Социальное действие – это локализованный в историческом времени и социальном пространстве конкретный акт деятельности совокупного субъекта (группы, класса, …) по преобразованию наличных общественных отношений в иные соответственно его потребностям и целям.
В С.д. людей реализуется их совместная деятельность. Её отличают наличие единой цели, общая мотивация, сопряжение индивидуальных усилий, их координация, наличие для участников совместной деятельности единого конечного результата, и др. При общении в С.д. происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями.
Совокупность человеческих действий можно свести к 4 видам:
производственные действия (развёртываются в материальной сфере общества, это действия по обеспечению функционирования и развития экономики);
Общественно-политические действия (реализуются в сфере социальных и политических отношений; это институализированные действия государства, национальные конфликты и др.);
Коммуникативно-идеологические действия (осуществляются в духовной сфере жизни общества; это действия моральные, эстетические, религиозные, пропаганда, гласность и пр.);
Познавательные действия (проявляются во всех сферах социальной жизни, но прежде всего они – способ существования науки и социальная трансляция информации в системе образования).
Макс Вебер — основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. Философия соц. действия Вебера изложен в произведении «Основные социологические понятия».
Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей. Вебер соотносит социальное действие исключительно со сферой личностных переживаний. Социальное действие он истолковывает как коммуникативный процесс. Соответственно общество рассматривается им прежде всего как психологическое взаимодействие индивидов, как результат стабилизации процессов межличностного общения.
Вебер выделяет четыре основных мотива социальных действий:
1) целесообразный - в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально продуманной цели. Характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели;
2) ценностно-рациональный - основан на вере в безусловную ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Т.е. он нерационален с точки зрения цели, но рационален в выборе средств для ее достижения;
3) аффектный (эмоциональный) - т.е. обусловленный аффектным или эмоциональным состоянием индивида;
4) традиционный - основанный на длительной привычке индивида или на обычаях, традициях и образцах.
Целесообразно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. Аффектическое действие находится на границе и часто за пределом того, что осмыслено, ориентировано. Оно может быть не знающим препятствий реагированием на необычное раздражение. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффектического поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее (цель). Общее свойство ценностно-рациональной и аффективной ориентации в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом поведении. Чисто традиционное действие находится на границе и даже за пределом осмысленно ориентированного действия. Это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.