Раздел 1. Общая теория и методология познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

по направлению подготовки 37.04.01 Психология

(заочная форма обучения)

 

квалификация выпускника – магистр

 

направленность (профиль): социальная психология

Вологда

2017


Рабочая программа дисциплины «Методология современной психологии» по направлению подготовки 37.04.01. Психология, направленность (профиль): социальная психология. – Вологда. - ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 23 с.

Разработчики программы:

заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по учебной работе, доктор философских наук, доцент, полковник внутренней службы Н.С. Оботурова;

начальник кафедры философии и истории психологического факультета, кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы О.В. Агафонова;

доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы С.А. Прокопьева;

старший преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы А.В. Сперанская.

Рецензенты программы:

доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, доцент Т.А. Крылова;

профессор кафедры социологии ВоГУ, доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев.

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседаниях:

кафедры общей психологии, протокол № 11 от 23.10.2017 г.;

методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 3 от 23.11.2017 г.




СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП   4
2. Место дисциплины в структуре ОП 4
3. Объем дисциплины  5
4. Структура и содержание дисциплины 5
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 12
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 14
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 14
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 21
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 23
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 23
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 23

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу     знает: - мировоззренческие, методологические и логические основы мышления; умеет: - использовать принципы, законы и методы гуманитарных наук для решения профессиональных задач; - применять понятия с четко определенным содержанием; - устанавливать логический смысл суждения; - пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; владеет: - основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; - навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

2. Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина «Методология современной психологии» относится к базовой части образовательной программы (Б.1.Б.1.) подготовки магистра в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01. – Психология, направленность (профиль): социальная психология.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать комплексом психологических знаний в пределах программы бакалавриата по Психологии:

До начала изучения дисциплины «Методология современной психологии» обучающиеся должны:

знать основные теоретические направления, существующие в современной зарубежной и отечественной психологии личности;

уметь систематизировать и анализировать информацию, конспектировать первоисточники;

владеть методами обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов.

3. Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины «Методология современной психологии» составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Примерный тематический план

Заочная форма обучения

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

по учебному плану

Контактная работа
с преподавателем:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Другие виды занятий

Раздел 1. Общая теория и методология познания

1.1. Сущность процесса познания 10 2 2       8
1.2 Структура процесса познания 10 2   2     8
1.3. Научное познание 8 2   2     6
1.4. Современная культура как синтез познавательных практик 8 2 2       6
1.5. Общая методология науки 8 2   2     6
1.6. Специфика социально-гуманитарного знания 8 2   2     6
1.7. Технология организации научного исследования 10           10
1.8. Методология диссертационного исследования 10           10

Раздел 2. Методология психологии

2.1. Общие представления о методологии психологии как науки 22 2 2       20
2.2. Категориальный анализ в психологическом познании 26 6 2 4     20
2.3. Объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии 24 4   2 2   20

Форма контроля: экзамен

             

Всего по дисциплине

144 24 8 14 2   120

 

Содержание дисциплины



Тема 1.3. Научное познание

Соотношение научного и вненаучного знания. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни. Основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

Наука как социальный институт, профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность как сущностное свойство науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в культуры. Переход от классической к неклассической и постнеклассической научной картине мира.

Классификация наук: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки.

Типы научной рациональности. Т. Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л. Витгенштейн) и фальсификации (К. Поппер).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

по направлению подготовки 37.04.01 Психология

(заочная форма обучения)

 

квалификация выпускника – магистр

 

направленность (профиль): социальная психология

Вологда

2017


Рабочая программа дисциплины «Методология современной психологии» по направлению подготовки 37.04.01. Психология, направленность (профиль): социальная психология. – Вологда. - ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 23 с.

Разработчики программы:

заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по учебной работе, доктор философских наук, доцент, полковник внутренней службы Н.С. Оботурова;

начальник кафедры философии и истории психологического факультета, кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы О.В. Агафонова;

доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы С.А. Прокопьева;

старший преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы А.В. Сперанская.

Рецензенты программы:

доцент кафедры общей психологии психологического факультета, кандидат психологических наук, доцент Т.А. Крылова;

профессор кафедры социологии ВоГУ, доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев.

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседаниях:

кафедры общей психологии, протокол № 11 от 23.10.2017 г.;

методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 3 от 23.11.2017 г.




СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП   4
2. Место дисциплины в структуре ОП 4
3. Объем дисциплины  5
4. Структура и содержание дисциплины 5
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 12
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 14
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 14
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 21
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 23
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 23
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 23

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу     знает: - мировоззренческие, методологические и логические основы мышления; умеет: - использовать принципы, законы и методы гуманитарных наук для решения профессиональных задач; - применять понятия с четко определенным содержанием; - устанавливать логический смысл суждения; - пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; владеет: - основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; - навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

2. Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина «Методология современной психологии» относится к базовой части образовательной программы (Б.1.Б.1.) подготовки магистра в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01. – Психология, направленность (профиль): социальная психология.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать комплексом психологических знаний в пределах программы бакалавриата по Психологии:

До начала изучения дисциплины «Методология современной психологии» обучающиеся должны:

знать основные теоретические направления, существующие в современной зарубежной и отечественной психологии личности;

уметь систематизировать и анализировать информацию, конспектировать первоисточники;

владеть методами обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов.

3. Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины «Методология современной психологии» составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Примерный тематический план

Заочная форма обучения

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

по учебному плану

Контактная работа
с преподавателем:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Другие виды занятий

Раздел 1. Общая теория и методология познания

1.1. Сущность процесса познания 10 2 2       8
1.2 Структура процесса познания 10 2   2     8
1.3. Научное познание 8 2   2     6
1.4. Современная культура как синтез познавательных практик 8 2 2       6
1.5. Общая методология науки 8 2   2     6
1.6. Специфика социально-гуманитарного знания 8 2   2     6
1.7. Технология организации научного исследования 10           10
1.8. Методология диссертационного исследования 10           10

Раздел 2. Методология психологии

2.1. Общие представления о методологии психологии как науки 22 2 2       20
2.2. Категориальный анализ в психологическом познании 26 6 2 4     20
2.3. Объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии 24 4   2 2   20

Форма контроля: экзамен

             

Всего по дисциплине

144 24 8 14 2   120

 

Содержание дисциплины



Раздел 1. Общая теория и методология познания

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.