РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.2 Методы исследований в менеджменте
направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Программа: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора - 2018
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор – составитель:
к.э.н., доцент кафедры менеджмента И.Н. Нестеренко.
Заведующий кафедрой менеджмента к.э.н., доцент Некрасова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………................................................................. | 4 |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………... | 5 |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………………..... | 6 |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ………..………………………... | 8 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……….……... | 26 |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………………. | 30 |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | 30 | |
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..………… | 30 | |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | 30 | |
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | 30 | |
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……... | 30 | |
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……….. | 31 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | - способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
УК ОС-3 | способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт в собственной учебно-профессиональной деятельности | УК ОС-3.1 | способность осознанно выстраивать свою образовательную траекторию и расставлять приоритеты при планировании учебной деятельности |
ПК-4 | Способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения; | ПК-4.1 | способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований |
ПК -9 | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. | ПК – 9.1 | способность к разработке программы исследований |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы :
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации (B/01.7)
| УК ОС-1.1 | На уровне знаний: Общенаучные и специфические методы исследования; роль системного подхода для проведения научных исследований и решения профессиональных задач |
На уровне умений: Применять в профессиональной деятельности общенаучные и специфические методы исследования, а также системный подход | ||
На уровне навыков: Технологией применения системного подхода при решении профессиональных задач | ||
Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация работников подразделения (B/02.7)
| УК ОС-3.1 | На уровне знаний: предмет и методы менеджмента; типы исследования в менеджменте; методы исследований в менеджменте. |
На уровне умений: выявлять роль исследования в менеджменте для принятия эффективных управленческих решений. | ||
На уровне навыков: навыками и приемами решения проблемных ситуаций в управленческой деятельности, на основе научного исследования. | ||
Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения (B/03.7)
| ПК-4.1 | На уровне знаний: основные информационные технологии управления бизнес-процессами; принципы, методы и технологии; |
На уровне умений: применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований. | ||
На уровне навыков: навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей; информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами; | ||
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации (B/01.7)
| ПК – 9.1 | На уровне знаний: способы разработки программы исследований |
На уровне умений: технология проведения самостоятельного научного исследования | ||
На уровне навыков: применение методов сопоставления этапов самостоятельного исследования в соответствии с пунктами программы |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 2 зачетные единицы (70/54 часа).
Для изучения дисциплины предусмотрено 70/54 часа. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36,3/27 академических/астроном часа (10 часов – лекции, 26 часов – практические занятия, 0,3 - аттестация);
- заочной формы обучения – 12,3/9,2 академических часов/астрономических (2 часа – лекции, 10 часов – практические занятия, 0,3 - аттестация);
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 35,7/26,7 академических/астрономических часов;
- заочной формы обучения – 53,7/40,3 академических/астрономических часов;
На контроль выделено 4 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной формы обучения в 1 семестре – в форме зачет;
- для заочной формы обучения в 1 семестре – в форме зачета;
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Управление экономической безопасностью».
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре для очной и заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области исследований в менеджменте и применению знаний и практических навыков при принятии управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки по применению различных методов исследования
Перечень дисциплин, которые изучаются параллельно: «История и методология экономической науки и менеджмента», «Разработка управленческих решений», «Риск-менеджмент».
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п / п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины академич/астроном., час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||||||
Всего
Заочная форма обучения
Семестр
Роль исследования в развитии управления. Методология исследования управленческих ситуаций
2/1,5
Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте
Методы исследований операций в менеджменте
Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте
Планирование и организация исследований в менеджменте
Диагностика системы управления
Эффективность исследований в менеджменте
Промежуточная аттестация
Всего
2/1,5
*- формы текущего контроля успеваемости: Диспут/Дискуссия – (Д); Эссе – (Э); Тестирование – (Т); Контрольная работа – (КР); Практическое задание – (ПЗ); Зачет (За), Экзамен (Экз).
Содержание дисциплины
Тема 5. Планирование и организация исследований в менеджменте
Формирование программы исследования. Поисковые исследования и проекты. Типология целей исследования. Разработка и учет конкурирующих гипотез. Проверка гипотез. Экспериментальные исследования. Экспериментальная группа и ее формирование. Процесс исследования. Полевые эксперименты. Экспериментальная и квазиэкспериментальная программы. Программа взаимодействия отбора и проведения эксперимента. Анализ факторов, влияющих на результативность программы исследования.
