РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента
Направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2018
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор–составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................... | 4 |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………..... | 5 |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………................... | 6 |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине | 9 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……... ………. | 21 |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………………. | 25 |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | 25 | |
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………. | 25 | |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………… | 26 | |
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | 26 | |
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..…….... | 26 | |
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы | 26 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина Б1.Б.1 «История и методология экономической науки и менеджмента» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
ПК-6 | способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями; | ПК-6.1 | способность обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
ПК-7 | Способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада. | ПК-7.1 | способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Формирование карты поиска кандидатов (С6) | УК ОС-1.1 | На уровне знаний: концептуальные подходы к науке менеджмента; предмет и методы экономической науки и менеджмента; |
На уровне умений: определять место теории управления в системе современных знаний; оценивать тенденции развития управленческой мысли. | ||
На уровне навыков: навыками использования общенаучных методов исследования и специфических методов экономической науки и менеджмента. | ||
Операционное управление персоналом и подразделением организации (G7)
| ПК-7.1 | На уровне знаний: историю развития управленческой мысли в России и за рубежом; российские и зарубежные концепции менеджмента; |
На уровне умений: оценивать тенденции развития управленческой мысли, анализировать экономические интересы субъектов управленческих отношений; | ||
На уровне навыков: навыками применения методов анализа и обобщения информации; навыками работы с научной и учебной литературой. | ||
Стратегическое управление процессами планирования и организации производства на уровне промышленной организации (В7)
| ПК-7.1 | На уровне знаний: приемы работы с научной и учебной литературой; методы поиска необходимой информации. |
На уровне умений: синтезировать найденную информацию и представлять ее в форме отчета, статьи или доклада. | ||
На уровне навыков: навыками обобщения интересующей информации; навыками применения технологий подготовки статьи или доклада. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 4 зачетные единицы (144 часа - на заочной форме обучения).
Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа - на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной формы обучения – 22,8 академических часов (6 часов – лекции, 16 часов – практические занятия, 0,8 часа – аттестация ).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной формы обучения – 121,2 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», по профилю подготовки «Управление экономической безопасностью». Дисциплина изучается на 1 курсе 1 семестр для студентов заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области истории управленческой мысли, организационного поведения, разработки и принятия оптимальных управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки построения деловых коммуникаций.
Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.Б.4 Разработка управленческих решений, Б1.Б.3 Основы деловых коммуникаций.
Таблица 1.
№п / п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины , час. |
Всего
Заочная форма обучения
Семестр
Промежуточная аттестация
Всего:
Формы текущего контроля: Дискуссия (Д), практическое задание (ПЗ), реферат (Р), устный опрос (О)
Содержание дисциплины
Содержание дисциплины
Управление нововведениями
Сущность инновационного менеджмента, субъекты и объекты управленческих инноваций.Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности. Принципы организации управленческих инноваций Процесс организации управленческих инноваций
Примерные темы рефератов
Примерный перечень тем для опроса
1. Становление методологического знания в экономической науке. Ее основные методологические традиции, школы и их философские основания.
2. Диалектический подход (диалектическая логика). Позитивистский подход. Структуралистский подход.
3. Институционализм. Методологическая эклектика.
4. Возможность сочетания в экономическом исследовании различных методологических традиций и его пределы.
5. Модернистская методология.
6. Методологические принципы экономической науки в диалектической традиции: объективность, историзм, противоречивость, монизм, практичность.
Примерные темы докладов:
1. Влияние межпредметных связей на методологию экономической науки.
2. Методологическая культура экономиста-исследователя
3. Методологический монизм или методологическая эклектика?
4. Единство предмета и метода - основной методологический принцип экономической науки
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Каково соотношение понятий «менеджмент» и «управление»? Справедливо ли утверждение о том, что понятие «менеджмент» шире, чем понятие «управление»? Обоснуйте свой ответ.
2. Согласны ли Вы с утверждением Питера Друкера о том, что «нет бедных и богатых стран – есть плохо и хорошо управляемые страны»?
3. В чем отличие методологии от теории? Может ли какая-либо теория выполнять функцию методологии? Приведите пример из области методологии теории управления.
