Цель: формирование навыков решения тригонометрических неравенств.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Решить неравенство:
.
Решение. По определению
– это абсцисса точки единичной ок-
ружности. Чтобы решить неравенство
, нужно выяснить, какие
точки единичной окружности имеют абсциссу, большую
.
Абсциссу, равную
, имеют две точки единичной окружности
и
(рис. 35.1) . Точка
получается поворотом точки
на угол
, а также на углы
, где
. Точка
получается поворотом точки
на угол
, а также на углы
, где
.

Рисунок 35.1 - Решение неравенства 
Абсциссу, большую
, имеют все точки
дуги единичной окружности, лежащие правее прямой
. Таким образом, решениями неравенства
являются все числа
из промежутка
. Все решения данного неравенства – множество интервалов:
,
.
Пример 2. Решить неравенство:
.
Решение. Абсциссу, не большую
, имеют все точки дуги
единичной окружности (рис. 35.2). Поэтому решениями неравенства
являются числа
, которые принадлежат отрезку
. Все решения данного неравенства – множество отрезков:
,
.
Рисунок 35.2 - Решение неравенства
Пример 3. Решить неравенство:
.
Решение. Ординату, не меньшую
, имеют все точки дуги
единичной окружности (рис. 35.3).

Рисунок 35.3 - Решение неравенства 
Поэтому решениями неравенства
являются числа
, которые принадлежат отрезку
. Все решения данного неравенства – множество отрезков:
,
.
Отметим, что все точки окружности, лежащие ниже прямой
, имеют ординату, меньшую
(рис. 35.3). Поэтому все числа
являются решениями неравенства
.
Все решения этого неравенства – интервалы:
,
.
Задания к практической работе
Задание 1. Решить неравенство:
1. ;
| 2. ;
| 3. ;
|
4. ;
| 5. ;
| 6. ;
|
7. ;
| 8. ;
| 9. ;
|
10. ;
| 11.
| 12.
|
13. ;
| 14. ;
| 15. ;
|
16. ;
| 17. ;
| 18. ;
|
19. ;
| 20. ;
| 21. .
|
Контрольные вопросы
1. Какие неравенства называются тригонометрическими?
2. Какими способами можно решить простейшее тригонометрическое неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа № 36
Тема: Использование свойств и графиков функций
Для решения уравнений и неравенств
Цель: формирование навыков решения уравнений и неравенств с
помощью графиков функций.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение
. Найти приближенные значения этих корней.
Решение: Построим на одном рисунке графики функций
и
(рис. 36.1). Графики пересекаются в одной точке при
.
Ответ:
.

Рисунок 36.1 - графики функций
и 
Пример 2. С помощью графиков решить неравенство:
.
Решение: Построим на одном рисунке графики функций
и
(рис. 36.2) и выясним, при каких значениях
точки графика функции
лежат ниже точек графика функции
.
Из рисунка видно, что эти графики пересекаются в одной точке, абсцисса которой является корнем уравнения
. Этот корень
. График функции
лежит ниже графика функции
при
.
Ответ:
.
Рисунок 36.2 - Графики функций
и 
Задания к практической работе
Задание 1. Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение:
1. ;
| 2. ;
|
3. ;
| 4. .
|
Задание 2. Решить графически неравенство:
1. ;
| 2. ;
|
3. ;
| 4. ;
|
5. ;
| 6. ;
|
7. ;
| 8. .
|
Контрольные вопросы
1. Как с помощью графиков решить уравнение?
2. Как с помощью графиков решить неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа № 37
Дата: 2018-12-28, просмотров: 517.