Планирование и управление программами НИОКР. Определение проектов. Планирование портфеля проектов. Оценка эффективности управления портфелями проектов. Регулирование портфеля проектов с учетом эффективности управления и жизненного цикла продукта. Планирование исследований.
Организация управления НИОКР. Процесс разработки и принятия решений относительно НИОКР. Распределение ресурсов в НИОКР. Последовательный и параллельный подходы к решению научно-технических проблем. Научно-технический персонал НИОКР. Особенности руководителя исследованиями. Организационные структуры НИОКР и их развитие.
Организация маркетинговых исследований. Методические основы исследования маркетинга. Основные направления исследований в маркетинге. Исследование товарных рынков. Исследование потребителей. Исследование фирменной структуры рынка. Исследование внутренней среды предприятия, организационная структура управления службой исследования маркетинга. Система маркетинговой интеграции и организация маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований в корпоративных и договорных вертикальных маркетинговых системах.
Контент-тест
(правильный ответ выделен жирным шрифтом)
1. Методология это:
1.1– совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке;
1.2 – область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности;
1.3 – особая отрасль знаний, которую в своей совокупности образуют методы познания.
2. Методология исследований может быть:
2.1- общей;
2.2 – частной.
3. Частная методология:
3.1 -основывается на законах отдельных наук;
3.2 –особенностях познания конкретных процессов;
3.3 – отражается в существовании теоретических обобщений и методов исследования;
3.4 – это принципы диалектики, исследующие законы развития человеческого знания в целом.
4. Предмет изучения методологии научных исследований являются:
4.1- методы самой науки;
4.2 – сфера применения методов;
4.3 –обоснованность научных результатов;
4.4 – открытие новых научных фактов или законов.
5. Главной целью методологии научных исследований являются:
5.1- изучение средств, методов и приемов исследования;
5.2 -изучение средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретаются новые знания в науке.
6. Метод это:
6.1 форма практического освоения действительности;
6.2 –теоретическое освоение действительности;
6.3 – форма практического и теоретического освоение действительности в соответствии с законами существования исследуемого объекта.
7. Применительно к научному исследованию методом является:
7.1 –прием исследования и познания определенного объекта;
7.2 –система способов исследования и познание определенного явления.
8. В своей основе метод:
8.1 –является инструментом для решения главной задачи исследования- познание объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей;
8.2- определяет необходимость и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования.
9. Методика исследования:
9.1 –совокупность методов и приемов изучения явления;
9.2 –совокупность методов и приемов правильного и целенаправленного изучения явления;
9.3 –совокупность методов и приемов решения проблемы.
10. Методика исследования определяется:
10.1- на основе методов исследования;
10.2 – на основе выбора методов исследования;
10.3 – на основе выбора методов, используемых на отдельных этапах исследования.
Менеджмент это:
11.1-умное, умелое, разумное, рассудительное, интуитивное, эффективное ведение хозяйства;
11.2-практика и наука управления;
11.3-управление;
11.4-управление в социально-экономических системах.
12. В каких областях науки используются общенаучные методы :
12.1-в экономических науках;
12.2-во всех областях науки.
13. Специальные методы исследования основываются на:
13.1- общенаучных методах:
13.2- закономерностях и законах диалектики;
13.3- законах логики.
14. Методология исследования основывается на уровнях:
14.1-эмпирическом;
14.2-теоретическом;
14.3-эмпирическом и теоретическом.
15. Эмпирическое познание связанно с:
15.1-чувственными знаниями;
15.2- ощущениями;
15.3-восприятиями;
15.4-представлениями.
16. К эмпирическим относятся знания:
16.1-из повседневного осознания практики;
16.2-специальные научные данные, полученные в процессе наблюдения и эксперимента.
17. Теоретическое познание включает:
17.1 – процесс создания теорий.
17.2 – процесс выделения следствий.
18. Какие из приводимых групп относятся к общенаучным методам исследования:
18.1-эмпирические методы;
18.2-эмпирико-теоретические методы;
18.3- теоретические методы.
