Структура рынка:
1. По объектам: Рынок товаров, услуг, труда, капитала, информации и т.д.
2. По субъектам: Рынок покупателей, Рынок продавцов и т.д.
3. По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.
4. По степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический.
5. По соответствию законодательства: легальный рынок, нелегальный («черный»)
Другие основания анализа рыночной структуры:
Товарная биржа - рынок товаров, продаваемых большими партиями.
Валютная биржа - рынок купли-продажи иностранной валюты
Рынок купли-продажи рабочей силы (регистрация и трудоустройство).
Фондовый рынок – рынок ценных бумаг.
Ценные бумаги - это специальным образом оформленные финансовые документы. В которых зафиксированы права их владельца или предъявителя. Право на имущество и на денежные выплаты по ценным бумагам их владельцам обеспечивают организации, которые выпускали и продали ценные бумаги. Ценная бумага – товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, т.е. нарицательную стоимость, указанную в ней, представляет собой определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если спрос на ценную бумагу, превысит предложение, то ее цена может превысить номинал. Такое отклонение рыночной цены ценной бумаги от номинала может приносить ее владельцу доход.
Ценные бумаги:
1)Акция – это ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на:
- получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов,
- на участие в управлении акционерным обществом,
- на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
2) Облигации – это ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента (от лат. выпускающий) облигации в предусмотренный срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигация закрепляет право владельца:
1)на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости или имущественного эквивалента,
2) на получение фиксированного % от номинальной стоимости,
3) подлежит выкупу ( погашению) в течение определенного, заранее обусловленного срока
Функции фондового рынка:
1) Инвестиционная функция, которая проявляется в том, что с помощью ценных бумаг осуществляется образование и распределение средств, необходимых для инвестиций – долгосрочных вложений капитала в промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли хозяйства.
2) Создаёт условия для передачи собственности. (Это происходит в случае покупки крупных пакетов ценных бумаг новыми собственниками).
3) Покрытие дефицита текущего бюджета.
Основой рынка ценных бумаг является фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется их купля-продажа. Это специально организованный аукцион, т.е. продажа с публичных торгов, при которой ценные бумаги приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену.
Большую роль в функционировании рынка играет его инфраструктура. Это совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок. К ним относятся и специальные учреждения, называемые биржами. Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.
Конкуренция и монополия
Одним из условий нормального функционирования рынка является конкуренция.
Конкуренция – соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке. Это главный мотор рыночной экономики. Конкуренция позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.
Конкуренция способствует:
1.Рациональному использованию ограниченных ресурсов
2.Снижению издержек
3.Повышению эффективности производства
4.Повышению качества товаров.
В конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). В определённых отраслях производства эти союзы сосредоточили большую часть производства товаров, стали монополиями.
Монополия – это:
1. Исключительное право на что-либо.
2. Союз предпринимателей, захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких монопольных цен, регулируемых рынком.
Это экономический диктат: путем установления монопольно высоких цен для получения монопольно высокой прибыли.
В России в 90-е гг. ХХ в. были приняты антимонополистические законы. Статья 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»
Современный рынок
Современный рынок – это смешанный рынок, где одновременно действуют рыночный механизм и государственное регулирование
(управлять экономикой в отсутствие того или другого – все равно, что пытаться аплодировать одной рукой).
На рынок воздействует также регулирование на уровне компаний. Они используют современную технику и методику сбора, обработки и распространения экономической информации (о товарах, ценах, изменениях спроса и т.д.).
Получила развитие деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах, - маркетинг.
Маркетинг - деятельность, направленная на изучение спроса и предложения товаров и услуг на рынке (сбор, обработка и распространение экономической информации) с целью продвижения товаров и услуг к покупателю.
Современный рынок – организованный (контрактный). Организованный (контрактный) рынок – фирмы, действующие на рынке ограничивают стихию рынка, ориентируют производство на известных им потребителей по предварительной договорённости.
На контрактом рынке тщательно изучается массовый спрос, его изменения. Совместными действиями крупных фирм и государственных органов рыночная стихия ограничивается, экономические отношения приобретают сравнительно организованный характер.
Фирмы в экономике»
Фирма в экономике (предприятие) – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
Формы рыночного предпринимательства (виды фирм):
1) Хозяйственное общество с единственным участником (индивидуальная частная фирма).
Особенности:
- единоличный и полновластный хозяин;
- самолично отвечает по обязательствам и ни с кем не делится чистой прибылью;
- свобода в принятии решений, но сложность сбора средств для создания и развития фирмы.
- создаётся лишь в форме общества с ограниченной ответственность (залогом является только имущество фирмы).
2) Товарищество (объединение лиц):
- полное товарищество (объединение предпринимателей);
- товарищество на вере (коммандитное) – объединение предпринимателей + вкладчики (коммандитисты).
Особенности:
- ведут дела от имени товарищества;
-управляют по общему согласию;
- деление прибыли пропорционально вложениям;
- при долгах отвечает каждый в полной мере;
- несут ответственность, в том числе и имуществом.
3) Акционерное общество (объединение капиталов):
- закрытого типа;
- открытого типа.
Особенности:
- множество акционеров-совладельцев;
- решения принимаются на собрании акционеров;
- ограничение в принятии решений;
- возможность сбора средств для создания и развития фирмы высока (за счёт эмиссии акций).
Цель фирмы:
- Максимизация прибыли, т.е. величины выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт.
- Максимизация объёма продаж в течение определённого периода времени,
- Максимизация темпов роста (количество филиалов, числа занятых, величина производственных мощностей и пр.).
ИЛИ:
Цель фирмы - получение прибыли и её максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.
Задачи фирмы:
- Рационально выбрать вид и объём производимых благ.
- Организовать или купить технологию производства.
- Соединить и использовать основные ресурсы производства.
- Грамотно управлять производственным процессом.
- Определить рынки сбыта готовой продукции.
Только совокупное решение этих сложных и разнообразных задач поможет производителю добиться эффективного производства и обеспечить жизнеспособность фирмы.
Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства, которым владеет фирма.
Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства:
1. Земля (природные ресурсы): полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир, собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений).
2. Труд – «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.
3. Капитал – это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.
4. Предпринимательские способности.
Во второй половине ХХ в. появился ещё один источник богатства – информация (тот, кто владеет информацией, владеет миром).
Доход от фактора производства труд – заработная плата.
Заработная плата – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за выполненный труд.
Доход, который приносит такой фактор производства, как земля, называетсярентой.
Капитал (от лат. capitalis – главный) – имущество, способное приносить доход. Капитал – это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства. Капитал обычно принадлежит фирме.
Капитал подразделяется на:
- физический капитал (средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг),
- денежный, или финансовый, капитал (деньги, используемые для приобретения физического капитала),
- инвестиции (вложение материальных и денежных средств в производство, в ценные бумаги).
В процессе производства образуются временно свободные денежные средства. Они могут быть использованы как ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности. Доходом на ссудный капитал является процент, выплачиваемый заёмщиками за использование чужих денег.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 316.