ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
учебно-методический комплекс по дисциплине
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс - 2
Семестры - 3, 4
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (ГВД)
Срок освоения ООП по форме обучения -2 года
Квалификация выпускника - магистр
Москва 2013
Составитель: Пудовочкин Ю.Е., доктор юридических наук, профессор
___________________________ «____» _________ 2013 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 - Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).
Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор
_______________ «__» ________ 2013 г.
Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия (протокол № 14 от 21.04.15).
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).
© Российский государственный университет правосудия, 2013
© Ю.Е. Пудовочкин, 2013
Оглавление
1. | Цели освоения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
4. | Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. | Содержание дисциплины | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- интеграция ранее полученных знаний в области политологии, социологии права, уголовного права и криминологии, формирование на этой основе навыков аналитического и прогностического мышления;
- создание основы для самостоятельной работы выпускника в области правотворческой и правоприменительной деятельности;
- углубление знаний по важнейшим проблемам теории уголовной политики, понимание и оценка ее основных направлений;
- формирование профессиональных умений и навыков в части толкования, оценки и прогнозирования государственной политики сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция; профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» (М.2 В.6).
Для изучения дисциплины необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «Уголовное право», «Философия права», «Социология права», «Сравнительное правоведение», «Криминология».
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:
1) знать:
- положения Конституции РФ и нормативных правовых актов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина и предупреждения преступлений;
- основные положения философии права, политологии, социологии, основные подходы к использованию правовых средств политического управления обществом;
- состояние криминогенной ситуации в России и тенденции ее развития, основные подходы к пониманию личности преступника и роли права в профилактике преступлений;
2) уметь:
- анализировать практику применения уголовно-правовых норм, выявлять проблемы в применении уголовного закона;
- прогнозировать развитие криминогенной ситуации, определять потребности общества в уголовно-правовом обеспечении охраняя общественных отношений;
3) иметь навыки:
- толкования и применения уголовного закона;
- составления юридических документов и аналитических материалов;
- проведения научных исследований в области права.
В свою очередь дисциплина «Уголовная политика России» служит основой для освоения иных дисциплин, в частности: «Уголовно-правовые средства предупреждения преступности», «Альтернативные средства разрешения уголовно-правового конфликта», «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний», «Проблемы ресоциализации преступников и социальной помощи осужденным» и др.
Знания и умения, приобретенные студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, научно-исследовательской деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Уголовная политика России» призвано способствовать формированию следующих компетенций выпускника, предусмотренных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»):
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) | - знает теорию уголовной политики и роль права в ее реализации -основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики - умеет анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте; - определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям - владеет навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона - навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
2 | способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1) | - знает порядок разработки и принятия нормативных правовых актов - знает правила юридической техники - умеет обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения - владеет опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов - владеет навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
3 | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) | - знает содержание учения о причинах и условиях преступлений - умеет выявлять и анализировать причины и условия преступлений - владеет навыками разработки программ профилактики преступлений | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
4 | способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) | - знает содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона - знает виды толкования уголовного закона - знает уголовно-правовую терминологию - умеет отличать толкование закона от правотворчества - владеет навыками толкования уголовного закона | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
5 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) | - знает требования современных методов уголовно-политического исследования - знать содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики - умеет определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления - умеет формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики - владеет навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики - владеет навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования | работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
В результате освоения программы дисциплины студент должен:
Знать:
- теорию уголовной политики и роль права в ее реализации
-основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики
- порядок разработки и принятия нормативных правовых актов
- правила юридической техники
- содержание учения о причинах и условиях преступлений
- содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона
- виды толкования уголовного закона
- уголовно-правовую терминологию
- требования современных методов уголовно-политического исследования
- содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики
Уметь:
- анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте;
- определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям
- обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения
- выявлять и анализировать причины и условия преступлений
- отличать толкование закона от правотворчества
- определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления
- формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики
3) владеть:
- навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона
- навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой
- опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов
- навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений
- опытом разработки программ профилактики преступлений
- навыками толкования уголовного закона
- навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики
- навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
очная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
3 | 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 18 | 54 |
Аудиторные занятия | 16 | 4 | 12 | |
Лекции | 2 | 2 | - | |
Семинары или практические занятия | 14 | 2 | 12 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 56 | 14 | 42 | |
Контрольная работа | - | - | - | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | - | + |
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
3 | 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 18 | 54 |
Аудиторные занятия | 14 | 4 | 10 | |
Лекции | 2 | 2 | - | |
Семинары или практические занятия | 12 | 2 | 10 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 58 | 14 | 44 | |
Контрольная работа | - | - | + | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | - | + |
очно-заочная форма обучения (ГВД)
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
3 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 |
Аудиторные занятия | 18 | 18 | |
Лекции | 2 | 2 | |
Семинары или практические занятия | 14 | 16 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 54 | 54 | |
Контрольная работа | - | + | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | + |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Понятие уголовной политики
Основные подходы к определению уголовной политики: дискуссия о терминах и объеме понятия. Предмет и метод уголовной политики. Проблема субъекта уголовной политики. Содержание и сущность уголовной политики. Цель и парадигмы уголовной политики. Направления (структура) уголовной политики. Формы реализации уголовной политики. Принципы уголовной политики. Общие оценки современной уголовной политики России.
