Развитие философской и общественно - политической мысли в Дагестане
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История дагестанской философии, подчиняясь общим закономерностям развития философской мысли, имеет и свои особенности, вытекающие из своеобразия социально-экономического и политического развития страны. Экономическая и культурная отсталость, явившаяся следствием непрерывных нашествий иноземных захватчиков, консервация патриархально-феодальных отношений и господство религиозной идеологии задержали развитие материалистической мысли и опытного естествознания в Дагестане.
Особенности развития философской мысли Дагестана в XIX в. состоят в том, что она, во-первых, не успела здесь еще оформиться в самостоятельную науку, и, во-вторых, в том, что она была тесно связана с естествознанием (преимущественно с астрономией) и особенно с поэзией. Многие философы одновременно были и естественниками, и социологами, поэтами и даже богословами. Из мыслителей Дагестана только Гасан Гузунов сумел в целом правильно определить предмет философии и взаимоотношение ее и специальных наук.

Следует подчеркнуть, что в условиях Дагестана, где не было типографий (первая типография появилась здесь в начале XX в.), где не все народы имели свою письменность, чисто философская мысль не могла получить особого развития и распространения. В этих условиях народные массы воплощали свои мечты и стремления, свое отношение к мирозданию и социальной действительности в устном творчестве, а передовые люди — преимущественно в поэзии. Этим объясняется богатство фольклора и поэтического наследия горцев, а также их социальная заостренность. Поэзия как форма мышления специфична для народов Востока, она близка и понятна отсталым трудовым массам, действенна. Поэзия становилась не только достоянием, но и формой выражения мыслей народа. Только этим можно объяснить тот большой и яркий след, который оставила поэзия в сознании народных масс. Имена и наследие многих классиков дагестанской поэзии стали известными благодаря простым горцам, которые передавали их стихи от поколения к поколению.

История философии дореволюционного Дагестана, в том. числе и история XIX в., — это история борьбы прогрессивной философии, содержащей значительные материалистические тенденции, с реакционными религиозно-идеалистическими учениями.

В условиях Дагестана реакционная философская мысль была целиком подчинена обоснованию религиозной идеологии и ее источников — Корана, шариата и тариката.
Религиозно-идеалистическая философия Дагестана не отличалась самостоятельностью и оригинальностью. Свой идейный багаж она черпала не только из Корана и шариата, но и из произведений авторитетов мусульманского богословия.

Представители философии феодально-клерикальных кругов Дагестана в XIX в. выступали против науки и прогрессивной общественной мысли, пропагандировали агностицизм, бессмертие души, веру в загробную жизнь и т. д.

 

32. Постклассическая философия в XIX веке. Позитивизм и "философия жизни".

 

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» был введен одним из его основателей, французским социологом и философом О. Контом.

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии:

1.    первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.;

2.    вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.;

3.    третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

 

 

33. Эволюция неопозитивистской философии в XX веке.

Неопозитивизм, или логический позитивизм, возникший в 20-х гг. XX в. Среди представителей этого направления – английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной «метафизикой». Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании – это выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, «научной» философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия – не теория, дающая общую картину мира, это особая «деятельность» по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики заключается в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна, работа которого называется "Логико-философский трактат" это сфера мистического, область «вопрошания», в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству. Особенно энергично вел себя в этой связи Бертран Рассел. Для него теория познания явилась прежде всего соединением принципа эмпиризма, с его опорой на чувственные данные, с логикой. Рассел считал логику сущностью любых рациональных суждений. Он стремился обосновать как математику, так и философию сугубо логическими принципами. Философия в таком случае выступает логическим анализом тех положений, которые исследователь получает из опыта. Философия как логический анализ дает формальное знание, в отличие от фактуальных или эмпирических наук она не может дать новую информацию о мире. Философия избавляется от неточных в логическом отношении терминов и утверждений. Впоследствии возобладала тенденция, когда неопозитивисты, не отказываясь от логического анализа фактуальных утверждений, вместе с тем стали придавать им не столь формально-рационалистический характер, как ранний Рассел. Для Рассела логический анализ — это совокупность операций, проводимых на базе математической логики.

 

 

34. Экзистенциальная философия в XX веке. "Экзистенциализм - это гуманизм" Ж.П.Сартра.

Экзистенциализм (от позднелат. Ехistentia – существование) – одно из влиятельных направлений западной философии XX в., для которого характерна антропологическая ориентация; в центре его внимания – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы, ответственности. Наиболее известные представители экзистенциализма: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Бубер и др. Начало формирования – 20-30-е гг.; во время и после Второй мировой войны. Экзистенциализм оказал значительное воздействие на умонастроение западной интеллигенции, в особенности гуманитарной; его идеи проникли в литературу и искусство.

Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

¾ Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.

¾ Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.

¾ Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.

¾ Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.

¾ Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).

¾ Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.

¾ Человек способен к преобразованию мира.

Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французс­кого философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное вы­ражение смысла и назначения целого направления современной филосо­фии. Ж.П. Сартр был единственным философом, четко выражавшим свою принадлежность к экзистенциализму. Его жизнь протекала под знаком безысходности, он застал период оккупации фашистскими войсками родной ему Франции, был активным участником Движения Сопротивления, четким и последовательным приверженцем левых взглядов. Идеи Сартра четко вписываются в концепцию «классического экзистенциализма», если можно так выразиться. Экзистенциализм строится на принципиально новом понятии такой категории, как бытие. Бытие, согласно экзистенциалистам, есть нечто непосредственное. Его суть в отсутствии различия между субъектом объектом.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 1159.