Раздел 2. Психологические процессы и состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОК-6. Знать специфику человека как субъекта самоорганизации и самообразования;

– знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки; охарактеризовать закономерности возникновения чувств, образов и особенности их существования; рассмотреть условия взаимодействия человека и мира на ступени чувственного познания;

уметь ориентироваться в системе психических явлений и применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности; показать качественное своеобразие и раскрыть преимущество второй ступени познания;  проследить особенности волевой регуляции в психологической деятельности человека;

владеть психологическими методами сбора и обработки данных;

компьютерными и информационными средствами при решении поставленных задач.

Содержание раздела:

Ощущение и восприятие. Понятие об ощущении и восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Восприятие человека человеком. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие времени. Наблюдательность как свойства личности.

Память. Память в системе познавательной деятельности. Значение памяти в жиз­ни и деятельности человека, в обучении и воспитании. Определение памяти. Теория памяти в психологии. Ассоциативная норма памяти. Гештальт теория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти и их особенности. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мимических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Особенности кратковременной, промежуточной, долговременной, мгновенной памяти. Процессы памяти. Запоминание и действие. Мотивы запоминания. Смысловое и механическое запоминание. Воспроизведение и узнавание. Забывание. Темпы забывания. Законы памяти. Явление реминисценции. Индивидуальные различия памяти у людей. Индивидуальные особенно­сти памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Эффект Зейгарника и его психологическое объяснение. Формирование и развитие памяти. Концепции развития памяти П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко. Методы изучения памяти.

Мышление. Речь. Воображение. Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Виды мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Мышление и речь. Функции и виды речи. Психологическая структура мыслительной деятельности. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление и эмоции. Клас­сификация людей по типам мышления. Особенности творческого мышления. Факторы, способствующие и пре­пятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Тесты интеллекта. Коэффициент интеллекта. Интуиция как вид творческого мышления. Теории мышления в психологии. Развитие мышления. Мышление и обучение. Концепция детского интеллекта и этапов его становления Ж. Пиаже. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Концепция Л.С. Выготского. Понятие о воображении. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Образ в восприятии, мышлении и воображении. Теоретическое мышление и воображение. Методы изучения познавательной деятельности человека.

Внимание. Разумная жизнь человека. Понятие о внимании. Функции внимания. Психологические теории внимания. Внимание в учебном процессе школы. Физиологические основы внимания. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах мозговой деятельности, обеспечивающих сосредоточение на объ­екте. Современные представления о нейропсихологических основах внимания. Виды внимания. Природное и социальное обусловленное внимание, не­посредственное и опосредованное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Свойства внимания: устойчивость, концентрация переключения, распределение внимания и объем. Расстройства внимания и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Развитие внимания. Методы исследования внимания.

Эмоции и чувства. Понятия об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Чувства и эмоции. Отличие эмоций от чувств. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Классификация и виды эмоций. Формы переживания чувств: эмоции настроения, аффекта, страсти, стрессы. Динамика эмоций. Виды высших чувств человека и их характеристика. Чувства и личность. Психологические теории эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.

Воля и произвольность. Побуждения и желания субъекта. Потребность, мотивы, цели человека. Проблема мотивации. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли – намеренное изменение смысла действия, придание дополнительного побуждения деятельности. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Структура волевого действия. Принятие решения и его психологическая характеристика. Борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Исполнение волевого решения. Локализация контроля. Ответственность. Свобода воли. Развитие воли у человека.

План семинарских занятий

Дата: 2018-12-28, просмотров: 188.