Адаптированная и стандартизированная версия А. Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тест Векслера

( WISC , детский вариант)

Адаптированная и стандартизированная версия А. Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПСИХОЛОГА

Субтест  (Осведомленность)

Оценки 1 - 0

 

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд

       Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания N 4. Если одно из заданий N 4, N 5 или N 6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям NN 1,2,3. Если все три задания - NN 4, 5, 6 выполнены, то дать аванс за NN 1, 2, 3 и переходить к заданию N 7. Прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки: 1-0.

 

Задания и контрольные ответы

Сколько у тебя ушей?

1:Два Пара.

Как называется этот палец?

1: Указательный

Сколько ног у собаки?

1: Четыре

От какого животного мы получаем молоко?

1: От коровы (или козы, или верблюда)

Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту) Нагреть

В каком магазине пролают сахар?

1: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другим, где в действительности могут продавать сахар).

7. Сколько копеек в пятаке?
1:Пять

8. Сколько дней в неделе?
1:Семь



Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый

0: Строители

?: Ленин ("верно, город раньше назывался по имени Ленина. А кто его

основал ?").

Что такое пара?

1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. ("Верно. Так значит,

  что такое пара?").

Назови мне четыре времени года

  1: Зима, лето, осень, весна (В любом порядке).

Какого цвета рубины?

  1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного)

  0: Рубинового.

Где садится солнце?

  1: На западе (При указании рукой на запад или при ответе "за горизонтом": "Верно, но      какое это направление?"

  0: За тучу (или горы или др.)

Для чего нужен желудок?

  1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.

Почему нефть или масло плавают на воде?

  1: Потому, что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.

  ?: Легкая .("Да, но монета тоже легкая, а не плавает").

16. Кто написал "Евгений Онегин"?

  1: Пушкин (или Чайковский)

Что празднуют 9 мая?

  1: Годовщина Победы в Великой отечественной войне.

День Победы над фашистами.

Что такое SOS ?

  1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о помощи. Сигнал, когда корабль тонет. "Спасите наши души".

?: Когда корабль тонет. Сигнал на корабле.

19. Каков примерно средний рост взрослого человека?

  1:150-180 см.

Где расположена Италия?

  1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море.

  0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На Острове.

Сколько килограммов в центнере?

   1:100 кг

Как называется столица Греции?

   1: Афины.

Из чего получают скипидар?

  1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы)

  0: Из спирта (или бензина, или нефти)

Сколько километров от Москвы до Владивостока?

  1:8-11 тыс.км.

Когда бывает 29 февраля?

1: Через каждые 4 годя. В високосном году.

0: Зимой. В феврале.

?: В этом (или таком-то) году. (Если год високосный, спросить: "А когда еще будет?").

Кто открыл Южный полюс?

  1: Амундсен

Что такое барометр?

1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду

0: Измеряет температуру

?: Для измерения давления

Что такое иероглиф?

1: Письменные знаки в некоторых странах (Египет, Китай, Япония и др.) или

   у древних. Вид (или знак) письменности. Буквы в Китае (или др.).

  0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

Кто был Александр Македонский?

  1: Великий полководец древности Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы

  0: Великий русский полководец.

?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев Полководец Македонии.

Что такое конфискация?

  1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность    государства, по приговору суда (или в административном порядке, или по закону) Отбор имущества по закону.

?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества.

Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.

Обратить внимание на следующие феномены:

- временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;

- точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;

- цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;

- географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);

- интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.

 

Субтест  (Понятливость)

Оценки 2 – 1 - 0

Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием N 6 испытуемому необходимо сказать: "До сих пор ты отвечал мне все правильно, очень хорошо. Теперь

я тебя прошу говорить мне как можно больше. Говори до тех пор, пока ты сам все не

скажешь или я тебя не остановлю".

Начинать с задания N 1. Прекращать при 3 неудачах подряд. Оценки: 2 1-0. Общие критерии оценок для заданий NN 1-5: 2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию; 1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо. На задания 1-5 нужно обязательно добиться позитивного ответа. Ответа "не знаю" не должно быть.

Общие критерии оценок для задания N 6-14, 2 балла - если указывается не меньше 2 причин, 1 балл - если указывается 1 причина.

Задания и контрольные ответы

Чем выгодны пункты проката?

  2: Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон).

  1: Не каждую вещь человек в состоянии купить.

11. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?

  2: Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших).

  1: Отсеитъ не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить)

  талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте

  (или отсеять "тупых"). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы

  не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).

  0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания.

  ?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен).

  Иметь представление о поступающих или знаниях, или способностях). Нельзя

  принимать всех подряд. ("Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы

  поступить ?").