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | очно-заочная форма обучения (ГВД) | ||
1 | 1. Донаучные представления об уголовной политике в истории философской и социальной мысли 2. Становление науки уголовной политики 3. Периодизация и общая характеристика истории уголовной политики в России На основе анализа рекомендованной литературы сформулировать собственное представление о месте науки уголовной политики в системе научного знания, определив при этом взаимоотношения уголовной политики с науками уголовного права, криминологии, политологии, управления. | 8 | 8 | 8 |
2 | 1. Состояние преступности в России: цифры и факты 2. Основные тенденции преступности в современной России и ее прогноз 3. Состояние социального контроля над преступностью в России На основе доступной статистической информации: - проанализировать данные о состоянии преступности в России за последние десять лет, сравнить с данными криминальной статистики более раннего периода; - сформулировать и оценить тенденции развития преступности в стране, соотнести их с общемировыми тенденциями преступности; - определить, имеет ли место влияние трансформаций уголовного закона на состояние преступности. Итоги исследования представить в виде письменных аналитических материалов. | 8 | 8 | 8 |
3 | 1. Понятие и содержание уголовной политики 2. Цели и принципы уголовной политики 3. Структура уголовной политики 4. Субъекты уголовной политики, формы ее реализации Подготовить на выбор конспект одной из книг: Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). М., 2004. Алексеев А.И., Овчинский Э.Ф., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006 | 8 | 8 | 8 |
4 | 1. Роль права в реализации уголовной политики. Права человека и уголовная политика 2. Конституционные и международно-правовые основы уголовной политики 3. Федеральное и региональное законодательство о борьбе с преступностью Подготовить развернутый отзыв на любой законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ или иной нормативный акт, составляющий основу уголовной политики, который находится на рассмотрении в Государственной Думе или готовится к внесению в Думу. | 8 | 8 | 8 |
5 | 1. Уголовный закон: понятие, пределы и возможности в деле предупреждения преступлений 2. Уголовно-правовой запрет: криминализация и пенализация 3. Качество уголовного закона: понятие и критерии 4. Основные направления реформирования уголовного закона на современном этапе Написать реферат на тему «Основания криминализации общественно опасных деяний». | 8 | 8 | 8 |
6 | 1. Правотворчество, правоприменение и правовое воспитание как формы реализации уголовной политики 2. Ресурсное и кадровое обеспечение уголовной политики 3. Взаимодействие государства и общества в реализации уголовной политики 4. Содержание и проблемы реализации отдельных направлений уголовной политики Подготовить эссе на одну из тем по выбору: «Цель уголовной политики» «Закон о предупреждении преступности: быть или не быть» «Реформа органов внутренних дел: успехи и просчеты» «Суд как субъект профилактики преступлений: за и против» «Уголовная политика и международное сотрудничество государств» | 8 | 10 | 6 |
7 | 1. Цена преступности и цена контроля над ней 2. Эффективность уголовной политики: понятие и критерии 3. Контроль над уголовной политикой На основе изучения рекомендованной литературы, а также проведения экспертных опросов либо использования иных социологических методов обосновать и представить авторский вариант системы критериев оценки эффективности уголовной политики. | 8 | 8 | 8 |
Итого: | 56 | 58 | 54 |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения (ГВД) | ||
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | Работа с учебной и специальной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, статистическими данными | 12 | 16 | 16 |
2,4,5, 7 | Подготовка к семинарам № 1, 2, 3, 4 | 22 | 20 | 18 |
5, 6 | Подготовка реферата, эссе | 8 | 8 | 8 |
Подготовка контрольной работы | 10 | 10 | 10 | |
Самостоятельная работа в сессию | 4 | 4 | 4 | |
Итого: | 56 | 58 | 54 |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Александров А.И. Государственно-правовая идеология и уголовная политика в Российской Федерации. СПб., 2014.