19.Какие из перечисленных методов исследования не относятся к эмпирическим:
19.1-наблюдение;
19.2-анализ;
19.3-управление;
19.4-измерение;
19.5-синтез;
20. При наблюдении исследователь:
20.1-не вмешивается в поведение объекта;
20.2-фиксирует его свойства и характеристики;
20.3-не вмешивается в поведение объекта, а лишь фиксирует его свойства, характеристики;
20.4-вмешивается в поведение объекта.
Эссе
В эссе необходимо раскрыть и предложить набор мероприятий для решения перечисленных аспектов, а также, какие инструменты для этого применяют в своей деятельности менеджеры.
1. Системный анализ как направление исследования процессов управления.
2. Основные подходы в системном исследовании.
3. Методология и организация исследования систем управления.
4. Разработка концепции исследования систем управления.
5. Характеристика этапов проведения исследования.
6. Основные подходы в системном исследовании.
7. Методология и организация исследования систем управления.
8. Разработка концепции исследования систем управления.
9. Характеристика этапов проведения исследования.
10. Источники получения сведений о деятельности организации.
11. Структуризация методов исследований в менеджменте.
Темы рефератов
1. Источники получения сведений о деятельности организации
2. Анализ конкурентных преимуществ фирмы.
3. Анализ недостатков системы управления и выделение корневых проблем управления.
4. Анализ организационной культуры фирмы.
5. Анализ совместимости персонала в подразделении фирмы.
6. Закономерности и принципы формирования современных систем управления.
7. Исследование как составная часть менеджмента организации.
8. Системы, их свойства и закономерности функционирования.
9. Система управления предприятием как объект исследования.
10. Системный анализ как направление исследования процессов управления.
Дискуссия на темы
1. Методы изучения документов.
2. Методы социологических исследований.
3. Тестирование, социометрия, деловая игра, методы имитационного моделирования.
4. Метод экспертных оценок. Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы. Методы отбора экспертов.
5. SWOT-анализ: сущность, сферы применения, недостатки.
6. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ.
7. Метод анализа иерархий в менеджменте.
8. Метод морфологического анализа.
9. Метод мозгового штурма (мозговой атаки).
Тема 5. Планирование и организация исследований в менеджменте
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Формирование программы исследования.
2. Планирование и управление программами НИОКР.
3. Организация управления НИОКР.
4. Организация маркетинговых исследований.
5. Особенности руководителя исследованиями.
6. Организационные структуры НИОКР и их развитие.
Темы рефератов
1. Диагностический подход к анализу проблем управления предприятием.
6Выявление проблем и подготовка отчета.
Деловая игра
«Сплоченность фирмы»
Продолжительность игры: 4 часа
Цель игры.
Основная цель игровой деятельности- получение навыков приемами решения проблемных ситуаций в управленческой деятельности, на основе научного исследования.
Участники игры и их функции.
Студенческая группа делится преподавателем на две равные части-команды по 5-8 человек. Методическое руководство игровым процессом осуществляет администратор игры — преподаватель, выполняющий предварительное обучение участников, их консультирование в процессе выполнения задания, а также оценивающий полученные результаты и действия участников игры.
Краткие сведения о компании
Компания «TА» занимается продажей оборудования и услуг для автосервисов, автомоек и т.д. и занимает одно из ведущих мест на московском рынке. В месяц фирма поставляет материалы для 300 постоянных клиентов, всего же компания поддерживает торговые взаимоотношения более чем с 700 клиентами. Средний оборот компании в месяц составляет 300000?, при этом динамика продаж показывает, что при сохранении благоприятных условий развития, оборот компании к концу года составит 350000?. Рентабельность продаж на данный момент составляет около 100%, а к концу – приблизительно 110%, что свидетельствует о весьма эффективной деятельности.
Тем не менее, руководство компании, основываясь на росте числа конфликтов между подразделениями, опасается, что эффективность деятельности фирмы может начать снижаться в результате плохого прохождения информации между подразделениями и конфликтов между их сотрудниками. Этому способствует то, что функции отделов прописаны недостаточно четко, формализованные описания бизнес-процессов не разработаны, а должностные инструкции отсутствуют.
