Экономическая система - формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся:
- во-первых, по типу собственности;
- во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики;
- в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства
Типы экономических систем:
1. Традиционная экономическая система. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.
2.Командная экономика. Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.
3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск. Характерные черты – частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.
4.Смешанная экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.
Рынок – совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Главные действующие лица на рынке - продавцы и покупатели.
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА.
Спрос – это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени.
Виды спроса:
- индивидуальный (спрос одного лица или по отдельным товарам);
- совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары).
«Спрос» это не одно и тоже, что «потребность». Потребностей много, но не все мы можем оплатить. Реальный покупательский спрос – это платежеспособный спрос.
Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Это закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.
Закон спроса не действует:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен
- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)
Спрос зависит от:
- цены товара;
- наличия денежных средств у покупателей (доходов);
- полезности товара (например, погода, т.е. сезона);
- численности населения;
- моды, вкуса на товар;
- качества товара;
- опасения повышения цен;
- действие рекламы.
Пример: мы пьём обычный растворимый кофе (D). Если доходы позволяют, мы пьём натуральный кофе (D2) – кривая спроса переместилась вправо. Если нет средств, мы пьём ячменный кофе – товар низшей категории (D1) – кривая спроса переместилась влево.
D
Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени.
Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать (закон предложения).
Кривая предложения
P 1 и P 2 - цена
Q 1 и Q 2- величина спроса
S - предложение
С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие.
Предложение зависит от:
- затрат на ресурсы
- технологии производства (чем лучше технология, тем больше товаров можно произвести из одного и того же объёма, ресурсов),
- ожидания повышения цен в будущем (появляется желание у продавца «попридержать» товар, пока не появятся более выгодные условия продажи).
Предложение может меняться под влиянием неценовых факторов:
· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
· выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;
· изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);
· природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.
Так же как и спрос, предложение подвержено воздействию ряда неценовых факторов, смещающих на графике кривую предложения. Увеличение предложения сдвигает кривую вправо (S1) , уменьшение – влево (S2).
Р – цена
Q – количество
S - предложение
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.
Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников ранка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Если цена товар будет выше равновесной. То излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.
Рынок регулирует производство, 2сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить. Это и есть рыночный механизм регулирования производства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.