2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
3. Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность: Учебное пособие. М., 2003.
4. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. Учебное пособие. М., 1979.
5. Воронин М.Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития. М., 2000.
6. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство. Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.
7. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.
8. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М., 1970.
9. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910.
10. Гришанин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики. М., 1989.
11. Громов В.Г. Уголовно-исполнительная политика России: история и современность. Саратов, 2006.
12. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975.
13. Дерендяев В.Н. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание, основные направления и проблемы формирования. Курск, 2009.
14. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009.
15. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.
16. Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку. 1990.
17. Категов А.С. Циклы уголовной политики и правоприменения. СПб., 2010.
18. Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980.
19. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Криминологическое измерение. М., 2008.
20. Коробеев А.И. Советская уголовная политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987.
21. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
22. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2008.
23. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009.
24. Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005.
25. Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Матрица преступности. М., 2006.
26. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982.
27. Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в сфере экономики. Нижний Новгород, 2004.
28. Панченко П.Н. Уголовная политика – основа законности борьбы с преступностью. Нижний Новгород, 1991.
29. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики. Самара, 1993.
30. Пудовочкин Ю.Е. Криминологические проблемы в современной социально-политической и философской литературе. М., 2011.
31. Рахманова Е.Н. Защита прав человека от криминальных угроз в условиях глобализации: криминологический и уголовно-правовой анализ. М., 2008.
32. Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979.
33. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1986.
34. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации. М., 2003.
35. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под. ред. Л.И. Беляевой. М., 2003.
36. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981.
37. Философия уголовного права. Сборник / Сост. и вступит. ст. Ю.В. Голик. СПб., 2004.
38. Чаадаев С.Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути, решения. М., 1991.
39. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступит. ст. В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М., 2008.
40. Эффективность применения уголовного закона / Отв. ред. Н.Ф. Кузнецова, И.Б. Михайловская. М., 1973.
В процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины рекомендуется систематически анализировать публикации в профильных журналах: «Российское правосудие», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Журнал Российского права», «Вестник академии Генеральной прокуратуры», «Библиотека уголовного права и криминологии», «Государство и право».
Рекомендации:
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.
Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:
- в составлении плана изученного источника;
- в выписках концептуальных положений текста работы;
- в составлении тезисов, т.е. самостоятельном кратком изложении основных положений прочитанного источника;
- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;
- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.
В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы: Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений правоохранительной практики.
Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, презентаций, рефератов, материалов практических занятий.
Процедуры оценивания
Для студентов очной формы обучения оценка знаний осуществляется в баллах с учетом оценки за работу в семестре, оценки итоговых знаний в ходе зачета.
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы
№ п/п | Вид отчетности | Баллы |
1 | Посещаемость учебных занятий | до 8 |
2 | Работа на семинарских и практических занятиях | до 12 |
3 | Подготовка реферата, доклада | до 10 |
4 | Подготовка эссе | до 15 |
5 | Зачет | 60 |
6 | Итого | 100 |
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Электронные ресурсы РГУП
№ п./п. | Наименование | Адрес в сети Интернет |
Интернет-ресурсы
Дисциплина «Уголовная политика России»
Наименование, Автор или редактор, Издательство, Год издания, кол-во страниц | Вид издания | |
ЭБС (указать ссылку) | Кол-во печ. изд. в библиотеке вуза | |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
Уголовная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.П. Ревин, Ю.С. Жариков, В.В. Ревина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с. ISBN: 978-5-534-00921-7 | www.biblio-online.ru | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 696 с. ISBN 978-5-4396-1459-2 | www.znanium.com | |
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. – М. : Проспект, 2014. — 292 с. — ISBN 978-5-392-13475-5. | www.book.ru | |
Основания уголовно-правового запрета (главы автора Кудрявцева В.Н.): (по изданию М., 1982) Глава - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 35 с.: ISBN 978-5-16-105368-3 | www.znanium.com | |
Кашепов В. П. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография/Под ред. В.П.Кашепова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.: ISBN 978-5-16-011384-5, 500 экз. | www.znanium.com | |
Гета М. Р. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. - М.:Юр.Норма, 2016. - 336 с.: ISBN 978-5-91768-728-5 | www.znanium.com | |
Клейменов И. М. Сравнительная криминология: Монография / И.М. Клейменов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с. ISBN 978-5-91768-322-5 | www.znanium.com | |
Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. – М.: Проспект, 2009. – 400 с. ISBN 978-5-392-00621-2 | www.book.ru | |
Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты: монография / Гаврилов Б.Я. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 208 с. | 1 |
Зав. библиотекой ___________ Зав. кафедрой__________________
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения преподавания дисциплины используются:
- при проведении лекций: комплект электронных презентаций, аудитории, оснащенные презентационной техникой (проектор, экран, компьютер или ноутбук;
- при проведении семинаров: компьютерный класс для использования материалов СПС, презентационная техника (проектор, экран, компьютер или ноутбук).
