Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии.
Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного идеализма (по его собственному определению, «абсолютного идеализма»), обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. По словам Ф. Энгельса, Гегель «впервые весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности.
Основное понятие философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития –абсолютный дух. На этой ступени Абсолютная идея проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания. Высшими проявлениями Духа Гегель считал такиеФос,как искусство, религию, философию. Причем философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля, философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи».
Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и бытия. Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают («Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным»). Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
Значение творчества Гегеля определяется, прежде всего, тем, что он дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер, его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее.
Таким образом, между методом и системой Гегеля существует противоречие. Диалектический метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного знания. Ярким проявлением этого противоречия является, например, то, что природа рассматривается в учении Гегеля только как этап развития абсолютной идеи и не имеет независимого от нее существования. Изменения в природе сводятся лишь к механическому круговороту, и лишь изменения в духовной сфере могут привести к появлению нового.
24. Антропологический материализм Л. Фейербаха. "Сущность христианства" Фейербаха.
Антропологический материализм Фейербаха.
Основные его труды: «Сущность христианства», «Основы философии будущего».
В противовес объективно – идеалистическим построениям Фейербах дал материалистическое понимание бытия, подразумевая под ним наличность, существование, действительность, объективность. Философия Фейербаха была антропологической. Он ставил такие важные для каждого человека вопросы, как что такое жизнь, любовь, смерть, счастье, надежда. Исходный пункт и конечная цель поиска ответов – цельный, реальный человек.
Фейербах показал, что религиозные иллюзии – превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием условий для ее реализации. Разгадку веры, считал Фейербах, следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. В этой новой теологии человек и есть Бог. Тем самым проводилась идея о преодолении противопоставления мирского и потустороннего. В целом же Фейербах оставался на позициях идеалистического понимания истории.
Большое место в философском творчестве Л. Фейербаха занимает критика религии, в частности, христианства, и создание новой светской религии любви человека к человеку. Еще в 1830 г. философ, через два года после окончания Берлинского университета, написал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где отстаивал идею смертности души, выступая, таким образом, против религиозного представления о душе. В 1841г. он написал работу «Сущность христианства», в которой обосновал идею антропологической сущности религии и подверг критике богословскую сущность религии. Утверждая, что сущность человека выражается в его свойствах, он считал сущностью религии сущность человека, такие его сущностные силы как стремление к бессмертию, любви, счастью, надежду, веру и т.д. Л.Фейербах утверждал, что религия представляет собой отчуждение сущности человека: «…Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования…».
25. Философские идеи К. Маркса. "Предисловие. К критике политической экономии".
Философия Карла Маркса базировалась на политэкономических исследованиях, социальных и культурных проблемах, которые вылились в такое философское течение, как научный коммунизм, а также на этической проблематике.
Философия Карла Маркса носит материалистический характер. Не обошлось без дополнений, поэтому философию, которую основал Карл Маркс в течении материализма, принято считать материалистическо-диалектического. Кроме того, Карл Маркс ввел ряд нововведений: исторический материализм – никто до него не изучал прогрессию материалистической культуры (проявляется она в смене формаций) – но рассматривается он только, как часть диалектического материализма, а не отдельно функционирующие философские взгляды.
Суть философии Маркса заключалась социальной стратификации общества. Согласно его учению, люди, вступающие в общение, образуют определенные классы, или группы, по интересам – производственные отношения. производственные отношения могут выявляться как между служащими из одного ранга, так и в критерии подчиненный-начальник. В этом плане характеристикой подчиненного или рабочего выступает его труд. Карл Маркс ввел понятие отчуждение труда, что означает – результат работы человека не достается ему, он разъединён с продуктом своего труда, а значит отчужден от труда.
В «Предисловии к «Критике политической экономии» Маркс указывает, правовые отношения и формы государства не могут быть поняты ни сами по себе, ни из общего развития человеческого духа, а обусловлены жизненными материальными отношениями, и корни гражданского общества следует искать в политэкономии. В процессе жизни люди встречаются, между ними возникают производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил. Совокупность этих отношений и составляет экономическую структуру общества -базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Иногда производственные силы приходят в противоречие с производственными отношениями => социальная революция => новые отношения. Ни одна общественно-политическая формация не погибает до тех пор, пока дает простор производственным силам.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 718.