Эффективность проведения семинара определяется:
— умением оценивать полезность результата;
— готовностью магистров обсуждать ситуацию;
— желанием высказать свое мнение;
— оценкой самих участников.
Интерес к теме пробуждается предварительными предложениями преподавателя, поставленными в креативной форме нестандартным образом, что стимулирует магистров к творческому самостоятельному подходу рассматриваемой ситуации и определяет направленность поиска информации в учебных пособиях, Интернете, СМИ, академических журналах по экономике и управлению, а также использовать базы информационных технологий: компьютерных программ, взаимодействие по электронной почте и ICQ.
Однако выступление непосредственно на семинарском занятии определяется творческой атмосферой, дружелюбием и поддержкой, как со стороны преподавателя, так и со стороны своих коллег-студентов. Такая атмосфера достигается за счет акцентов преподавателем на сильных сторонах выступающего с участием одногруппников, как они видят и разделяют ситуацию, что позволит провести оптимистически презентацию.
Методические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – углубленное ознакомление студентов с вопросами менеджмента.
Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение данного срока. Текст реферата должен быть написан четким разборчивым почерком.
В работе, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументирование собственных мыслей с пониманием рассматриваемого аспекта на основе аргументов, рассуждений, сравнений. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.
Тема реферата утверждается преподавателем, которую студенты выступая раскрывают на практических занятиях, научных студенческих конференциях или заседаниях научного кружка (клуба):
– дать краткий обзор изученной литературы по исследуемому аспекту;
– корректно сформулировать;
– логически грамотно построить выступление.
Реферат отвечает на вопрос – что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение сущности темы (задания).
В течение учебного семестра каждый студент должен написать и сдать на проверку (защитить) преподавателю как минимум две работы (реферат и эссе) по темам, согласованным с преподавателем. При этом рекомендуется ориентироваться на вышеуказанную тематику с учетом профиля кафедры – кафедры менеджмента – и индивидуальных интересов обучающихся.
Для выполнения письменных работ целесообразно использовать материалы, изложенные в соответствующих разделах учебников из списка рекомендованной литературы, других источниках и по возможности подобрать примеры из отечественной внешнеторговой практики.
В содержании письменной работы автору следует ссылаться на соответствующие нормативные документы, справочные материалы, иные источники последних 3-х лет (пример: 2014, 2015 и 2016 гг.) и обязательно отразить собственные оценки.
Организация зачета
Зачет проводится в письменно-устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса и практического или тестового задания.
Письменно-устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно дать время (не более 40 мин.) на подготовку письменного ответа, а затем проводить собеседование. в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику;
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы магистра: посещение лекций, семинарских занятий, участие в дискуссии, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, тестирования.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных работ, проведение опроса/дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины .
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования финансов;
3) выполнение самостоятельного решения, позволяющего проверить навыки решения конкретных задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой в библиотеке по каждому изучаемому разделу или отдельным темам. То есть, начиная изучение тем, необходимо, прежде всего, иметь конспект лекций, подобрать учебники или учебные пособия, чтобы определить темы в изучаемом курсе.
Совершенно очевидно у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд новых навыков для быстрого усвоения прочитанного и мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе, то есть появляется умение сопоставлять источники и анализировать изучаемый материал. Большое значение имеет усовершенствование навыков при конспектировании в виде: плана (простой и развернутый), заметок и тезисов.
При этом важно добиться того, чтобы у студента проявлялось собственное отношение к дисциплине с формированием своего личного мнения и понимания, чтобы сделать правильные выводы на основе записей конспекта лекций, использования первоисточников, а также чтения художественной литературы и анализа развития современной жизни.
В ходе самостоятельной подготовки, осваивая новые понятия, студент обязан найти решения вопросов, уяснив их у преподавателя. Самостоятельное изучение как активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента и формированию информационной культуры.
Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным темам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать свое понимание.
Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисциплины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.
Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, становлению профессиональных ценностей, пониманию связи с будущей профессией.
Учитывая специфику, форму обучения магистров заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:
– преподаватель должен установить контакт со всеми студентами, информацией о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучающихся и необходимыми источниками;
– установочной лекцией преподаватель раскрывает содержание курса основы проектного управления, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы для самостоятельного решения задач: эссе, тестов и контрольных работ;
– обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решать аспекты индивидуального плана изучением курса основы проектного управления по названным источникам;
– каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе;
– успех в понимании основ проведения исследований студентами зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса, которая должна быть ориентирована на: изучение программы; вопросов к каждой теме по предлагаемой литературе для решения задач и эссе, а также подготовке ответов на данные вопросы;
– целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, выполнить его рекомендации по успешному овладению инновационным менеджментом.
Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий:
– написание реферата;
– эссе;
– раскрытие тестовых вопросов.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы магистра: посещение лекций, семинарских занятий, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ, тестирования.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
4) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
5) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования финансов;
6) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой в библиотеке по каждому изучаемому разделу или отдельным темам. То есть, начиная изучение тем, необходимо, прежде всего, иметь конспект лекций, подобрать учебники или учебные пособия, чтобы определить темы в изучаемом курсе.
В процессе познания дисциплины целесообразно, прежде всего, дать студенту возможность овладевать в максимально возможном объеме фактическими сведениями на примере деятельности конкретной компании, а также которые содержатся в официальных источниках, издаваемых в нашей стране и за рубежом. Знать и уметь применять основные законодательные акты РФ, другие нормативные и справочные документы, а также соответствующие рекомендации МТП, необходимые для успешного изучения дисциплины с последующим практическим применением в избранной специальности. Информация такого рода подлежит постоянному обновлению, накоплению и систематизации, следя за новыми публикациями, появляющимися в виде отдельных изданий в периодической печати и на сайтах Интернета.
