Конституционные характеристики РФ раскрывают публично-правовой образ России. С их помощью государство позиционирует себя внутри страны и на международной арене. Конституционные характеристики можно считать стандартами и ориентирами, которым общество и государство должны стремиться в их развитии (ст 1,7,14).
Характеристики:
1.Федеративное государство- сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц (субъектов), органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных публичных учреждений.
Принципы:
-равноправие субъектов
-государственная целостность РФ
-единство системы государственной власти
-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
-равноправие и самоопределение народов.
2. Республиканская форма правления. Выборность главы государства и сменяемость.
3. Демократическое государство- это государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, а также общепризнанным правам и свободам человека.
Признаки:
-реальная представительная демократия (осуществление власти народом через выборные органы, решения публично-властные принимаются большинством с учётом мнения меньшинства)
-обеспечение прав и свобод человека. Только в условиях демократического режима права и свободы личности становятся реальными. Режим законности исключает произвол силовых структур.
4. Правовое государство.
Признаки:
-верховенство права и закона (верховенство правового закона)
-приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина
-взаимная ответственность государства и личности
-принцип разделения властей
5. Социальное государство- это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи.
Свободное развитие- основанное на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе (получить образование, достойный заработок, возможность содержать семью и т.д).
Таким образом цели социального государства:
-обеспечить тех, кто сам себя обеспечить не может
-дать возможность трудоспособным лицам обеспечить себя самостоятельно.
6. Светское государство- это такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Такое государство не дает никакой религии ранга государственной, т.е официально поддерживаемой государством и оказывающей влияние на осуществление его политики. Государство дает гражданам свободу выбора вероисповедания или отказа от него.
Государство:
-не вмешивается в определении гражданина своего отношения к религии
-не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или органов местного самоуправления
-не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству
-обеспечивает светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Религиозные объединения:
-не выполняют функции органов государственной власти и органов местного самоуправления
-не участвуют в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления
-не участвуют в деятельности политических партий
Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Государство должно одинаково относиться ко всем конфессиям законно действующим на его территории.
19.Народовластие (суверенитет народа) как основа конституционного строя РФ
Ст. 3 Конституции РФ гласит:
1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Народ здесь понимается как единый неделимый субъект — источник права. Воля народа, выраженная в соответствующих юридических формах, является единственным и подлинным базисом государства, от нее исходят критерии на устройство государства и формы государственной власти.
Осуществление власти народа реализуется в двух формах — непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Под референдумом как формой народовластия подразумевают утверждение (или не-утверждение) путем тайного голосования граждан России властных решений, документов, согласие (или несогласие) с тем или иным действием парламента, главы государства или правительства. Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, а также ряда других обстоятельств. Юридическая форма референдума — это одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления и народовластия.
Другая форма народовластия — это свободные выборы или участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления также путем тайного голосования.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, которое обеспечивает выявление подлинной воли народа. Опосредованное народовластие осуществляется через органы государственной власти и органы самоуправления.
Конституция РФ устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.