Рыночные отношения в экономике»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая система - формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся:

- во-первых, по типу собственности;

- во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики;

- в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства

 

Типы экономических систем:

1. Традиционная экономическая система. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.

2.Командная экономика. Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.

3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск. Характерные черты – частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.

4.Смешанная экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

 

Рынок – совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Главные действующие лица на рынке - продавцы и покупатели.

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА.

Спрос – это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени.

Виды спроса:

- индивидуальный (спрос одного лица или по отдельным товарам);

- совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары).

«Спрос» это не одно и тоже, что «потребность». Потребностей много, но не все мы можем оплатить. Реальный покупательский спрос – это платежеспособный спрос.

Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Это закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.

 

 

 

Закон спроса не действует:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен

- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег

- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)

 

Спрос зависит от:

- цены товара;

- наличия денежных средств у покупателей (доходов);

- полезности товара (например, погода, т.е. сезона);

- численности населения;

- моды, вкуса на товар;

- качества товара;

- опасения повышения цен;

- действие рекламы.

Пример: мы пьём обычный растворимый кофе (D). Если доходы позволяют, мы пьём натуральный кофе (D2) – кривая спроса переместилась вправо. Если нет средств, мы пьём ячменный кофе – товар низшей категории (D1) – кривая спроса переместилась влево.

 

D

 

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени.

 

Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать (закон предложения).

 

Кривая предложения

 

P 1 и P 2 - цена

Q 1 и Q 2- величина спроса

S - предложение

С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие.

 

 

Предложение зависит от:

- затрат на ресурсы

- технологии производства (чем лучше технология, тем больше товаров можно произвести из одного и того же объёма, ресурсов),

- ожидания повышения цен в будущем (появляется желание у продавца «попридержать» товар, пока не появятся более выгодные условия продажи).

 

 

Предложение может меняться под влиянием неценовых факторов:

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;

· выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;

· изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);

· природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Так же как и спрос, предложение подвержено воздействию ряда неценовых факторов, смещающих на графике кривую предложения. Увеличение предложения сдвигает кривую вправо (S1) , уменьшение – влево (S2).

Р – цена

Q – количество

S - предложение

Рыночное равновесиеситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

 

Равновесная ценацена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.

Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников ранка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Если цена товар будет выше равновесной. То излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.

Рынок регулирует производство, 2сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить. Это и есть рыночный механизм регулирования производства.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.