Практическое задание
Обсуждение управленческой ситуации
Одним из важнейших следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным». При высоких темпах научно-технического прогресса в современном мире организации, которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой похвалы и одобрения. Однако, хотя многие компании добились своих успехов благодаря применению новых методов, это вовсе не означает, что эти методы – лучшие для всех. Римская католическая церковь, например, редко меняет свою политику и то – только после многих лет размышлений. Вместе с тем ее деятельность характеризуется стабильностью и сохранением своих функций в обществе.
Ответьте на вопросы:
1) Для каких организаций важен курс на изменение ориентации развития, а для каких это опасно и может вызвать кризис в ее деятельности?
2) Какая методология лежит в основе принятия данного типа управленческих решений?
Примерный перечень тем для опроса
1. Школа "научного управления" (технологическая школа) (1885-1920 гг.). Ф.У.Тэйлор (1856-1915гг.) как основоположник школы "научного управления". Исходные посылкии сущность тэйлоризма. Наследие Г.Ганта 1861-1919 гг.). Вклад Ф.Гилбрета (1878-1972 гг.) в развитие школы "научного управления". "Двенадцать принципов производительности" Г.Эмерсона (1853-1931 гг.).
2 .Административная школа управления (20-50е гг. ХХ в.). Предпосылки возникновения административной школы управления. Сущность "административной доктрины" А.Файоля (1841-1925 гг.): принципы управления, функции управления (общие и специальные).
3. Поведенческая школа (1930- настоящее время). Школа "человеческих отношений" (1930-1950 гг. ХХ в.). Предпосылки возникновения школы "человеческих отношений". "Хоторнское чудо". Вклад Э.Мэйо (1880-1949 гг.) в развитие школы "человеческих отношений".
4 .Школа теории поведения (1950-настоящее время). Теория потребностей А. Маслоу (1908 — 1970), Теория «Х» и «У» Дуглас Макгрегора (1906-1964 гг.).
5. Стратегическая школа 1980-по настоящее время.
Практическое задание
Цель задания: систематизировать теоретические знания в области различных направлений менеджмента.
Содержание задания: заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности
№ п\п | Школа или направление в менеджменте | Годы возникновения | Основные представители | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
1. | Научная школа |
Примерный перечень тем для дискуссии
Примерный перечень тем для опроса
1. Что является предметом и продуктом труда в управлении?
2. Какие формы управленческого труда вы знаете?
3. Что означает вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда?
4. Что такое фасета?
5. Отличия стратегического управления от тактического
6. Какое управление называется централизованным?
7. Какое управление называется децентрализованным?
8. Что такое функции управления?
9. Объясните схему взаимосвязи общих функций руководителя.
10. В чем суть функции мотивации?
11. Включает ли в себя функция планирования прогнозирование результатов управленческих решений?
12. Виды контроля.
13. Суть функции координации. Виды координационной деятельности.
14. Перечислите методы управления
15. Какие принципы управления Вы считаете основополагающими в современных условиях?
16. Какие из принципов управления по Файолю Вы считаете не применимыми в современных организациях?
17. Что означает принцип единоначалия? Правовой защищенности? Необходимого разнообразия?
18. В чем отличия стиля и методов управления?
19. Назовите стили управления.
20. В каких ситуациях эффективен авторитарный стиль?
21. В каких случаях используется делегирование?
22. Перечислите основные принципы делегирования.
23. Какие функции управления не подлежат делегированию?
24. Дайте определение управленческому решению.
25. Какое нужно принимать управленческое решение: оптимальное или правильное?
26. Требования к управленческим решениям
27. Виды управленческих решений.
28. Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых решений
29. Методы группового принятия решений
30. Стадии принятия управленческого решения
Практические задания.
1. Заполните таблицу, обосновав свои ответы.
Собственник | Менеджер | Сходство/общее | Различия/противоречия | |
Право собственности | ||||
Функции управления | ||||
Экономические интересы | ||||
Ответственность | ||||
Поведение | ||||
Инструменты | ||||
Методы |
По результатам данных таблицы сформулируйте выводы и рекомендации.
2. Выявите на своем предприятии применяемые методы и принципы управления. Что бы Вы могли рекомендовать для улучшения деятельности управленческого персонала? Какой стиль управления применяет ваш непосредственный руководитель и директор предприятия? Выполняются ли основные функции управления в полном объеме? Участвуете ли Вы в процессе принятия управленческих решений? Какие методы используете при этом?
