При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.
В начале изучения данной темы необходимо определить понятие социологического исследования как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью. Главным условием социологического исследования является его направленность на социальную реальность, на практику социального управления.
При изучении классификации социологических исследований необходимо обратить внимание, что в зависимости от типа конечных результатов исследования выделяются теоретико-прикладные социологические исследования и прикладные социологические исследования. Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных, по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение специалиста репрезентативную информацию. Обращаем внимание, что в прикладной социологии в зависимости от объекта и предмета исследования, его целей и задач, а также применяемой методологии и методов исследования выделяются следующие виды социологических исследований: пилотажное (пробное) исследование; полевое исследование; монографическое исследование; сравнительное исследование; выборочное исследование; исследования ориентированные на изучение развития явлений и процессов во времени, или повторные, к которым относятся панельные, лонгитюдные, трендовые и когортные.
Изучая процедуру социологического исследования, которая представляется в виде определенной последовательности действий исследовательского коллектива, чтобы наиболее точно и эффективно получить ответ на поставленную проблему, следует обратить особое внимание на этапы социологического исследования. Этапами социологического исследования являются: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; этап подготовки к обработке и обработка собранной информации; этап анализа информации и подготовка итоговых документов исследования. Основное внимание при изучении подготовительного этапа исследования необходимо обратить на конструирование программы социологического исследования, которая включает следующие обязательные разделы: методологический или раздел разработки теоретической концепции исследования, методический и организационно-технический.
Второй этап социологического исследования – полевой или этап сбора эмпирических данных. На этом этапе социолог добывает первичную социологическую информацию. Следующий этап характеризуется подготовкой (шифровка, кодирование) и обработкой информации, производимой, как правило, при помощи компьютера и представлении полученных результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной) форме. Заключительный этап социологического исследования – анализ информации и подготовка итоговых документов, т.е. происходит подготовка отчета по результатам, формулируются выводы и практические рекомендации.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, чем обусловлено обращение к стратегиям формирования и сбора данных на основе выборочного метода исследования. Изучение данного вопроса следует начать с определения понятий объект исследования (при различении концептуального, проектируемого, реального), генеральной и выборочной совокупности. Изучая процедуру формирования выборки, следует определить следующие понятия: «основа и репрезентативность выборки», «единицы отбора» и «единица наблюдения», «объем выборки». Организация процедур формирования выборочной совокупности включает следующие основные выборки: одноступенчатую, случайную (вероятностный отбор) и неслучайную, гнездовую, систематическую, районированную (стратифицированная), квотную, многоступенчатую, территориальную, производственную, метод типичных представителей.
Для сбора эмпирической информации, в зависимости от применяемых методов исследования, в структуре социологического знания различают методы: наблюдения – включенного и невключенного; анализа документов – формализованного (контент-анализ) и неформализованного; опроса, включающего анкетные методы и социологическое интервью.
Литература
Основная: [2]; [3]; [4]; [8]; [13]; [15].
Дополнительная: [23]; [36]; [37]; [43]; [44]; [45].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам социологического исследования.
2. Перечислите этапы социологического исследования.
3. Назовите разделы Программы социологического исследования. Какие процедуры они включают в себя?
4. Какие типы социологических исследований вы знаете?
5. Что дает системный анализ объекта исследования?
6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?
7. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?
8. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным?
9. Что такое систематическая и случайная ошибки выборки?
10. Что представляет собой процедура операционализации?
11. В чем специфика пилотажного исследования?
12. Какие методы и технические приемы сбора социологической информации вы знаете?
Примерная тематика рефератов
1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии.
2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903).
3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904).
4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).
5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).
6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921).
7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917).
8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).
9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937).
10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924).
11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929).
12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930).
13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920).
14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918).
15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931).
16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929).
17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986).
18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959).
19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929-2017) и Томаса Лукмана (1927-2016).
20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917-2011).
21. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980).
22. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).
23. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989).
24. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918-2002).
25. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).
26. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979).
27. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003).
28. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982).
29. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995).
30. Теория структурации Энтони Гидденса (1938).
31. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002).
32. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929).
33. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984).
34. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930-2004).
35. Теория общества риска Ульриха Бека (1944-2015).
36. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925-2017).
37. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929-2007).
38. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940).
39. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера.
40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта.
41. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений.
42. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).
43. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия.
44. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.
45. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования.
46. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики.
47. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).
48. Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции.
49. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества.
50. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности.
51. Системные кризисы в современном обществе: факторы и социальные последствия.
52. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда.
53. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России.
54. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.
55. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области.
56. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности.
57. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация.
58. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России.
59. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе.
60. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.
61. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе.
62. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе.
63. Социальные атрибуты массы как социальной общности.
64. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс.
65. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития.
66. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели.
67. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере).
68. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества.
69. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования.
70. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства.
71. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения.
72. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей.
73. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения.
74. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область).
75. Влияние процессов глобализации на современную Россию.
76. Гражданское общество: содержание понятия и структура.
77. Права человека как основа гражданского общества и правового государства.
78. Понимание гражданской свободы Дж. Ст. Миллем и А. де Токвилем.
79. Политические партии как посредник между гражданским обществом и государством.
80. Содержание концепции частной собственности. Дискуссии о вреде и пользе частной собственности для общества.
81. Профсоюзы и их место в структуре институтов гражданского общества.
82. Средства массовой информации и их роль в развитии институтов гражданского общества.
83. Семья как первичная основа гражданского общества.
84. Роль церкви и религиозных организаций в формировании гражданского общества.
85. Неправительственные организации как фактор развития общественных движений (женские, правозащитные, природоохранные и др. организации).
86. Проблема формирования гражданского общества в России в 19-начале 20-го веков.
87. Россия в начале 21-го века: перспективы формирования и развития гражданского общества.
88. Основные понятия социологического анализа культуры: артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.
89. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.
90. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.