Тема 1.8. Методология диссертационного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология научного творчества и подготовка диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала.

Анализ разработанности проблемы, определение новизны темы. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение материала и структура диссертации. Раскрытие задач, интерпретация данных, обобщение основных результатов.

Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации. Жанр изложения материала. Академический стиль и особенности языка диссертации. Каталогизация литературы.

Магистерская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению. Жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам, представление к защите, процедура публичной защиты.

 

Раздел 2. Методология психологии

 

Тема 2.1. Общие представления о методологии психологии как  науки

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Рефлексивный характер методологического знания. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования. Понятие методологического подхода. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента. Вклад психологии и развитие методологии науки. Методология психологии как самостоятельная область научного познания. Методология социальной психологии как частный случай методологии психологии как науки.

 

Тема 2.2. Категориальный анализ и психологическом познании

Историческое развитие категории образа: разграничение сенсорного и умственного образов, образ как подобие объекта, образ как ассоциация,  соотношение сенсорного и интеллектуального образов, целостность образа в гештальттеории, умственный образ и слово, информационная трактовка образа.

Выделение и объяснение действия как структурного компонента психической организации живых существ. Разработка категории действия как детерминанты процесса решения биологически значимых для организма задач. Ассоциация как посредующее звено между царством мысли и организмом. Введение понятия бессознательного психического действия. Мышца как орган познавательного действия. Интериоризация действий. Роль установки в регуляции действия.

Проблема локализации мотива в трудах античных философов. Аффект и разум, проблема воли в объяснении мотивов, правящих человеком. Роль мотивов в решении конфликта между природным и нравственным. Мотив в структуре личности. Динамика мотивов в индивидуальном и коллективном поведении. Доминанта как мотив поведения.

Категориальные признаки отношения как базисной категории: направленность на объект, векторизованность, избирательность, предрасположенность и готовность к определенному образу действия.

Дискуссия о «двух психологиях». Переживание и развитие личности. Переживание как феномен культуры: обоснование введения термина «чувство» для характеристики музыкальных способностей, эмоции и «эмоциональные переживания», эмоциональные переживания композитора и слушателя.

Системные описания человека как объекта изучения психологии. Системные описания человека как предмета изучения психологии. Три глобальные функции психики как адаптивного механизма: система функций психики с центральными категориями «сознание» и «самосознание», система функций психики с центральными категориями «личность» и «индивидуальность», система функций психики с центральными категориями «деятельность» и «совместная деятельность».

 

Тема 2.3. Объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии

Понятие детерминизма, его формы: казуальный детерминизм, системный детерминизм, детерминизм типа обратной связи, статистический детерминизм, целевой детерминизм. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Сущность макро– и микросоциального детерминизма.

Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др. Исторические этапы в становлении системного описания объекта. Принципы системности.

Определения и основные характеристики процесса развития. Подходы к развитию психики в филогенезе. Роль наследственности и среды в психическом развитии. Проблема развития психики и развития личности. Проблема ведущей деятельности. Социально-психологическая концепция развития личности. Модели развития личности в относительно стабильной среде.

Психофизическая проблема как проблема соотношения между психическим и физическим миром. Монизм, дуализм, плюрализм как способы определения природы психических явлений, понимания отношений между душевными явлениями и внешним миром. Вклад в развитие понимания психофизической проблемы в психологии Э. Вебера и Г. Фехнера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Психофизиологическая проблема как проблема соотношения между психическими и физиологическими процессами у человека. Значение учений о пневме и о темпераментах в период античности. Понятие о рефлексе в концепции Декарта о «животных духах». Вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в переход от психоморфологического понимания отношений между мозгом и психикой к картине динамики нервных процессов.

Познавательное отношение к миру как методологическая проблема психологии. Познавательные процессы и их продукты (чувственные и умственные образы) как поле исследований в рамках психогностической проблемы. Психогнозис как способ приобретения знаний. Понятие о рефлексии как способе самоанализа с целью определения детерминант, возможностей и прогноза дальнейшего развития научной мысли и как способа постижения фактов и природы сознания.


5. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

 

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины.

При изучении дисциплины «Методология современной психологии» предусмотрено овладение теоретическим материалом по 2 разделам курса. Основные вопросы разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждому разделу и темам разбирается на семинарских и практических занятиях. Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам. Если используется одна тетрадь, то рекомендуется с одной стороны вести лекции, с другой самостоятельные записи (семинар), при этом тетрадь должна быть большого объема (не менее 48 листов) и включать в себя не более одной дисциплины.

