Воронович Богдан Т. Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление. / Пер. с польск. – М.: Информ-12, 1999. – 192 с
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Гринченко Н. А. Школьный антинаркотический спектакль. – Елец: Елецкий гос. пед. институт, 1997. – 37 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Маюров А. Н. Заметки по поводу... / С. Шевердин. Люди. Идеи. Уроки. ч. II - Казань: МНАТ, 1997 - с. 9-18.

Маюров А. Н. Извлечения из Библии и Корана о вине, сикере, мейсире и пьян­стве. - Казань: МНАТ, 1998 - 27 с.

Маюров А. Н. и др. Дети с девиацией развития. / Под ред. O. В. Трошина. - Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. 1 – 101 с.

Маюров А. Н. и др. Универсальный процесс диссоциации. / Под ред. O. B. Трошина - Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. II – 112 с.

Маюров А. Н. и др. Нейро-психические девиации. Медико-биологическая интеграция. / Под ред. О. В. Трошина - Н. Новгород: НГПУ, 1998 - т. III - с. 106.

Маюров А. Н. и др. Кризонетика. Основы кризологической реабилитации. / Под ред. О. В. Трошина. - Н. Новгород: НГПУ, 1998 - 93 с.

Скотт Джозев. Антиалкогольное просвещение. – М.: Госс. гос. соц. институт, 1992. – 99 с.

Соловьев А. А. и др. Антиалкогольное гигиеническое воспитание школьников. - Кострома, 1988. - 24 с.

Стриж Э. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся. - Таллинн: PC ДОБТ. 1986. - с.

Суровая правда об алкоголизме. - Душанбе: Информ, 1988. - 128 с.

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 352 с.

Ткачевский Ю. М. Право и алкоголизм. - М.: МГУ, 1987. - 160 с.

Толкачев В. А. Теория и практика оптимализма - Мн.: "Финист", 1994. - 73 с.

Турапин В. Душа устала. - М.: Прометей, 1989. -126 с.



