Характеристики человека (по Ананьеву)                      Свойства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) индивид;                                                                        а) возраст;

2) личность;                                                                       б) пол; в) статус; г) роль;

3) субъект деятельности;                                                  д) творчество; е) сознание; ж)  

                                                                                            ценностные ориентации; з)

                                                                                             темперамент; и) конституция.

Второй этап аттестации – экзамен. Оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе с учетом оценок за результаты тестирования и работу в семестре (доклады и сообщения на семинарских занятиях, выполнение заданий для самостоятельной работы). Ниже представлены вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология».

Примерные вопросы к экзамену

1. Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии, её место в системе наук.

2. Психология как наука и как система житейских знаний. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

4. Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи; психика как отражение. Основные функции и структура (формы проявления) психики.

5. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики.

6. Понятие о сознании. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции и структура сознания человека.

7. Понятие о бессознательном в психологии. Разновидности бессознательных явлений у человека. Концепция трёхуровнего строения психики человека З. Фрейда. Понятие о психологической защите.

8. Общая характеристика познавательной сферы человека. Опосредствование в познавательной деятельности. Чувственный (ощущение и восприятие) и рациональный (мышление и воображение) уровни познания.

9. Общее понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений. Теории ощущений. Основные свойства и закономерности ощущений. Развитие ощущений.

10. Общая характеристика восприятий. Различие между восприятиями и ощущениями. Теории восприятия. Физиологическая основа восприятий. Основные виды, свойства и закономерности восприятия.

11. Общее представление о памяти. Теории памяти. Классификация видов памяти и их характеристика.

12. Процессы и механизмы памяти. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Мнемотехника.

13. Общая характеристика воображения и его функции. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Значение воображения для творчества.

14. Общее представление о мышлении. Взаимосвязь мышления и речи. Теоретические подходы к исследованию мышления. Основные виды и качественные характеристики мышления.

15. Мышление как психический процесс. Умственные действия и мыслительные операции. Формы мышления.

16. Общее представление о внимании. Функции внимания и его разновидности. Физиологические основы внимания. Свойства внимания и их характеристика.

17. Общая характеристика волевых действий. Воля и произвольность. Функции воли. Основные психологические теории воли.

18. Виды и структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Свобода воли. Нарушения воли. Методы изучения воли.

19. Общая характеристика эмоций человека. Эмоции и чувства. Функции эмоций и чувств человека. Виды эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций.

20. Познание человека в системе наук. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Взаимосвязь социального и биологического в личности.

21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Структура личности.

22. Свойства личности. Понятие о направленности личности. Основные виды и формы направленности личности. Личностные нарушения.

23. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Теории темперамента. Психологические свойства и типологии темперамента. Методы изучения темперамента.

24. Общее представление о характере. Классификация черт характера. Типология характера и его акцентуации. Формирование характера.

25. Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теории способностей. Классификация способностей.

26. Общая характеристика общения. Виды, функции и структура общения. Понятие о конфликте и его социальная роль.

27. Общая психологическая характеристика деятельности. Физиологические основы деятельности. Структура деятельности. Деятельностный подход в психологии.

28. Виды деятельности человека. Освоение деятельности. Действие как элемент деятельности.

Критерии оценивания ответа студента на экзамене

Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется, если:

- студент дает развернутый, логически выстроенный ответ на вопрос, где раскрывает владение системой теоретических знаний по дисциплине;

- владеет основными психологическими категориями и понятиями;

- ориентируется в основной и дополнительной литературе по дисциплине;

- проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения научных школ.

Оценка «ХОРОШО» выставляется, если:

- студент в своем ответе проявляет признаки полноты, осознанности усвоения и действенности вышеперечисленных критериев знания по дисциплине, но при этом допускает отдельные неточности.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется студенту,  если он  не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание основным понятиям дисциплины: психология, психика, мозг, отражение, познавательные процессы, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, эмоции, чувства, воля, личность, индивид, темперамент, характер, способности, деятельность, общение.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами. Подготовка сообщений по вопросам темы занятия. Обсуждение докладов.
Контрольная работа / индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требуемых для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Реферат/курсовая работа Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Курсовая работа: изучение научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, психологический словарик.

1. Соотношение текущего и итогового контроля.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 191.