Субтест (Арифметический)

Оценки 1- 0

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания N 1. Прекратить при 3 неудачах подряд.

       Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 4. Если задания N 4 и 5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям NN 1, 2, 3. Если выполнены оба или одно из заданий NN 4 или 5, то дается аванс за N 1, 2, 3 и переходят к N 6. Прекращать при 3 неудачах подряд. Оценки: 1-0. Выполнение задания ограничено временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

       Примечание. Задания N 13 выполняются па кубиках. Задания N I4-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время отсчитывается с момента первого прочтения.

 

Задания, ответы и временные лимиты

 

1. Сосчитать все кубики в ряду (9 кубиков)                                                    45"

2.  Убрать все кубики, оставить только четыре                                                45"

3.  Убрать все кубики, оставить только семь                                                 45"

4. Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей? (две)             30"

5. У тебя было 4 копейки, и мама дала еще 2 копейки.

Сколько стало? (6 копеек)                                                                        30"

6. У тебя было 8 шариков, ты купил еще 6.
Сколько стало? (14 шариков)                                                                         30"

7. У продавца было 12 газет, он продал 5.

Сколько осталось? (7 газет)                                                                        30"

8. Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый? (21 коп.)                  30"

9. У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал.
Сколько осталось? (14 бутылок)                                                                30"

10. У 4-х мальчиков было 72 коп. Они разделили их между собой поровну
Сколько стало у каждого? (18 копеек)                                                        30"

11. Рабочий заработал 36 руб. Ему платили 4 руб. в день.

  Сколько дней он работал? (9 дней)                                                        30"

12. Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 коп. за десяток.

  Сколько получишь сдачи с одного рубля? (10 коп.)                           60"

13. Каким будет число, если 2/3 его равняется 36? (Число 54)                30"

14. Если 3 карандаша стоят 5 коп, то сколько будут стоить 24 карандаша?
(40 коп.)                                                                                                            60"

15. Если проезд на такси стоит 20 коп. за первую четверть километра
  и по 5 коп. за каждую последующую четверть километра, то сколько
  надо заплатить за 2-х километровую поездку? (55 коп.)                         120"

16.   Саша и Боря играли в экономическую игру "Коммерсант". Они взяли
себе "капитал" по 27 руб. каждому. При этом договорились, что в конце

             каждой партии проигравший выплачивает победителю одну треть  того,   

 что победитель выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет

   Боря к началу четвертой партии? (8 руб.)                                                          120"

 








Субтест (Сходство)

Оценки: за аналогии: 1 – 0

          за сходство: 2-1-0

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: инструкция: «Я сейчас что-нибудь начну говорить, а ты продолжи, хорошо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар…». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию N 2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если из первых 4-х заданий выполнено не менее 2-х, перейти к N 5-16. В противном случае – прекратить.

       Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока ты сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…». Предложить задание N 5. При неудаче оказать помощь:»У них есть косточки, кожица, они растут на деревьях, это фрукты». Перейти к заданию N6. При неудаче – также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т.е. при наличии 3 неудач подряд, испытуемый имеет не менее 3-х баллов за N5-16, дать аванс за задания N1-4 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратится к этим заданиям. Оценки за задания N1-4: 1-0, за задания N5-16: 2-1-0. Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать. Общие критерии оценок за задания N5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.

Задания и контрольные ответы

1. Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

2. Ты ходишь ногами, а бросаешь.. (руками)

3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами или
 тетеньками).

4.  Нож и кусок стекла оба… (острые).


Слива – персик (или вишня)

  2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.

  1: Еда. Их едят. (Любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые,  форма, сок, сладкие).

  0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.

Кошка – мышка

  2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие.

  1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть).

  0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.

Вино – пиво.

  Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима      следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»).

  2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.

  1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами.

   Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.

  0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).

Пианино – скрипка.

  2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют.

  1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы.

   Предметы, на которых играют.

  0: Одинаково играют. Из дерева.

  ?: Инструменты.

Бумага –уголь.

  2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.

  1: Горят. Из дерева получаются.

  0: Топливо.

  ?: По происхождению. Продукты промышленного производства.

Килограмм – метр.

  2: Единицы системы СИ (или измерения) Меры. Измерительные величины.

  1: Ими измеряют. Оба говоря о величине.

  0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/'м = Дж.

?: Виды измерения.

Гора – озеро.

 2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.

1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы

пейзажа. Имеют полезные вещества.

0: Имеют воду и землю. Всегда на месте. Поверхность земли.

?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.

Соль – вода.

2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.

1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукта (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.

0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.

?: Их используют.

Свобода – справедливость.

2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятии.

Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права

1: Лозунга борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любою народа. Без них человек не может счастливо жить.

0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.

