РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»
по направлению подготовки 37.04.01 Психология
(заочная форма обучения)
квалификация выпускника – магистр
направленность (профиль): социальная психология
Вологда
2017
Рабочая программа дисциплины «Методология современной психологии» по направлению подготовки 37.04.01. Психология, направленность (профиль): социальная психология. – Вологда. - ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 23 с.
Разработчики программы:
заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по учебной работе, доктор философских наук, доцент, полковник внутренней службы Н.С. Оботурова;
начальник кафедры философии и истории психологического факультета, кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы О.В. Агафонова;
доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы С.А. Прокопьева;
старший преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы А.В. Сперанская.
Рецензенты программы:
доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, доцент Т.А. Крылова;
профессор кафедры социологии ВоГУ, доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседаниях:
кафедры общей психологии, протокол № 11 от 23.10.2017 г.;
методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 3 от 23.11.2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП | 4 |
2. | Место дисциплины в структуре ОП | 4 |
3. | Объем дисциплины | 5 |
4. | Структура и содержание дисциплины | 5 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 12 |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 14 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 14 |
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 21 |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | 23 |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 23 |
11. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 23 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | знает: - мировоззренческие, методологические и логические основы мышления; умеет: - использовать принципы, законы и методы гуманитарных наук для решения профессиональных задач; - применять понятия с четко определенным содержанием; - устанавливать логический смысл суждения; - пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; владеет: - основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; - навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Методология современной психологии» относится к базовой части образовательной программы (Б.1.Б.1.) подготовки магистра в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01. – Психология, направленность (профиль): социальная психология.
Приступая к изучению данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать комплексом психологических знаний в пределах программы бакалавриата по Психологии:
До начала изучения дисциплины «Методология современной психологии» обучающиеся должны:
знать основные теоретические направления, существующие в современной зарубежной и отечественной психологии личности;
уметь систематизировать и анализировать информацию, конспектировать первоисточники;
владеть методами обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Методология современной психологии» составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
4. Структура и содержание дисциплины
Примерный тематический план
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая теория и методология познания | ||||||||
1.1. | Сущность процесса познания | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
1.2 | Структура процесса познания | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
1.3. | Научное познание | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.4. | Современная культура как синтез познавательных практик | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.5. | Общая методология науки | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.6. | Специфика социально-гуманитарного знания | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.7. | Технология организации научного исследования | 10 | 10 | |||||
1.8. | Методология диссертационного исследования | 10 | 10 | |||||
Раздел 2. Методология психологии | ||||||||
2.1. | Общие представления о методологии психологии как науки | 22 | 2 | 2 | 20 | |||
2.2. | Категориальный анализ в психологическом познании | 26 | 6 | 2 | 4 | 20 | ||
2.3. | Объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии | 24 | 4 | 2 | 2 | 20 | ||
Форма контроля: экзамен | ||||||||
Всего по дисциплине | 144 | 24 | 8 | 14 | 2 | 120 |
Содержание дисциплины
Тема 1.3. Научное познание
Соотношение научного и вненаучного знания. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни. Основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
Наука как социальный институт, профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность как сущностное свойство науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в культуры. Переход от классической к неклассической и постнеклассической научной картине мира.
Классификация наук: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки.
Типы научной рациональности. Т. Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л. Витгенштейн) и фальсификации (К. Поппер).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»
по направлению подготовки 37.04.01 Психология
(заочная форма обучения)
квалификация выпускника – магистр
направленность (профиль): социальная психология
Вологда
2017
Рабочая программа дисциплины «Методология современной психологии» по направлению подготовки 37.04.01. Психология, направленность (профиль): социальная психология. – Вологда. - ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 23 с.
Разработчики программы:
заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по учебной работе, доктор философских наук, доцент, полковник внутренней службы Н.С. Оботурова;
начальник кафедры философии и истории психологического факультета, кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы О.В. Агафонова;
доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы С.А. Прокопьева;
старший преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы А.В. Сперанская.
Рецензенты программы:
доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, доцент Т.А. Крылова;
профессор кафедры социологии ВоГУ, доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседаниях:
кафедры общей психологии, протокол № 11 от 23.10.2017 г.;
методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 3 от 23.11.2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП | 4 |
2. | Место дисциплины в структуре ОП | 4 |
3. | Объем дисциплины | 5 |
4. | Структура и содержание дисциплины | 5 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 12 |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 14 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 14 |
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 21 |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | 23 |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 23 |
11. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 23 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | знает: - мировоззренческие, методологические и логические основы мышления; умеет: - использовать принципы, законы и методы гуманитарных наук для решения профессиональных задач; - применять понятия с четко определенным содержанием; - устанавливать логический смысл суждения; - пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; владеет: - основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; - навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Методология современной психологии» относится к базовой части образовательной программы (Б.1.Б.1.) подготовки магистра в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01. – Психология, направленность (профиль): социальная психология.
Приступая к изучению данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать комплексом психологических знаний в пределах программы бакалавриата по Психологии:
До начала изучения дисциплины «Методология современной психологии» обучающиеся должны:
знать основные теоретические направления, существующие в современной зарубежной и отечественной психологии личности;
уметь систематизировать и анализировать информацию, конспектировать первоисточники;
владеть методами обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Методология современной психологии» составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
4. Структура и содержание дисциплины
Примерный тематический план
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая теория и методология познания | ||||||||
1.1. | Сущность процесса познания | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
1.2 | Структура процесса познания | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
1.3. | Научное познание | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.4. | Современная культура как синтез познавательных практик | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.5. | Общая методология науки | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.6. | Специфика социально-гуманитарного знания | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
1.7. | Технология организации научного исследования | 10 | 10 | |||||
1.8. | Методология диссертационного исследования | 10 | 10 | |||||
Раздел 2. Методология психологии | ||||||||
2.1. | Общие представления о методологии психологии как науки | 22 | 2 | 2 | 20 | |||
2.2. | Категориальный анализ в психологическом познании | 26 | 6 | 2 | 4 | 20 | ||
2.3. | Объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии | 24 | 4 | 2 | 2 | 20 | ||
Форма контроля: экзамен | ||||||||
Всего по дисциплине | 144 | 24 | 8 | 14 | 2 | 120 |
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общая теория и методология познания
Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.