Ощущение и восприятие. Память. Мышление и воображение. Внимание (2 ч.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Чувственная ступень познания как философская, биологическая и психологическая проблема. Понятие об ощущениях, восприятии и представлениях.

2. Виды и свойства ощущений и восприятия. Закономерности ощущений и восприятия. Наблюдение и наблюдательность как качество личности. Его значение в профессиональной деятельности педагога.

3. Память в системе познавательной деятельности. Физиологические механизмы и теории памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Условия их активизации в процессе усвоения знаний.

4. Специфика рационального познания. Понятие о мышлении. Мышление и речь. Основные формы мышления. Основные виды мыслительных операций. Виды мышления. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности человека.

5. Роль внимания в психической организации человека. Функции и виды внимания. Психологические теории внимания. Физиологические механизмы внимания. Основные свойства внимания.

Решение задач по теме.

Выполнение практических заданий:

1. Исследование объема кратковременной памяти.

2. Исследование зависимости запоминания от установки личности.

3. Изучение продуктивного запоминания от переживаемых чувств.

4. Исследование объема внимания.

5. Исследование избирательности внимания.

6. Исследование распределения и переключения внимания

Литература: 5, 6, 8, 11, 13, 14, 31, 34.

Эмоции и чувства. Воля и произвольность (2 ч.)

1. Сущность и функции эмоций. Свойства эмоций.

2. Физиологические основы и психологические теории эмоций.

3. Виды эмоциональных состояний.

4. Эмоциональность как свойство личности.

5. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

6. Природа воли, её место в системе психики. Функции воли.

7. Основные психологические теории воли.

8. Структура волевого действия.

9. Волевые качества человека и их развитие.

Литература: 1, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 25, 29, 31, 34

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Какие основные классификации ощущений вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

2. В чем заключается смысл основного психофизического закона?

3. В каких терминах описывается взаимодействие ощущений и динамика чувствительности?

4. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

5. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии? Что такое «перцептивные действия»?

6. Как связаны между собой основные свойства восприятия?

7. Охарактеризуйте восприятие времени, пространства и движения.

8. Что такое «иллюзии» восприятия?

9. В чем заключаются отличия представлений от восприятия?

10. В чем состоит сущность внимания, и каковы его функции?

11. Каковы основные факторы возникновения непроизвольного внимания?

12. Как можно сформулировать основные положения теории внимания как психического контроля (П.Я. Гальперин)?

13. Что такое рассеянность и каковы его причины?

14. Какие основные классификации памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

15. Как можно охарактеризовать основные процессы памяти?

16. Укажите факторы, влияющие на эффективность запоминания.

17. Какие основные теории мышления вы знаете?

18. Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании учебного материала?

19. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?

20. В чем заключается различие между чувственным и рациональным познанием?

21. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?

22. Какие основные операции мышления вам известны? Что вы можете рассказать об их свойствах?

23. Как можно охарактеризовать основные этапы процесса решения задачи?

24. Какие особенности творческого мышления вызнаете? Каковы условия продуктивности творческого мышления?

25. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем, отгадывания загадок, решения кроссвордов?

26. Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображение и мышление – родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

27. Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

28. Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно их охарактеризовать?

29. Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете предложить?

30. Чем различаются язык и речь?

31. Что такое внутренняя речь? Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

32. Какие вы знаете нарушения речи?

33. Могут ли животные овладеть речью?

34. Охарактеризуйте основные функции эмоций и раскройте их роль жизнедеятельности человека.

35. В чём заключается амбивалентность эмоций?

36. Что такое аффект и каковы его основные свойства?

37. Раскройте суть теории эмоций Джемса – Ланге и теории эмоций У. Кэннона.

38. Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

39. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.

40. Охарактеризуйте причины возникновения стресса, и основные стадии его протекания.

41. Что такое эмоциональная устойчивость личности и каково значение её для личности педагога?

42. В чём состоит различие между произвольными и волевыми действиями?

43. В чём заключается феномен борьбы мотивов?

44. Что такое волевое усилие и решительность?

45. Раскройте взгляды учёных на проблему свободы воли.

1. Подготовка сообщений о жизни и деятельности учёных, внёсших вклад в развитие чувственной ступени познания.

2. Подготовка рефератов и докладов.

3. Эссе по книге А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

4. Составление психологического кроссворда по теме.

5. Составление рекомендаций по эффективному запоминанию материала.

6. Составление рекомендаций по активизации мыслительной деятельности.

7. Составление рекомендаций по развитию внимания.

8. Составление рекомендаций по воспитанию воли.

 

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОК-6: З.1, У. 2.

собеседование, задача

ОК-6: З. 3. У. 2

Собеседование, задача

ОК-6: З. 2., У. 1. В. 1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, задача

ОК-6: З.1, У. 3. В.1.

Собеседование, тест

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.