Методические указания по изучению темы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

В начале изучения данной темы необходимо определить понятие социологического исследования как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью. Главным условием социологического исследования является его направленность на социальную реальность, на практику социального управления.

При изучении классификации социологических исследований необходимо обратить внимание, что в зависимости от типа конечных результатов исследования выделяются теоретико-прикладные социологические исследования и прикладные социологические исследования. Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных, по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение специалиста репрезентативную информацию. Обращаем внимание, что в прикладной социологии в зависимости от объекта и предмета исследования, его целей и задач, а также применяемой методологии и методов исследования выделяются следующие виды социологических исследований: пилотажное (пробное) исследование; полевое исследование; монографическое исследование; сравнительное исследование; выборочное исследование; исследования ориентированные на изучение развития явлений и процессов во времени, или повторные, к которым относятся панельные, лонгитюдные, трендовые и когортные.

Изучая процедуру социологического исследования, которая представляется в виде определенной последовательности действий исследовательского коллектива, чтобы наиболее точно и эффективно получить ответ на поставленную проблему, следует обратить особое внимание на этапы социологического исследования. Этапами социологического исследования являются: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; этап подготовки к обработке и обработка собранной информации; этап анализа информации и подготовка итоговых документов исследования. Основное внимание при изучении подготовительного этапа исследования необходимо обратить на конструирование программы социологического исследования, которая включает следующие обязательные разделы: методологический или раздел разработки теоретической концепции исследования, методический и организационно-технический.

Второй этап социологического исследования – полевой или этап сбора эмпирических данных. На этом этапе социолог добывает первичную социологическую информацию. Следующий этап характеризуется подготовкой (шифровка, кодирование) и обработкой информации, производимой, как правило, при помощи компьютера и представлении полученных результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной) форме. Заключительный этап социологического исследования – анализ информации и подготовка итоговых документов, т.е. происходит подготовка отчета по результатам, формулируются выводы и практические рекомендации.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, чем обусловлено обращение к стратегиям формирования и сбора данных на основе выборочного метода исследования. Изучение данного вопроса следует начать с определения понятий объект исследования (при различении концептуального, проектируемого, реального), генеральной и выборочной совокупности. Изучая процедуру формирования выборки, следует определить следующие понятия: «основа и репрезентативность выборки», «единицы отбора» и «единица наблюдения», «объем выборки». Организация процедур формирования выборочной совокупности включает следующие основные выборки: одноступенчатую, случайную (вероятностный отбор) и неслучайную, гнездовую, систематическую, районированную (стратифицированная), квотную, многоступенчатую, территориальную, производственную, метод типичных представителей.

Для сбора эмпирической информации, в зависимости от применяемых методов исследования, в структуре социологического знания различают методы: наблюдения – включенного и невключенного; анализа документов – формализованного (контент-анализ) и неформализованного; опроса, включающего анкетные методы и социологическое интервью.

 

Литература

Основная: [2]; [3]; [4]; [8]; [13]; [15].

Дополнительная: [23]; [36]; [37]; [43]; [44]; [45].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам социологического исследования.

2. Перечислите этапы социологического исследования.

3. Назовите разделы Программы социологического исследования. Какие процедуры они включают в себя?

4. Какие типы социологических исследований вы знаете?

5. Что дает системный анализ объекта исследования?

6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

7. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?

8. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным?

9. Что такое систематическая и случайная ошибки выборки?

10. Что представляет собой процедура операционализации?

11. В чем специфика пилотажного исследования?

12. Какие методы и технические приемы сбора социологической информации вы знаете?

Примерная тематика рефератов

 

1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии.

2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903).

3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904).

4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).

5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).

6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921).

7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917).

8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937).

10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924).

11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929).

12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930).

13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920).

14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918).

15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931).

16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929).

17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986).

18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959).

19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929-2017) и Томаса Лукмана (1927-2016).

20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917-2011).

21. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980).

22. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).

23. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989).

24. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918-2002).

25. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

26. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979).

27. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003).

28. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982).

29. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995).

30. Теория структурации Энтони Гидденса (1938).

31. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002).

32. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929).

33. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984).

34. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930-2004).

35. Теория общества риска Ульриха Бека (1944-2015).

36. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925-2017).

37. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929-2007).

38. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940).

39. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера.

40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта.

41. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений.

42. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).

43. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия.

44. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.

45. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования.

46. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики.

47. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).

48. Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции.

49. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества.

50. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности.

51. Системные кризисы в современном обществе: факторы и социальные последствия.

52. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда.

53. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России.

54. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.

55. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области.

56. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности.

57. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация.

58. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России.

59. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе.

60. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.

61. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе.

62. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе.

63. Социальные атрибуты массы как социальной общности.

64. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс.

65. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития.

66. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели.

67. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере).

68. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества.

69. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования.

70. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства.

71. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения.

72. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей.

73. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения.

74. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область).

75. Влияние процессов глобализации на современную Россию.

76.  Гражданское общество: содержание понятия и структура.

77.  Права человека как основа гражданского общества и правового государства.

78.  Понимание гражданской свободы Дж. Ст. Миллем и А. де Токвилем.

79.  Политические партии как посредник между гражданским обществом и государством.

80.  Содержание концепции частной собственности. Дискуссии о вреде и пользе частной собственности для общества.

81.  Профсоюзы и их место в структуре институтов гражданского общества.

82.  Средства массовой информации и их роль в развитии институтов гражданского общества.

83.  Семья как первичная основа гражданского общества.

84.  Роль церкви и религиозных организаций в формировании гражданского общества.

85.  Неправительственные организации как фактор развития общественных движений (женские, правозащитные, природоохранные и др. организации).

86.  Проблема формирования гражданского общества в России в 19-начале 20-го веков.

87.  Россия в начале 21-го века: перспективы формирования и развития гражданского общества.

88. Основные понятия социологического анализа культуры: артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

89. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.

90. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.