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Уголовная политика
Дата | Раздел | Изменения | Комментарии |
27 января 2015 г., протокол № 8 | раздел 3 | уточнен набор компетенций, формируемых в процессе освоения программы, скорректирован набор знаний, умений и навыков, которые призвана сформировать дисциплина | |
раздел 4 | скорректировано распределение учебных часов по видам занятий | утверждение нового учебного плана в связи с новым набором обучающихся | |
раздел 5 | -уточнено содержание программы курса - обновлены задания для практических занятий и самостоятельной работы | изменение уголовного законодательства и официальных разъяснений судебной практики | |
25 февраля 2016 г, протокол № | раздел 6 | обновлено содержание контрольных вопросов | изменение программы дисциплины |
раздел 7 | обновлен список рекомендованной литературы | появление новых нормативных и научных источников | |
01 января 2017, протокол № 1. | раздел 7 | обновлен список рекомендованной литературы; к каждому из источников добавлена ссылка на его полный электронный вариант. В список включены следующие источники: основная литература: Основания уголовно-правового запрета (главы автора Кудрявцева В.Н.): (по изданию М., 1982) Глава - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016; Уголовная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.П. Ревин, Ю.С. Жариков, В.В. Ревина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017; Проблемы российской уголовной политики : сборник научных трудов / М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин. – М. : Проспект, 2014. дополнительная литература: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Ф. фон Лист; Сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2010; Кашепов В. П. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография/Под ред. В.П.Кашепова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015; Гета М. Р. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. - М.:Юр.Норма, 2016; Клейменов И. М. Сравнительная криминология: Монография / И.М. Клейменов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012; Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. – М.: Проспект, 2009; Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты: монография / Гаврилов Б.Я. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. | появление новых нормативных и научных источников; |
раздел 6.1. | скорректирован список контрольных вопросов к зачету за счет включения новых, в частности: - Международно-правовые и конституционные стандарты ограничения прав человека в целях противодействия преступности и обеспечения безопасности - Управление уголовной репрессией - Либерализация и гуманизация уголовной политики: основание, формы, пределы |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
учебно-методический комплекс по дисциплине
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс - 2
Семестры - 3, 4
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (ГВД)
Срок освоения ООП по форме обучения -2 года
Квалификация выпускника - магистр
Москва 2013
Составитель: Пудовочкин Ю.Е., доктор юридических наук, профессор
___________________________ «____» _________ 2013 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 - Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).
Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор
_______________ «__» ________ 2013 г.
Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия (протокол № 14 от 21.04.15).
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).
© Российский государственный университет правосудия, 2013
© Ю.Е. Пудовочкин, 2013
Оглавление
1. | Цели освоения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
4. | Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. | Содержание дисциплины | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- интеграция ранее полученных знаний в области политологии, социологии права, уголовного права и криминологии, формирование на этой основе навыков аналитического и прогностического мышления;
- создание основы для самостоятельной работы выпускника в области правотворческой и правоприменительной деятельности;
- углубление знаний по важнейшим проблемам теории уголовной политики, понимание и оценка ее основных направлений;
- формирование профессиональных умений и навыков в части толкования, оценки и прогнозирования государственной политики сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция; профиль (специализация) «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» (М.2 В.6).
Для изучения дисциплины необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «Уголовное право», «Философия права», «Социология права», «Сравнительное правоведение», «Криминология».
