Ножницы – медная сковородка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла.

  1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск.

  0: Блестят. Имеют ручки. Железные.

?: Из одного материала.

Гора – озеро.

 2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.

1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы

пейзажа. Имеют полезные вещества.

0: Имеют воду и землю. Всегда на месте. Поверхность земли.

?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.

Соль – вода.

2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.

1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукта (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.

0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.

?: Их используют.

Свобода – справедливость.

2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятии.

Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права

1: Лозунга борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любою народа. Без них человек не может счастливо жить.

0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.

?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. Человеческие потребности.

Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.

При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:

- какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретный;

- обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;

- избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;

- при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;

- испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;

- такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкости.

 

Субтест 5 (Словарный)

 

       Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания N 1, прекратить при 5 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 10. Если за задания N10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания N 1-9 (18 баллов) и перейти к заданию N 15. В противном случае вернуться к заданию N 9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания (по 2 балла) и перейти к заданию N 15. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки за задания N 1-5: 2-0, за задания N 6-40: 2-1-0.

       Оценку ответов рекомендуется проводить по следующим этапам:

 1 этап. Выяснить, возможно ли оценить ответ испытуемого как (+), т.е. слово-
задание ему знакомо, или как (-), т.е. слово-задание испытуемому не знакомо. Если из
ответа это не очевидно, испытуемому задается дополнительный вопрос, с тем, чтобы
можно было оценить ответ или как (-), или как (+).

    2 этап. Если ответ испытуемого оценивается, как (-), он получает 0 баллов. Если
ответ оценивается как (+), то за задания N 1-5 выводится по 2 балла, за задания N 6-40
но 2 или по 1 баллу. При этом в 2 балла оцениваются ответы, в которых либо дается
точное, развернутое определение ("припев" - часть песни, повторяющаяся после
каждого куплета"), либо дается близкий синоним ("Храбрый" - "смелый"). Ответы оцениваются в 1 (1 балл, если они содержит либо неполное, но правильное определение ("Припев - слова в песне, повторяемые несколько раз"), либо описание отдельных признаков ("Азартная игра - в которой трудно остановиться"), либо испытуемый покалывает понимание на примере ("Храбрый - который не побоялся броситься в холодную воду, чтобы спасти другого").

       Оценивая качество ответа, следует отличать изящество, которым можно пренебречь, от полноты ответа, от которой во многих случаях зависит уровень оценки.

Задания и контрольные ответы








ВЕЛОСИПЕД

2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, но без мотора (или  надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие части - не меньше двух).

0: У меня такой есть. Такой большой.

?: Трехколесный. Для детей.

НОЖ

2: Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие.

Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.).

0: У меня есть. Железный.

?: Острый.

ШАПКА

2: Головной убор. Носят на голове. Одевают на голову, чтоб не замерзнуть.

0: Фуражка.

?: Ее носят. Зимой носят.(?: "Как это "носят"?"),

ПИСЬМО

2: Написанный текст с сообщением, которое посылают. Сообщение кому-то.

Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посылают. Написать и

отправить.

0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт.

?: То, что пишут.

 

 

ЗОНТИК

2: Приспособление для зашиты от дождя или солнца. Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть. Раскрывают над головой.

0: Его носят. Раскрывают над головой.

?: Раскрывают.

ПОДУШКА

2: Постельная принадлежность. Мешок, набитый перьями (или пухом или сеном), который кладут под голову.

1. Его кладут под голову. Мешок, в нем перья (или пух, или сено). Состоит из

наволочки, внутри (или перья, или пух, или сено). Мягкое сиденье.

0: Мягкая. Спит мальчик. Белье.

?: Четырехугольный мешок. На котором спят. (?: "Как это спят?").

ГВОЗДЬ

2: Металлический (или железный) стержень (или палочка) заостренный на одном конце и со шляпкой. Металлический стержень (или палочка) для скрепления предметов. Строительный материал.

1: Предмет для скрепления чего-нибудь. Им прибивают деревянные веши. Его вбивают в стену (или доску, или др.). Палочка железная (или металлическая), ее вбивают. Из металла, его забивают. Его прибивают молотком. Забивают, чтобы повесить что-нибудь.

0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие труда.

?: Которым крепят. Строительный инструмент.

ОСЕЛ

2: Животное, родственное лошади, но меньше размером (или домашнее, или вьючное, или у которого длинные уши и он громко кричит, или на котором на юге (или в горах, или в Азии) перевозят вещи). Упрямый (или тупой) человек

1: На нем возят грузы (или людей) в горах (или на юге, или в Азии). Как лошадь, но меньше. Упрямое (или тупое) животное.