Компания имеет четыре основных отдела:
- продакт-менеджмента и маркетинга – закупка товара для обеспечения его постоянного наличия на складе и продвижение на рынок новых брендов;
- продаж – реализация продукции;
- логистики – организация доставки товара (от поставщиков и клиентам);
- операционный отдел – ведение единой информационной базы фирмы (1С) и документационное сопровождение деятельности фирмы.
Задание:
Разработать перечень первичной и вторичной информации, необходимой для конкретного исследования.
Пример Оценки проведения исследований в менеджменте
По результатам проведения исследований в области систем управления необходимо определять научную и практическую эффективность исследования. Общая эффективность исследований систем управления в менеджменте должна отвечать определенным требованиям:
· результативность запланированных мероприятий (соответствие результатов исследований их назначению и целям проведения);
· соответствие процессов и результатов исследования установленными требованиями (точность, конкретность, другие дополнительные условия);
· достоверность научных и практических результатов исследования;
· приемлемый научно-технический уровень проведенных исследований (достигается сопоставлением методов, средств и ресурсов исследования с установленными требованиями (например, в техническом задании) или сложившемся на мировом научно-техническому или другом уровне).
Для того чтобы оценить уровень качества исследований, нужно избрать номенклатуру показателей, которая должна, как минимум, отражать:
1. научную цель исследования (например совершенствование или разработка новых методических подходов, методик управления системами и/или процессами управления, совершенствование методик повышения конкурентоспособности продукции, услуг, предприятия и т.п.);
2. возможность разрешения проблем исследования (например, повышение эффективности системы управления конкретных социально-экономических объектов);
3. новизну и ценность результатов исследований (обзор имеющихся методов и средств разрешения проблемы и сопоставление их с полученными научными результатами, чтобы обосновать их новизну);
4. актуальность и значимость исследования ;
5. общественное признание (количество дипломов, премий и т. п. на международных, всероссийских, отраслевых выставках, конкурсах и т.п.);
6. научно-технический уровень исследований (соответствие используемых технических средств современным достижениям техники);
7. научно-методологический уровень исследования (использование соответствующих современным достижениям науки методов, принципов и т.п.);
8. методический уровень исследования (использование соответствующих современным достижениям науки методических подходов, методик, инструментов, организации исследований и др.);
9. необходимый масштаб и объемы внедрения результатов исследований (полностью или частично) с целью их апробации и получения достоверного результата (на международном, национальном, отраслевом уровнях или уровне организации, подразделения);
10. наличие публикаций (количество монографий, статей, тезисов, докладов за рубежом, в РФ);
11. сроки выполнения исследований (четко определять сроки и оценивать последствия их невыполнения );
12. качество оформления проведенных исследований (в соответствии с требованиями или с нарушениями требований норм и стандартов);
13. измеряемость абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
14. широту охвата исследуемых сторон системы управления (функции, технологии, ресурсы, люди и др.);
15. эффективность полученных результатов исследований.
Разрабатываемая номенклатура показателей, всегда должна основываться на требованиях определения эффективности исследований систем управления в менеджменте.
Вопросы и задания для самоконтроля
1) Каким требованиям должна отвечать общая эффективность исследований в менеджменте?
2) Перечислите минимально необходимую номенклатуру показателей уровня качества исследований.
Шкалы оценивания
Формируемые компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | - способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
УК ОС-3 | способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт в собственной учебно-профессиональной деятельности | УК ОС-3.1 | способность осознанно выстраивать свою образовательную траекторию и расставлять приоритеты при планировании учебной деятельности |
ПК-4 | Способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения; | ПК-4.1 | способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований |
ПК -9 | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. | ПК – 9.1 | способность к разработке программы исследований |
Типовые оценочные средства
Вопросы для подготовки к зачету
1. Сущность исследования как вида деятельности.
2. Цели, задачи, объект и предмет исследования управления.
3. Роль исследования проблемных ситуаций в менеджменте для принятия эффективных управленческих решений.
4. Исследование как один из начальных этапов процесса управления.
5. Типы исследования в менеджменте. Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования.
6. Зависимость вида применяемого исследования от организационных факторов: уровня принятия решения, желаемого результата и т.д.
7. Проблемные ситуации в управленческой деятельности.
