Понятие и предмет правового регулирования конституционного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и предмет правового регулирования конституционного права

Конституционное право- ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения по поводу основ конституционного строя, основ правового статуса личности, федеративного устройства, организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Взгляды учёных на предмет КП достаточно сильно различаются, нет единства мнений:

1) Козлов, Кутафин. Предмет КП составляют базовые системно образующие общественные отношения складывающиеся по поводу:

А) основ конституционного строя (отношения определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества)

Б) основ правового статуса личности (отношения определяющие принципы взаимосвязи государства и человека, такие как гражданство, права, свободы, обязанности и т.д)

В) федеративного устройства государства

Г) организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (основные принципы деятельности органов государственной власти, их система в целом и компетенция).

2) Баглай. Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

А) отношения между человеком и государством (правовой статус личности)

Б) властеотношения (устройство государства и государственной власти)

-политические отношения

- народовластие

Методы правового регулирования конституционного права и их специфика

Метод- это совокупность приёмов и способов с помощью которых регулируются общественные отношения.

Традиционно для всех отраслей права выделяют два метода:

1) Императивный- метод категорических предписаний

2) Диспозитивный- возможность выбора (координация)

В КП используется сочетание императивного и диспозитивного методов, но преобладает императивный.

Источники конституционного права как отрасли права

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Федеральный уровень:

1. Конституция РФ

2. Закон о поправке к Конституции РФ (носит служебный характер

3. ФКЗ

4. ФЗ

Отличия ФКЗ от ФЗ:

1.По юридической силе

2.По порядку принятия (ФЗ принимается простым большинством голосов, ФКЗ квалифицированным большинством голосов)

3. По возможности наложения вето Президентом. Вето только на ФЗ.

4.По предмету регулирования

5. Декларация- это документ, который содержит нормы принципы (декларация о гос.суверенитете РСФСП 12.06.1990)

6. Указы Президента РФ (о порядке предоставления политического убежища)

7.Акты палат ФС (регламент гос.думы и совета федерации)

8.Постановления Правительства- подзаконный акт

9.Акты конституционного суда РФ (постановления, определения)

10.Внутригосударственные договоры соглашения (Федеративный договор 1992, Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ)

11. Правовые акты СССР и РСФСР, принятые до Конституции 1993, если они не отменены

12.Акты принятые в рамках СНГ и союза России и Белорусии

И общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (скорее всего они находятся после Конституции РФ)

         Уровень субъектов:

1. Конституции республик, уставы иных субъектов РФ

2. Законы субъектов РФ

3. Акты высшего должностного лица субъекта РФ

4. Акты высшего исполнительного органа гос.власти субъекта

    Муниципальный уровень:

1. Устав муниципального образования

2. Акты главы муниципального образования

3. Акты представительного органа муниципального образования

 

Толкование Конституции РФ

Конституция РФ 1993, в отличие от предшествующих конституций ввела институт толкования. В ч5 ст 125 речь идет об официальном толковании, имеющим юридическую силу и обязательно для всех субъектов правоприменение.

Толкование- это познавательная деятельность осуществляемая с целью уяснения и разъяснения содержания нормы права изложенной в тексте нормативного правового акта.

Таким образом цель толкования- юридически точно определить как понимать ту или иную норму конституции.

Виды:

1) По субъектам

-Официальное (только конституционный суд РФ).

Субъекты запроса о толковании Конституции: Президент, Совет федерации, Гос.дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ.

-Неофициальное (любые субъекты)

2) По объему

-буквальное- толкование, в котором словесное, текстуальное выражение и ее действительный смысл совпадают

-расширительный- толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного шире, чем ее текстуальное, словесное выражение (ч1 ст 20)

-ограничительное- толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного уже, чем ее текстуальное, словесное выражение (ч1 ст 32)

Ст 106 ФКЗ О Конституционном суде РФ: толкование Конституции РФ данное Конституционному суду РФ является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан, их объединений. По результатам рассмотрения дела о толковании Конституционный суд выносит постановление.

Способы толкования:

1) Логический (анализируются правовые понятия, которые они отражают). При этом используются правила формальной и диалектической логики для уяснения смысла и содержания правовой нормы.

2) Грамматический (применяя правовые нормы, важно установить действительный смысл юрид.терминов, непосредственно заложеный самим законодателем)

3) Систематический (для уяснения смысла правового предписания). Способствует с одной стороны выявлению юрид.коллизий, а с другой применению аналогии закона, если это необходимо.

4) Исторический. Предполагает анализ юрид.норм путем изучения конкретных исторический условий, социальных потребностей создания нормативного правового акта и установления социально-политических целей, которые преследовал законодатель.

5) Телеологический (признание правового государства).

РФ как правовое государство

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Признаки:

-верховенство права и закона (верховенство правового закона). Принцип верховенства закона означает, что все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона.

-приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина означает, что за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответствен ности, невзирая при этом на личность правонарушителя.

-принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает раздельное функционирование трех независимых властей - законодательной, исполнительной и судебной, а также их взаимный контроль.

РФ как светское государство

Светское государство- это такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Такое государство не дает никакой религии ранга государственной, т.е официально поддерживаемой государством и оказывающей влияние на осуществление его политики. Государство дает гражданам свободу выбора вероисповедания или отказа от него.

Государство:

-не вмешивается в определении гражданина своего отношения к религии

-не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или органов местного самоуправления

-не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству

-обеспечивает светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Религиозные объединения:

-не выполняют функции органов государственной власти и органов местного самоуправления

-не участвуют в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления

-не участвуют в деятельности политических партий

 Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Государство должно одинаково относиться ко всем конфессиям законно действующим на его территории.

Взаимодействие Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

С Федеральным Собранием.

а) ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию в этих посланиях говорится о внутренней и внешней политики.

б) Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы.

в) Президент РФ вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации (в том числе в закрытых заседаниях и выступать на них).

г) Президент РФ подписывает и обнародует законы о поправки к Конституции РФ, ФКЗ, и ФЗ.

д) Президент РФ имеет право вето, только в отношении Федерального Закона- может не подписывать и отправляет в ГД.

е) Президент РФ назначает выборы в ГД.

ё) Совет Федерации назначает выборы Президента РФ.

ж) Президент может распустить ГД

Основания для роспуска ГД зафиксировано в ч.4 ст.111, ч.3 ст.117, ч.4 ст.117.

ч.4 ст.111 После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы.

ч.3 ст.117 ГД может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. После выражения ГД недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением ГД.

ч.4 ст.117 Председатель Правительства РФ может поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске ГД и назначении новых выборов.

В ст.109 К РФ описаны случаи когда ГД не может быть распущена.

Взаимодействие с Правительством РФ.

1) ст.116 К РФ Перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия.

2) Президент РФ может председательствовать на заседаниях Правительства РФ ст.83 К РФ.

3) ч.3ст115 К РФ Президент РФ может отменить постановление Правительства РЫ в случаи их противоречия К РФ, ФЗ и Указах Президента РФ.

4) Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку – единоличное полномочие (основания для отставания нет).

5) Президент РФ может давать поручения Правительству РФ.

6) Проекты Указов Президента затрагивающие вопросы Правительства направляются им в Правительство РФ и подлежат рассмотрению в 5 дневный срок.

7) С согласия ГД Президент РФ назначает председателя Правительства РФ.

Общая характеристика Федерального Собрания РФ.

Конституционный статус Федерального Собрания РФ закреплен в главе 5 Конституции РФ.

Согласно ст. 94 КРФ, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом РФ.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации.

Как законодательный орган ФС определяется в том, что оно обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и ни один закон РФ не может быть одобрен, если он не рассмотрен и не одобрен СФ.

Функции ФС:

-законодательная

-представительная

-контрольная (осуществляет контроль за исполнительной властью, федеральным бюджетом).

Согласно ст. 95 КРФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Гос. Думы.

СФ состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Он призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Его решения адресуются государству в целом.

ГД представляет все население РФ.

Внутренняя структура палат Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации ФС РФ

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ

Председатель Совета Федерации:

- представляет на рассмотрение членов палаты проект повестки дня ее заседания;

- ведет заседание палаты;

- подписывает постановления СФ;

- созывает, в т.ч. по предложению компетентных лиц, группы членов СФ численностью не менее 1/5 от общего числа его членов, внеочередное заседание палаты;

- ведает внутренним распорядком деятельности палаты;

- направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты Совета Федерации законы, принятые

ГД, а также законопроекты, которые предполагается внести ГД;

- направляет Президенту РФ для подписания и обнародования ФКЗ и ФЗ, принятые ГД после их одобрения СФ;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- представляет палату во взаимоотношениях с государственными и общественными субъектами.

Для подготовки и организации работы Совета Федерации образуется Совет палаты, в состав которого входят Председатель СФ, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Для предварительной подготовки вопросов создаются формируемые по профессиональному

критерию комитеты и комиссии. Политических объединений по типу фракций в ГД в СФ не создается.

Совет Федерации образует комитеты:

• по конституционному законодательству;

• по правовым и судебным вопросам;

• по делам Федерации и региональной политике;

• по вопросам местного самоуправления;

• по обороне и безопасности;

• по бюджету;

• по финансовым рынкам и денежному обращению;

• по взаимодействию со Счетной платой РФ;

• по международным делам;

• по делам Содружества Независимых Государств;

• по Регламенту и организации парламентской деятельности;

• по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

• по социальной политике;

• по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

• по делам молодежи и спорту;

• по экономической политике, предпринимательству и собственности;

• по промышленной политике;

• по природным ресурсам и охране окружающей среды;

• по аграрно-продовольственной политике;

• по делам Севера и малочисленных народов.

