Тема 10.  Общественное мнение как социальный институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие индивидуальное, групповое, коллективное и общественное мнение. Общественное мнение как социальный институт. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристики общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы исследования общественного мнения.

Цель – изучить структуру, факторы формирования общественного мнения в пределах социальной ситуации, определить функции общественного мнения при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии.

По данной теме необходимо:

Знать: соотношение содержания понятий «групповое», «коллективное» и «общественное мнение», специфику общественного мнения как социального института. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристика общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы измерения общественного мнения.

Уметь: описать измеряемые характеристики общественного мнения, определить факторы его формирования и основные функции в границах социальной ситуации, при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии.

Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с определения содержания и соотношения понятий «мнение» и «суждение», затем перейти к характеристике и факторам формирования «индивидуального» (личного), «группового», «коллективного» и «общественного мнения», используя такие понятия как «социальная оценка», «коммуникация», «социальная ситуация», «ситуация коммуникации».

Обоснуйте, в чем состоит социологический подход к анализу общественного мнения. При рассмотрении общественного мнения обратите внимание на институциональные признаки общественного мнения, специфику его атрибутов: объекта, предмета, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

При характеристике общественного мнения обратитесь к таким социальным группировкам как аудитория и публика. Для всестороннего изучения общественного мнения обратитесь к его концептуальным интерпретациям. Обратите внимание на специфику и факторы институционального формирования и функционирования общественного мнения.

Рассмотрите функции общественного мнения: оценочную, нормативную, информационную, аналитическую, адаптирующую, социального контроля, культуронаследования, экспрессивную.

Сравните формы институционализации общественного мнения в современном российском обществе. В заключение обратитесь к методам исследования и мониторинга общественного мнения.

 

                                         Литература

                                                   

Основная: [10]; [14]; [15].

Дополнительная: [12]; [23]; [29]; [38]; [40]; [47].

Электронные ресурсы: [65].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации».

2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение».

3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению.

4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.

6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение.

7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения.

8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе.

9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.

10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции.

11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 467.