Урок 21

Социальные беды

На этом уроке ты: углубляешь понимание понятий "опьяняющие вещества" и "опьянение"; расширяешь свои знания о влиянии алкоголя на женщин, детей и преступления; пытаешься решать вопросы наркотизма и формирования здорового образа жизни с людьми, наделенными властными полномочиями.   Основные понятия темы: опьяняющие вещества; опьянение; гортоновика; трезвенник; трезвенный веритист; трезвость.   ГОРТОНОВИКА - (лат. hortatio - разные виды речевых воздействий, nova - обновлять, изобретать) - новая наука, занимающаяся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью. Важнейшая задача гортоновики - разработка новых методов благотворного влияния на людей с лечебной, воспитатель­ной, производственной и т. п. целями. Алкогольная и курительная про­блемы являются наиболее значительными и актуальными объектами изучения гортоновики. Методы избавления от алкоголизма и курения, а также рекомендуемые читателям методы самоизбавления и взаимоизбавления от алкоголизма - гортоновические. ОПЬЯНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - это химические препараты, при употреблении которых в первую очередь страдает головной мозг потребителя, нарушается структура нейронов головного мозга, своеобразного материального носителя высших психических функций, капиллярный комплекс мозга, опиоидная система, которая гармонизирует душевное состояние человека и т. д. При этом более всего страдают высшие отделы головного мозга, затем глаза, печень, почки, легкие, сердце, и другие органы. Даже однократное употребление безобидного на первый взгляд вещества, допустим пива, может нанести непоправимый урон психическому и физическому здоровью, а при систематическом употреблении интенсивно начинает не только страдать, но ощутимо болеть и стареть организм, происходит деградация и распад личности. нарушается социальное благополучие потребителя. ЛЮБОЕ ОПЬЯНЕНИЕ – это отравление головного мозга опьяняющими веществами, в результате которого происходит торможение процессов в отделах головного мозга, поражение высших психических функций (мышления, внимания, памяти и др.), нарушение работы внутренних органов. Начальная стадия любого опьянения идентична алкогольному опьянению. Алкоголь является легитимным, хорошо изученным наркотически действующим веществом, которое широко распространено и активно употребляется населением. Из всех опьяняющих веществ он является одним из самых агрессивных. ТРЕЗВЕННИК - человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное. ТРЕЗВЕННЫЙ ВЕРИТИСТ - носитель и пропагандист науч­ных истин о спиртных изделиях и последствиях их употребления. ТРЕЗВОСТЬ -нормальная, неотравляемая алкогольными изделиями жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа. Пометки на полях   Алкоголизм и преступление – это два явления об­щественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом. И. Мержевский.   Мержевский Иван Павлович (1838-1908) – русский психиатр и невропатолог.   Алкоголь - поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар.   Бодрираллар, Анри Жозеф Леон (1831-1892) – французский публицист.   В бутылках я вижу ужасы, которые будут порожде­ны их содержимым: мне представляется, что передо мною склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в ес­тественно-научном музее. Г. Гейне.   Гейне, Генрих (1797-1856) - немецкий поэт, публицист, критик.   Малейшие дозы спиртного уничтожают возможность возникновения счастливых мыслей, убивают их в зачатке. Г. Гельмгольц.   Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894) – немецкий естествоиспытатель.     Алкоголь - вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский.   Данилевский Василий Яковлевич (1852-1939) – русский физиолог.   Алкоголь превращает человека в убийцу и вора. Ч. Колтон.   Колтон, Чарлз Калеб (1780-1832) – английский литератор, проповедник. В силу своих биологических особенностей женщины быстрее, нежели мужчины, привязываются к алкоголю. Они приобщаются к нему в силу своей повышенной эмоциональности в основном через слабоалкогольные изделия: шампанское, ликеры, вина, пиво и т. д. По мере роста потребления в мире алкогольного наркотика растет и уро­вень алкоголизации женщин. По данным науки, при приеме дозы алкоголя в количестве 7,8 г на килограмм веса, что приблизительно соответствует 1-1,25 л водки для взрослого человека, наступает смерть. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше из расчета на килограмм веса. Для ребенка дошкольного возраста смертельная доза составляет 30-50 мл водки. Дети, как правило, приобщаются к алкоголю в семье. Из анамнеза страдающих алкоголизмом было установлено, что подавляющее их большинство (96,2%) приобщились к употреблению алкоголя в возрасте до 15 лет, а 31,8% в возрасте до 10 лет. Последним спиртное впервые дали ближайшие родственники. По данным исследова­ний, 82% детей в возрасте 5-6 лет говорят, что будут пить, когда станут взрослыми. При обследовании в начале 1980-х гг. 7372 учащихся средних школ ученые установили, что в возрасте 9-10 лет 50% мальчиков и 32% девочек уже познали вкус спиртного, в 14-15 лет 60% мальчиков и 43% девочек, а к 16-17 годам пробовали алкогольные изделия 84% юношей и 60% девушек. Исследования, проведенные ленинградской наркологической службой, показали, что 92% выпускников школ считают нормальным употребление алкоголя в их возрасте. В настоящее время до 80% случаев приобщения подростков к спиртным изделиям происходит дома, в семье. Статистика показывает: в возрасте до 16 лет начал пить каждый третий убийца, каждый второй вор и грабитель. Нередко мы слышим: "Пьяный за рулем - преступник". Почему пьющие водители автотранспорта чаще становятся виновниками дорожных происшествий? Под воздействием алкогольного яда у них теряется чувство опасности, затормаживаются нервные пpoцессы, что ведет к замедлению реакции. Под влиянием алкоголя происходит большинство преступлений. Почему? Алкогольный, наркотик, воздействуя на мозг, нарушает его функцию. В первую очередь страдает кора головного мозга, возникшая в ходе эволюции человека и отвечающая за мышление и проявления нравственности. Именно эта функция коры головного мозга отличает человека от животного. Вследствие наркотизации коры головного мозга теряет­ся контроль разума за действиями человека. На первый план в его поступках выходит эмоциональное восприятие действительности, причем преобладают отрицательные эмоций. Это порождает агрессивность, грубость, озлобленность и прочее. Информация для учителя: Учащимся необходимо понять, как функционирует де­мократическое общество и в чем может заключаться их доля ответственности за помощь обществу. Главной составной частью демократического правления является то, что каждый гражданин имеет право голоса. Одним из способов осуществления взрослыми своего права голоса, является голосование. Молодые люди тоже могут влиять на события, обсуждая то, что их заботит, с представителя­ми правительства. Учащиеся могут начать процесс приоб­щения к гражданственности, через общение с законода­телями и другими представителями власти. Учащиеся мо­гут начать этот процесс с вопросов представителям вла­сти по поводу законов о наркотиках и алкоголе. Напишите и вырежьте названия разных профессий и положите их в бумажный пакет. Пусть каждый ученик вытянет для себя одну бумажку с названием профессии из этого пакета. Скажите учащимся, что сейчас идет заседание городского собрания – чрезвычайная сессия – на котором вырабатывается "позиция" нашего города