Созданы также постоянные комиссии по информационной политике и по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, имеющие равные права с комитетами.

Государственная Дума РФ.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, заместителей Председателя. (Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней).

Председатель Государственной Думы:

       ведет заседания палаты;

       ведает ее внутренним распорядком;

       организует работу Совета ГД;

       осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата ГД;

       назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата ГД с согласия Совета ГД;

       представляет палату во взаимоотношениях с другими гос органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

       участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

       издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены ГД, и др.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты

создается Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, его заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп (не более двух). В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса председатели комитетов и комиссий.

На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

       формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на очередную сессию;

       принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД;

       формирует проект календаря рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц с указанием тематических блоков;

       формирует проект порядка работы очередного заседания ГД;

       созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

       назначает соответствующий комитет ГД ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГД;

       принимает решение о проведении парламентских слушаний.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД, ее депутаты образуют депутатские объединения.

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного

объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией.

Фракции, имеющие численность более 100 депутатов, вправе образовать внутрифракционные группы в составе не менее 50 депутатов.

ГД образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии ГД.

Комитеты:

- осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД;

- осуществляют подготовку проектов постановлений ГД и проектов иных документов;

- осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений;

- рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

- в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ,

выполняют иные функции.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

• по конституционному законодательству и государственному строительству;

• по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

• по труду и социальной политике;

• по бюджету и налогам;

• по кредитным организациям и финансовым рынкам;

• по экономической политике, предпринимательству и туризму;

• по собственности;

• по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

• по энергетике, транспорту и связи;

• по обороне;

• по безопасности;

• по международным делам;

• по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

• по делам Федерации и региональной политике;

• по вопросам местного самоуправления;

• по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

• по информационной политике;

• по охране здоровья;

• по образованию и науке;

• по делам женщин, семьи и детей;

• по аграрным вопросам;

• по природным ресурсам и природопользованию;

• по экологии;

• по культуре;

• по делам общественных объединений и религиозных организаций;

• по делам национальностей;

• по физической культуре, спорту и делам молодежи;

• по проблемам Севера и Дальнего Востока;

• по делам ветеранов.

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое,

материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности ГД осуществляет Аппарат ГД.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий ГД, фракций в ГД. Контроль над деятельностью Аппарата ГД осуществляется Комитетом ГД по Регламенту и организации работы ГД.

Компетенция СФ ФС РФ.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы.

1.       Утверждение изменения границ между субъектами РФ. (рассматривается СФ по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ).

2.       Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении ЧП. (Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается СФ в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов для ЧП, решение принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется постановлением, в случае не утверждения СФ указа Президента РФ действие указа прекращается с момента его обнародования со следующего дня или через 72 часа.)

3.       Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

4.       Назначение выборов Президента РФ. (Основанием для рассмотрения СФ вопроса о назначении выборов Президента РФ может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, досрочные выборы в случае отставки Президента РФ назначаются СФ в двух-недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Решение о назначении выборов Президента РФ принимается большинством голосов и подлежит опубликованию не позднее чем через пять дней.)

5.       Отрешение Президента РФ от должности. (СФ вправе отрешить Президента РФ от должности только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.)

6.       Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. (Кандидатуры для назначения на эти должности представляет Президент РФ. СФ рассматривает вопросы о назначении на должность судей в срок не позднее 14 дней с момента получения представления. Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов СФ. Если кандидатуры, представленные для назначения на должности судей, при голосовании не наберут требуемого количества голосов, то они отклоняются).

7.       Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей. (Кандидатуру для назначения на должность Ген прокурора РФ представляет СФ Президент РФ. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность Ген прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующим за днем получения представления Президента РФ. Кандидатура предварительно обсуждается в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по представленной кандидатуре. Генеральныйпрокурор РФ считается назначенным на должность, если при тайном голосовании за представленную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом РФ, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент РФ в течение 30 дней представляет новую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ.)

8.       Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. (Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность СФ по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее 1/5 от общего числа членов СФ. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение СФ ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

9.       Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ. ( СФ назначает на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ. Кандидатуры для назначения на эти должности предлагают СФ законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Назначение производится тайным голосованием. Назначение на должность членов Центральной избирательной комиссии оформляется постановлением СФ).

10.     Обращение в Конституционный Суд РФ. (В соответствии со ст. 125 Конституции РФ СФ может обратиться в КС РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других правовых актов. Не может быть направлено в Конституционный Суд РФ обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом ранее было вынесено по- становление, сохраняющее свою силу).

11.     Выступает субъектом запроса о толковании Конституции РФ.

Компетенция ГД ФС РФ.

1.       Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. (ГД рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов).

