Методические указания по изучению темы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Самостоятельное изучение данной темы целесообразно начинать с определения социального института, как исторически сложившейся устойчивой формы организации совместной деятельности людей. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений социологи называют институциализацией. Необходимо обратить особое внимание на ряд основных моментов, которые включает данный процесс, а именно: социальная потребность, вне- и надличность, организационное оформление. Институциональная социология, яркими представителями которой являются С. Липсет, П. Блау, М. Дюверже, Ч. Миллс, изучает устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Институционализм трактует институты как группы людей, объединенные какой-либо идеей, чувством солидарности для выполнения какой-либо функции.

Затем необходимо изучить основные виды социальных институтов: экономические, политические, социокультурные и воспитательные, нормативно-ориентирующие. Особое внимание нужно обратить на процессы деинституциализации, называемые дисфункцией социальных институтов, и ее основные причины.

При изучении универсального социального института, в качестве которого выступает семья, обратите внимание на ее определение как объединения людей, основанного на кровном родстве, браке или усыновлении детей, людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, прежде всего за воспитание детей. Затем переходите к рассмотрению и анализу основных функций семьи: репродуктивной, социализирующей, экономической, защитно-охранительной, первичного социального контроля, сексуальной, эмоциональной, духовной и др. Не забудьте, что социологи рассматривают семью в качестве малой социальной группы, социальной организации и универсального социального института общества. Рассмотрите основные исторические формы семьи и брака, которые взаимосвязаны.

В заключение обратите внимание на социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, на основные направления государственной политики в области семейно-брачных отношений в Российской Федерации.

Литература

Основная: [1]; [2]; [3]; [6]; [8].

Дополнительная: [23]; [24]; [26]; [28].

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает институциональная социология?

2. Какие основные общественные потребности удовлетворяют социальные институты общества?

3. Какие основные институты общества вы знаете?

4. Каковы особенности «явных» и «латентных» функций социальных институтов?

5. Раскройте основные причины деинституциализации: политические, экономические, социокульные, технологические.

6. В чем отличие социальных факторов интеграции и дезинтеграции семьи от биологических и психологических?

7. Как государство регулирует семейно-брачные отношения?

 

Тема 6. Социальная структура общества. (Социальные группы и общности).

 

Понятие социальной структуры. Понятие социального статуса, его виды. Социальные группы и общности. Статусная и социально-групповая структуры. Малые группы. Виды социальных общностей. Этнические общности. Концепции социального неравенства и дифференциации. Факторы социальной дифференциация и неравенство в современном обществе. Социальная структура: классово-стратификационная, социально-территориальная. Процессы дезинтеграции социальных общностей: маргинализация, аномия, миграция. Стратификация и социальная мобильность. Концепция социальной мобильности. Стратификационная модель современного общества.

Целью изучения темы является: изучение социальной структуры общества, факторов социальной дифференциация в современном обществе.

По данной теме необходимо:

Знать: содержание понятий социальный статус, группы и малые группы, общности и их основные виды. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Классификацию основных групп, классов, страт, общностей. Классовую и стратификационную теории. Процессы стратификации, социальной мобильности, процессы и факторы дезинтеграции социальных общностей. Стратификационную модель современного общества.

Уметь: использовать понятие "социальный статус, группа, общность, для определения критериев и показателей социальная дифференциация, неравенство и стратификации, факторов и социальных последствий изменения социальной структуры общества.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 374.