субтест (Последовательные картинки)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с картинки "А" ("Собака").

1.Разместить в порядке номеров.

2.Объясняя, правильно сложить.

3.Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.

4.Предложить испытуемому сложить: Теперь сделай сам, чтобы собака снова
целой получилась". Включить секундомер. При удаче - переходить к "В". При неудаче,
а) повторить демонстрацию без объяснения; 6) разместить в порядке номеров и
предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой - 1
балл. Переходить к "В" при любых обстоятельствах.

Картинка "В" (Мать")

1. Разместить в порядке номеров.

2. Предложить собрать. При удаче - переходить к "С". При неудаче показать
правильное сложение и перейти к "С". Оценки: за порядок TOY - 2 балла, за порядок
OYT - 1 балл.

Картинка "С" ("Поезд")

1. Разместить в порядке номеров.

2. Предложить собрать. Оценки: за порядок IRON - 2 балла, за порядок IR-ON-1 балл. Переходить к "Д", если из заданий "А", "В" и "С" любые два выполнены (на 1 или 2 балла). В противном случае прекратить.

Картинка "Д" (Весы)

Разместить в порядке номеров.

Дать новую инструкцию: Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь
уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один
маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки
начинаемся этот рассказ?" Включить секундомер. Указанную картинку предложить
отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: "А что было дальше, покажи".
Указанную картинку попросить положить рядом с первой. "А что было в конце?" -
поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения -
оценка 2 балла, перейти к N 1. Если "Д" не выполнено, но выполнено "С",
продемонстрировать "Бокс" и перейти к N1, предварительно сказав: "Сейчас я 6уду
давать тебе такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по-порядку - так же, как мы с тобой делали". Быстро разложить в порядке номеров,
включить секундомер.

Прекратить при 2 неудачах подряд (например, "С" и "Д", "Д" и "1" и т д.)

 

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации "Бокс" и переходить к N1. Если два задания (N 1 и N 2) не выполнены, возвратиться к "А", "В", "С". "Д" (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий N 1 или N 2 или выполнены оба, то: а) дать аванс за задания "А", "В", "С", "Д" (8 баллов); б) продолжать до 2-х неудач подряд. Оценки, за задания N 1 и N 7 зависят от времени исполнения. Для заданий N 3, 4, 6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов.

Примечание: При сложении картинок в обратном порядке, спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно.

Оценки и временные лимиты

 

Задание

 

Последовательность

Баллы

7 6 5 4 2-1-0
  А.Собака B.Мать C.Поезд Д.Весы   ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC           75" 75" 60" 45"
  1.Пожар 2.Вор 3.Фермер 4.Пикник 5.Соня 6.Садовник 7.Дождь     FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERSY FISHER, FSIHE MASTER, MSTEAR, ASTEMR   1-5" 1-5" 1-5" 1-5" 1-10" 1-15" 1-15"     6-10" 6-10" 6-10" 6-10" 11-15" 16-20" 16-20"     1-15" 1-15" 1-15" 1-15" 16-20" 21-30" 21-30"     16-45" 16-45" 16-45" 16-45" 21-60" 31-75" 31-75"    

 

Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.

Феномены:

- переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;

- связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проецируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;

- несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;

- необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;

- отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;

- персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;

- отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;

- резонерство - бесплодное мудрствование при составлении рассказа по серии картинок.

Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.

 

9 субтест ( Кубики Кооса)

 

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: Объяснить и показать окраску кубиков ("все кубики окрашены одинаково").

Начинать с фигуры "А"

При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку
испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фиг."А" как модель.

Предложить сложить из 4-х других кубиков то же, что и на модели,
расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче
продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив,
снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти в фиг. "В".
Оценки: за выполнение с 1-ой попытки - 2 балла; со второй -1 балл.

Фигура "В"

1. За ширмой сложить фигуру "В". Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче - прекратить. Переходить к фиг."С", если задание "В" выполнено на 1 или 2 балла). Оценки: за выполнение с 1-ой попытки-2 балла, со 2-ой -1 балл.

Фигура "С"

Положить перед испытуемым карточку "С", сказав: "Сейчас я сделал точно
так же, как на этой картинке. Смотри.." Сложить из 4-х кубиков фиг."С".

Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное
выполнение, и разрушив, снова  предложить собрать по картинке. При второй неудаче -
прекратить. Переходить к заданию N 1, если задание "С" выполнено на 1 или 2 балла.
Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой -1 балл.

Предложить задание N 1. Прекратить при 2 неудачах подряд (начиная с задания N1).

Общие правила:

1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.

2. Задания "А", "В", "С, N 1 - N 4 выполнять из 4 кубиков, задание N 5 - N 7 -
из 9 кубиков.

3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при
выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9 (только два имели
сверху красную или красно-белую поверхность).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: объяснить, и показать окраску кубиков. Начинать с фиг. "С" (см. выше). При выполнении задания "С" с 1-ой или 2-ой попытки:

а)    дать аванс за "А" и "В" (4 балла)

б)   перейти к заданию N 1.