0: Животное в лесу бегает (или дикое, или с рогами).

?: Травоядное животное. Животное.

МЕХ

2: Шкура животного. Пушнина. Волосяной покров животного.

1: Волосы у лисы (или кошки, или др. жив.). Покров зайца (или собаки,

или др.). С зверька снимают, когда убьют. Из меха шьют шубу (или воротники,

или шапку, или др.). 0: Мягкий, пушистый предмет. У кошки (или зайца, или др.). Предмет для утепления. Теплый. Растет в лесу на пнях. (Мох! He исправляйте, а снова

повторите вопрос четко).

?: Покров животного. Добывают у животных. Для пошива меховых изделий.

АЛМАЗ                                         

2: Драгоценный камень. Самый прочный кристалл. Минерал очень прочный

(или драгоценный). Модификация чистого углерода. Инструмент для резки

стекла.

1: Камень очень твердый (или красивый, или дорогой, или в кольцах, или

в брошках, или для украшения). Рудный камень. Чем режут стекло.

0: Камень твердый (или красивый, или дорогой).

?: Полезное ископаемое. Кристалл. Минерал.

11. СОЕДИНИТЬ (не соединять!)

2: Составить из нескольких одно целое. Привести в соприкосновение.

Сложить вместе. Объединить. Слить воедино. Совместить. Установить

сообщение (или связь).

1: Делать что-то вместе (или целое). Соединить вместе две (или три или др.) вещи

(или руки, или др.). Сваривать. Связывать. Склеивать. Сбить друг с другом.

Скрепить Сплачивать.

0: Сблизить. Приблизить.

?: Приложить. Смешивать. Соединить предметы (или вагоны, или др.).

ЛЕЗВИЕ

2: Острый край (или часть) режущего (или рубящего) предмета (или орудия,

или ножа или др.). Режущий предмет для бритья. Стальная (или тонкая)

заточенная пластинка для бритья. Отточенная грань ножа (или сабли или др.).

1: То, чем режут у ножа (или др.). Острая часть ножа. Острый тонкий (или

металлический) предмет для бритья. Заостренный конец у бритвы. То, чем

бреются. Бритва.

0: Конец острого предмета. Острый конец ножа. Острый. Холодное оружие.

Тонкий металл. Инструмент.

?: Вещь для резания. Режущий предмет. Заточенная часть металлического

предмета. Острая часть предмета.

МЕЧ

2: Холодное оружие с обоюдоострым клинком (или древнее, или рубящее).

Древнее (или старинное) орудие с обоюдоострым клинком (или рубящее).

Оружие обоюдоострое (или рубящее).      ,

1: Оружие холодное (или древнее, или старинное; или рубящее, или обоюдоострое).

Из рукоятки и длинного лезвия, Чем сражались раньше (или рыцари). Как

длинный нож.

0: Битва на мечах. Колющее оружие. Защитное оружие. Тяжелый. Железный. Чем

защищаются. Круглый, чем защищаются.

?: Оружие, полоска металла. Как сабля. Оружие. Оружие борьбы. Сражаться.

Предмет, которым сражались. Чем сражаться.

НЕПРИЯТНОСТЬ

2: Факт (или сообщение, или случай) вызвавший плохое настроение (или огорчение,

или неудовлетворение, или расстройство).

1: Когда у человека наступает (или когда что-то делает человеку) плохое

настроение (или огорчение, или неудовольствие, или расстройство). Когда

у человека неудача. Плохое известие. Когда человека обидели.

0: Чувство ненависти (или презрения). Беда. Горе. Несчастье. Неприятное

что-то.

?: Когда человеку плохо (или не по себе). Что-то случилось плохое. Что-то

причинило боль. Плохое настроение. Неудовольствие. Расстройство. Огорчение.

Иногда такое ощущение у человека.

ХРАБРЫЙ

2: Смелый. Бесстрашный. Отважный. Мужественный. Человек без страха.

1: Человек, который не обращает внимания на опасности (или не боится

ничего, или трудностей, или опасности, или др.). Небоящийся. Решительный.

0: Сильный. Делает добро (или полезное). Его другие боятся. Которым руководит

рассудок. Который совершил подвиг.

?: Свойство (или черта) человека. Храбрый солдат, сражался. Когда большой

мальчишка бьет маленького, а он заступается.

 16.ЧЕПУХА

2: Не имеющее значения. Не существенное. Пустяковое. Пустяки. Ерунда.

Вздор. Чушь. Несуразица. Мелочь, на которую не стоит обращать внимания.

1: Что-нибудь легко сделать. Что-то непонятное. Не то говорит. Не имеющее

смысла. Бессмыслица. Нелепость. Набор бессмысленных слов.

