими данными 12 16 16
2,4,5, 7 Подготовка к семинарам №  1, 2, 3, 4 22 20 18
5, 6 Подготовка реферата, эссе 8 8 8
  Подготовка контрольной работы 10 10 10
  Самостоятельная работа в сессию 4 4 4

Итого:

56 58 54

 

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

1. Александров А.И. Государственно-правовая идеология и уголовная политика в Российской Федерации. СПб., 2014.

2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.

3. Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность: Учебное пособие. М., 2003.

4. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. Учебное пособие. М., 1979.

5. Воронин М.Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития. М., 2000.

6. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство. Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.

7. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.

8. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М., 1970.

9. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910.

10. Гришанин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики. М., 1989.

11. Громов В.Г. Уголовно-исполнительная политика России: история и современность. Саратов, 2006.

12. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975.

13. Дерендяев В.Н. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание, основные направления и проблемы формирования. Курск, 2009.

14. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009.

15. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.

16. Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку. 1990.

17. Категов А.С. Циклы уголовной политики и правоприменения. СПб., 2010.

18. Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980.

19. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Криминологическое измерение. М., 2008.

20. Коробеев А.И. Советская уголовная политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987.

21. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.

22. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2008.

23. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009.

24. Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005.

25. Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Матрица преступности. М., 2006.

26. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982.

27. Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в сфере экономики. Нижний Новгород, 2004.

28. Панченко П.Н. Уголовная политика – основа законности борьбы с преступностью. Нижний Новгород, 1991.

29. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики. Самара, 1993.

30. Пудовочкин Ю.Е. Криминологические проблемы в современной социально-политической и философской литературе. М., 2011.

31. Рахманова Е.Н. Защита прав человека от криминальных угроз в условиях глобализации: криминологический и уголовно-правовой анализ. М., 2008.

32. Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979.

33. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1986.

34. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации. М., 2003.

35. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под. ред. Л.И. Беляевой. М., 2003.

36. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981.

37. Философия уголовного права. Сборник / Сост. и вступит. ст. Ю.В. Голик. СПб., 2004.

38. Чаадаев С.Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути, решения. М., 1991.

39. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступит. ст. В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М., 2008.

40. Эффективность применения уголовного закона / Отв. ред. Н.Ф. Кузнецова, И.Б. Михайловская. М., 1973.

 

В процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины рекомендуется систематически анализировать публикации в профильных журналах: «Российское правосудие», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Журнал Российского права», «Вестник академии Генеральной прокуратуры», «Библиотека уголовного права и криминологии», «Государство и право».

 

 

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений текста работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельном кратком изложении основных положений прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы: Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений правоохранительной практики.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, презентаций, рефератов, материалов практических занятий.

 

Процедуры оценивания

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно ОК 1 (з); ПК 1 (з); ПК 5 (з) ПК 7 (з); ПК 11 (з) знает : - теорию уголовной политики и роль права в ее реализации -основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики - порядок разработки и принятия нормативных правовых актов - правила юридической техники - содержание учения о причинах и условиях преступлений - содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона - виды толкования уголовного закона - уголовно-правовую терминологию - требования современных методов уголовно-политического исследования - содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики сформированные, систематические знания сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания общие, но не структурированные знания фрагментарные, несформированные знания устное собеседование, опрос, проверка контрольной работы, реферата, эссе, решенных казусов, рецензий ОК 1 (у); ПК 1 (у); ПК 5 (у) ПК 7 (у); ПК 11 (у) умеет: - анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте; - определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям - обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения - выявлять и анализировать причины и условия преступлений - отличать толкование закона от правотворчества - определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления - формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики сформированные умения содержащие отдельные пробелы, но в целом сформированные умения частично сформированные умения фрагментарные, несформированные умения устное собеседование, решение задач, проверка контрольной работы, доклада, реферата, эссе, решенных казусов, рецензий ОК 1 (в); ПК 1 (в); ПК 5 (в) ПК 7 (в); ПК 11 (в) владеет навыками - навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона - навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой - опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов - навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений - опытом разработки программ профилактики преступлений - навыками толкования уголовного закона - навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики - навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования сформированные навыки содержащие отдельные пробелы, но в целом сформированные навыки частично сформированные навыки фрагментарные, несформированные навыки устное собеседование, проверка контрольной работы, доклада, ре решенных казусов, рецензий реферата, эссе,

 


Для студентов очной формы обучения оценка знаний осуществляется в баллах с учетом оценки за работу в семестре, оценки итоговых знаний в ходе зачета.