Прекратить при 2 неудачах подряд. При невыполнении задания "С" со второй попытки - вернуться к "А" и "В" и прекратить. Оценки для заданий N 1 - N 7 зависят от времени выполнения

 

Оценки и временные лимиты

 

Задание

Баллы

7 6 5 4 2-1-0
А. В. С.         45" 45" 45"
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     1-10" 1-10" 1-15" 1-10" 1-35" 1-55" 1-55"   11-15" 11-15" 16-20" 11-15" 36-45" 56-65" 56-65"   16-20" 16-20" 21-25" 16-20" 46-65" 66-80' 66-90"   21-75" 21-75" 26-75" 21-75" 66-150" 81-150" 91-150"  

Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе.

Феномены:

- трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации;

- феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения

- все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого;

- движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности;

- критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования;

- инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике;

- ротация - поворот рисунка на 90 градусов;

- конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике;

- игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывать в полоску.

Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов.





























Субтест (Складывание фигур)

 

Начинать с задания N 1. Независимо от выполнения дать все 4 задания. Оценки: при полном сложении оценка зависит от времени исполнения, как эти показано в таблице ниже. При неполном сложении за все положенное время оценка зависит от количества правильно сложенных деталей.

N 1 - "Мальчик" – 3 балла в случае, если неправильно установлены ноги, левая

переставлена с правой, или ступни ног обращены кверху;

2 балла в случае, если ноги отсутствуют вообще или приставлены: вместо рук;

1 балл, когда сложена верхняя часть туловища.

N 2 - "Лошадь" - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов

фигуры.

N 3 - "Лицо"   При вопросе "Что это?', сказать: "А ты как думаешь?"

(фигуру не называть), или "Сложи, что будет". Если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, a сказать,- "А ты попробуй". Оценка: в 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенная в приложении N 2 знаками (х). При получении дробного числа округлять в большую сторону.

N 4 - "Автомобиль" - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух

элементов фигуры.

Общие правила:

1. Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме.

2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу ("Мальчик" и "Лошадь").

3. Фигуры 3 и 4 не называть.

4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз,
сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!)
перевернуть деталь.

Оценки и временные лимиты

 

Задание

Баллы

9 8 7 6 5 4
  1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина     1-15" 1-35" 1-25"     16-20" 36-45" 26-30"   1-10" 21-30" 46-70" 31-45"   11-15" 31-180" 71-180" 46-180"   16-20"         21-120"

Феномены при выполнении субтеста:

- пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;

 - перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сложения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;

- двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.

Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим материалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики".

11 субтест (Кодирование-шифровка)

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант "А" (фигуры).

Инструкция испытуемому: "Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: "Делай все подряд".

Время -120 сек.

Оценка: 1 балл за каждый правильно вписанный знак. Общая сумма равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами)

Дополнительные баллы +5 +4 +3 +2 +1
Время < 70 71-80 81-90 91-100 101-110

 

Примечание: 1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.

2. Если на первых 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию
не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку

не включать.

3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно
заполненных фигур.

Для детей 8 лет и старше независима от уровня развития: дается вариант "В" (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время - 120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков. Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:

- соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;

- темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.

Количественные характеристики:

- низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;

- оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;

- важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;

- повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;

- с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.

 





Субтест (Лабиринты)

 

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с демонстрации по образцу. Инструкция: "Вот видишь - мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии - это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенка нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу". Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линии. "Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать - не пересекай линии, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь, на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу - то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай, попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта "А"), рисуй быстрее". Включить секундомер. При неудаче продемонстрировать выход из лабиринта "А" и предложить лабиринт "Б". Прекратить при 2 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости: начать с лабиринта "С". Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты "А" и "В" (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени -возвратиться к лабиринтам "А" и "В". Прекратить при 2 неудачах подряд. Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени.

Общие правила:

1. Задание считается не выполненным, если а) количество ошибок превышает
допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения) или б)
превышен лимит времени (независимо от количества ошибок).

2. Ошибками считаются: а) каждый отрыв карандаша, за исключением
случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например,
пересечение линии), б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом
карандаша на противоположной стороне имеется промежуток. Исключением
являются обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист
бумаги); в) каждый заход в "тупик" лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии
 в одном направлении.

3. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание ("не
отрывай карандаш").

4. При пересечении линии замечание делается только один раз.

Оценки и временные лимиты

 

Задание

 

Время

Баллы

  0   1   2   3
  А В С 1 2 3 4 5     30" 30" 30" 30" 45" 60" 120" 120"   больше 2 больше 2 больше 2 больше 3 больше 3 больше 5 больше 6 больше 8   2 2 2 3 3 5-2 6-2 8-2   0 0 0 1 1 1 1 1     0 0 0 0 0

Примечание: в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующею задания.










Дата: 2018-12-28, просмотров: 407.