?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. Человеческие потребности.

Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.

При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:

- какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретный;

- обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;

- избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;

- при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;

- испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;

- такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкости.

 

Субтест 5 (Словарный)

 

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания N 1, прекратить при 5 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 10. Если за задания N10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания N 1-9 (18 баллов) и перейти к заданию N 15. В противном случае вернуться к заданию N 9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания (по 2 балла) и перейти к заданию N 15. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки за задания N 1-5: 2-0, за задания N 6-40: 2-1-0.

       Оценку ответов рекомендуется проводить по следующим этапам:

 1 этап. Выяснить, возможно ли оценить ответ испытуемого как (+), т.е. слово-
задание ему знакомо, или как (-), т.е. слово-задание испытуемому не знакомо. Если из
ответа это не очевидно, испытуемому задается дополнительный вопрос, с тем, чтобы
можно было оценить ответ или как (-), или как (+).

    2 этап. Если ответ испытуемого оценивается, как (-), он получает 0 баллов. Если
ответ оценивается как (+), то за задания N 1-5 выводится по 2 балла, за задания N 6-40
но 2 или по 1 баллу. При этом в 2 балла оцениваются ответы, в которых либо дается
точное, развернутое определение ("припев" - часть песни, повторяющаяся после
каждого куплета"), либо дается близкий синоним ("Храбрый" - "смелый"). Ответы оцениваются в 1 (1 балл, если они содержит либо неполное, но правильное определение ("Припев - слова в песне, повторяемые несколько раз"), либо описание отдельных признаков ("Азартная игра - в которой трудно остановиться"), либо испытуемый покалывает понимание на примере ("Храбрый - который не побоялся броситься в холодную воду, чтобы спасти другого").

       Оценивая качество ответа, следует отличать изящество, которым можно пренебречь, от полноты ответа, от которой во многих случаях зависит уровень оценки.

Задания и контрольные ответы








ВЕЛОСИПЕД

2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, но без мотора (или  надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие части - не меньше двух).

0: У меня такой есть. Такой большой.

?: Трехколесный. Для детей.

НОЖ

2: Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие.

Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.).

0: У меня есть. Железный.

?: Острый.

ШАПКА

2: Головной убор. Носят на голове. Одевают на голову, чтоб не замерзнуть.

0: Фуражка.

?: Ее носят. Зимой носят.(?: "Как это "носят"?"),

ПИСЬМО

2: Написанный текст с сообщением, которое посылают. Сообщение кому-то.

Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посылают. Написать и

отправить.

0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт.

?: То, что пишут.

 

 

ЗОНТИК

2: Приспособление для зашиты от дождя или солнца. Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть. Раскрывают над головой.

0: Его носят. Раскрывают над головой.

?: Раскрывают.

ПОДУШКА

2: Постельная принадлежность. Мешок, набитый перьями (или пухом или сеном), который кладут под голову.

1. Его кладут под голову. Мешок, в нем перья (или пух, или сено). Состоит из

наволочки, внутри (или перья, или пух, или сено). Мягкое сиденье.

0: Мягкая. Спит мальчик. Белье.

?: Четырехугольный мешок. На котором спят. (?: "Как это спят?").

ГВОЗДЬ

2: Металлический (или железный) стержень (или палочка) заостренный на одном конце и со шляпкой. Металлический стержень (или палочка) для скрепления предметов. Строительный материал.

1: Предмет для скрепления чего-нибудь. Им прибивают деревянные веши. Его вбивают в стену (или доску, или др.). Палочка железная (или металлическая), ее вбивают. Из металла, его забивают. Его прибивают молотком. Забивают, чтобы повесить что-нибудь.

0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие труда.

?: Которым крепят. Строительный инструмент.

ОСЕЛ

2: Животное, родственное лошади, но меньше размером (или домашнее, или вьючное, или у которого длинные уши и он громко кричит, или на котором на юге (или в горах, или в Азии) перевозят вещи). Упрямый (или тупой) человек

1: На нем возят грузы (или людей) в горах (или на юге, или в Азии). Как лошадь, но меньше. Упрямое (или тупое) животное.

0: Животное в лесу бегает (или дикое, или с рогами).

?: Травоядное животное. Животное.

МЕХ

2: Шкура животного. Пушнина. Волосяной покров животного.

1: Волосы у лисы (или кошки, или др. жив.). Покров зайца (или собаки,

или др.). С зверька снимают, когда убьют. Из меха шьют шубу (или воротники,

или шапку, или др.). 0: Мягкий, пушистый предмет. У кошки (или зайца, или др.). Предмет для утепления. Теплый. Растет в лесу на пнях. (Мох! He исправляйте, а снова

повторите вопрос четко).