по отношению к алкоголю. Они должны написать один закон для каждого из первых наркотиков. Каждый учащийся должен отстаивать свою точку зрения с позиций доставшегося ему персонажа. Обсудите вопросы, по которым учащиеся хотели бы выразить свое мнение. Сосредоточьте внимание на вопросах, которые влияют на жизнь местного населения или всей нации (примеры: предложения, касающиеся того, как вести борьбу с алкоголем в данном районе/городе, как привести в порядок торговую зону, где взять денег на оборудование новой игровой площадки). Можно задать следующие вопросы: Какие в стране существуют законы, касающиеся употребления алкоголя? Почему у нас имеются эти законы? Есть ли законы об управлении автомобилем в нетрезвом состоянии? Что полагается за их нарушение? Какие законы регламентируют употребление табачных изделий? Могут ли учащиеся купить алкогольные изделия? Какие существуют правила в школе в отношении пива? Пусть учащиеся назовут лиц, которые могли бы повлиять на решение какой-либо проблемы (например, директор школы, редактор газеты, президент, депутат, губернатор, мэр). Обсудите роль каждого из них в решении проблем. Раздайте каждому ученику по бланку письма, который можно было бы использовать для обращения к тому или иному должностному лицу. Попросите каждого учащегося написать краткое письмо кому-либо из представителей власти с выражением озабоченности по поводу определенной проблемы и с предложениями ее решения. Соберите и отправьте готовые письма. Подготовьте доску объявлений с экземплярами писем или именами и адресами людей, которым учащиеся направили письма. Продемонстрируйте ответы, полученные от адресатов. Упражнения в учебной группе Класс подразделяется на мелкие подгруппы, которые выполняют общее задание самостоятельно, а затем результаты сравниваются и обсуждаются в общей дискуссии. Таким образом можно уточнить упражнения с различными целевыми установками: 1. Усилить осознание обучающимися разнообразия факторов, связанных с употреблением алкоголя. Перечисление самих факторов, объяснение их сущности и последствий для человека и его семьи, - содержательная стороны упражнения. 2. Демонстрировать взаимосвязи и комплексный эффект причин и следствий употребления алкоголя. 3. Развить способности обучаемых распознавать наличие алкогольных проблем, даже если клиенты о них не говорят. 4. Усилить осознание обучаемыми ранних признаков алкогольных проблем и их способности к выявлению взаимосвязей между этими проблемами. Первая из этих задач решается в малых группах в форме составления сценария беседы с клиентом. Вторая задача решается в форме ролевой игры на фоне всей группы, когда в беседе предстоит выяснить не менее 10 признаков наличия у клиента алкогольных проблем.   Информация для размышлений В начале века были проведены опыты по изучению влияния ал­коголе на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учени­ков в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением. По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя ста­новится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Мотивы употребления алкоголя подростками: а) нравится, приятно - 45,1-60,6%; б) влияние компании ровесников - 1l,2-22,5%; в) снятие напряжения - 12-15,4%; Формы прио6щения к алкоголю: а) в кругу родных (родители, родственники); б) в кругу друзей. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте. По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-!6 лет (у мальчиков в 13-14 лет). До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для "аппетита", "лечат" вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т. д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как "неудобно отстать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и прочее. 91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих. По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец, и нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия. По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей. В 54,1% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, родители имеют только начальное или неполное среднее образование. 76,9% подростков, употребляющих алкоголь, учатся плохо, 23% посредственно и только около 1,5% успевают чуть выше среднего уровня. Около половины подростков, употребляющих алкоголь, читают мало книг, причем 19% из них не читают книг вообще. И это в тот возрастной период, когда интенсивность чтения у человека наи­большая. По 5-6 книг в месяц читают 5,7% подростков, но по содержанию это приключенческо-детективное чтение. В 1953 году Джеймс Олдс и его коллеги вживляли электроды в мозг крыс. Крысы научались нажимать на рычаг, чтобы получать раздражение... Однажды научившись, они продолжали это делать с частотой несколько тысяч раз в час в течение десяти часов. Поскольку крыса трудилась с таким упорством, ее поведение означало, что ей "нравится" ощущение, вызываемое такой стимуляцией. Соответствующие области стали называть "центрами удовольствия". В 1960 году душевое потребление алкоголя составило 3 литра в год. В это время прирост национального дохода составил 11-12%. К 1982 году душевое потребление алкоголя составило 12 литров. При таком массовом производстве и продаже алкоголя мы, по словам его апологетов, должны были разбогатеть и национальный доход должен был бы увеличиться в 4 раза. Он же снизился почти в 6 раз, составив всего 2%, и продолжает падать. Поэтому алкоголь губителен не только для пьющих граждан, он разоряет общество и государство. Опыт России 1914 года показал, что уже через 3-4 недели после .введения "сухого закона" освободились камеры в полицейских участках, практически исчезло как явление хулиганство и т. д. Около 60-90% преступлений совершается, людьми, находящимися в нетрезвом состоянии. Ежегодный прирост алкогольной преступности в 1990-е годы ХХ в. составлял свыше 1,5%. По данным ВОЗ, в разных странах мира от 15 до 90% заключенных-рецидивистов страдают алкоголизмом. На основании данных выборочных исследований по 15 экономически развитым странам установлено, что ежегодный уровень хронического алкоголизма увеличился с 0,3 в 1900-1929 гг. и 3,3 в 1930-1940 гг. до 12,3 в 1955-1975 гг., то есть за 75 лет вырос в 40 раз. Если в конце XIX – начале ХХ вв. на 10 мужчин-алкоголиков приходилась одна женщина-алкоголичка, то позднее это соотношение стало 6:1, а ныне 3,6:1. Новейшие исследования показали, что вредные последствия употребления алкоголя отцами более сильно отражается на дочерях, нежели на сыновьях. Девушки, женщины спиваются в 3-4 раза быстрее, нежели юноши, мужчины. Значительно быстрее спиваются дети пьющих родителей, особенно девочки, девушки. Психическая деградация женщин происходит в 3-5 раз быстрее, чем у мужчин. По данным американских авторов, среди женщин, обратившихся за медицинской помощью в связи с невротическим состоянием, у 71,2% невроз был обусловлен пьянством мужа, а по данным отечественных ученых, у 2/3 жен, страдающих алкоголизмом, обнаруживаются те или иные признаки неврологических состояний, причем, 1/3 из них нуждается в госпитализации. Германские ученые доказали, что при прочих равных условиях в возрасте, комплекции, количестве выпитого женский мозг поражается алкоголем в два с лишним раза быстрее мужского. Если мужчина выпивает от 60 до 120 г алкоголя, то он рискует в 5 сильнее, чем непьющий, а женщина в 250 раз. По данным московских ученых, почти 90% женщин считают невозможной встречу с мужчиной и физическую близость с ним без употребления алкоголя.

