Цель: формирование навыков решения тригонометрических неравенств.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Решить неравенство: .
Решение. По определению – это абсцисса точки единичной ок-
ружности. Чтобы решить неравенство , нужно выяснить, какие
точки единичной окружности имеют абсциссу, большую .
Абсциссу, равную , имеют две точки единичной окружности и (рис. 35.1) . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где .
Рисунок 35.1 - Решение неравенства
Абсциссу, большую , имеют все точки дуги единичной окружности, лежащие правее прямой . Таким образом, решениями неравенства являются все числа из промежутка . Все решения данного неравенства – множество интервалов: , .
Пример 2. Решить неравенство: .
Решение. Абсциссу, не большую , имеют все точки дуги единичной окружности (рис. 35.2). Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множество отрезков: , .
Рисунок 35.2 - Решение неравенства
Пример 3. Решить неравенство: .
Решение. Ординату, не меньшую , имеют все точки дуги единичной окружности (рис. 35.3).
Рисунок 35.3 - Решение неравенства
Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множество отрезков: , .
Отметим, что все точки окружности, лежащие ниже прямой , имеют ординату, меньшую (рис. 35.3). Поэтому все числа являются решениями неравенства .
Все решения этого неравенства – интервалы: , .
Задания к практической работе
Задание 1. Решить неравенство:
1. ; | 2. ; | 3. ; |
4. ; | 5. ; | 6. ; |
7. ; | 8. ; | 9. ; |
10. ; | 11. | 12. |
13. ; | 14. ; | 15. ; |
16. ; | 17. ; | 18. ; |
19. ; | 20. ; | 21. . |
Контрольные вопросы
1. Какие неравенства называются тригонометрическими?
2. Какими способами можно решить простейшее тригонометрическое неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа № 36
Тема: Использование свойств и графиков функций
Для решения уравнений и неравенств
Цель: формирование навыков решения уравнений и неравенств с
помощью графиков функций.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение . Найти приближенные значения этих корней.
Решение: Построим на одном рисунке графики функций и (рис. 36.1). Графики пересекаются в одной точке при .
Ответ: .
Рисунок 36.1 - графики функций и
Пример 2. С помощью графиков решить неравенство: .
Решение: Построим на одном рисунке графики функций и (рис. 36.2) и выясним, при каких значениях точки графика функции лежат ниже точек графика функции .
Из рисунка видно, что эти графики пересекаются в одной точке, абсцисса которой является корнем уравнения . Этот корень . График функции лежит ниже графика функции при .
Ответ: .
Рисунок 36.2 - Графики функций и
Задания к практической работе
Задание 1. Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение:
1. ; | 2. ; |
3. ; | 4. . |
Задание 2. Решить графически неравенство:
1. ; | 2. ; |
3. ; | 4. ; |
5. ; | 6. ; |
7. ; | 8. . |
Контрольные вопросы
1. Как с помощью графиков решить уравнение?
2. Как с помощью графиков решить неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа № 37
Дата: 2018-12-28, просмотров: 443.