ОБЩИЕ организационно-методические указания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методические указания и контрольные задания по курсу “Социология” для всех специальностей и направлений заочной, очно-заочной и заочно-ускоренной форм обучения составлены в соответствии с ФГОС ВО по курсу "Социология.

Дисциплина «Социология» предполагает изучение следующих тем: предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О. Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные институты; социальные движения; стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальный конфликт; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

Целью дисциплины «Социология» является формирование представления о специфике социологии как способе познания, об основных разделах современного социологического знания, социальных проблемах и методах их исследования; понимание значения социологической науки для оценки социальных и гуманитарных последствий научных открытий и новых технических решений; использование основных положений и методов социологии при решении социальных и профессиональных задач; формирование способности анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Задачи изложения и изучения дисциплины:

-  дать необходимые знания теоретических основ общей социологии и специальных социологических теорий, методологии и методов социологического познания, дать необходимые знания процессов и изменения в социальных системах и гуманитарных областях деятельности человека;

-  развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога;

-  способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию социальных проблем и овладению основами методики социологических исследований.

Социология, в отличие от других социальных дисциплин, лучше помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в мире, исследует общественные проблемы и процессы, происходящие во всех институтах российского общества, формируя общественную позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Требования к уровню подготовки специалиста (бакалавра) в рамках данной дисциплины.

     Студент (курсант) должен:

Знать: содержание основных социологических понятий и категорий; общества как социокультурной системы; понятие социального статуса; понятия социальной организации и социального института; понятие личности как социального типа; содержание социального контроля и девиации; основные виды малых социальных групп и социальных общностей.

Уметь: самостоятельно анализировать социальные процессы в социальных организациях и институтах, группах и общностях, в современном российском обществе и в социуме.

Владеть: навыками определения содержания основных социологических категорий и понятий; навыками анализа содержания социальных проблем, социологическими методами исследования социальных явлений и процессов.

В результате изучения дисциплины студенты (курсанты) защищают контрольные и реферативную работу, сдают зачёт или экзамен в соответствии с учебным планом специальностей и направлений.

 

примерный Тематический план

Темы дисциплины

Лекции

  12 10 8 6 4 2
Социально-философские предпосылки социологии как науки. 2 2 - - - -
Парадигмы социологического знания. 2 2 2 2 2 2
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. - - - - - -
Социальные организации. - - - - - -
Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. 2 - - - - -
Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). 2 2 2 2 2 -
Социология личности. - - - - - -
Социология конфликта - - - - - -
Политическая социология. 2 2 2 - - -
Общественное мнение как социальный институт - - - - - -
Социология социальных изменений. - - - - - -
Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. 2 2 2 2 - -
Методы социологического исследования. - - - - - -

 

 

Темы дисциплины

Практические занятия

12 8 6 4
         
Социально-философские предпосылки социологии как науки. - - - -
Парадигмы социологического знания. - - - -
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. 2 2 2 2
Социальные организации. - - - -
Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. - - - -
Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). 2 2 2 -
Социология личности. 2 2 - -
Социология конфликта - - - -
Политическая социология. - - - -
Общественное мнение как социальный институт - - - -
Социология социальных изменений. 2 2 - -
Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. 2 - 2 2
Методы социологического исследования. 2 - - -

 

Темы дисциплины Самостоятельная работа
 

В соответствии с учебными планами специальностей и направлений

Социально-философские предпосылки социологии как науки.
Парадигмы социологического знания.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система.
Социальные организации.
Социальные институты : функции, структура. Институт семьи.
Социальная структура общества .(Социальные группы и общности).
Социология личности.
Социология конфликта.
Политическая социология.
Общественное мнение как социальный институт.
Социология социальных изменений.
Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире.
Методы социологического исследования.

 


Рекомендуемая литература


Основная

1.  Социология: учебник для студентов вузов: [гриф МО, УМЦ] / В.К. Батурин, В.П. Ратников. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. − 487 с.

2. Социология: учебное пособие/ А.А. Акмалова [и др.].— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014.— 414 c.

3. Социология: учебное пособие/ А.А. Болтаевский [и др.].— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 200 c.