 

Около 60% осужденных за грабеж и разбой совершили эти преступления именно с целью добыть денег на выпивку.

Около 20% бытовых, 46% уличных и до 18% производственных травм связаны с опьянением.

По всем видам хулиганства, от мелкого до особо злостного с применением оружия свыше 90% преступлений совершено пьяными. Более 85% драк и ссор возникает на почве пьянства.

На 1990 год в России 549 тыс. человек находились в исправительно-трудовых колониях разного режима, 124 тыс. в тюрьмах и 85 тыс. в спецкомендатурах при стройках народного хозяйства. В исправительно-трудовых колониях России находилось свыше 20 тыс. женщин.

В 1985 г. наблюдался самый высокий уровень преступности за последние 20 лет. После антиалкогольных постановлений в 1986-1987 гг. общая преступность снизилась на четверть, а по тяжким преступ­лениям на треть. В 1988-1989 гг. уровень преступности вернулся к пиковым показателям 1985 г. Именно к этому времени уровень потребления алкогольных изделий почти достиг уровня 1985 г.

В 1993-1994 гг. 43,5 тыс. детей стали жертвами преступлений, совершенных своими родителями. Ежегодно только в г. Москве в больницы поступает до 80 изувеченных детей, попавших под тяже­лую родительскую руку. Физическое наказание в качестве воспитательной меры используют, по данным анонимных опросов, 60% родителей.

Среди детей в возрасте до 14 лет ежегодно отмечается около двух миллионов семейно-бытовых травм. Ежегодно убегают из дома около 50 тыс. детей. По данным МВД РФ число беспризорных детей в стране приближается к миллиону.

Темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели роста числа преступлений. По данным Генпрокуратуры, за 1991-1994 гг. число убийств, совершенных ма­лолетними, удвоилось. В целом же в 1996 г. в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тыс. маленьких сограждан (в 1987 г. чуть более 100 тыс.).


 

 


Вопросы и задания:

1. Как ты сможешь повлиять на отрезвление своих сверстников?

2. Что бы ты сказал своему Президенту, окажись с ним за одним обеденным столом?

3. Отправь заготовленные в классе письма руководителям города, района, области, края, республики, округа, страны.

 





Домашнее чтение

Алексей Марков

Я был на мусульманской свадьбе,

Чечен женился на ингушке.

Тебе, Россия, побывать бы

В ауле том, на той пирушке!

 

Держал он руку на Коране

И повторял: "Аллах великий!

Тебе клянусь: магометане

Всех обойдут иноязыких!"

 

В тарелке он растер окурок,

И пяткой - рюмку по паркету.

Сказал, насупив брови хмуро:

"К чертям! Пусть враг глотает это!"

 

Иван Дроздов

В номере 5 журнала "Знамя" за 1987 год напечатаны "Беседы с палачом" польского литератора К. Мочарского. Волею случая К. Мочарский оказался в одной тюремной камере с приближенным Гитлера фашистским генералом Штроопом. Вот откровения гене­рала:

"В беседах и при разработке планов в этой области в штабе рейхсфюрера СС мы проявляли озабоченность активностью натурального прироста коренного населения. Существовали различные планы решения этой проблемы. У меня был свой собственный вариант, но посвящать вас в его детали я не буду".

К. Мочарский далее пишет:

"Я неоднократно думал, что за вариант замышлял Штрооп по ограничению прироста населения Украины? Однако, кроме расстрелов, убийств, выселения за Урал, истребления голодом я ничего другого предложить был не в состоянии. Через какое-то время, когда мы рассуждали на другие темы, я узнал о штрооповом методе геноцида в рассрочку.

А именно, мы говорили о наркомании и алкоголизме. Штрооп, как я уже упоминал, являлся сторонником умеренного потребления крепких напитков, у него был также свой взгляд на употребление вина разными народами. О французах он говорил, что это страна "винных алкоголиков", которые страдают национальным недугом – циррозом печени. Англосаксы, по его мнению, постоянно хлещут виски. "Черчилль вечно был под газом. Поляки, русские, украинцы и скандинавы - это потребители водки".

- А почему бы украинцам не дать вволю водки, раз они жить без нее не могут? - изрек он однажды. - Кроме того, им надо разрешить петь: тут они действительно мастера. А если бы водка, высокоградусная водка стоила гроши и продавалась на каж­дом шагу, украинцы только благодарили бы нас за общедоступность такого рода удовольствий".

Мочарский далее заключает:

"План , Штроопа заключался в том, чтобы споить украинский народ (и другие народы Советского Союза), доведя его в пределах двух-трех поколений до деградации".

Мочарский говорил Штроопу: у них много книг, они любят читать. Книги будут поддерживать в славянах дух свободолюбия и разума.

Штрооп и на это имел свои планы. Он говорил, что мы бы водку обменивали им за книги, и таким образом, быстро бы лишили источника разума и высоких стремлений.

Так гитлеровцы замышляли окончательно решить так называемый русский вопрос.

Ныне Штроопу вторит депутат Шмелев, призывающий открыть все шлюзы для спиртного. И не то странно, что находятся люди, желающие такой судьбы славянским народам; странно, что Шмелев находит у многих поддержку и более того - пользуется нашим, доверием и даже высоким почтением.



Алкоголь: мифы и реальность

Мифы

Реальность

1. Алкоголь - пищевой продукт.

1. Согласно решению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 1975 году алкоголь был признан наркотиком, подрывающим человеческое здоровье.

2. Умеренное потребление алкоголя полезно для здоровья и безопасно для общества.

2. Специалисты ВОЗ предупреждают: не существует минимального порога, ниже которого алкоголь можно употреблять без риска. Алкоголь вызывает зависимость, рак и хронические заболевания печени, может приводить к несчастным случаям в быту, на производстве и на дорогах, а также к рискованному сексуальному поведению, самоубийствам, семейным проблемам, насилию и преступлениям. Эксперты ВОЗ считают, что концепция умеренных доз для улучшения здоровья в значительной мере инспирирована в ком­мерческих целях.