8. Уровни постановки проблемы в исследовании: интуитивное осознание, локализация, композиция, оценка, обоснование, экспликация.
9. Критерии выбора проблем исследования.
10. Методология исследования. Основные методологические подходы в менеджменте.
11. Методы системного подхода (системный анализ, моделирование и др.).
12. Логико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и др.).
13. Эмпирико-теоретические методы (эксперимент, измерение, наблюдение, описание).
14. Определение основных целей исследования.
15. Описание и предварительный анализ проблемной ситуации.
16. Формулировка научной проблемы. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез.
17. Сбор и классификация информации.
18. Этап разработки концепции (научной теории).
19. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории).
20. Преодоление рассогласования между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта.
21. Влияние формулировки критерия на решение проблемы.
22. Задачи, методологические принципы и рабочие приёмы исследования операций.
23. Математические методы оптимизации: линейное, нелинейное, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.
24. Важнейшие области применения методов исследования операций.
25. Типы управленческих задач, решаемых с помощью методов исследования операций.
26. Понятие и принципы оптимизации управленческих решений.
27. Параметры и критерии оптимальности.
28. Общая характеристика метода сетевого планирования и управления.
29. Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику, предмет и задачи объекта исследования.
30. Методы изучения документов.
31. Методы социологических исследований.
32. Тестирование, социометрия, деловая игра, методы имитационного моделирования.
33. Метод экспертных оценок. Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы. Методы отбора экспертов.
34. SWOT-анализ: сущность, сферы применения, недостатки.
35. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ.
36. Метод анализа иерархий в менеджменте.
37. Метод морфологического анализа.
38. Метод мозгового штурма (мозговой атаки).
39. Экспериментальная группа и ее формирование.
40. Процесс исследования.
41. Полевые эксперименты.
42. Экспериментальная и квазиэкспериментальная программы.
43. Программа взаимодействия отбора и проведения эксперимента.
44. Анализ факторов, влияющих на результативность программы исследования.
45. Планирование портфеля проектов.
46. Оценка эффективности управления портфелями проектов.
47. Регулирование портфеля проектов с учетом эффективности управления и жизненного цикла продукта.
48. Планирование исследований.
49. Процесс разработки и принятия решений относительно НИОКР.
50. Распределение ресурсов в НИОКР.
51. Последовательный и параллельный подходы к решению научно-технических проблем.
52. Научно-технический персонал НИОКР.
53. Организационные структуры НИОКР и их развитие.
54. Методические основы исследования маркетинга.
55. Основные направления исследований в маркетинге.
56. Исследование товарных рынков.
57. Исследование потребителей.
58. Исследование фирменной структуры рынка.
59. Исследование внутренней среды предприятия, организационная структура управления службой исследования маркетинга.
60. Система маркетинговой интеграции и организация маркетинговых исследований.
61. Организация маркетинговых исследований в корпоративных и договорных вертикальных маркетинговых системах.
62. Диагностический подход к анализу проблем управления предприятием.
63. Использование функционально-целевого анализа в диагностике управления.
64. Диагностика структуры и технологии управления.
65. Диагностика управления персоналом.
66. Диагностика информационной подсистемы.
67. Выявление проблем и подготовка отчета.
68. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.
69. Исследовательский потенциал управления.
70. Принципы обеспечения эффективности исследований в менеджменте.
В качестве практических заданий на зачете используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
За ответ при сдаче зачета студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
Методические материалы
Особенности эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного самостоятельного домашнего задания с практическим применением полученных теоретических знаний при освоении какой-либо дисциплины или специальности. Цель эссе — показать уровень освоения аналитического материала, а также умение применить теоретические знания в исследовании реальной ситуации из практики управления организацией и которое выполняется так:
— обоснование теоретической модели, которая определяет решение проблемы;
— аспект практической деятельности, реализующий теоретическую модель;
— оценка и анализ эффективности выбранной модели.
В практических экономическо-социальных аспектах новационные модели реализуются через:
— нейромоделирование, позволяющее определить концепцию исследуемых моделей.