4. Павленок П.Д. Социология: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.— — М.: Дашков и К, 2013.— 734 c.

5. Добреньков В.И. Социология глобализации: учебное пособие для вузов/ Добреньков В.И., Рахманов А.Б.— — М.: Академический Проект, 2015.— 640 c.

6. Екадумова И.И. Социология: ответы на экзаменационные вопросы/ Екадумова И.И., Мазаник М.Н.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2016.— 160 c.

7. Социология: учебное пособие/ А.Н. Данилов [и др.].— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 320 c

8. Рябев В.В. Региональное гражданское общество: процессы развития и функционирования/ В.В.Рябев, В.В.Рябев – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2016, 132 с.: ил.

9. Рябев, В. В. Социология российской модернизации: учеб. пособие по дисциплине "Социология" для всех специальностей и направлений / В. В. Рябев, В. П. Милецкий, А. А. Артеменков. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 120 с.

10. Фролов, С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов – М: Проспект, 2014. – 384 c.

11. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 c.

12. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб: Питер, 2015. – 432 c.

13. Социология. Общий курс: учебник / Авт. коллектив: проф. В. И. Кандауров, доцент А. С. Страданченков [и др.]; – М.: ИНФРА-М, 2014. – 332 c.

14. Рябев, В. В. Основы социологии политики и права: учебное пособие по дисциплине "Социология" для всех специальностей и направлений / В. В. Рябев, В. П. Милецкий, В.В.Рябев – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2018. – 130 с.

15. Горшков, М. К Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М, ИНФРА - М, 2015. – 416 с.

 

 Перечень ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)*

электронно-образовательные ресурсы:

журналы:

1. Журнал исследований социальной политики: www.jsps.ru/ , www.socpolicy.ru/

2. Журнал социологии и социальной антропологии: www.sociology.net.ru/socis/

3. СОЦИС: http://ecsocman.edu.ru/socis/

4. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты»: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm

федеральные образовательные порталы:

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru/

3. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.ecsocman.edu.ru/

4. Социально-гуманитарное и политологическое образование: www.humanities.edu.ru/

5. Российский портал открытого образования: www.openet.edu.ru/

6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: www.ict.edu.ru/

исследовательские центры и службы:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): WWW.WCIOM.RU

2. ООН: http://www.un.org/ru/index.html

3. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ: http://www.unicef.org/ceecis/ru/

4. ЮНЕСКО: http://unesco.ru/ru/

5. Сайт «Качественные социальные исследования»: http://www.qualitative-research.net/fqs/fqs-eng.htm

6. Сайт фонда «Созидание». Исследования по проблемам молодежи: http://www.fondsozidanie.ru/old/s50.htm

7. Санкт-Петербургский Социологический Научно-Исследовательский Центр (СНИЦ): http://snits.marketer.ru/index.html

8. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru

9. Фонд «Общественное мнение»: http://fom.ru

10. Фонд социальных исследований: http://www.socio-fond.com

11. Сайт Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/.

12. Сайт Президент России: // http://www.kremlin.ru.

13. Сайт Российское общество социологов: http://www.ssa-rss.ru/

Дополнительная

1. Архангельский, В. Н. Репродуктивное и брачное поведение / В. Н. Архангельский // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 129-136.

2. Вдовиченко, Л. Н. Социальная справедливость и демократия / Л. Н. Вдовиченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 142-146.

3. Герчак, Я. В. Категория ценности в современной социологии / Я. В. Герчак // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 96-100.

4. Глотов, М. Б. Начало институционализации социологии в России / М. Б. Глотов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 3. – C. 127-132.

5. Горшков, М. К. Реформы в зеркале общественного мнения / М. К. Горшков // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 10. – С. 3-10.

6. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социологические исследования. – 2010. – № 12. – С. 30-41.

7. Гудков, Л. Д. Стерилизация социальной дифференциации: российский «средний класс» и эмиграция / Л. Д. Гудков, Н. А. Зоркая // Мир России. – 2013. – № 2. – С. 3-49.

8. Гунина, А. А. Современные российские рантье: особенности социального состава и образа жизни / А. А. Гунина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 11. – С. 75-78.