?: Покров животного. Добывают у животных. Для пошива меховых изделий.

АЛМАЗ                                         

2: Драгоценный камень. Самый прочный кристалл. Минерал очень прочный

(или драгоценный). Модификация чистого углерода. Инструмент для резки

стекла.

1: Камень очень твердый (или красивый, или дорогой, или в кольцах, или

в брошках, или для украшения). Рудный камень. Чем режут стекло.

0: Камень твердый (или красивый, или дорогой).

?: Полезное ископаемое. Кристалл. Минерал.

11. СОЕДИНИТЬ (не соединять!)

2: Составить из нескольких одно целое. Привести в соприкосновение.

Сложить вместе. Объединить. Слить воедино. Совместить. Установить

сообщение (или связь).

1: Делать что-то вместе (или целое). Соединить вместе две (или три или др.) вещи

(или руки, или др.). Сваривать. Связывать. Склеивать. Сбить друг с другом.

Скрепить Сплачивать.

0: Сблизить. Приблизить.

?: Приложить. Смешивать. Соединить предметы (или вагоны, или др.).

ЛЕЗВИЕ

2: Острый край (или часть) режущего (или рубящего) предмета (или орудия,

или ножа или др.). Режущий предмет для бритья. Стальная (или тонкая)

заточенная пластинка для бритья. Отточенная грань ножа (или сабли или др.).

1: То, чем режут у ножа (или др.). Острая часть ножа. Острый тонкий (или

металлический) предмет для бритья. Заостренный конец у бритвы. То, чем

бреются. Бритва.

0: Конец острого предмета. Острый конец ножа. Острый. Холодное оружие.

Тонкий металл. Инструмент.

?: Вещь для резания. Режущий предмет. Заточенная часть металлического

предмета. Острая часть предмета.

МЕЧ

2: Холодное оружие с обоюдоострым клинком (или древнее, или рубящее).

Древнее (или старинное) орудие с обоюдоострым клинком (или рубящее).

Оружие обоюдоострое (или рубящее).      ,

1: Оружие холодное (или древнее, или старинное; или рубящее, или обоюдоострое).

Из рукоятки и длинного лезвия, Чем сражались раньше (или рыцари). Как

длинный нож.

0: Битва на мечах. Колющее оружие. Защитное оружие. Тяжелый. Железный. Чем

защищаются. Круглый, чем защищаются.

?: Оружие, полоска металла. Как сабля. Оружие. Оружие борьбы. Сражаться.

Предмет, которым сражались. Чем сражаться.

НЕПРИЯТНОСТЬ

2: Факт (или сообщение, или случай) вызвавший плохое настроение (или огорчение,

или неудовлетворение, или расстройство).

1: Когда у человека наступает (или когда что-то делает человеку) плохое

настроение (или огорчение, или неудовольствие, или расстройство). Когда

у человека неудача. Плохое известие. Когда человека обидели.

0: Чувство ненависти (или презрения). Беда. Горе. Несчастье. Неприятное

что-то.

?: Когда человеку плохо (или не по себе). Что-то случилось плохое. Что-то

причинило боль. Плохое настроение. Неудовольствие. Расстройство. Огорчение.

Иногда такое ощущение у человека.

ХРАБРЫЙ

2: Смелый. Бесстрашный. Отважный. Мужественный. Человек без страха.

1: Человек, который не обращает внимания на опасности (или не боится

ничего, или трудностей, или опасности, или др.). Небоящийся. Решительный.

0: Сильный. Делает добро (или полезное). Его другие боятся. Которым руководит

рассудок. Который совершил подвиг.

?: Свойство (или черта) человека. Храбрый солдат, сражался. Когда большой

мальчишка бьет маленького, а он заступается.

 16.ЧЕПУХА

2: Не имеющее значения. Не существенное. Пустяковое. Пустяки. Ерунда.

Вздор. Чушь. Несуразица. Мелочь, на которую не стоит обращать внимания.

1: Что-нибудь легко сделать. Что-то непонятное. Не то говорит. Не имеющее

смысла. Бессмыслица. Нелепость. Набор бессмысленных слов.

Неправдоподобное. Неправда. Глупость.

0: Неправильно решил задачу. Бред.

?: Ненужное занятие. То, чего не может быть. Несовместимое.

ГЕРОЙ

2: Человек, совершивший подвиг (или выдающийся поступок). Главное

действующее лицо литературного произведения (или пьесы, или др.).

1: Кто сделал что-то полезное, чего не могут сделать другие. Кто победил

врагов. Кто совершил смелый (или храбрый) поступок.

0: Кто сделал хорошее дело (или может все сделать, или совершил геройский

поступок). Храбрый. Смелый. Сильный. У которого медали.

