Сущность, структура и исторические типы мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность, структура и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные знания, они состоят из: повседневных, или жизненно-практических; профессиональных; научных.

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение).

В-третьих, формы и нормы поведения.

В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни:  

1) мироощущение – фиксируются лишь внешние проявления бытия;

2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом;

3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Предметное поле философии, её основной вопрос.

Философия - это наука о наиболее общих законах и закономерностях развития природы, общества, человека и мышления.

Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Основной вопрос философии - это вопрос об отношении мышления к бытью, материи к созданию.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ.

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности.

 

 

Идея блага

Платон представлял себе мир в виде пирамиды. Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение чувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2 мирами.

Проблема души и тела

Знание является основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу и смертное тело. Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть - разум, может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей.

Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру).

Этика Платона

Всех людей Платон делит на три типа, в зависимости от того, какая часть души преобладает:

1) Разумная часть - эти люди стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы)

2) Аффективная часть - человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам

3) Вожделеющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру.

 

 

13. Учение Аристотеля о бытии, познании и нравственности. "Метафизика" Аристотеля.

Аристотель был первым критиком теорий Платона. Аристотель доказывает, что идеи – лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Для существования мира необходимы два первоначала, материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало – это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи.

Первейшая проблема в метафизике («то, что после физики») – это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы). Физика изучает материальное, философия – одновременно и материальное, и идеальное.

Рассматривал проблему бытия через 10 категорий первая говорит о том, что такое бытие, а остальные о его сущности: Сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

По Аристотелю бытие- сущность, обладающая свойствами перечисленными ранее. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность.

В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения к истине, рассматривал чувственное и рациональное познание. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному.

Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным. Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей является привилегией разума.

Разум у Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от ощущений, как часть разумной души, присущей человеку и Богу.

Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания.

 

 

Основные законы диалектики.

Закон борьбы и единства противоположностей: источником развития является борьба образующих единое целое и взаимодействующих противоположностей; борьба противоположностей ведет к противоречиям между ними; крайним обострением противоречия является конфликт. Выявляет внутренний и внешний источники движения и развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос "Что является источником развития?". Процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияния. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы развития. Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия.

Закон перехода количественных изменений в качественные:  интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь, превышая границу меры, путем скачка вызывают качественные изменения в объекте, создавая условия для новых количественных изменений. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос "Как оно (развитие) происходит?". Диалектика характеризует каждый предмет с точки зрения его свойств и в этих целях применяет понятие качества и количества.

Закон отрицания отрицания

 Такой закон, опираясь на два другие закона выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос "Куда направлено развитие?". Особую познавательную роль в данном случае играет понятие "отрицание", под которым в диалектике понимается:

а) Отрицание как простое уничтожение предмета под воздействием внешних факторов, конец развития.

б) Отрицание как внутренний момент развития, в результате чего происходит преодоления старого новым, сохранения в старом всего самого положительного и жизнеспособного, что существовало в прошлом и что сохраняется для бедующего.

 

Сущность, структура и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные знания, они состоят из: повседневных, или жизненно-практических; профессиональных; научных.

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение).

В-третьих, формы и нормы поведения.

В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни:  

1) мироощущение – фиксируются лишь внешние проявления бытия;

2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом;

3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 694.