Отличительные черты Послания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Апостол Павел раскрывает свою душу перед Церковью в Филиппах, преподаёт ряд увещании, похвал, благодатных воспоминании, а также высказывает ряд сокровенных мыслей о Христе.

Богословское содержание Послания составляет возвышенная христология, учение о Христе как о Центре духовных устремлений христианина. Верующие должны воплощать в себе образ Христа, Который Сам воплотил в Своём подвиге волю Отца. В этой связи Апостол Павел излагает учение о кенозисе (или самоуничижении) Христа.

Апостол предостерегает филиппийцев об опасности распространения ересей, учит почитать всё тщетой ради познания Христа (3:2-16), удаляться врагов креста Христова (3:17-19), напоминает о неминуемости Второго славного пришествия Господа и воскресения (3:20-21).

Тема страданий это главная тема послания к Филиппийцам. В этом смысле всеми знаемый и любимый отрывок: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, иже, во образе Божием не почитал хищением быть равным Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, по образу стал как человек и посему и Бог превознес Его, и дарова Ему имя паче всякого имене, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». Это не просто гимн о Христе, хотя это само по себе не мало, учение о страдании и прославлении Христа. Павел даёт Филиппийским христианам пример Самого Христа.

План послания.

 

I. Апостол Павел о себе (1:12-30, 3:1-16).

 

1. Узы Апостола – залог успеха благовествования о Христе (1:12-26).

2. Призыв безбоязненно подвизаться в вере (1:27-30).

3. Пример жизни Апостола (3:1-16).

 

II. О Спасителе и спасении (2:1-18).

 

1. Догматическое учение о кенозисе Спасителя (2:1-11).

2. Роль смирения в деле человеческого спасения (2:12-18).

 

III. Благовестие радости (4 глава).

 

1. Предостережение от лжеучителей (3:17-21).

2. Заключительные советы и призывы (4:1-8).

3. Благодарность Апостола, заключение и благословение (4:21-23).

 

Содержание послания.

1. Значение уз Апостола Павла (1:1-26).

Апостол Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большее успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории (1:12-13). Апостол замечает, что некоторые проповедуют «не чисто, думая увеличить тяжесть уз» его (1:16). Это, скорее всего, были иудействующие. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе (1:18-19).

Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (1:20-21).

Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны (1 Кор. 13:3). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним.

Апостол Павел выражает твёрдую уверенность, что будет освобождён от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах (1:25; 2:24). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобождён и посетил Филиппы (около 65 года).

2. Увещания к единодушию и смирению (1:27-2:30).

Вместо безпокойства о судьбе Апостола Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» (1:27). Апостол Павел призывает всякого христианина.

Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, …смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2:6-8).

 

Апостол утверждает здесь ту мысль, что Христос, как «образ Божий» (En mopfh tou Teou), не считал «хищением» называться Богом, как обвиняли его в этом иудеи, не восхитился к Божеству, подобно языческим мистикам, в экстазе, но был истинный Бог по существу (mopfh – образ, указывает на внутреннее и полное тождество с Первообразом). Уничижение (kenwsis) относится не к божественной, неизменной, но к человеческой природе и к богочеловеческой Личности Христа, Который в воплощении не явился во славе, но «принял образ раба» (mopfh dolou), т.е. самого униженного человека. Вершина смирения и послушания воле Небесного Отца и кенозиса проявилась в крестных страданиях и смерти Христа.

 

За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу и «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2:9), т.е. Его человечество введено в славу Божества (по воскресении). Христос как человек принял то, что как Бог имел всегда. Прославленное человечеству Христа дарованы Богом такие силы и слава, которые поставили Его выше всякой твари, так что Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (2:10), т.е. безплотных духов, людей и душ умерших.

 

Этой великой тайне воплощения, кенозиса и прославления человеческой природы во Христе послужила Пресвятая Дева Мария Своим смирением, разделив уничижение и славу Своего Сына. По этой причине это место (2:5-11) берется для апостольского чтения в Богородичные праздники (икон, Рождества, Успения и Покрова Богородицы).

 

Из этой богословской части Послания филиппийцы должны были сделать вывод, что если Иисус Христос, будучи Богом, смирил Себя до того, что стал во всем подобным им, кроме греха, и был распят и умер на кресте за их грехи, то и в них должна быть такая же безграничная готовность ко всякому уничижению за Христа.

 

Поэтому и филиппийцы должны с такой же радостью относиться к своим скорбям, сорадуясь Апостолу (2:18).

 

3.Предостережение от лжеучителей (3:1-21).

 

Апостол обращает внимание филиппийцев на опасность, угрожающую им от лжеучителей, требующих обрезания от христиан. Он называет их «псами», способными осквернить все святое и растерзать истинных служителей Бога; «злыми делателями» (3:2), препятствующими распространению Евангелия, держась дел закона (см. Исая 66:3; Мф.7:6). Насколько безполезно надеяться на дела закона в деле спасения, на плотское обрезание, Апостол показывает на себе. Будучи чистокровным евреем, из колена Вениаминова, в 8ой день обрезанным, по учению – фарисеем, по ревности – гонителем Церкви Божией (3:4-6), – все это он ставит ни во что, когда речь идет о спасении. Ради Христа он отказывается от всех преимуществ иудейства и закона, потому что пришло большее оправдание от веры во Христа и с ним большие преимущества.

 

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (3:7-8).

 

Далее Апостол указывают, что же приобретает верующий во Христа:

 

1) оправдание перед Богом через веру в Него (3:9);

2) Богопознание (3:10);

3) соучастие в воскресении Христа через соучастие в Его страданиях и смерти (3,10-11). Страдающий со Христом будет с Ним прославлен, получит великую славу, как Христос получил великую славу.

 

4. Заключение (глава 4).

 

Апостол увещает филиппийцев твердо держаться благочестивого строя жизни, всегда радоваться в Господе (4:4), осознавая, что «Господь близко» (4:5). Пребывающий в Боге всегда радуется. Такое состояние переживал народ израильский, когда приветствовал Христа, шедшего в Неделю Ваий в Иерусалим. Стихи (4:4-9) установлены для чтения Апостола в этот праздник.

 

Апостол Павел благодарит филиппийцев за их заботу и любовь, за дела милосердия по отношению к нему, поощряя их к этому, впрочем, не для своей выгоды, а ради их духовной пользы (4:10-19). В конце передает приветствия «от всех святых» т.е. от своих сотрудников, и благословение от Господа.



Вопрос №14.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.