В ходе изучения дисциплины «Методология современной психологии» теоретический материал обучающимся предоставляется в виде лекций. Лекциями охвачены практически все темы курса.

Изучение курса начинается с анализа сущности, структуры и основных форм процесса познания. Так, рассматривается проблема познаваемости мира и различные варианты ее решения в истории философии, роль субъекта и объекта в процессе познания, ступени и формы познания, основные подходы к пониманию истины и ее критериев. Затем изучается специфика, основные формы и уровни научного познания. В рамках курса современная культура рассматривается как синтез многообразных гносеологических практик, поэтому показана роль религии и искусства в познании человеком мира, а также специфика современного научного познания и особенности методологии социально-гуманитарных наук. Первый раздел завершается анализом принципов и технологии организации научного, в том числе и диссертационного, исследования.

В теме 2.1. «Общие представления о методологии психологии как науки» предполагается проведение лекционного занятия, на котором обучающиеся должны уяснить понятие методологии, понять структуру науки и методологии, записать их функции. Обучающиеся должны четко определить для себя понятия объект и предмет науки, разобрать методологию социальной психологии.

Лекционное занятие по теме 2.2. «Категориальный анализ в психологическом познании» посвящено рассмотрению основных составляющих категариальной структуры психологии (базисные и метапсихологические категории психологии). 

 

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

По дисциплине «Методология современной психологии» семинарские занятия носят теоретический характер. Вопросы к семинарским и практическим занятиям, как правило, не повторяют вопросы лекций, либо предполагают более углубленное изучение рассмотренных на лекции вопросов.

На семинарском занятии обучающимся рекомендуется иметь методические материалы по дисциплине. Необходимым требованием при подготовке к семинарским занятиям является конспектирование источников из списка рекомендуемой литературы по каждому из вопросов для подготовки и обсуждения данной темы.

При обсуждении на семинарском занятии вопросов обучающиеся должны свободно владеть информацией, уметь ее пересказывать своими словами, отвечать на дополнительные вопросы.

Большое значение для успешных занятий имеет правильный подбор литературы. Необходимый перечень обязательной литературы дается в рабочей программе и в методических материалах по дисциплине. Правильно ориентироваться в подборе дополнительной литературы помогут библиотечные картотеки, каталоги, электронные библиотечные системы.

В подготовке к занятиям поможет конспектирование источников. Предельная ясность и логическая стройность изложения - непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат обучающихся творчески изучать научную литературу и вооружают их умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов, позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы. Записывать надо самое главное и как можно короче своими словами (кроме определений). Не допускается бездумное механическое переписывание.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

На практическом занятиии обучающиеся отрабатывают конкретные практические навыки, применяют изученные методы в собственной исследовательской деятельности. Отчет сдается после выполнения практического задания и оценивается преподавателем.

(Подробнее см.: Методология современной психологии: Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для направления подготовки 37.04.01. –  Психология. Профиль (направленность): социальная психология. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018.)

 

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения.

Большое место в процессе самостоятельной работы обучающихся над курсом отводится работе с научными первоисточниками (реферирование научной литературы, подготовка ответов на проблемные вопросы, составление тематического тезауруса, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц, выполнение заданий, подготовка выступления по заданной теме).

В процессе самостоятельной работы рекомендуется использование технических средств обучения, а также различных видов наглядных пособий (интернет-ресурсы, справочники и словари).

В основу подготовки к экзамену положена программа учебной дисциплины «Методология современной психологии». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам и практическим занятиям.

Вопросы к экзамену отражают основные разделы и темы программы. Подготовка к экзамену включает проработку основных теоретических вопросов программы. Перечень вопросов для подготовки дается обучающимся заранее. Экзамен включает ответы на теоретические вопросы билета и выполнение практического задания.

При самостоятельной подготовке к экзамену следует обращать внимание на теоретические положения, рассматриваемые на лекционных занятиях по соответствующим темам, а также на содержание материалов, подготовленных обучающимися к семинарским и практическим занятиям.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

1. Методология современной психологии: Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для направления подготовки 37.04.01. – Психология. Профиль (направленность): социальная психология / разраб. О.В. Агафонова, А.В. Сперанская. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018.

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

 

Компетенции

Этапы формирования компетенций

(наименование разделов)

Общекультурные компетенции Раздел 1 Раздел 2  
ОК-1 + +




Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.