9. Гурова, О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций / О. Ю. Гурова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – С.72-82.

10. Добреньков, В. И. Модернизация институтов - основной фактор преодоления коррупции в современной России / В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2011. – № 2. – С. 129-151.

11. Добролюбов, С. В. Полисный, национальный и цивилизационный циклы социогенеза российской общности / С. В. Добролюбов // Мир России. – 2012. – № 2. – С. 116-143.

12. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – С. 3-14.

13. Епархина, О. В. Социология общественного мнения : учебник для высш. проф. образования / О. В. Епархина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

14. Загребина, А. В. Теория Г. Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века / А. В. Загребина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 38-47.

15. Ижболдин, В. А. Генезис концепции информационного общества / В. А. Ижболдин // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 105-109.

16. Изюмова, Ю. А. Дневник военного времени: опыт качественного анализа / Ю. А. Изюмова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 9. – С. 108-112.

17. Ильин, А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А. Н. Ильин // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 69-74.

18. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании / Ф. Н. Ильясов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 112-116.

19. Истомина, О. Б. О типах этнической идентичности / О. Б. Истомина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 11. – С. 61-65.

20. Кавецкий, С. Т. Э. Дюркгейм о солидарности и аномии / С. Т. Кавецкий // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 5. – С. 129-133.

21. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология: Социальные конфликты. Учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 287с.

22. Козырева, П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период / П. М. Козырева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 24-35.

23. Коньков, В. В. Механизмы перехода общества в постиндустриальную фазу развития / В. В. Коньков // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 66-70.

24. Кравченко, Е. И. Научные воззрения Дж.Г. Мида в курсе истории и теории социологии / Е. И. Кравченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – C. 131-141.

25. Кравченко, С. А. У. Бек: социологическое воображение, адекватное рефлексивному модерну / С. А. Кравченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011 – № 8. – C. 17-27.

26. Кузин, М. В. К вопросу о параметрической диагностике социальных объектов в практике управления / М. В. Кузин // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 83-89.

27. Мальцева, Д. В. О современных сетевых теориях в социологии / Д. В. Мальцева, Н. В. Романовский // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C.28-37.

28. Меренков, А. В. Тенденция изменения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 101-109.

29. Низамова, А. Э. Особенности адаптации специалистов к условиям трансформирующегося общества / А. Э. Низамова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 67-79.

30. Носкова, А. А. Семья перед лицом глобализирующегося мира / А. А. Носкова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 5. – С. 147-150.

31. Панина, Г. В. Социологическое образование в современном техническом университете / Г. В. Панина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – C. 107-113.

32. Полюшкевич, О. А. Социокультурная преемственность и консолидация общества / О. А. Полюшкевич // Социология власти. – 2011. – № 4. – С. 59-66.

33. Проказина, Н. В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия / Н. В. Проказина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – C. 103-107.

34. Солнышков, А. Ю. Алгоритм социометрической диагностики для формальных групп значительной численности / А. Ю. Солнышков // Социологические исследования. – 2011. – № 10. – С. 56-68.

35. Тернер, С. Кто боится истории социологии / С. Тернер // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 10. – C. 115-120.

36. Тихонова, Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества / Н. Е. Тихонова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 24-35.

37. Урри, Дж. Мобильность и близость / Дж. Урри // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 3-15.

38. Усачева, О. А. Экологический активизм в постсоветской России и западном мире (сравнительный анализ) / О. А. Усачева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 23-31

39. Фарахутдинов, Ш. Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков / Ш. Ф. Фарахутдинов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 107-111.

40. Халиков, М. С. К вопросу о характере политической глобализации на современном этапе / М. С. Халиков // Социология власти. – 2012. - № 2. – С. 112-120.

41. Хоманс, Д. К. Малый боевой корабль (К истокам теории социального обмена) / Д. К. Хоманс // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 4. – C. 105-113.

42. Хорошкевич, Н. Г. Неоднозначность массовой культуры / Н. Г. Хорошкевич // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 111-117.

43. Христенко, Д. Н. Метод П. Штомпки в исследовании международных отношений / Д. Н. Христенко // Социология власти. – 2011. – № 4. – С. 107-113.