3 Используя правила формирования «дерева целей» составьте схему целей вашей организации.
4. Составьте профиль среды организации и SWOT–анализ любой известной вам организации
5. Опишите как осуществляется организация управленческих инноваций в Вашей организации, и в какой форме
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Оценка менеджмента: подходы к оценке управления; результаты управления организацией; эффективность правления.
2. Перспективы и направления развития теории менеджмента: тенденция развития современного управления; парадоксы развития современного управления; прогнозирование развития теории управления.
3. Формы и методы совершенствования управления: эволюционные основы совершенствования управления; разработка инновационных концепций управления; соотношение совершенствования и развития управления
Примерные темы рефератов
1. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных зарубежных школ и систем менеджмента.
2. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент.
3. Развитие теории и практики управления в России.
4. Национальные особенности российского менеджмента.
5. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования
6. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей современного российского менеджмента.
7. Развитие теории и практики управления в России.
8. Национальные особенности российского менеджмента.
9. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования.
Практическое задание.
1. Цель: формирование базовых знаний у студентов об основах менеджмента, истории менеджмента как науки, а также перспектив и направлений развития менеджмента в России и за рубежом.
2. Задачи: ознакомление с историей формирования и развития научных школ менеджмента; изучение характерных черт и особенностей российского менеджмента.
3.Задание. В любой компании мира организацию работы компании и управление ею осуществляет аппарат управления. Структура аппарата управления определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Несмотря на многообразие существующих предприятий и организаций, существуют типовые структуры управления. Так, изученная нами линейная структура основана на производственном признаке, когда низовой уровень управления находится в подчинении, и подотчетна только одному руководителю высшего уровня управления. Именно в линейной структуре наиболее проявляется признак единоначалия. Несмотря на достоинства, линейная структура не лишена определенных недостатков. При ее реализации менеджеры высшего уровня оказываются чрезвычайно перегруженными решением разнообразных, порой второстепенных, вопросов, что снижает оперативность управления. Работа организации при такой структуре «страдает бюрократизм», отсутствием гибкости в принятии и выполнении решений. Другой тип структуры управления - функциональная структура. В отличие от менеджеров, работающих в рамках линейной структуры, вынужденных заниматься решением разнообразных проблем, здесь в основу положен признак специализации. Каждый руководитель отвечает за решение проблем лишь в определенном направлении деятельности фирмы. Это могут быть производство, сбыт, учет, кадры и т. д. Именно в специализации при стабильных условиях повышает эффективность управления, состоит главное преимущество данной структуры. Однако при использовании функциональной структуры управления существенно затрудняется координация деятельности различных служб компании, усложняются взаимосвязи отдельных подразделений, «размывается» принцип единоначалия.
С учетом отмеченных ранее достоинств и недостатков двух систем управления предложите свой вариант, который должен систематизировать организационное построение компании.
Вопрос: Следует ли при разработке структуры управления российской компании (предприятия, магазина, банка и т.д.) учитывать отечественные особенности и традиции?
Аргументируйте.
Аргументируйте.
Шкалы оценивания
Критерии оценки
Критерии | Оценка | Зачет |
все задания выполнены своевременно, аккуратно, в полном объеме и на высоком теоретическом уровне, результаты убедительно аргументированы, сделаны выводы и/или предложения по каждому из заданий | Отлично | Зачтено |
задания выполнены своевременно, аккуратно, в полном объеме и на высоком теоретическом уровне, результаты аргументированы, нет выводов и/или предложений по каждому из заданий | Хорошо | |
задания выполнены своевременно, частично на высоком теоретическом уровне или полностью на невысоком теоретическом уровне, нет выводов и/или предложений по каждому из заданий | Удовлетворительно | |
задания не выполнены | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Теоретический блок вопросов
1. Неоклассическое направление экономической теории
2.Неокейнсианское направление экономической теории
3.Неоинституционализм как направление экономической теории
4.Неолиберализм как направление экономической теории
5.Поведенческая экономика как направление экономической теории
6.Методологические основы теории экономики и менеджмента
7.Становление методологического знания в экономической науке. Ее основные методологические традиции, школы и их философские основания.
8.Экономические понятия и категории как ступени выражения сущности экономических явлений
9.Методология теории управления
10.Теория научного управления
11.Административная теория .
