Рыночная структура и инфраструктура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура рынка:

1. По объектам: Рынок товаров, услуг, труда, капитала, информации и т.д.

2. По субъектам: Рынок покупателей, Рынок продавцов и т.д.

3. По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.

4. По степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический.

5. По соответствию законодательства: легальный рынок, нелегальный («черный»)

 

Другие основания анализа рыночной структуры:

Товарная биржа - рынок товаров, продаваемых большими партиями.

 

Валютная биржа - рынок купли-продажи иностранной валюты

 

Рынок купли-продажи рабочей силы (регистрация и трудоустройство).

 

Фондовый рынок – рынок ценных бумаг.

Ценные бумаги - это специальным образом оформленные финансовые документы. В которых зафиксированы права их владельца или предъявителя. Право на имущество и на денежные выплаты по ценным бумагам их владельцам обеспечивают организации, которые выпускали и продали ценные бумаги. Ценная бумага – товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, т.е. нарицательную стоимость, указанную в ней, представляет собой определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если спрос на ценную бумагу, превысит предложение, то ее цена может превысить номинал. Такое отклонение рыночной цены ценной бумаги от номинала может приносить ее владельцу доход.

Ценные бумаги:

1)Акция – это ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на:

- получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов,

- на участие в управлении акционерным обществом,

- на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

2) Облигации – это ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента (от лат. выпускающий) облигации в предусмотренный срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация закрепляет право владельца:

1)на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости или имущественного эквивалента,

2) на получение фиксированного % от номинальной стоимости,

3) подлежит выкупу ( погашению) в течение определенного, заранее обусловленного срока

 

Функции фондового рынка:

1) Инвестиционная функция, которая проявляется в том, что с помощью ценных бумаг осуществляется образование и распределение средств, необходимых для инвестиций – долгосрочных вложений капитала в промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

2) Создаёт условия для передачи собственности. (Это происходит в случае покупки крупных пакетов ценных бумаг новыми собственниками).

3) Покрытие дефицита текущего бюджета.

Основой рынка ценных бумаг является фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется их купля-продажа. Это специально организованный аукцион, т.е. продажа с публичных торгов, при которой ценные бумаги приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену.

 

Большую роль в функционировании рынка играет его инфраструктура. Это совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок. К ним относятся и специальные учреждения, называемые биржами. Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.

 

Конкуренция и монополия

Одним из условий нормального функционирования рынка является конкуренция.

Конкуренциясоперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке. Это главный мотор рыночной экономики. Конкуренция позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.

Конкуренция способствует:

1.Рациональному использованию ограниченных ресурсов

2.Снижению издержек

3.Повышению эффективности производства

4.Повышению качества товаров.

 

В конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). В определённых отраслях производства эти союзы сосредоточили большую часть производства товаров, стали монополиями.

Монополия – это:

1. Исключительное право на что-либо.

2. Союз предпринимателей, захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких монопольных цен, регулируемых рынком.

Это экономический диктат: путем установления монопольно высоких цен для получения монопольно высокой прибыли.

В России в 90-е гг. ХХ в. были приняты антимонополистические законы. Статья 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»

 

Современный рынок

Современный рынок – это смешанный рынок, где одновременно действуют рыночный механизм и государственное регулирование

(управлять экономикой в отсутствие того или другого – все равно, что пытаться аплодировать одной рукой).

На рынок воздействует также регулирование на уровне компаний. Они используют современную технику и методику сбора, обработки и распространения экономической информации (о товарах, ценах, изменениях спроса и т.д.).

Получила развитие деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах, - маркетинг.

Маркетинг - деятельность, направленная на изучение спроса и предложения товаров и услуг на рынке (сбор, обработка и распространение экономической информации) с целью продвижения товаров и услуг к покупателю.

 

Современный рынок – организованный (контрактный). Организованный (контрактный) рынок – фирмы, действующие на рынке ограничивают стихию рынка, ориентируют производство на известных им потребителей по предварительной договорённости.

На контрактом рынке тщательно изучается массовый спрос, его изменения. Совместными действиями крупных фирм и государственных органов рыночная стихия ограничивается, экономические отношения приобретают сравнительно организованный характер.

Фирмы в экономике»

Фирма в экономике (предприятие) – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

 

Формы рыночного предпринимательства (виды фирм):

1) Хозяйственное общество с единственным участником (индивидуальная частная фирма).

Особенности:

- единоличный и полновластный хозяин;

- самолично отвечает по обязательствам и ни с кем не делится чистой прибылью;

- свобода в принятии решений, но сложность сбора средств для создания и развития фирмы.

- создаётся лишь в форме общества с ограниченной ответственность (залогом является только имущество фирмы).

 

2) Товарищество (объединение лиц):

- полное товарищество (объединение предпринимателей);

- товарищество на вере (коммандитное) – объединение предпринимателей + вкладчики (коммандитисты).

Особенности:

- ведут дела от имени товарищества;

-управляют по общему согласию;

- деление прибыли пропорционально вложениям;

- при долгах отвечает каждый в полной мере;

- несут ответственность, в том числе и имуществом.

 

3) Акционерное общество (объединение капиталов):

- закрытого типа;

- открытого типа.

Особенности:

- множество акционеров-совладельцев;

- решения принимаются на собрании акционеров;

- ограничение в принятии решений;

- возможность сбора средств для создания и развития фирмы высока (за счёт эмиссии акций).

 

Цель фирмы:

- Максимизация прибыли, т.е. величины выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт.

- Максимизация объёма продаж в течение определённого периода времени,

- Максимизация темпов роста (количество филиалов, числа занятых, величина производственных мощностей и пр.).

ИЛИ:

Цель фирмы - получение прибыли и её максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах.

 

Прибыльпревышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.

 

Задачи фирмы:

- Рационально выбрать вид и объём производимых благ.

- Организовать или купить технологию производства.

- Соединить и использовать основные ресурсы производства.

- Грамотно управлять производственным процессом.

- Определить рынки сбыта готовой продукции.

Только совокупное решение этих сложных и разнообразных задач поможет производителю добиться эффективного производства и обеспечить жизнеспособность фирмы.

Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства, которым владеет фирма.

 

Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства:

1. Земля (природные ресурсы): полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир, собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений).

2. Труд – «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.

3. Капитал – это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.

4. Предпринимательские способности.

Во второй половине ХХ в. появился ещё один источник богатства – информация (тот, кто владеет информацией, владеет миром).

 

 

Доход от фактора производства труд – заработная плата.

Заработная плата – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за выполненный труд.

Доход, который приносит такой фактор производства, как земля, называетсярентой.

Капитал (от лат. capitalis – главный) – имущество, способное приносить доход. Капитал – это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства. Капитал обычно принадлежит фирме.

Капитал подразделяется на:

- физический капитал (средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг),

- денежный, или финансовый, капитал (деньги, используемые для приобретения физического капитала),

- инвестиции (вложение материальных и денежных средств в производство, в ценные бумаги).

В процессе производства образуются временно свободные денежные средства. Они могут быть использованы как ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности. Доходом на ссудный капитал является процент, выплачиваемый заёмщиками за использование чужих денег.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.