2.       Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3.       Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД.

4.       Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

5.       Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

6.       Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ. ( Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, СФ, депутатами и депутатскими объединениями ГД)

7.       Объявление амнистии (Постановления об объявлении амнистии принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Они подлежат официальному опубликованию в течение 3 дней)

8.       Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

9.       Выступает субъектом запроса в КС РФ.

10.     Ряд полномочий в законодательном процессе.

11.     Может выражать недоверие Правительству РФ.

12.     Выступает субъектом запроса о толковании Конституции РФ.

13.     Назначение 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.

Статус депутата ГД ФС РФ.

Депутаты Думы избираются населением и представляют в палате весь народ в целом.                                            Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ « О статусе члена СФ, статусе депутата ГД».

К социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

a)       ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты

b)       ежегодный оплачиваемый отпуск;

c)       зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж государственной гражданской службы;

d)       медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата Государственной Думы и членов их семей;

e)       пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

f)        обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу и на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

g)       жилищно-бытовое обеспечение депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве.

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.

Полномочия депутата могут прекращаться досрочно в случаях:

1)       его письменного заявления о сложении полномочий;

2)       его избрания депутатом парламента субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа публичной власти, а равно его назначения на иную государственную или муниципальную должность РФ;

3)       его поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4)       утраты им гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5)       вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6)       вступления в законную силу решения суда об ограничении его в дееспособности либо о признании его недееспособным;

7)       признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8)       его смерти.

9)       роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются:

a)       участие в заседаниях, Государственной Думы в порядке, установленном регламентом палаты Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

b)       участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации

c)       участие в выполнении поручении Государственной Думы и ее органов;

d)       участие в парламентских слушаниях;

e)       внесение парламентского запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

f)        обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан

g)       работа с избирателями (депутаты поддерживают связь с избирателями, рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления, жалобы, и вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и общественные объединения)

h)       Участие в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп в ГД.

Права и обязанности депутата ГД:

1.       Депутаты ГД обязаны соблюдать этические нормы;

2.       Депутаты ГД представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности;

3.       Депутаты ГД имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее 1/5 депутатов ГД может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

4.       Депутаты ГД пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым ГД, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются;

5.       Депутаты ГД вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц;

6.       Депутаты ГД вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обращаться с запросом к любому члену Правительства РФ на заседании ГД;

7.       Депутаты ГД обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, КС РФ, ВС РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами;

8.       Вмешательство депутатов ГД в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Полномочия КС РФ.

Закреплены в ст. 3 ФКЗ.

1)       Разрешает дела о соответствии КРФ

       Фз, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительство РФ

       Конституций республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ

       Договоры между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, а также договоры между органами гос власти и субъектами РФ

       Не вступившие в силу международные договоры РФ (если международный договор признан несоответствующим КРФ, он не подлежит ратификации, введению в действие и применению ч6 ст 125 КРФ)

2)       Разрешает споры о компетенции:

       Между федеральными органами гос власти

       Между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ

       Между высшими гос органами субъектов РФ.

3)       По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима при наличии 2х условий в совокупности:

•         Закон затрагивает конституционные права и свободы граждан

•         Закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, поэтому к жалобе в КС прилагается копия документа, подтверждающая применение обжалуемого закона (копия решения суда)

4)       По запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.

5)       По запросам уполномоченного органа исполнительной власти разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека и гражданина (по защите Европейского Суда по правам человека)

6)       Дает толкование КРФ (ч 5 ст 125 закрепляет субъектов, которые могут обратиться за толкованием : Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, органы законодательной власти субъекта РФ)

7)       Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или совершении иного тяжкого преступления.

8)       Проверяет на соответствие КРФ вопрос, выносимый на референдум РФ

9)       Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст 104 КРФ)

10)     Иные полномочия

КС РФ обладает так называемой связанной компетенцией, т.е. может ь осуществлять свои полномочия только по запросам или жалобам лиц, указанных в КРФ.

КСРФ решает исключительно вопросы права.

Понятие и предмет правового регулирования конституционного права

Конституционное право- ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения по поводу основ конституционного строя, основ правового статуса личности, федеративного устройства, организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Взгляды учёных на предмет КП достаточно сильно различаются, нет единства мнений:

1) Козлов, Кутафин. Предмет КП составляют базовые системно образующие общественные отношения складывающиеся по поводу:

А) основ конституционного строя (отношения определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества)

Б) основ правового статуса личности (отношения определяющие принципы взаимосвязи государства и человека, такие как гражданство, права, свободы, обязанности и т.д)

В) федеративного устройства государства

Г) организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (основные принципы деятельности органов государственной власти, их система в целом и компетенция).

2) Баглай. Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

А) отношения между человеком и государством (правовой статус личности)

Б) властеотношения (устройство государства и государственной власти)

-политические отношения

- народовластие

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.