Раздел 3. Личность в социальной среде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОПК-1. Знать ценностные основы педагогической деятельности и иметь представления о психологической природе личности; о сущности деятельности и общения как условий психического развития личности человека;

уметь ориентироваться в системе психических явлений и применять психологические знания в жизнедеятельности; уметь наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей;

владеть психологическими методами сбора, приёмами психологического изучения личности, её индивидуально-психологических особенностей и обработки данных;

компьютерными и информационными средствами при решении поставленных задач.

Содержание раздела:

Личность. Человек. Познание человека в системе наук в системе наук. Проблема личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Соот­ношение природного и социального в личности. Различные подходы к пробле­ме личности. Личность как социокультурная реальность. Ценностные ориентации личности. Типология личности и личностный рост. Психологиче­ские различия личности и индивидуальности. Психологические образования индивидуальности человека. Система смысловых отношений и ценностных ориентации, мировоззрение, совесть, вера как основные образования индивидуальности. Теория личности. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Коллектив как малая группа. Основные отношения в коллективе: нравственность, ответст­венность, коллективизм, открытость, контактность, организованность, инфор­мированность. Становление малой группы как коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах. Характер взаи­моотношений в зависимости от уровня развития группы. Методы изучения психологии межличностных отношений в группах. Эффективность групповой деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте. Влияние темперамента на характеристики индивидуальности. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Психологическая характеристика темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека. Роль темперамента в различных видах деятельности.

Характер и способности. Характер и индивидуальность человека. Понятие о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различ­ных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент. Типология характеров. Типологическая модель Э. Фромма, К. Юнга, типологическая модель Б.С. Братуся. Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда и А.Е. Личко. Личность и характер человека. Формирование характера. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Природные и социально обусловленные способности, общие и специальные, теоретические и практиче­ские, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Поня­тие одаренности. Способности и задатки. Природа индивидуальных различий. Уровни развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности. Методы изучения способностей.

Деятельность. Понятие о деятельности человека. Деятельность как способ бытия человека, как преобразование мира и самого себя. Деятельность и психика. Принципы единства сознания и деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации в деятельности. Структура деятельности. Освоение деятельности. Основные виды деятельности. Теория деятельности. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев о категории деятельности в отечественной психологии. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Опосредование в познавательной деятельности. Деятельность и обучение.

Общение. Понятие об общении в психологии. Содержание, цели, средства общения. Общение и деятельность. Функции, виды общения. Непосредственное и опосредованное деловое и лич­ностное. Вербальное и невербальное. Структура общения. Общение как обмен информацией. Язык и речь. Общение как взаимодействие. Транзактный анализ процесса взаимодействия Э. Бурта. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы восприятия. Конфликты. Основные типы конфликтов и пути их разрешения. Социально-психологический тренинг общения.

План лекций

Личность. Темперамент. Характер и способности. Деятельность и общение (2 ч.)

1. Определение личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Личность и индивидуаль-ность.

2. Современные теории личности.

3. Структура личности. Различные подходы.

4. Основные этапы формирования личности.

5. Проблема развития личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

6. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и личность.

7. Понятие о характере. Типология характеров. Степень выраженности черт характера. Понятие об акцентуации характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

8. Понятие о способностях. Способности и задатки. Общие и специальные способности.

9. Общее понятие о деятельности и её психологическая структура. Виды деятельности. Регуляция действий и самоконтроль.

10. Содержание, цели, средства и функции общения. Виды общения.

 

Литература: 1, 5, 6, 7, 15, 18, 28, 29, 31, 34, 42.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Как следует понимать определение К. Маркса сущности личности как «совокупности общественных отношений»?

2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?

3. Проанализируйте общую структуру личности, формы и качества ее направленности.

4. Какова точка зрения 3. Фрейда о структуре личности?

5. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

6. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности?

7. Что такое притязания личности, какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему, и в каком плане?

8. В чём состоит отличие структурных моделей самосознания В.С. Мухиной и И.И. Чесноковой?

9. Какие факторы определяют, будет или нет субъект принимать оценку других людей при формировании собственного Я-образа и самооценки?

10. Что, по мнению У. Джеймса, определяет самоуважение и его динамику?

11. Какова зависимость между самооценкой и уровнем притязаний?

12. Чем отличается интернальный локус контроля от экстернального?

13.  Почему темперамент считается врождённым образованием?

14. Какие из конституциональных теорий темперамента являются наиболее распространёнными?

15. На каких основаниях строится типология И.П. Павлова?

16. В каких направлениях шли разработки проблем темперамента в школе Б.М. Теплова?

17. Какова связь между силой нервной системы и её чувствительностью?

18. В чём выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?

19. Почему говорят, что характер человека представляет собой единство индивидуального и типического?

20. Каковы основные типы характерообразующих отношений человека к действительности?

21. В чём заключаются различия между чертами личности и чертами характера?

22. Какие основные свойства характера вы знаете?

23. В чём проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

24. Чем отличаются задатки от способностей?