Одной из наиболее оригинальных разновидностей моделей эссе может стать творческое домашнее задание решаемое самим студентом, магистром ситуации на заданную тему курса, которая должна интерпретировать полученные результаты применением теоретических знаний и реализацию практических навыков в виде графиков и таблиц, что позволит проконтролировать эффективность усвоения знание курса и оценить реальную степень понимания изучаемых аспектов дисциплины по критериям:
— раскрытие актуальности ситуации;
— анализ теоретических компонентов;
— эффективность практического решения;
— оценка новой ситуации;
— понимание ее решения;
— четкость результата – соответствие теме.
Организация зачета
Зачет проводится в письменно-устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса и практического или тестового задания.
Письменно-устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно дать время (не более 40 мин.) на подготовку письменного ответа, а затем проводить собеседование. в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику;
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы магистра: посещение лекций, семинарских занятий, участие в дискуссии, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, тестирования.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных работ, проведение опроса/дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины .
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования финансов;
3) выполнение самостоятельного решения, позволяющего проверить навыки решения конкретных задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой в библиотеке по каждому изучаемому разделу или отдельным темам. То есть, начиная изучение тем, необходимо, прежде всего, иметь конспект лекций, подобрать учебники или учебные пособия, чтобы определить темы в изучаемом курсе.
Совершенно очевидно у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд новых навыков для быстрого усвоения прочитанного и мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе, то есть появляется умение сопоставлять источники и анализировать изучаемый материал. Большое значение имеет усовершенствование навыков при конспектировании в виде: плана (простой и развернутый), заметок и тезисов.
При этом важно добиться того, чтобы у студента проявлялось собственное отношение к дисциплине с формированием своего личного мнения и понимания, чтобы сделать правильные выводы на основе записей конспекта лекций, использования первоисточников, а также чтения художественной литературы и анализа развития современной жизни.
В ходе самостоятельной подготовки, осваивая новые понятия, студент обязан найти решения вопросов, уяснив их у преподавателя. Самостоятельное изучение как активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента и формированию информационной культуры.
Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным темам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать свое понимание.
Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисциплины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.
Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, становлению профессиональных ценностей, пониманию связи с будущей профессией.
Учитывая специфику, форму обучения магистров заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:
– преподаватель должен установить контакт со всеми студентами, информацией о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучающихся и необходимыми источниками;
– установочной лекцией преподаватель раскрывает содержание курса основы проектного управления, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы для самостоятельного решения задач: эссе, тестов и контрольных работ;
– обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решать аспекты индивидуального плана изучением курса основы проектного управления по названным источникам;
– каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе;
– успех в понимании основ проведения исследований студентами зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса, которая должна быть ориентирована на: изучение программы; вопросов к каждой теме по предлагаемой литературе для решения задач и эссе, а также подготовке ответов на данные вопросы;
– целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, выполнить его рекомендации по успешному овладению инновационным менеджментом.
Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий:
– написание реферата;
– эссе;
– раскрытие тестовых вопросов.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы магистра: посещение лекций, семинарских занятий, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ, тестирования.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
4) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
5) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования финансов;
6) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой в библиотеке по каждому изучаемому разделу или отдельным темам. То есть, начиная изучение тем, необходимо, прежде всего, иметь конспект лекций, подобрать учебники или учебные пособия, чтобы определить темы в изучаемом курсе.
В процессе познания дисциплины целесообразно, прежде всего, дать студенту возможность овладевать в максимально возможном объеме фактическими сведениями на примере деятельности конкретной компании, а также которые содержатся в официальных источниках, издаваемых в нашей стране и за рубежом. Знать и уметь применять основные законодательные акты РФ, другие нормативные и справочные документы, а также соответствующие рекомендации МТП, необходимые для успешного изучения дисциплины с последующим практическим применением в избранной специальности. Информация такого рода подлежит постоянному обновлению, накоплению и систематизации, следя за новыми публикациями, появляющимися в виде отдельных изданий в периодической печати и на сайтах Интернета.
Другими словами, наряду с изучением основной литературы необходима работа студента с ведением записей по рекомендованным источникам, так как они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую атмосферу автора, что будет способствовать созданию креативного процесса с мобилизацией не только зрительной, но и моторной памяти.