 

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы

 

№  п/п Вид отчетности Баллы
1 Посещаемость учебных занятий до 8
2 Работа на семинарских и практических занятиях до 12
3 Подготовка реферата, доклада до 10
4 Подготовка эссе до 15
5 Зачет 60
6  Итого 100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Электронные ресурсы РГУП

№ п./п. Наименование Адрес в сети Интернет

Интернет-ресурсы

6 Информационно-образовательный портал РГУП www.op.raj.ru электронные версии учебных, научных и научно-практических изданий РГУП 7 Система электронного обучения Фемида  www.femida.raj.ru Учебно-методические комплексы, Рабочие программы по направлению подготовки 8 Официальный сайт Университета www.rgup.ru 9 Правовые системы Гарант, Консультант, Кодекс

Дисциплина «Уголовная политика России»

Наименование, Автор или редактор, Издательство, Год издания, кол-во страниц

Вид издания

ЭБС (указать ссылку) Кол-во печ. изд. в библиотеке вуза
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА    
Уголовная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.П. Ревин, Ю.С. Жариков, В.В. Ревина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с. ISBN: 978-5-534-00921-7 www.biblio-online.ru  
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА    
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 696 с. ISBN 978-5-4396-1459-2 www.znanium.com  
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. – М. : Проспект, 2014. — 292 с. — ISBN 978-5-392-13475-5. www.book.ru    
Основания уголовно-правового запрета (главы автора Кудрявцева В.Н.): (по изданию М., 1982) Глава - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 35 с.: ISBN 978-5-16-105368-3 www.znanium.com  
Кашепов В. П. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография/Под ред. В.П.Кашепова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.: ISBN 978-5-16-011384-5, 500 экз. www.znanium.com  
Гета М. Р. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. - М.:Юр.Норма, 2016. - 336 с.: ISBN 978-5-91768-728-5 www.znanium.com  
Клейменов И. М. Сравнительная криминология: Монография / И.М. Клейменов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с. ISBN 978-5-91768-322-5 www.znanium.com  
Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. – М.: Проспект, 2009. – 400 с. ISBN 978-5-392-00621-2 www.book.ru    
Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты: монография / Гаврилов Б.Я. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 208 с.   1

Зав. библиотекой ___________                                                                                                              Зав. кафедрой__________________  


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания дисциплины используются:

- при проведении лекций: комплект электронных презентаций, аудитории, оснащенные презентационной техникой (проектор, экран, компьютер или ноутбук;

- при проведении семинаров: компьютерный класс для использования материалов СПС, презентационная техника (проектор, экран, компьютер или ноутбук).


                            ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Уголовная политика

 

 

Дата Раздел Изменения Комментарии
27 января 2015 г., протокол № 8 раздел 3 уточнен набор компетенций, формируемых в процессе освоения программы, скорректирован набор знаний, умений и навыков, которые призвана сформировать дисциплина  
  раздел 4 скорректировано распределение учебных часов по видам занятий утверждение нового учебного плана в связи с новым набором обучающихся
  раздел 5 -уточнено содержание программы курса - обновлены задания для практических занятий и самостоятельной работы изменение уголовного законодательства и официальных разъяснений судебной практики
25 февраля 2016 г, протокол № раздел 6 обновлено содержание контрольных вопросов изменение программы дисциплины
  раздел 7 обновлен список рекомендованной литературы появление новых нормативных и научных источников
01 января 2017, протокол № 1. раздел 7 обновлен список рекомендованной литературы; к каждому из источников добавлена ссылка на его полный электронный вариант. В список включены следующие источники: основная литература: Основания уголовно-правового запрета (главы автора Кудрявцева В.Н.): (по изданию М., 1982) Глава - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016; Уголовная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.П. Ревин, Ю.С. Жариков, В.В. Ревина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017; Проблемы российской уголовной политики : сборник научных трудов / М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин. – М. : Проспект, 2014. дополнительная литература: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Ф. фон Лист; Сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2010; Кашепов В. П. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография/Под ред. В.П.Кашепова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015; Гета М. Р. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. - М.:Юр.Норма, 2016; Клейменов И. М. Сравнительная криминология: Монография / И.М. Клейменов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012; Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. – М.: Проспект, 2009; Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты: монография / Гаврилов Б.Я. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. появление новых нормативных и научных источников;  
  раздел 6.1. скорректирован список контрольных вопросов к зачету за счет включения новых, в частности: - Международно-правовые и конституционные стандарты ограничения прав человека в целях противодействия преступности и обеспечения безопасности - Управление уголовной репрессией - Либерализация и гуманизация уголовной политики: основание, формы, пределы  

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

учебно-методический комплекс по дисциплине

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс - 2

Семестры - 3, 4

Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (ГВД)

Срок освоения ООП по форме обучения -2 года

Квалификация выпускника - магистр

Москва 2013


Составитель: Пудовочкин Ю.Е., доктор юридических наук, профессор

 

 

___________________________ «____» _________ 2013 г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО  по направлению подготовки (специальности)  40.04.01 - Юриспруденция

  

Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).