?: Отличился чем-то (или каким-то поступком).

АЗАРТНАЯ ИГРА

2: Игра, в которой выигрыш зависит от случал. Игра на деньги (или вещи,

или др.).

1: Игра увлекающая (или страстная, или задорная, или захватывающая или на

что-нибудь, или в которой трудно остановиться, или в которой чем больше

играешь, тем интереснее). Когда человек играет и все забывает (или не может

оторваться, или не контролирует свои поступки). Игра в карты.

0: Игра запрещенная (или веселая, или интересная, или быстрая). Пустое время

провождение. Когда балуются.

?: Нехорошая игра.

НИТРОГЛИЦЕРИН

2: Маслянистая, тяжелая, взрывчатая жидкость. Вещество (или химическое

вещество) взрывчатое (или которое может взрываться, или используется как

лекарство). Лекарственный (или медицинский) препарат (или средство).

1: Химическое (или органическое) вещество. Взрывчатка. Употребляют для взрывов.

Сердечное лекарство. Таблетки. Лекарство

0: Жидкость (или лекарство, или средство) для смягчения кожи.

?: Жидкость. Опасная жидкость.

МИКРОСКОП

2: Прибор с увеличительными стеклами для рассматривания (или увеличения)

невидимых простым глазом предметов, например, микробов (или клеток, или насекомых, или др.).

1: Прибор (или предмет), чтобы увидеть мелкие частицы (или для рассматривания

микробов, или клеток, или др.).

0: Дается полное определение с указанием в примере на звезды, картинки на стене,

на поверхность моря - "у подводной лодки".

ДОЛЛАР

2: Денежная единица в США (или Канаде, или Австралии). Деньги в Америке. Американская монета, состоит из 100 центов. Валюта.

1: Американский рубль. Американская монета. Деньги. Иностранные деньги.

0: Деньги в Англии. Рубль.

БАСНЯ

2: Литературное произведение (или стихотворение, или проза, или др.) с иносказательным (или аллегорическим) и нравоучительным смыслом (или иносказательное, или аллегорическое, или нравоучительное), где под видом животных (вещей, или др.) подразумеваются люди. Вымысел. Выдумка. Небылица.

1: Литературное произведение (или стихотворение, или др.) иносказательное (или аллегорическое или нравоучительное, или поучительное, или с моралью, или с наставлением, или где под видом животных высмеивают людей, или где высмеивают пороки людей, или где высмеивают недостатки людей).

0: В котором высмеиваются звери.

?: Стихотворение. Где под зверьми подразумеваются люди. Устное народное творчество.

КУПОЛ

2: Крыша в форме полушария (или сферической формы). Вершина чего-либо в виде полушария. Выпуклый верх здания.

1: Крыша в цирке (или у церкви). Верх у дерева. В соборах верхотура округлой формы.

0: Дом. Круглый. Шар.

?: Крыша куполообразная. У цирка (или церкви). Вышина. Полукруглый верх

чего-либо. Круглая крыша.

ШПИОНАЖ

2: Преступная деятельность (или действия противника) с целью выведывания (или собирания, или похищения) секретных сведений (или секретной информации, или секретов военных (или промышленных, или политических). Разведка противника.

1: Когда у другой стороны узнают тайны. Разведчики добывают сведения в другой стране для своей. Чтобы узнать тайны (или секреты). Слежка.

0: Предательство. Махинации. Нечестное.

?: Когда шпионят. Когда шпионы разведывают. Собирание каких-либо сведений по чьему-либо заданию. Разведка. Преступление. Проникновение в другую страну.

ПРИПЕВ

2: Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета.

1: Часть песни (или слова в песне), повторяемые несколько раз. У песни несколько раз повторяется. Короткая песня, которая идет за каждым куплетом. Повторение после каждого куплета.

0: В песне мотив (или дополнительный куплет, или куплет, который повторяется).

Когда припевают. Один поет, а другой припевает.

?: Часть песни. Отрывок из песни. В песне.   

БЛЕСК

2: Свойство гладкой поверхности отражать свет (или лучи). Отражение света гладким предметом (или гладкой поверхностью). Кратковременная вспышка света как молния. Сияние. Отсвет. Сверкание. Великолепный. Яркое проявление чего-то.

1: Отражение падающего света (или световых, или солнечных лучей) от поверхности Свойство преломлять лучи (отражать свет). Свойство металла. Когда свет падает на стекло и отражается. Когда что-то сверкает (или сияет, или отсвечивает). Отличный. Хороший.

0. Что-то светится. Вещество излучает лучи. Предмет, отражающий лучи. Когда блестит что-то на солнце (или гладкий предмет, или поверхность или что-то). Металлический блеск.

