Античный атомизм. Демокрит, Эпикур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допускалось существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц - весьма малых, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Основатель Атомизма – Левкип - все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжатель Атомизма - Демокрит.

Исходное положение атомистической системы – существования атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Одной из главных предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. По Демокриту философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину.

Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности существуют.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

Эпикур. Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии, если будет определено место, которое человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания.

Все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправильной оценки того, что мы ощущаем. На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий истинности, оно есть критика и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются.

Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы.

 

 

Философские взгляды Платона и неоплатнонников.

Основные работы Платона (427-347 г. до н.э.) были в виде диалогов. Платон был учеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Идеалистическая этика Сократа легла в основу учения Платона. Кроме того Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подлинной сущностью. По его мнению сущностью мира являются идеи, они бестелесны, неизменны, недоступны чувствам, постичь их можно только разумом.

Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Платон не дал четкого ответа на вопрос какие существуют взаимоотношения между идеалами и чувственными вещами.

Идея блага

Платон представлял себе мир в виде пирамиды. Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение чувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2 мирами.

Проблема души и тела

Знание является основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу и смертное тело. Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть - разум, может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей.

Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру).

Этика Платона

Всех людей Платон делит на три типа, в зависимости от того, какая часть души преобладает:

1) Разумная часть - эти люди стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы)

2) Аффективная часть - человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам

3) Вожделеющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру.

 

 

13. Учение Аристотеля о бытии, познании и нравственности. "Метафизика" Аристотеля.

Аристотель был первым критиком теорий Платона. Аристотель доказывает, что идеи – лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Для существования мира необходимы два первоначала, материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало – это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи.

Первейшая проблема в метафизике («то, что после физики») – это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы). Физика изучает материальное, философия – одновременно и материальное, и идеальное.

Рассматривал проблему бытия через 10 категорий первая говорит о том, что такое бытие, а остальные о его сущности: Сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

По Аристотелю бытие- сущность, обладающая свойствами перечисленными ранее. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность.

В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения к истине, рассматривал чувственное и рациональное познание. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному.

Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным. Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей является привилегией разума.

Разум у Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от ощущений, как часть разумной души, присущей человеку и Богу.

Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 507.