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:
1) знать:
- положения Конституции РФ и нормативных правовых актов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина и предупреждения преступлений;
- основные положения философии права, политологии, социологии, основные подходы к использованию правовых средств политического управления обществом;
- состояние криминогенной ситуации в России и тенденции ее развития, основные подходы к пониманию личности преступника и роли права в профилактике преступлений;
2) уметь:
- анализировать практику применения уголовно-правовых норм, выявлять проблемы в применении уголовного закона;
- прогнозировать развитие криминогенной ситуации, определять потребности общества в уголовно-правовом обеспечении охраняя общественных отношений;
3) иметь навыки:
- толкования и применения уголовного закона;
- составления юридических документов и аналитических материалов;
- проведения научных исследований в области права.
В свою очередь дисциплина «Уголовная политика России» служит основой для освоения иных дисциплин, в частности: «Уголовно-правовые средства предупреждения преступности», «Альтернативные средства разрешения уголовно-правового конфликта», «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний», «Проблемы ресоциализации преступников и социальной помощи осужденным» и др.
Знания и умения, приобретенные студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, научно-исследовательской деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Уголовная политика России» призвано способствовать формированию следующих компетенций выпускника, предусмотренных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»):
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) | - знает теорию уголовной политики и роль права в ее реализации -основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики - умеет анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте; - определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям - владеет навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона - навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
2 | способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1) | - знает порядок разработки и принятия нормативных правовых актов - знает правила юридической техники - умеет обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения - владеет опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов - владеет навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
3 | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) | - знает содержание учения о причинах и условиях преступлений - умеет выявлять и анализировать причины и условия преступлений - владеет навыками разработки программ профилактики преступлений | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
4 | способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) | - знает содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона - знает виды толкования уголовного закона - знает уголовно-правовую терминологию - умеет отличать толкование закона от правотворчества - владеет навыками толкования уголовного закона | проблемное обучение, междисциплинарное обучение, работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
5 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) | - знает требования современных методов уголовно-политического исследования - знать содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики - умеет определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления - умеет формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики - владеет навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики - владеет навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования | работа в команде, Case-study, подготовка докладов, рефератов, контрольная работа, зачет |
В результате освоения программы дисциплины студент должен:
Знать:
- теорию уголовной политики и роль права в ее реализации
-основные направления современной российской уголовной политики, проблемы их формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовной политики; формы и методы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации уголовной политики
- порядок разработки и принятия нормативных правовых актов
- правила юридической техники
- содержание учения о причинах и условиях преступлений
- содержание основных правил и приемов толкования уголовного закона
- виды толкования уголовного закона
- уголовно-правовую терминологию
- требования современных методов уголовно-политического исследования
- содержание современных концепций и подходов к изучению проблем уголовной политики
Уметь:
- анализировать криминологическую и уголовно-правовую ситуацию в стране, регионе, отдельном объекте;
- определять возможности, перспективы, условия эффективности и последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступлениям
- обосновывать необходимость приятия уголовно-политического решения
- выявлять и анализировать причины и условия преступлений
- отличать толкование закона от правотворчества
- определять актуальные направления уголовно-политического исследования преступления
- формулировать программу научного исследования проблем уголовной политики
3) владеть:
- навыками ведения профессиональных аргументированных дискуссий о роли права и закона
- навыками работы с политическими и нормативными документами, материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой
- опытом самостоятельного уголовно-политического анализа и юридической экспертизы проектов нормативных актов
- навыками разработки текста нормативного правового акта в области предупреждения преступлений
- опытом разработки программ профилактики преступлений
- навыками толкования уголовного закона
- навыками проведения теоретических исследований проблем уголовной политики
- навыками сбора и анализа эмпирического материала по программе научного исследования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
очная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
3 | 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 18 | 54 |
Аудиторные занятия | 16 | 4 | 12 | |
Лекции | 2 | 2 | - | |
Семинары или практические занятия | 14 | 2 | 12 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 56 | 14 | 42 | |
Контрольная работа | - | - | - | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | - | + |
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
3 | 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 18 | 54 |
Аудиторные занятия | 14 | 4 | 10 | |
Лекции | 2 | 2 | - | |
Семинары или практические занятия | 12 | 2 | 10 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 58 | 14 | 44 | |
Контрольная работа | - | - | + | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | - | + |
очно-заочная форма обучения (ГВД)
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
3 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 |
Аудиторные занятия | 18 | 18 | |
Лекции | 2 | 2 | |
Семинары или практические занятия | 14 | 16 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 54 | 54 | |
Контрольная работа | - | + | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | - | + |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.