?: Что-то яркое. Блеск в настроении. Когда с солнца падают лучи на что-то.

ХАРАКИРИ

2: Самоубийство путем вспарывания живота (или у японских самураев).

Вспарывание себе живота японскими самураями.

1: Вид самоубийства. Способ умерщвления себя ножом. Японцы, чтобы

не сдаваться в плен, так себя зарезали. Когда вспарывают себе живот.

Втыкание ножа в живот и вспарывание. У японцев вспарывание живота.

0: Это казнь у японцев. Удар в живот. Способ убийств. Самоубийство в Китае

Вид операции. Вид борьбы. Спортивная игра.

?: Когда разрывают живот.

РЕТИРОВАТЬСЯ

2: Отступить. Отойти. Скрыться.

1: Отступить в споре. Идти (или вернуться) назад. Пятиться.

Покинуть что-либо. Убраться вон. Убежать.

0: Сдаться. Уйти в себя. Избегать неудобств. Это нехорошо. Смущаться.

Тушеваться. Собираться уйти. В шахматах перестановка фигур.

?: Уйти. Покинуть поле битвы. Горькое чувство. Отворачиваться.

Поворачиваться.

 

 

СКОРБЬ

2: Высшая степень сожаления о чем-либо. Состояние человека в (или после) тяжелом горе. Чувство людей, связанное с утратой близких. Крайняя печаль. Горесть. Страдание.

1: Когда у человека большое горе (или утрата). Человек очень сожалеет о чем-нибудь. Сильное сожаление. Это сильнее, чем грусть. Большое горе. Тяжелое переживание. Переживание о погибшем.. Когда оплакивают кого-либо. Печаль.

0: Огорчение. Сожаление. Грусть. Тоска. Утрата. Несчастье. Слезы. Когда плачут.

?: Что-нибудь случилось, о чем скорбят. Горе. Скорбь о погибшем. Грусть

о каком-либо человеке. Переживание о чем-либо. Тяжелое чувство.

БАЛЛАСТ

2: Специальный груз для обеспечения правильной осадки (или устойчивости) корабля (или подводной лодки). Мешки с песком для регулирования высоты полета воздушного шара. Щебень (или песок) под шпалами. Что-то обременяющее (или тянущее назад). Тянущий назад.

1: Сбрасывают с воздушного шара, чтобы не опускался. Средство для

устойчивости корабля (или подводной лодки).

0: В цирке, чем балансирует человек. Чтобы удержать человека в равновесии.

Чтобы предмет стоял прямо. Запас прочности.

?: Груз для сохранения устойчивости (или равновесия). Чтобы предмет

не плавал на воде.

КАТАКОМБЫ

2: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или пещеры), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях), или заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород). Галереи (или лабиринты, или др.), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях, или в заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород).

1: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или др.). Где раньше добывали полезные ископаемые (или породу),

0: Убежище для людей. Ямы.

?: В Одессе такие пещеры (или под землей, где скрывались партизаны).

Остатки разработок пород. Прорытые под землей.

НЕИЗБЕЖНЫЙ

2: Неотвратимый. Неминуемый. То, что невозможно предотвратить (или отвратить)

1: То, от чего никуда не денешься (или не уйдешь, или не убежишь). То, что обязательно произойдет (или должно быть, или совершиться). Нельзя спастись. Т.е. нет выхода.

0: Когда можно чего-либо не избежать.

?: Не избежать своей судьбы. Так будет.

ТЕ РМИТЫ

2: Отряд (или семейство) перепончатокрылых. Насекомые близкие к тараканам

и богомолам (или типа, или похожие, или наподобие муравьев) или живут в тропиках (или жарких странах, или Африке, или Америке).

1: Насекомые. Насекомые общественные. Муравьи. Муравьи такие большие (или

строят термитники, или живут в тропиках (или Африке, или Америке)). Вид

(или похожие, или наподобие) муравьев.

0: Мухи. Животные. Пауки в тропиках. Личинки. Горящее вещество.

?: Живут я Африке. Строят термитники.

АВРОРА

2: Богиня утренней зари   у древних римлян. У древних греков ей соответствует богиня Эос.

1: Богиня зари,  утра  у древних римлян, или у древних.

0: Богиня красоты (или солнца, или (рассвета, или победы, или греческая). Заря. Восход. Утренняя звезда. Солнце. Имя девушки.

?: Богиня. Название крейсера (?: "Верно. А что означает само слово "Аврора"?').

 

З6.СТЕРИЛЬНЫЙ

2:Обеззараженный. Продезинфицированный. Обеспложенный. Очищенный от (или лишенный) микроорганизмов (или микробов, или бактерий). Бесплодный.