12. Бюрократическая теория
13.Теория человеческих отношений
14.Школа поведенческих наук
15.Школа социальных систем
16.Новая (количественная) школа основана на применении математических методов к исследованию операции в организации и деятельности руководителя
17.Новые технологии прикладного анализа
18.Основные аспекты теории управления
19. Организация и методы принятия управленческих решений
20.Целеполагание в управлении
21.Функции управления
22.Принципы управления
23.Эффективность управления: сущность, критерии и показатели.
24.Управление нововведениями
25.Совершенствование и развитие теории экономической науки и менеджмента
26.Оценка менеджмента: подходы к оценке управления; результаты управления организацией; эффективность управления.
27.Формы и методы совершенствования управления
28.Перспективы и направления развития теории менеджмента
Ситуационное задание
Задание 1. Определить, вклад каких школ в науку об управлении перечислен в каждой из таблиц 1.1-1.4 (школа научного управления, школа административного управления, школа человеческих отношений и науки о поведении и школа науки управления или количественных методов).
Таблица 1.1. Вклад в науку управления (вариант 1) Школа___________________________
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Таблица 1.2. Вклад в науку управления (вариант 2) Школа___________________________
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
Таблица 1.3. Вклад в науку управления (вариант 3) Школа___________________________
1.Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Таблица 1.4. Вклад в науку управления (вариант 4) Школа___________________________
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Задание 2. Установите соответствие между названиями подходов к развитию теории и практики управления и их описаниями :
Названия подходов: · Подход с позиций выделения различных школ в управлении. · Процессный подход. · Системный подход. · Ситуационный подход.
Описания подходов:
· Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
· Заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
· Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
· В нем подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды
Шкала оценивания.
За ответ при сдаче экзамена/зачета студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой:
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамене, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Темы курсовых работ
1. Закономерности управления различными системами.
2. Методология теории управления.
3. Предмет и метод науки управления.
4. Соотношение теории и методологии менеджмента.
5. Подсистема методов исследования в управлении.
6. Генезис теории менеджмента.
7. Тенденции и факторы возникновения и развития менеджмента.
8. Место теории менеджмента в системе современных знаний.
9. Интра- и инфраменеджмент.
10. Дифференциация и интеграция менеджмента.
11. Методы и инструменты менеджмента.
12. Субъективные и объективные факторы в менеджменте.
13. Понятие и проявления менеджмента.
14. Принципы управления.
15. Экономические основы менеджмента.
16. Управленческие революции.
17. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента.
18. Макиавелли: технология власти и лидерства.
19. Основоположники научного менеджмента.
20. Система Ф. Тейлора и Г. Эмерсона.
21. Административная теория А. Файоля.
22. Структура классической школы менеджмента.
23. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР.
24. Культура труда и управления А. Гастева.
25. Развитие науки управления в России.
26. Инфраструктура менеджмента в России.
27. Хоторнские эксперименты.
28. Формирование российской модели менеджмента.
29. Современные теории и концепции управления организацией.
30. Основные характеристики фордизма как системы организации производства и управления.
31. Основные черты постфордистской концепции организации производства и управления.
32. Японская модель менеджмента.
33. Внутренняя среда организации.
34. Внешняя среда организации в России.
35. Модель функционирования фирмы как открытой системы.
36. Организационная культура в системе менеджмента.
37. Формирование организационной культуры российских предприятий.
38. Управление организационной культурой.
39. Влияние организационной культуры на инновационную деятельность организации.
40. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы.
41. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
42. Стратегическое управление организацией.
43. Управленческое решение и формы его принятия.
44. Моделирование как метод принятия решений в организации.
45. Современные адаптивные структуры управления.
46. Организационные отношения в системе менеджмента.
47. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры управления организациями.
48. Органические структуры управления.
49. Цели и структура организации как основа ее конкурентоспособности.
50. Разработка концепции мотивации разными школами управления.
51. Содержательные теории мотивации и их применение в России.
52. Возможность применения процессуальных теорий мотивации в условиях современной России.
53. Создание эффективной системы мотивации персонала.
54. Применение теории подкрепления в формировании требуемого поведения работников.
55. Качество трудовой жизни и мотивация работников.
56. Проектирование работы и мотивация рабочих.
57. Управление конфликтами в организации.