3. Употребление алкоголя снижает риск сердечно-сосудистых заболева­ний.

3. Специалисты ВОЗ считают: "Существуют иные способы снижения риска сердечно-сосудистых заболевании: избегайте курения, занимайтесь физической деятельностью, ешьте меньше жиров. Те, кто уже предпринимают эти меры предосторожности, вряд ли смогут еще больше снизить свой риск с помощью небольших выпивок".

4. Алкоголь излечивает от простуды.

4. При простудных заболеваниях, особенно гриппе, прежде всего страдает головной мозг. Дополнительный удар по мозгу приводит к ухудшению состояния больного.

5. Алкоголь согревает.

5. Подавляющее большинство тех, кто отморозил пальцы, конечности, а то и насмерть замерз, были в состоянии алкогольного опьянения. Спиртное действует на сосудо-двигательный центр так, что приводит к расширению мелких, поверхностных сосудов и усиливает теплоотда­чу. Человеку кажется, что ему стало тепло, в то время как его организм переохлаждается.

6. Спиртное и баня излечивают многие болезни

6. При высоких температурах повышается нагрузка на сердце. Но когда к этой нагрузке добавляется еще и алкогольная нагрузка, то провоцируется острая сердечная недостаточность, отек мозга и легких. В медицине известно немало случаев, когда любителям совмещать баню и спиртное пришлось заплатить за это жизнью.

7. Пиво, сухое вино, шампанское менее вредны, чем крепкие изделия.

7. Формула этилового спирта во всех алкогольных изделиях одна. "Замаскированность" же алкоголя в изделиях приводит к тому, что их употребляют чаще и в больших объемах. Юношеский алкоголизм нередко начинается с: пива, а женский - с вина. Во Франции цирроз печени занимает третье место в структуре смертности мужчин. Ежегодные потери от алкоголя там равны потерям от ядерного взрыва над Хиросимой.

 

8. Алкоголь выводит из организма радионуклиды, алкоголь помогает выжить при радиационной опасности.

8. Ученые исследовали эту проблему и установили, что алкоголь, накладываясь на радиационное поражение, усиливает его, что "алкоголь не может служить не профилактическим, ни лечебным средством". Эта провокация возникла в секретных американских материалах после того, как в 1942 году в СССР было принято решение о создании атомного оружия. Результаты известны. Так, к моменту аварии на Чернобыльской АЭС, 40% обслуживающего персонала были алкоголиками.  

9. Алкоголь увеличивает потенцию.

 

9. Исследования показали, что под влиянием алкоголя потенция, наоборот, снижается. Разгадка легенды в том, что алкоголь снимает барьеры, растормаживающие поведение. Однако еще Шекспир писал, что "алкоголь увеличивает возбуждение, но затрудняет исполнение".  

10. Пьянство -извечная русская традиция.

10. Исследования историков показывают, что в старину на Руси пили лишь меды и квасы. В средневековье брагу варили лишь по великим праздникам. Спаивание народа началось при Иване Грозном, когда появились первые царевы кабаки для "пополнения царской казны". Но еще при Петре самым крепким изделием была водка крепостью всего 16 градусов. С появлением промышленного производства водки (XIX в.) появился алкоголизм. Но благодаря сопротивлению спаивания, с 1914 по 1921 год в России удерживалась трезвость. Новая полна спаивания началась в начале 60-х годов ХХ столетия, что историки связывают с реализацией плана Даллеса по разложению СССР изнутри. Среднемирового уровня употребления (5 литров) Россия достигла лишь к середине 60-х годов. А в настоящее время размах пьянства и алкоголизма признан беспрецедентным за всю историю России. По официальным источникам, на душу населения в России приходится более 15 литров абсолютного алкоголя в год. Специалисты считают, что фактически пьем 25 литров. Ситуация признана как алкогенетическая катастрофа.        

Литература:

Алкоголь и другие наркотические вещества. – Н. Новгород, 1994. – 130 с.

Аникин С. С. Трезвенное воспитание – основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в школах и других учебных заведениях. – Красноярск: клуб "Здоровая семья", 2002. – 179 с.

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. – Л., 1991. – 160 с.

Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 175 с.

Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пособие для учителя. – М., 1992. – 86 с.

Колесов Д. В., Мельников Г. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.

Константинов А. А. Антиалкогольное воспитание молодежи. История. Опыт. Проблемы. – Пермь: Знание, 1988.

Красновидова С. С. Горько! Очень горько! – Л.: Лениздат, 1987. – 60 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольного воспитания учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 16 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольной пропаганды среди учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 32 с.

Маюров А. Н. Программа учебного курса "Психолого-педагогическая профилактика наркотизма у девиантных детей". – Н. Новгород: МУНФ, IVES, МАФР, 1999 – 34 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. 5. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, IVES и др., 1998 – 80 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. VI. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1999 – 65 с.

Маюров А. Н. Боец-Казань: МНАТ, 1999 – 12 с.

Скотт Д. Антиалкогольное просвещение. – М.: Росс. гос. соц. институт, 1992. – 99 с.