1: Когда убиты его микробы. Что-то (или чистый) без микробов или бактерий. Сверхчистый. Так делают, чтобы избежать инфекции. Очень чистые для операции бинты (и др.).

0: Чистый. Очищенный от грязи. Лишенный вредных примесей (или грязи).

Порошок для стирки.

?: Используется при операциях. Очень чистый.

КОНТЕЙНЕР

2. Вид упаковки (или вместилище, или тара, или емкость, или резервуар, или приемник) для перевозки грузов (или предметов, или жидкостей, или вещей).

1: Предмет (или ящик, или металлический баллон), в котором перевозят различные вещи (или грузы, или приметы).

0. Для хранения бензина (или нефти, или др.). По нему грузы перевозят. Движущаяся лента. Для поднятия грузов. Вагон (или машина) для перевозки

грузов.

?: Приспособление для перевозки грузов. Для перевозки грузов. Большой ящик.

ПАССИВНЫЙ

2: Безучастный. Безынициативный. Бездеятельный. Не-(мало)-активный.

Не проявляющий деятельности (или инициативы, или активности).

Безучастно относящийся к чему-либо. Зависимый. Лишенный самостоятельности

1: Не заинтересованный. Не интересуется ничем. Не участвует в жизни коллектива

(или в общественной жизни). Инертный. Медлительный. Ленивый.

Флегматичный. Безразличный. Равнодушный.

0: Старается остаться в стороне. Уклоняется от какой-либо деятельности.

Пессимист. Вялый. Медленный. Малоподвижный. Замкнутый. Тихий. Угрюмый

Наблюдающий. Беспечный. Ничем не выделяется. Ничего не может придумать

Не имеет своего мнения.

?: Не участвующий. Отступает перед трудностями.

ИРОНИЯ

2: Насмешка тонкая (или открытая, или а форме похвалы, или подковыркой).

1: Насмешка. Подтрунивание. Что-то высмеивается не явно. Когда говорят

хорошее, а выражение типа ехидное. Злая (или ехидная шутка).

0: Шутка. Когда смеются. Усмешка. Презрительная насмешка.

Несерьезное отношение.

?: Что-то в иносказательной форме. Разновидность шутки. Когда насмехаются.

Форма насмешки с издевкой. Пренебрежение к чему-либо. Доброжелательное

высмеивание.

НАГОВОР

2: Обвинение со злым умыслом. Ложное обвинение. Ложный донос. Клевета.

Напраслина. Поклеп. Заклинание у знахарей.

1: Ложь. Обман. Сплетни. Говорят на кого-то (или о ком-то) неправду

(или нехорошее, или что-то плохое). Человека оговорили (или оклеветали).

0: Заговор Донос. Пустословие. Говорит с акцентом.

?: Наговорили на человека. Говорят, чтобы обвинить. Оскорбление.

 

 

Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен быть достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.

Феномены:

- уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;

- "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;

- анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).

Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.).

Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты

 

Субтест (Повторение цифр)

Иструкция для всех испытуемых:

        Прямой счет: "Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай. попробуем Внимание...".

       Обратный счет: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты. их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю "Один-два" (показать рукой на разные места стола), и ты скажешь "два-один" (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание!..»

       Общие правила.

1.Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 сек. (в ритме
стартового отсчета времени").

2. В период от окончания счета экспериментатором и до начала его
воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков. Команду к
воспроизведению подавать жестом.

3.  Один и тот же ряд дважды не повторять.

4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном
порядке.

5.  Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При
неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по величине
ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд из
1 серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2
серии при прямом счете - перейти к обратному, при обратном счете - прекратить.

6.  Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр
в максимальном ряду воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста
равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.

Задания и оценки

 Прямой счет

 

Первая серия          Вторая серии        Оценка

З-8-6                         6-1-2                           3

3-4-1-7                    6-1-5-8                       4

8-4-2-3-9                  5-2-1-8-6                    5

3-8-9-1-7-4               7-9-6-4-8-3                 6

5-1-7-4-2-3-8            9-8-5-2-1-6-3              7

1-6-4-5-9-7-6-3         2-9-7-6-3-1-5-4          8

5-3-8-7-1-2-4-6-9     4-2-6-9-1-7-8-3-5       9

 

Обратный счет
Первая серия           Вторая серия        Оценка

2-5                             6-3                              1

5-7-4                         2-5-9                          3

7-2-9-6                      8-4-9-3                       4

4-1-3-5-7                   9-7-8-5-2                    5

1-6-5-2-9-8               3-6-7-1-9-4                6

8-5-9-2-3-«               4-5-7-9-2-8-1             7

6-9-1-6-3-2-5-8         3-1-7-9-5-4-8-2          8

 

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:

- ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;

- просьба повторить ряд - встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;

- неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;

- замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;

- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;

- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.