Другими словами, наряду с изучением основной литературы необходима работа студента с ведением записей по рекомендованным источникам, так как они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую атмосферу автора, что будет способствовать созданию креативного процесса с мобилизацией не только зрительной, но и моторной памяти.
Совершенно очевидно у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд новых навыков для быстрого усвоения прочитанного и мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе, то есть появляется умение сопоставлять источники и анализировать изучаемый материал. Большое значение имеет усовершенствование навыков при конспектировании в виде: плана (простой и развернутый), заметок и тезисов.
При этом важно добиться того, чтобы у студента проявлялось собственное отношение к дисциплине с формированием своего личного мнения и понимания, чтобы сделать правильные выводы на основе записей конспекта лекций, использования первоисточников, а также чтения художественной литературы и анализа развития современной жизни.
Самостоятельное изучение материала активизирует работу студента:
– умение работать с книгой;
– подобрать нужную литературу;
– способность анализировать.
В ходе самостоятельной подготовки, осваивая новые понятия, студент обязан найти решения вопросов, уяснив их у преподавателя. Самостоятельное изучение как активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента и формированию информационной культуры.
Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным темам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать свое понимание.
Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисциплины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.
Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, становлению профессиональных ценностей, пониманию связи с будущей профессией.
Учитывая специфику, форму обучения заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:
– преподаватель должен установить контакт со всеми студентами, информацией о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучающихся и необходимыми источниками;
– установочной лекцией преподаватель раскрывает содержание курса основы проектного управления, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы для самостоятельного решения задач: эссе, тестов и контрольных работ;
– обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решать аспекты индивидуального плана изучением курса основы проектного управления по названным источникам;
– изучая курс основы проектного управления необходимо использовать учебную литературу данную преподавателем;
– каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе;
– успех в понимании основ проектного управления студентами зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса, которая должна быть ориентирована на: изучение программы; вопросов к каждой теме по предлагаемой литературе для решения задач и эссе, а также подготовке ответов на данные вопросы;
– целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, выполнить его рекомендации по успешному овладению инновационным менеджментом.
Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий:
– написание реферата;
– эссе;
– решение практических задач;
– раскрытие тестовых вопросов.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Роль исследования в развитии управления. Методология исследования управленческих ситуаций
1. Исследование как вид деятельности. Цели, задачи, объект и предмет исследования управления.
2. Роль исследования проблемных ситуаций в менеджменте.
3. Исследование как один из начальных этапов процесса управления.
4. Типы исследования в менеджменте. Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования.
5. Методология исследования. Основные методологические подходы в менеджменте.
Тема 2. Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте
1. Методы системного подхода и Логико-теоретические методы.
2. Эмпирико-теоретические методы. Определение основных целей исследования.
3. Описание и предварительный анализ проблемной ситуации. Формулировка научной проблемы. Влияние формулировки критерия на решение проблемы.
4. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез.
5. Сбор и классификация информации.
6. Этап разработки концепции (научной теории).
7. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории).
Тема 3. Методы исследований операций в менеджменте.
1. Задачи, методологические принципы и рабочие приёмы исследования операций.
2. Математические методы оптимизации: линейное, нелинейное, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др., применённые к задачам разных областей практики.
3. Понятие и принципы оптимизации управленческих решений.
4. Параметры и критерии оптимальности.
5. Общая характеристика метода сетевого планирования и управления.
Тема 4. Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте
1. Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику, предмет и задачи объекта исследования.
2. Методы изучения документов.
3. Методы социологических исследований.
4. Тестирование, социометрия, деловая игра, методы имитационного моделирования.
Тема 5. Диагностика системы управления.
1. Диагностический подход к анализу проблем управления предприятием.
2. Использование функционально-целевого анализа в диагностике управления.
3. Диагностика структуры и технологии управления.
4. Диагностика управления персоналом.
5. Диагностика информационной подсистемы.
6. Выявление проблем и подготовка отчета.
Тема 6. Планирование и организация исследований в менеджменте.
1. Формирование программы исследования.
2. Планирование и управление программами НИОКР.
3. Организация управления НИОКР.
4. Организация маркетинговых исследований.
Тема 7. Эффективность исследований в менеджменте.
1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.
2. Исследовательский потенциал управления.
3. Принципы обеспечения эффективности исследований в менеджменте.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Разу М.Л. и др. Управление программами и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 2013.
2. Родионова Н.В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1 [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»/ Родионова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c. http://www.iprbookshop.ru/52061
3. Глебова О.В. Методические указания и задания к лабораторным работам по дисциплине «Методы исследований в менеджменте» [Электронный ресурс]/ Глебова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 21 c http://www.iprbookshop.ru/55523
6.2. Дополнительная литература.
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента : учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
3. Игнатьева А.В., МаксимцовМ.М. Исследование систем управления: учеб.пособие для студентов вузов/А.В. Игнатьева, М.М.Максимцов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
4. Теория менеджмента: учеб. пособие / под ред. Н.И. Бобровской, В.В. Некрасовой. – Ростов-н/Д : ЮРИФ РАНХиГС, 2013. – 364 с.
5. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Рабочая программа дисциплины «Методы исследования в менеджменте»/эл. версия
Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.