Урок 22

Семейные проблемы

На этом уроке ты: получаешь представление о здоровой и дисфункциональной семье; осмысливаешь проблемы семейного пьянства и алкоголизма; размышляешь о путях отрезвления; учишься тестированию.   Основные понятия темы: настроенность; программа; убеждение.   НАСТРОЕННОСТЬ - психологический настрой организма, приводящий механизмы сознания для принятия решения и действия. ПРОГРАММА - психологическая установка для осуществления действия (что? где? как?..); неосознаваемое личностью состояние готовности к опреде­ленной деятельности, выражающей содержание нашего сознания. УБЕЖДЕНИЕ - твердые, основанные на определенных познаниях, уста­новившиеся взгляды, отражающие сплав знаний и жизненного опыта. Убеж­дения бывают истинные и ложные. К ложным относится уверенность в том, что употребление спиртного оправдано, нормально и даже неизбежно в нашей жизни. Убеждения трудно одолеть наказанием, требованием.   Пометки на полях   Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. И. Гете.   Гете, Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий поэт, мыслитель, ученый.   Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Этими словами высказана существенная, основная при­чина, по которой люди прибегают к одурманивающим веществам. Л. Толстой.     Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, кото­рый с новой верной стороны освещает для него все явления жизни. Л. Толстой. Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель.   Трезвость кладет дрова в печку, мясо - в кастрю­лю, хлеб - на стол, кредит - государству, деньги - в кошелек, силу - в тело, одежду - на спину, ум – в голову, довольство - в семью. Б. Франклин. Франклин, Бенджамин (1706-1790) – американский политический деятель, ученый.   Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума и вой­на. У. Гладстон. Гладстон, Уильям Юарт (1809-1898) – английский государственный деятель и писатель.   Алкоголизм - это порождение варварства - мерт­вой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон.     Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены. Но обещания его лживы: физическая сила, которую оно обещает, призрачна, душевный подъем обманчив. Д. Лондон. Лондон (Джон Гриффит Лондон), Джек (1876-1916) – американский писатель.   Здоровая семья Семья является основной ячейкой общества и имеет решающее значение для его существования. Здоровая семья та, которая: - обеспечивает существование и развитие ее членов; - удовлетворяет эмоциональные запросы своих членов; - обеспечивает баланс между самостоятельностью и зависимостью; - учит нормам поведения в обществе, здоровому и трезвому образу жизни; - обеспечивает развитие и адаптацию каждого члена, включая родителей; - является местом, где развивается чувство собственного "Я". В здоровой, так называемой функциональной семье обязательны 5 свобод: 1. свобода восприятия того, что имеет место быть здесь и сейчас, а не того, что было или что должно быть; 2. свобода мыслить так, как умею, а не так, как требуется; 3. свобода чувствовать то, что чувствуешь, а не то, что следует чувствовать; 4. свобода желаний и выбора того, что хочу, а не того, что нужно хотеть; 5. свобода самовыражения, а не исполнение заданной роли или постоянная забота о безопасности. Большинство алкогольных проблем все еще остаются в рамках семьи. Стрессовое давление потенциального алкоголика на семейные отношения прорывается наружу различными путями: то дети проговорятся о семейных раздорах, то жена активно взывает о помощи, или же испытывает собственные патологические реакции, вследствие постоянного напряжения от проживания с пьяницей в одной квартире, иногда вся семейная система разваливается на части, или же ее функции становятся настолько несогласованными, что требуется профессиональная помощь, вмешательство. Сговор в целях сохранения сора в избе, покрывательство пьющего, привыкание к этому в семье ради ее сохранности, все это замедляет опознание проблем и не допускает вмешательства. Так алкоголик-индивид превращается в "алкогольную семью". Поведение членов семьи сказывается на стабильности системы в целом, а потребности целостной системы определяют поведение ее составных частей – членов семьи. С этой точки зрения алкогольная проблема накладывается неизбежно на всю семью, а член семьи - носитель этой проблемы – становится козлом отпущения за все другие проблемы в семье. Если такая концептуализация семьи как системы правильна, тогда решение алкогольной проблемы переносится с одного из членов семьи на всю семью для достижения нового положительного результата. Дисфункциональная семья Без всякого сомнения, алкогольная зависимость оставляет пятно на всей семье и является в связи с этим болезнью всей семьи, а не только одного из ее членов. Большинству людей трудно понять такое умозаключение. Но достаточно ближе познакомиться с семьей, где существует проблема алкогольной зависимости, и вопрос станет ясен. Выясняется, что мы имеем дело с дисфункциональной семьей, то есть семьей, которая функционирует ненормально. В такой семье: - невозможно постоянное и индивидуальное развитие ее членов; - отношения между ее членами не построены на взаимном доверии и честности; - роли и нормы нечетко определены, не всегда соблюдаются; - внешние контакты весьма ограничены; - контроль всех межличностных контактов и