25. Как соотносятся понятия «способность» и «одарённость»?

26. Что означает знаниевый подход к трактовке способностей?

27. Чем отличаются понятия деятельности и активности?

28. Охарактеризуйте понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности».

29. Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.

30. Возможно ли совпадение мотива и цели?

31. В чём разница между целью и задачей?

32. Каковы основные виды деятельности?

33. В чём сущность деятельностного подхода к изучению психики?

34. Что вы знаете о теории физиологии движений Н.А. Бернштейна?

35. В чём заключается принцип сенсорных коррекций?

36. Что вы знаете о «концепции рефлекторного кольца»? Кто автор?

37. Какова минимальная численность малой группы?

38. Каковы отличительные признаки коллектива?

39. Каковы основные проявления феномена социальной фасилитации?

40. В чём заключаются основные функции лидера?

41. Назовите основные причины возникновения агрессии в группах.

1. Выполнение психодиагно-стических заданий: а) в течение 15 минут, используя прилагательные или существительные, выступающие в роли определений, в столбик письменно ответить на вопрос «Кто Я?». Проанализировать полученные данные, каких суждений больше: описательных или оценочных? Положительных или отрицательных? Почему? Разделить все ответы на четыре категории: – «зависит от меня» - (буква «Я»); – «зависит от других» - (буква «Д»); – «от случая, судьбы, может быть рока» - («Р»); – «так получилось» - («Н»). Повторите данную процедуру через неделю. Сравните результаты. Попытайтесь найти объяснения их стабильности или изменчивости. б) используйте набор цветных карандашей или фломастеров (метод психорисунка). Нарисуйте себя трижды: Первый портрет должен иметь название «Я» - каким я себя представляю». Второй - «Я» - каким меня видят другие. Третий - «Я» - каким бы я хотел быть. Сопоставьте автопортреты. Проанализируйте цветовые характеристики. Сопоставьте изображения по динамичности. 2. Подготовка рефератов и докладов. · Движущие силы психического развития личности. · Мотивы как проявление потребностей личности. · Неосознаваемые мотивы поведения. · Агрессивность как свойство личности. · Развитие сознания и самосознания личности. · Можно ли изменить темперамент? · Темперамент и стиль деятельности. · Темперамент и особенности умственной деятельности. · Акцентуации характера. · Характер и способности. · Воспитание и самовоспитание характера. · Особенности педагогического общения. · Общение и развитие личности. · Конфликты в общении. · Межличностное восприятие и понимание. 3. Составление структурной схемы типов темперамента (по В.С. Мерлину). 4. Составление психологического кроссворда. 5. Составление рекомендаций по управлению конфликтом.  

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОПК-1: З.1, У. 2.

собеседование, задача

ОК-6: З. 3. У. 2

Собеседование, задача

ОК-6: З. 2., У. 1. В. 1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, задача

ОК-6: З.1, У. 3. В.1.

Собеседование, тест

         

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

Основная литература:

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008.

2. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В.Дьяченко, С.Л.Семенова. – М., 2009.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2009.

4. Немов, Р.С. Психология. Общая психология / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010.

5. Никандров, В.В. Психология: учеб. / В.В. Никандров. – М., 2008.

Дополнительная литература:

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 2009.

7. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2002.

8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие / П. Я. Гальперин. – М., 2007. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И.А Домашенко. – М., 2006.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008.

10. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012.

11. Изард К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2010.

12. История психологии в лицах. Персоналии / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2005.

13. Константинов, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов. – СПб., 2010.

14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Леонтьев. – М., 2007.

15. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и психологии характеров / Ред.– сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 1998.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2000.

17. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

18. Хьел, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

19. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

20. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб., 1997.

21. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., 1995.

22. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас. – М. , 1990.

23. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т / Ж. Годфруа. – М., 1992

24. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И.Б. Гриншпун. – М.,  1997.  

25. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.

26. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1995.

27. Ильин,  Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПБ. – 2000.

28. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологи / А.Р. Лурия. – СПб., 2004. 

29. Марцинковская, Т.Д История психологии: учеб. для студ. вузов / Т.Д Марцинковская. – М.,  2009.

30. Немов, Р.С. Психологический словарь/ Р. С. Немов. – М., 2007.

31. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2012.

32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 1995.

33. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

34. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб,   2000.

35. Тихомиров, О.К. Психология: учебник / под ред. О.В. Гордеевой. – М.,  2006.

Цифровые образовательные ресурсы и интернет-ресурсы

1. http://psycology. ru. – сайт, посвящённый общим вопросам психологии

2. Словари и энциклопедии на Академике. Сайт ресурса: http://dic.academic.ru/

3. Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/

4. Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

5. Электронный ресурсы ИВИС: http://dlib.eastview.com/

6. WWW.STUDENTLIBRARY.RU.

7. Электронная библиотека  «IPRbooks»

8.  www.cspu.ru/elecat

9. Научная электронная библиотека eLibrary . ru.

10.  «Мир психологии» http:// psycology. net.ru.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩНГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.