 

 

Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор

        

_______________ «__» ________ 2013 г.

 

 

Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия (протокол №  14 от 21.04.15).

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом  Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).

 

© Российский государственный университет правосудия, 2013

© Ю.Е. Пудовочкин, 2013




Оглавление

1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются:

- интеграция ранее полученных знаний в области политологии, социологии права, уголовного права и криминологии, формирование на этой основе навыков аналитического и прогностического мышления;

- создание основы для самостоятельной работы выпускника в области правотворческой и правоприменительной деятельности;

- углубление знаний по важнейшим проблемам теории уголовной политики, понимание и оценка ее основных направлений;

- формирование профессиональных умений и навыков в части толкования, оценки и прогнозирования государственной политики сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция; профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» (М.2 В.6).

Для изучения дисциплины необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «Уголовное право», «Философия права», «Социология права», «Сравнительное правоведение», «Криминология».

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

1) знать:

- положения Конституции РФ и нормативных правовых актов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина и предупреждения преступлений;

- основные положения философии права, политологии, социологии, основные подходы к использованию правовых средств политического управления обществом;

- состояние криминогенной ситуации в России и тенденции ее развития, основные подходы к пониманию личности преступника и роли права в профилактике преступлений;

2) уметь:

- анализировать практику применения уголовно-правовых норм, выявлять проблемы в применении уголовного закона;

- прогнозировать развитие криминогенной ситуации, определять потребности общества в уголовно-правовом обеспечении охраняя общественных отношений;

3) иметь навыки:

- толкования и применения уголовного закона;

- составления юридических документов и аналитических материалов;

- проведения научных исследований в области права.

В свою очередь дисциплина «Уголовная политика России» служит основой для освоения иных дисциплин, в частности: «Уголовно-правовые средства предупреждения преступности», «Альтернативные средства разрешения уголовно-правового конфликта», «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний», «Проблемы ресоциализации преступников и социальной помощи осужденным» и др.

Знания и умения, приобретенные студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, научно-исследовательской деятельности.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Уголовная политика России» призвано способствовать формированию следующих компетенций выпускника, предусмотренных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»):

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) - знает теорию уголовной политики и роль права в ее реализации -основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики - умеет анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте; - определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям - владеет навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона - навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
2 способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1) - знает порядок разработки и принятия нормативных правовых актов - знает правила юридической техники - умеет обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения - владеет опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов - владеет навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
3 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) - знает содержание учения о причинах и условиях преступлений - умеет выявлять и анализировать причины и условия преступлений - владеет навыками разработки программ профилактики преступлений проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
4 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) - знает содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона - знает виды толкования уголовного закона - знает уголовно-правовую терминологию - умеет отличать толкование закона от правотворчества - владеет навыками толкования уголовного закона проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет
5 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) - знает требования современных методов уголовно-политического исследования - знать содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики - умеет определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления - умеет формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики - владеет навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики - владеет навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет

 

В результате освоения программы дисциплины студент должен:


Знать:

- теорию уголовной политики и роль права в ее реализации

-основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики

- порядок разработки и принятия нормативных правовых актов

- правила юридической техники

- содержание учения о причинах и условиях преступлений

- содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона

- виды толкования уголовного закона

- уголовно-правовую терминологию

- требования современных методов уголовно-политического исследования

- содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики

Уметь:

- анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте;

- определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям

- обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения

- выявлять и анализировать причины и условия преступлений

- отличать толкование закона от правотворчества

- определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления

- формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики

3) владеть:

- навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона

- навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой

- опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов

- навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений

- опытом разработки программ профилактики преступлений

- навыками толкования уголовного закона

- навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики

- навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

очная форма обучения

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 18 54
Аудиторные занятия   16 4 12
Лекции   2 2 -
Семинары или практические занятия   14 2 12
Самостоятельная работа (СРС)   56 14 42
Контрольная работа   - - -
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - - +

 

заочная форма обучения

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 18 54
Аудиторные занятия   14 4 10
Лекции   2 2 -
Семинары или практические занятия   12 2 10
Самостоятельная работа (СРС)   58 14 44
Контрольная работа   - - +
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - - +

 

очно-заочная форма обучения (ГВД)

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по семестрам
3
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 72
Аудиторные занятия   18 18
Лекции   2 2
Семинары или практические занятия   14 16
Самостоятельная работа (СРС)   54 54
Контрольная работа   - +
Форма промежуточной аттестации (зачет)   - +

 

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы



Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.