взаимоотношений; - быть всегда лучше всех (быть всегда "в порядке", стремление к нереальному идеалу, которое вызывает чувство безнадежности); - обвинение (обвинение себя и других за неудачи, перенос своего стыда и ответственности на других); - отрицание чувств, мыслей, фантазий (в основном негативных),. таких, как страх, одиночество, грусть, обида. зависимость. "Не делай того, что ты чувствуешь, мечтаешь, представляешь. Ты должен думать, чувствовать, желать, воображать, видеть и слышать так, как этого требует идеал"; - руководство изречением "не говори" (о своих чувствах, мыслях, обо всем том, что может обнаружить семейную драму); - создание мифов (интерпретация событий таким образом, чтобы отвести внимание от того, что происходит в действительности, чтобы семейная система оставалась плотно закрытой); - незавершенность отношений (с другими людьми, с членами семьи, которые всегда раздражены и напряжены); - отсутствие доверия ("не доверяй и не разочаруешься"). Поскольку большинство из приведенных аномалий встречается в семьях с алкогольной зависимостью, то эти семьи считаются семьями дисфункциональными, патологическими, то есть больными. По этим же причинам следует рассматривать зависимость, как болезнь всей семьи, а не только пьющего ее члена. Роли детей в семье с алкогольной проблемой Вне всякого сомнения, наиболее пострадавшими в семьях с алкогольной проблемой являются дети. Сложившаяся в дисфункциональной семье ситуация заставляет тебя играть различные роли. Твоя реакция на происходящее, обусловленная защитной реакцией на возникающую опасность со стороны патологической семьи. "Герой" - подпорка семьи. Эту роль обычно берет на себя старший из детей. Его целью является сохранение семейного достоинства. Исходя из этого, он не вызывает своим поведением никаких хлопот, хорошо учится, исполняет некоторые обязанности пьющего отца. Он не по годам взрослый, чересчур обязательный и ответственный. Он часто забывает о самом себе, своих потребностях. У таких детей возникают затруднения с умением отдыхать и расслабляться, в результате чего могут возникнуть психосоматические расстройства. Во взрослой жизни они часто выбирают профессии, связанные с помощью другим. "Козел отпущения" - эту роль исполняет ребенок по возрасту младше "героя". Он не в состоянии конкурировать с "героем", поэтому чувствует себя обойденным и ищет поддержки вне дома. У него плохое поведение в школе, с ним много хлопот, очень часто такие дети становятся малолетними правонарушителями, нередко попадают в алкогольную или наркотическую зависимость. Случается, что именно они первыми обращаются за помощью к врачу-психиатру, поскольку нуждаются в таковой. "Ангелочек" или "потерянный ребенок" - одинокий и замкнутый ребенок. От хаоса и семейных дрязг он спасается в своем мире мечтаний и грез. Он мало обращает на себя внимание и довольствуется минимальным. У него возникают затруднения в контакте с другими людьми. Во взрослой жизни он не находит удовлетворения в чувственной сфере. Он часто становится зависимым от психоактивных веществ или чрезмерно тучным. Младшего ребенка в семье называют "семейным талисманом": он центр внимания всей семьи. Чтобы выдержать стрессовую нагрузку, он всегда стремится всех веселить и радовать. Он стремится постоянно быть в центре внимания. Эта черта сохраняется у него во взрослой жизни. Таких детей характеризует низкий порог стрессоустойчивости: встречая на жизненном пути трудности и проблемы, они нередко находят выход в алкоголе и наркотиках. Пять подходов к проблемам семьи Подход 1. Основные жизненные позиции всем известны, и для их сохранения люди стремятся к повторению заученных образцов поведения и коммуникации, воспринимая на себя роли и функции для закрепления привычного статус-кво, избегая откровенности и честности в столкновениях и коммуникациях с другими. Жизненный опыт детства снабжает нас информацией о том, что в семье "все нормально" или "не все нормально". В этом понятии отражаются отношения между членами семьи и соответствующие ролевые позиции, а также чувства оптимизма или пессимизма, открытости или замкнутости семьи для окружающих. Подход 2. Усвоенные роли и занятые позиции превращаются затем в средства давления на других или же достижения внимания и одобрения с их стороны. Для сохранения статус-кво семьи и для удовлетворения интересов личности ролевые позиции в семье складываются обычно трех видов: "спаситель", который нужен всем как защитник семьи, "преследователь", который всех обличает во всех грехах, и "жертва", на которую стараются свалить причины всех бед в семье. Но в "алкогольной семье" возникает еще одна, и весьма существенная, роль – "бармена", который одобряет, поддерживает и разделяет с пьющим его интересы. Исследования показывают, что при появлении у мужа алкогольных проблем жена обычно берет на себя роль "спасателя" и преодолевает пристрастие мужа к спиртному, а в случае не­удачи в попытке спасти его нередко старается "не замечать" его пристрастия, то есть, воспринимает на себя роль "бармена". Подход 3. Ролевые позиции детей. Конфликты между супругами, расставания и разводы более привычны для "алкогольных семей". Поэтому дети в таких семьях испытывают влияние как дисгармонии в семейных отношениях, так и влияние жестокости, сексуальных оскорблений и эмоциональной замкнутости одного из родителей.