Совершенно очевидно у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд новых навыков для быстрого усвоения прочитанного и мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе, то есть появляется умение сопоставлять источники и анализировать изучаемый материал. Большое значение имеет усовершенствование навыков при конспектировании в виде: плана (простой и развернутый), заметок и тезисов.
При этом важно добиться того, чтобы у студента проявлялось собственное отношение к дисциплине с формированием своего личного мнения и понимания, чтобы сделать правильные выводы на основе записей конспекта лекций, использования первоисточников, а также чтения художественной литературы и анализа развития современной жизни.
Самостоятельное изучение материала активизирует работу студента:
– умение работать с книгой;
– подобрать нужную литературу;
– способность анализировать.
В ходе самостоятельной подготовки, осваивая новые понятия, студент обязан найти решения вопросов, уяснив их у преподавателя. Самостоятельное изучение как активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента и формированию информационной культуры.
Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным темам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать свое понимание.
Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисциплины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.
Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, становлению профессиональных ценностей, пониманию связи с будущей профессией.
Учитывая специфику, форму обучения заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:
– преподаватель должен установить контакт со всеми студентами, информацией о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучающихся и необходимыми источниками;
– установочной лекцией преподаватель раскрывает содержание курса основы проектного управления, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы для самостоятельного решения задач: эссе, тестов и контрольных работ;
– обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решать аспекты индивидуального плана изучением курса основы проектного управления по названным источникам;
– изучая курс основы проектного управления необходимо использовать учебную литературу данную преподавателем;
– каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе;
– успех в понимании основ проектного управления студентами зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса, которая должна быть ориентирована на: изучение программы; вопросов к каждой теме по предлагаемой литературе для решения задач и эссе, а также подготовке ответов на данные вопросы;
– целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, выполнить его рекомендации по успешному овладению инновационным менеджментом.
Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий:
– написание реферата;
– эссе;
– решение практических задач;
– раскрытие тестовых вопросов.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Роль исследования в развитии управления. Методология исследования управленческих ситуаций
1. Исследование как вид деятельности. Цели, задачи, объект и предмет исследования управления.
2. Роль исследования проблемных ситуаций в менеджменте.
3. Исследование как один из начальных этапов процесса управления.
4. Типы исследования в менеджменте. Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования.
5. Методология исследования. Основные методологические подходы в менеджменте.
Тема 2. Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте
1. Методы системного подхода и Логико-теоретические методы.
2. Эмпирико-теоретические методы. Определение основных целей исследования.
3. Описание и предварительный анализ проблемной ситуации. Формулировка научной проблемы. Влияние формулировки критерия на решение проблемы.
4. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез.
5. Сбор и классификация информации.
6. Этап разработки концепции (научной теории).
7. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории).
Тема 3. Методы исследований операций в менеджменте.
1. Задачи, методологические принципы и рабочие приёмы исследования операций.
2. Математические методы оптимизации: линейное, нелинейное, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др., применённые к задачам разных областей практики.
3. Понятие и принципы оптимизации управленческих решений.
4. Параметры и критерии оптимальности.
5. Общая характеристика метода сетевого планирования и управления.
Тема 4. Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте
1. Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику, предмет и задачи объекта исследования.
2. Методы изучения документов.
3. Методы социологических исследований.
4. Тестирование, социометрия, деловая игра, методы имитационного моделирования.
Тема 5. Диагностика системы управления.
1. Диагностический подход к анализу проблем управления предприятием.
2. Использование функционально-целевого анализа в диагностике управления.
3. Диагностика структуры и технологии управления.
4. Диагностика управления персоналом.
5. Диагностика информационной подсистемы.
6. Выявление проблем и подготовка отчета.
Тема 6. Планирование и организация исследований в менеджменте.
1. Формирование программы исследования.
2. Планирование и управление программами НИОКР.
3. Организация управления НИОКР.
4. Организация маркетинговых исследований.
Тема 7. Эффективность исследований в менеджменте.
1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.
2. Исследовательский потенциал управления.
3. Принципы обеспечения эффективности исследований в менеджменте.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Разу М.Л. и др. Управление программами и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 2013.
2. Родионова Н.В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1 [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»/ Родионова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c. http://www.iprbookshop.ru/52061
3. Глебова О.В. Методические указания и задания к лабораторным работам по дисциплине «Методы исследований в менеджменте» [Электронный ресурс]/ Глебова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 21 c http://www.iprbookshop.ru/55523
6.2. Дополнительная литература.