44. Цой, Н. А. Феномен интернетзависимости и одиночество / Н. А. Цой // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 12. – С. 98-107.

45. Шкаратан, О. И. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России / О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2. – С. 5-29.

46. Шпак, Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни / Л. Л. Шпак // Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 50-55.

47. Яницкий, О. Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2013. – № 3. – С. 50-59.

48. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: [интерактивное учебное пособие] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. – 404 c.

Электронные ресурсы

49. Андреева, Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html. – Загл. с экрана.

50. Астэр, И. В. Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях российского мегаполиса. – Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/905/62/. – Загл. с экрана.

51. Богомолова, Т. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: презентация классической концепции / Т. Богомолова, С. Саблина. – Режим доступа: http://socnet.narod.ru/Rubez/10-11/bogomo-sabl.htm. – Загл. с экрана.

52. Вебер, М. Основные понятия стратификации. – Режим доступа: http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/Weber.htm. – Загл. с экрана.

53. Вольвач, В. Г. О проблеме классификации кризисных состояний социальных систем. – Режим доступа: http://www.volvach-nauka.narod.ru/8.pdf. – Загл. с экрана.

54. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2012/06/26/1256045867/163-184.pdf. – Загл. с экрана.

55. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/987/923/1216/08Gilinskij.pdf. – Загл. с экрана.

56. Горяченко, Е. Е Территориальная общность в изменяющемся обществе. – Режим доступа: http://nesch.ieie.nsc.ru/GLGOR.html. – Загл. с экрана.

57. Гофман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/17687311/. – Загл. с экрана.

58. Грызунова, Е. А. Концепции кризиса социальной системы: сравнительный анализ. – Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/25/41_grizunova.pdf. – Загл. с экрана.

59. Гужва, О. Возможности теоремы Томаса в объяснении модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mtpsa/2009_15/Guzhva.pdf. – Загл. с экрана.

60. Жвитиашвили, А. Ш. Интерпретация понятия «класс» в современной западной социологии. – Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/06602625.html. – Загл. с экрана.

61. Козырев, Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/374/924/1219/017.KOZYREV.pdf. – Загл. с экрана.

62. Мамедов, А. К. Социальная стигматизация: генезис и детерминанты становления / А. К. Мамедов, Т. П. Липай. – Режим доступа: http://socio.bas-net.by/Library/Publications/soc_alm2.pdf. – Загл. с экрана.

63. Назарчук, А. В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана. – Режим доступа: http://www.nazarchuk.com/articles/article20.html. – Загл. с экрана.

64. Степаненкова, В. М."Борьба всех за всех": Теория конфликта Георга Зиммеля. – Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99step.html. – Загл. с экрана.

65. Уорнер, Л. Социальный класс и социальная структура. – Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library. – Загл. с экрана.

 

Электронно-библиотечные системы

 

Наименование электронно-библиотечной системы (ЭБС) Принадлежность Адрес сайта Наименование организации владельца, реквизиты договора на использование
         
1. Электронно-библиотечная система «Издательства «ЛАНЬ» ( с 01 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года)   http://e.lanbook.com/ ООО «Издательство «Лань», договор № 49.19/55 от 26.07.2016
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» ( с 15 ноября 2015 года по 14 ноября 2016 года)   http://biblioclub.ru/ ООО «Современные цифровые технологии», договор № 112-10/14 от 27.10.2015
3. Электронно-библиотечная система «ИД «Троицкий мост» (с 01 апреля 2016года по 01 апреля 2017года)   http://www.trmost.ru ООО «Издательский дом «Троицкий мост», Договор № 49.19/19 от 14.03.2016 г.
4. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» ( с 20 апреля 2016 года по 20 апреля 2017 года)   http://www.studentlibrary.ru/   ООО «Политехресурс», Договор № 49.19/32 от 01.04.2016 г.
5. Электронно-библиотечная система «IPRbooks» ( с 20 апреля 2016 года по 20 апреля 2017 года)   http://www.iprbookshop.ru/   ООО «Ай Пи Эр Медиа», Договор № 187/16 от 01.03.2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 380.