 

Миротворец – успокоитель, контролер. Один из детей берет на себя ответственность и заботу о братьях и сестрах, о функционировании семьи, особенно когда один или оба родителя из-за пристрастия к спиртному вызывают раскол домашней гармонии.

Уклоняющийся – дистанцирующийся от родителей или от пьющих, сторонящийся семейных дел, проявляющий высокую степень идентификации с равными себе. Такая реакция особенно значима среди подростков в отношениях с пьющим отцом, которые ищут образец заботливого и трезвого отца в семьях сверстников, или же среди родственников.

Подход 4. Реакция семейной системы.

Попытка уклониться от проблемы или отрицать ее. Для сохранения семейного равновесия описанные ролевые позиции усваи­ваются членами семьи и сохраняются до тех пор, пока они отвечают потребностям семья как системы. Первоначально супруги пытаются прятать или отрицать алкогольную проблему - от са­мого себя, от другого, от детей и от внешнего мира. Налицо "неосознанность" проблемы, нежелание опознать и признать, что не все в порядке, непризнание реальности. Но уже в этом периоде в семье возникает напряженность и нестабильность.

Усиление социальной замкнутости. Заговор молчания и выдумки для сокрытия алкогольной проблемы в семье приводят к восприятию детьми алкоголизма как чего-то постыдного и недостойного.

Дезорганизация семьи. На этом этапе происходят измене­ния в ролевых позициях для приспособления к напряженности изолированной ячейки общества. Поскольку проблема алкоголизма обнаружилась, а тем более - непьющей половиной супружеской пары, предпринимаются меры к тому, чтобы справиться с ней в рамках семьи. Эта непьющая половина обращается с призыва­ми бросить это "ради меня", "если ты меня действительно лю­бишь", "ради детей", и т. д. действуя в роли "спасителя" За­тем, уже в роли "преследователя", она принимает меры контроля за покупкой и потреблением спиртного, пряча его под замок, а то и выбрасывая из дома, соответственно выказывая признаки неодобрения и отвращения. Иногда она сама "напивается" для показа отчаяния, или демонстрирует истерическое поведение для привлечения внимания или для того, чтобы вызвать смягчение. Враждебность между партнерами усиливается, трещина расширяется и супруги ухудшают дело взаимными обвинениями.

Попытки реорганизации. Когда обхаживания и манипуляции не помогают восстановить былое равновесие, приходится искать новые способы регулирования, и ролевые позиции полностью переменяются.

Крах семьи. Развод. Разъезд. Отчужденность.

Подход 5.

Этот подход четко фиксирует каждую стадию изменений в ре­акции на алкогольную проблему в семье. Ясно то, что как модель ситуации он имеет преимущества, но однако не все семьи четко действует в полном соответствии с вышеописанными подходами: в одних фиксируются ролевые позиции, в других семьях эти по­зиции меняются. Поэтому каждая семья по-своему решает зада­чу восстановления былого равновесия в ней.

Информация для учителя:

Алкоголизм часто развивается у взрослых довольно медленно. Члены семьи могут не подозревать, что зависимость уже поразила одного из членов семьи - иногда до тех пор, пока она не будет уже довольно запущенной. Существуют призна­ки, которые могут послужить предупреждением для членов семьи. Чисто в семье могут отрицать существование подоб­ной проблемы. Информация, полученная на этом занятии, может оказаться стрессовой для тех учащихся, у которых кто-то в семье является алкоголиком, или для тех учащихся, которые подозревают, что у кого-то из родных имеются проблемы с алкоголем. Пожалуйста, будьте деликатны с уче­никами. Дайте им понять, что причина этой проблемы не в них, и они не в силах заставить ее исчезнуть. Но существуют источники, к которым они могут обратиться за помощью. Одним из таких источников является образование, знания об алкоголе, о том, что он из себя представляет, и о пробле­мах, с которыми сталкиваются семьи пьяниц. Подробно разузнайте о других источниках помощи, прежде чем на­чать работу с учащимися над этой наиболее трудной из тем.

Упражнения. Рекомендуется проводить упражнения характера деловой игры с распределением ролевых позиций между мужем и женой, без детей, когда один из них – пьющий. Второй вариант возможен, когда оба – пьющие. Третий вариант – при наличии одного ребенка, четвертый – при наличии двух детей и т. д.

Во всех видах упражнений задача одна - выявить чувства каждого члена семьи по отношению к алкогольной проблеме как таковой и по отношению к родителям со стороны детей, по отношению супругов друг к другу в "алкогольной семье", выступая поочередно в роли "спасителя", "жертвы", "преследователя", "бармена", уклоняющегося, миротворца и т. д.

Попросите учащихся ответить на вопрос "Зачем люди употребляют алкоголь?". Пусть они на уроке запишут это. И тогда мы увидим примерно следующее:

чтобы было хорошо

для кайфа

так легче общаться

от горя

чтобы было весело

забыться

чтобы танцевать

чтобы быть взрослее и круче

просто чтобы испытать, что это такое

уйти от боли

за компанию

чтобы расслабиться для смелости.

для энергии

уйти в другие миры

и многое другое...

Поразмышляйте над этим.

Затем задайте вопрос: "А почему люди этого не делают?"

они боятся за свою жизнь, здоровье

они боятся проблем родителей и милиции

у них есть трезвенные принципы и убеждения

иногда этого не делают потому что нет денег – но это временно...

И вновь поразмышляйте.

Учащиеся знают расхожую прибаутку: "Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет". Предложите учащимся придумать серию контрприбауток на этот счет. Например:

Кто не курит и не пьет,:

...тех успех у женщин ждет.

...любовь женщин обретет.

...тот здоровье бережет.

...тот детишек бережет.

...очень весело живет.

...радость женщинам несет.

...счастье в браке обретет.

...много денег сбережет.

...тот России патриот.

...в жизни далеко пойдет.

...тому в жизни повезет.

...от бандитов удерет.

...алкашей переживет.

...пример добрый подает.

...до больших чинов дойдет.

...в президенты попадет и т. д.

И, наконец, поделите учащихся на группы. Пусть члены каждой группы решат между собой собираются ли они:

1. написать стихотворение

2. создать коллаж

3. выполнить рисунок

4. написать песню

5. написать сценку

Учащиеся должны просмотреть розданный материал "16 вопросов и ответов об алкоголизме и семье" и остановить свой выбор на одном из пяти предложенных вариантов.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 369.