К теме 14. Международное морское право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ситуации для разбора на занятиях (подготовиться письменно):

1. В октябре 2005 года рядом со Шпицбергеном за нарушение правил рыболовства норвежской береговой охраной был задержан российский траулер «Электрон». Капитан судна отказался следовать в порт Тромсе и с двумя норвежскими инспекторами на борту направился в российские территориальные воды. Погоня за траулером продолжалась пять дней и завершилась на границе территориального моря РФ, где судно было встречено российскими пограничниками. В дальнейшем «Электрон» прибыл в Мурманск, норвежцы вернулись на родину, а в отношении капитана Яранцева российской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по обвинению в браконьерстве и незаконном лишении свободы двух человек. 26 апреля 2007 года Первомайский суд Мурманска оправдал капитана траулера «Электрон» по обвинению в незаконном лишении людей свободы. По второму обвинению – в незаконной добыче рыбы – он приговорен к штрафу в 100 тысяч рублей.

Вопросы:

1. Как с точки зрения международного права можно оценить действия норвежкой береговой охраны: по задержанию судна? по преследованию судна, в том числе за пределами юрисдикции Норвегии?

2. Как можно оценить действия капитана судна «Электрон» с точки зрения международного права?

3. Можно ли по российскому уголовному закону привлекать лицо к ответственности за нарушение норвежских рыболовных правил в рыболовной зоне Норвегии?

2. Судно «New Star» ходило под флагом Сьерра-Леоне, имело порт приписки Фритаун, принадлежало шанхайской судоходной компании и находилось в оперативном управлении гонконгской компании. Капитан – гражданин Индонезии. Сообщение МИД РФ от 21.02.2009 г.: «Поздно вечером 12 февраля сухогруз New Star, не пройдя таможенного и пограничного оформления, без получения соответствующего разрешения властей самовольно вышел от места стоянки в заливе Находка в сторону государственной границы. С 3.41 до 10.10 час. 13 февраля российские пограничные корабли подавали на судно New Star принятые в международной практике сигналы об остановке и о возможном применении против него оружия. Судно-нарушитель на предупредительную стрельбу не реагировало, продолжая следовать курсом на выход из исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этой ситуации в 10.51 час. пограничный корабль вынужден был произвести стрельбу на поражение по носовой части сухогруза. В 16.15 пограничный корабль был вынужден снова произвести стрельбу на поражение по винторулевой группе судна-нарушителя. Даже после этого New Star продолжало попытки уйти и было остановлено только около 18.00. Осмотровую группу из-за плохих погодных условий высадить на борт сухогруза было невозможно. В 7.55 капитан New Star подал сигнал бедствия и решил эвакуировать экипаж. В 8.50 экипаж покинул судно New Star с использованием спасательных плотов. К 9.40 15 февраля пограничный корабль поднял на борт 8 человек с закрытого спасательного плота. Объективные обстоятельства указывают на то, что данный инцидент вызван действиями капитана судна New Star, который должен нести всю вину за происшедшее». В результате погибло 8 членов экипажа из 16. Капитан сухогруза был приговорен к 3 месяцам колонии-поселения по ст. 322 УК РФ (Нарушение правил пересечения государственной границы).

Вопросы:

1. Какие положения применимых международно-правовых актов нарушил капитан сухогруза?

2. Как с точки зрения международного права, в том числе положений, касающихся преследования по горячим следам и обязательств по спасению человеческой жизни на море, можно оценить действия российских пограничников?

3. 05 мая 2010 года в 350 милях от побережья Сомали пиратами был захвачен российский танкер (под либерийским флагом) «Московский университет». 06 мая 2010 года танкер был освобожден спецназом с БПК «Маршал Шапошников», в ходе освобождения судна 1 пират был убит, 10 захвачены. Захваченных пиратов посадили в их же лодку, сняв с нее средства связи и навигации, и отправили к берегу. Через 1 час «связь с пиратами была потеряна».

 

Вопросы:

1. Какие права предоставляет и какие обязательства налагает международное право на государство, чей военный корабль осуществил захват пиратов?

2. Что такое принцип универсальной юрисдикции? Какие существуют сложности с его реализацией в ходе борьбы с пиратством?

3. Какие существуют в рамках ООН предложения по созданию международных судебных органов для суда над пиратами?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 420.