Неправдоподобное. Неправда. Глупость.

0: Неправильно решил задачу. Бред.

?: Ненужное занятие. То, чего не может быть. Несовместимое.

ГЕРОЙ

2: Человек, совершивший подвиг (или выдающийся поступок). Главное

действующее лицо литературного произведения (или пьесы, или др.).

1: Кто сделал что-то полезное, чего не могут сделать другие. Кто победил

врагов. Кто совершил смелый (или храбрый) поступок.

0: Кто сделал хорошее дело (или может все сделать, или совершил геройский

поступок). Храбрый. Смелый. Сильный. У которого медали.

?: Отличился чем-то (или каким-то поступком).

АЗАРТНАЯ ИГРА

2: Игра, в которой выигрыш зависит от случал. Игра на деньги (или вещи,

или др.).

1: Игра увлекающая (или страстная, или задорная, или захватывающая или на

что-нибудь, или в которой трудно остановиться, или в которой чем больше

играешь, тем интереснее). Когда человек играет и все забывает (или не может

оторваться, или не контролирует свои поступки). Игра в карты.

0: Игра запрещенная (или веселая, или интересная, или быстрая). Пустое время

провождение. Когда балуются.

?: Нехорошая игра.

НИТРОГЛИЦЕРИН

2: Маслянистая, тяжелая, взрывчатая жидкость. Вещество (или химическое

вещество) взрывчатое (или которое может взрываться, или используется как

лекарство). Лекарственный (или медицинский) препарат (или средство).

1: Химическое (или органическое) вещество. Взрывчатка. Употребляют для взрывов.

Сердечное лекарство. Таблетки. Лекарство

0: Жидкость (или лекарство, или средство) для смягчения кожи.

?: Жидкость. Опасная жидкость.

МИКРОСКОП

2: Прибор с увеличительными стеклами для рассматривания (или увеличения)

невидимых простым глазом предметов, например, микробов (или клеток, или насекомых, или др.).

1: Прибор (или предмет), чтобы увидеть мелкие частицы (или для рассматривания

микробов, или клеток, или др.).

0: Дается полное определение с указанием в примере на звезды, картинки на стене,

на поверхность моря - "у подводной лодки".

ДОЛЛАР

2: Денежная единица в США (или Канаде, или Австралии). Деньги в Америке. Американская монета, состоит из 100 центов. Валюта.

1: Американский рубль. Американская монета. Деньги. Иностранные деньги.

0: Деньги в Англии. Рубль.

БАСНЯ

2: Литературное произведение (или стихотворение, или проза, или др.) с иносказательным (или аллегорическим) и нравоучительным смыслом (или иносказательное, или аллегорическое, или нравоучительное), где под видом животных (вещей, или др.) подразумеваются люди. Вымысел. Выдумка. Небылица.

1: Литературное произведение (или стихотворение, или др.) иносказательное (или аллегорическое или нравоучительное, или поучительное, или с моралью, или с наставлением, или где под видом животных высмеивают людей, или где высмеивают пороки людей, или где высмеивают недостатки людей).

0: В котором высмеиваются звери.

?: Стихотворение. Где под зверьми подразумеваются люди. Устное народное творчество.

КУПОЛ

2: Крыша в форме полушария (или сферической формы). Вершина чего-либо в виде полушария. Выпуклый верх здания.

1: Крыша в цирке (или у церкви). Верх у дерева. В соборах верхотура округлой формы.

0: Дом. Круглый. Шар.

?: Крыша куполообразная. У цирка (или церкви). Вышина. Полукруглый верх

чего-либо. Круглая крыша.

ШПИОНАЖ

2: Преступная деятельность (или действия противника) с целью выведывания (или собирания, или похищения) секретных сведений (или секретной информации, или секретов военных (или промышленных, или политических). Разведка противника.

1: Когда у другой стороны узнают тайны. Разведчики добывают сведения в другой стране для своей. Чтобы узнать тайны (или секреты). Слежка.

0: Предательство. Махинации. Нечестное.

?: Когда шпионят. Когда шпионы разведывают. Собирание каких-либо сведений по чьему-либо заданию. Разведка. Преступление. Проникновение в другую страну.

ПРИПЕВ

2: Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета.

1: Часть песни (или слова в песне), повторяемые несколько раз. У песни несколько раз повторяется. Короткая песня, которая идет за каждым куплетом. Повторение после каждого куплета.

0: В песне мотив (или дополнительный куплет, или куплет, который повторяется).

Когда припевают. Один поет, а другой припевает.

?: Часть песни. Отрывок из песни. В песне.   

Дата: 2018-12-28, просмотров: 438.