Конституция современного демократического государства должна обладать одним важным свойством: она должна быть актом прямого действия.
Практическое значение прямого действия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Таким образом, прямое действие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.
В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В то же время прямое действие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п.
Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:
1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».
2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.
Обеспечение прямого действия Конституции - одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации.
Проф. А.Б. Венгеров называет формы, в которых органы государства, в том числе и органы правосудия, могут применять непосредственно Конституцию:
а) обособленно от других нормативных актов, со ссылкой на статьи Конституции;
б) совместно с другими нормами иных нормативных актов;
в) для мотивировки своих решений, приговоров, когда им надо придать важное социальное звучание, объяснить цель своих конкретных актов правоприменения.
Толкование Конституции РФ
Конституция РФ 1993, в отличие от предшествующих конституций ввела институт толкования. В ч5 ст 125 речь идет об официальном толковании, имеющим юридическую силу и обязательно для всех субъектов правоприменение.
Толкование- это познавательная деятельность осуществляемая с целью уяснения и разъяснения содержания нормы права изложенной в тексте нормативного правового акта.
Таким образом цель толкования- юридически точно определить как понимать ту или иную норму конституции.
Виды:
1) По субъектам
-Официальное (только конституционный суд РФ).
Субъекты запроса о толковании Конституции: Президент, Совет федерации, Гос.дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ.
-Неофициальное (любые субъекты)
2) По объему
-буквальное- толкование, в котором словесное, текстуальное выражение и ее действительный смысл совпадают
-расширительный- толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного шире, чем ее текстуальное, словесное выражение (ч1 ст 20)
-ограничительное- толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного уже, чем ее текстуальное, словесное выражение (ч1 ст 32)
Ст 106 ФКЗ О Конституционном суде РФ: толкование Конституции РФ данное Конституционному суду РФ является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан, их объединений. По результатам рассмотрения дела о толковании Конституционный суд выносит постановление.
Способы толкования:
1) Логический (анализируются правовые понятия, которые они отражают). При этом используются правила формальной и диалектической логики для уяснения смысла и содержания правовой нормы.
2) Грамматический (применяя правовые нормы, важно установить действительный смысл юрид.терминов, непосредственно заложеный самим законодателем)
3) Систематический (для уяснения смысла правового предписания). Способствует с одной стороны выявлению юрид.коллизий, а с другой применению аналогии закона, если это необходимо.
4) Исторический. Предполагает анализ юрид.норм путем изучения конкретных исторический условий, социальных потребностей создания нормативного правового акта и установления социально-политических целей, которые преследовал законодатель.
5) Телеологический (признание правового государства).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.