58. Межличностные коммуникации в организации и их барьеры.
59. Формы организационных коммуникаций и их барьеры.
60. Управление коммуникациями в организации.
61. Лидерство в системе менеджмента.
62. Властный аспект лидерства.
63. Эффективное лидерство в организации и его стили.
64. Традиционные концепции лидерства.
65. Ситуационные концепции лидерства.
66. Лидерство женщин в организации.
67. Управление группами в организации.
68. Управление неформальными группами в организации.
69. Формирование эффективной команды.
70. Управление изменениями в организации.
71. Организационное развитие: история и современность.
72. Управление стрессом в организации.
73. Контрольные системы в управлении.
74. Система управления человеческими ресурсами в организации.
75. Развитие персонала в организации.
76. Оценка деятельности работников в организации.
77. Значение управления человеческими ресурсами в формировании человеческого капитала.
78. Эффективность менеджмента.
79. Перспективы и направления развития менеджмента.
Критерии оценки
За подготовку курсовой работы студенту начисляются следующие балы
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | 5 10 10 10 5 |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | 10 |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме курсовой работы - соответствие содержания теме курсовой работы - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | 5 5 10 5 10 |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению курсовой работы | 5 3 5 2 |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
31–50 | Удовлетворительно |
0–30 | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен проводится по билетам, ответы студентов оцениваются по следующей системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Экзамен принимается преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
- В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
- В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
- В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
- В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, докладов, выполнение практических заданий, участие в опросах, дискуссиях.
Дисциплина Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя проведение опроса, дискуссии, обсуждение докладов, рефератов, выполнение практических заданий, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекция-дискуссия.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Управление нововведениями
Сущность инновационного менеджмента, субъекты и объекты управленческих инноваций.Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности. Принципы организации управленческих инноваций Процесс организации управленческих инноваций
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента
Направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2018
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор–составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................... | 4 |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………..... | 5 |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………................... | 6 |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине | 9 |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……... ………. | 21 |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………………. | 25 |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | 25 | |
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………. | 25 | |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………… | 26 | |
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | 26 | |
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..…….... | 26 | |
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы | 26 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина Б1.Б.1 «История и методология экономической науки и менеджмента» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
ПК-6 | способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями; | ПК-6.1 | способность обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
ПК-7 | Способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада. | ПК-7.1 | способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Формирование карты поиска кандидатов (С6) | УК ОС-1.1 | На уровне знаний: концептуальные подходы к науке менеджмента; предмет и методы экономической науки и менеджмента; |
На уровне умений: определять место теории управления в системе современных знаний; оценивать тенденции развития управленческой мысли. | ||
На уровне навыков: навыками использования общенаучных методов исследования и специфических методов экономической науки и менеджмента. | ||
Операционное управление персоналом и подразделением организации (G7)
| ПК-7.1 | На уровне знаний: историю развития управленческой мысли в России и за рубежом; российские и зарубежные концепции менеджмента; |
На уровне умений: оценивать тенденции развития управленческой мысли, анализировать экономические интересы субъектов управленческих отношений; | ||
На уровне навыков: навыками применения методов анализа и обобщения информации; навыками работы с научной и учебной литературой. | ||
Стратегическое управление процессами планирования и организации производства на уровне промышленной организации (В7)
| ПК-7.1 | На уровне знаний: приемы работы с научной и учебной литературой; методы поиска необходимой информации. |
На уровне умений: синтезировать найденную информацию и представлять ее в форме отчета, статьи или доклада. | ||
На уровне навыков: навыками обобщения интересующей информации; навыками применения технологий подготовки статьи или доклада. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 4 зачетные единицы (144 часа - на заочной форме обучения).
Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа - на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной формы обучения – 22,8 академических часов (6 часов – лекции, 16 часов – практические занятия, 0,8 часа – аттестация ).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной формы обучения – 121,2 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», по профилю подготовки «Управление экономической безопасностью». Дисциплина изучается на 1 курсе 1 семестр для студентов заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области истории управленческой мысли, организационного поведения, разработки и принятия оптимальных управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки построения деловых коммуникаций.
Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.Б.4 Разработка управленческих решений, Б1.Б.3 Основы деловых коммуникаций.
Таблица 1.
№п / п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины , час. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.