Количественный анализ результатов:

- если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;

- если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;

- высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;

- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;

- сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

 












Субтест (Складывание фигур)

 

Начинать с задания N 1. Независимо от выполнения дать все 4 задания. Оценки: при полном сложении оценка зависит от времени исполнения, как эти показано в таблице ниже. При неполном сложении за все положенное время оценка зависит от количества правильно сложенных деталей.

N 1 - "Мальчик" – 3 балла в случае, если неправильно установлены ноги, левая

переставлена с правой, или ступни ног обращены кверху;

2 балла в случае, если ноги отсутствуют вообще или приставлены: вместо рук;

1 балл, когда сложена верхняя часть туловища.

N 2 - "Лошадь" - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов

фигуры.

N 3 - "Лицо"   При вопросе "Что это?', сказать: "А ты как думаешь?"

(фигуру не называть), или "Сложи, что будет". Если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, a сказать,- "А ты попробуй". Оценка: в 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенная в приложении N 2 знаками (х). При получении дробного числа округлять в большую сторону.

N 4 - "Автомобиль" - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух

элементов фигуры.

Общие правила:

1. Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме.

2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу ("Мальчик" и "Лошадь").

3. Фигуры 3 и 4 не называть.

4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз,
сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!)
перевернуть деталь.

Оценки и временные лимиты

 

Задание

Баллы

9 8 7 6 5 4
  1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина     1-15" 1-35" 1-25"     16-20" 36-45" 26-30"   1-10" 21-30" 46-70" 31-45"   11-15" 31-180" 71-180" 46-180"   16-20"         21-120"

Феномены при выполнении субтеста:

- пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;

 - перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сложения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;

- двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.

Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим материалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики".

11 субтест (Кодирование-шифровка)

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант "А" (фигуры).

Инструкция испытуемому: "Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: "Делай все подряд".

Время -120 сек.

Оценка: 1 балл за каждый правильно вписанный знак. Общая сумма равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами)

Дополнительные баллы +5 +4 +3 +2 +1
Время < 70 71-80 81-90 91-100 101-110

 

Примечание: 1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.

2. Если на первых 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию
не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку

не включать.

3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно
заполненных фигур.

Для детей 8 лет и старше независима от уровня развития: дается вариант "В" (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время - 120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков. Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:

- соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;

- темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.

Количественные характеристики:

- низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;

- оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;

- важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;

- повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;

- с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.

 





Субтест (Лабиринты)

 

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с демонстрации по образцу. Инструкция: "Вот видишь - мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии - это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенка нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу". Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линии. "Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать - не пересекай линии, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь, на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу - то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай, попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта "А"), рисуй быстрее". Включить секундомер. При неудаче продемонстрировать выход из лабиринта "А" и предложить лабиринт "Б". Прекратить при 2 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости: начать с лабиринта "С". Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты "А" и "В" (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени -возвратиться к лабиринтам "А" и "В". Прекратить при 2 неудачах подряд. Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени.

Общие правила:

1. Задание считается не выполненным, если а) количество ошибок превышает
допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения) или б)
превышен лимит времени (независимо от количества ошибок).

2. Ошибками считаются: а) каждый отрыв карандаша, за исключением
случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например,
пересечение линии), б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом
карандаша на противоположной стороне имеется промежуток. Исключением
являются обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист
бумаги); в) каждый заход в "тупик" лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии
 в одном направлении.

3. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание ("не
отрывай карандаш").

4. При пересечении линии замечание делается только один раз.

Оценки и временные лимиты

 

Задание

 

Время

Баллы

  0   1   2   3
  А В С 1 2 3 4 5     30" 30" 30" 30" 45" 60" 120" 120"   больше 2 больше 2 больше 2 больше 3 больше 3 больше 5 больше 6 больше 8   2 2 2 3 3 5-2 6-2 8-2   0 0 0 1 1 1 1 1     0 0 0 0 0

Примечание: в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующею задания.










Тест Векслера

( WISC , детский вариант)

Адаптированная и стандартизированная версия А. Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПСИХОЛОГА

Субтест  (Осведомленность)

Оценки 1 - 0

 

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд

       Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания N 4. Если одно из заданий N 4, N 5 или N 6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям NN 1,2,3. Если все три задания - NN 4, 5, 6 выполнены, то дать аванс за NN 1, 2, 3 и переходить к заданию N 7. Прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки: 1-0.

 

Задания и контрольные ответы

Сколько у тебя ушей?

1:Два Пара.

Как называется этот палец?

1: Указательный

Сколько ног у собаки?

1: Четыре

Дата: 2018-12-28, просмотров: 429.