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента : учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
3. Игнатьева А.В., МаксимцовМ.М. Исследование систем управления: учеб.пособие для студентов вузов/А.В. Игнатьева, М.М.Максимцов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
4. Теория менеджмента: учеб. пособие / под ред. Н.И. Бобровской, В.В. Некрасовой. – Ростов-н/Д : ЮРИФ РАНХиГС, 2013. – 364 с.
5. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Рабочая программа дисциплины «Методы исследования в менеджменте»/эл. версия
Интернет-ресурсы.
1. http://www. consultant. ru/
2. http://www.inliberty.ni/l
3. www.twirpx.com
4. http://institutiones.com/
5. http://cyberleninka.ru/
6. http://elibrary.ru/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.2 Методы исследований в менеджменте
направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Программа: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора - 2018
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор – составитель:
к.э.н., доцент кафедры менеджмента И.Н. Нестеренко.
Заведующий кафедрой менеджмента к.э.н., доцент Некрасова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………................................................................. | 4 |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………... | 5 |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………………..... | 6 |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ………..………………………... | 8 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……….……... | 26 |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………………. | 30 |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | 30 | |
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..………… | 30 | |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | 30 | |
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | 30 | |
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……... | 30 | |
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……….. | 31 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | - способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
УК ОС-3 | способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт в собственной учебно-профессиональной деятельности | УК ОС-3.1 | способность осознанно выстраивать свою образовательную траекторию и расставлять приоритеты при планировании учебной деятельности |
ПК-4 | Способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения; | ПК-4.1 | способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований |
ПК -9 | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. | ПК – 9.1 | способность к разработке программы исследований |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы :
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации (B/01.7)
| УК ОС-1.1 | На уровне знаний: Общенаучные и специфические методы исследования; роль системного подхода для проведения научных исследований и решения профессиональных задач |
На уровне умений: Применять в профессиональной деятельности общенаучные и специфические методы исследования, а также системный подход | ||
На уровне навыков: Технологией применения системного подхода при решении профессиональных задач | ||
Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация работников подразделения (B/02.7)
| УК ОС-3.1 | На уровне знаний: предмет и методы менеджмента; типы исследования в менеджменте; методы исследований в менеджменте. |
На уровне умений: выявлять роль исследования в менеджменте для принятия эффективных управленческих решений. | ||
На уровне навыков: навыками и приемами решения проблемных ситуаций в управленческой деятельности, на основе научного исследования. | ||
Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения (B/03.7)
| ПК-4.1 | На уровне знаний: основные информационные технологии управления бизнес-процессами; принципы, методы и технологии; |
На уровне умений: применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований. | ||
На уровне навыков: навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей; информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами; | ||
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации (B/01.7)
| ПК – 9.1 | На уровне знаний: способы разработки программы исследований |
На уровне умений: технология проведения самостоятельного научного исследования | ||
На уровне навыков: применение методов сопоставления этапов самостоятельного исследования в соответствии с пунктами программы |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 2 зачетные единицы (70/54 часа).
Для изучения дисциплины предусмотрено 70/54 часа. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36,3/27 академических/астроном часа (10 часов – лекции, 26 часов – практические занятия, 0,3 - аттестация);
- заочной формы обучения – 12,3/9,2 академических часов/астрономических (2 часа – лекции, 10 часов – практические занятия, 0,3 - аттестация);
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 35,7/26,7 академических/астрономических часов;
- заочной формы обучения – 53,7/40,3 академических/астрономических часов;
На контроль выделено 4 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной формы обучения в 1 семестре – в форме зачет;
- для заочной формы обучения в 1 семестре – в форме зачета;
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Управление экономической безопасностью».
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре для очной и заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области исследований в менеджменте и применению знаний и практических навыков при принятии управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки по применению различных методов исследования
Перечень дисциплин, которые изучаются параллельно: «История и методология экономической науки и менеджмента», «Разработка управленческих решений», «Риск-менеджмент».
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п / п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины академич/астроном., час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||||||
Всего
Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.