При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.
При изучении вопросов, охватывающих предысторию и социально-философские предпосылки социологии как науки, следует обратить внимание на то, что до появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль-Луи Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, раскрывающие основные социальные тенденции новой эпохи, центральное место в которых занял гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. Ламбер Кетле утверждал, что социальная жизнь и физические явления подчиняются законам одного порядка и должны изучаться точными методами математической статистики, ввел понятие «социальная физика». Решение практических задач в области государственного управления, способствовало развитию теорий, расширяющих применение математических методов для анализа социальных изменений в обществе.
При изучении вопроса об объекте и предмете социологии, следует исходить из того, что в качестве объекта исследования науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Предмет науки является логической реконструкцией объекта науки посредством принимаемой исследователем системы понятий и категорий. Предмет науки содержит воспроизведение определенного фрагмента реальности на абстрактном уровне посредством установления, составляющих его закономерных связей и отношений.
Обращаясь к анализу понятийного аппарата социологии, следует иметь в виду, что любая наука в качестве инструмента теоретической реконструкции использует собственные познавательные средства и методы, понятийный и категориальный аппарат. В социологии используются модельные, аналитические, операциональные понятия, особая роль принадлежит понятию «идеальный тип» и статистическим категориям.
При изучении вопроса о структуре социологического знания следует исходить из того, что в социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Социологическое знание - содержит в себя знание о знании (методологическое знание, выступающие в единстве мировоззренческих и методологических принципов) и знание о предмете, как специально конструируемые классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.
При изучении типов социологических теорий следует учитывать многомерность структуры социологического знания и возможность ее описания посредством следующих групп теорий: по объекту знания (общая и отраслевая социология), по функции знания (фундаментальная и прикладная), по уровню знания (теоретическая и эмпирическая). Необходимо рассмотреть общие социологические теории, претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом и выступающие в качестве парадигм социологического знания. Далее выделить специальные социологические теории, изучающие социальные закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категориями «социальное», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальная сфера». Дополняющие их теории формируются на границе социологии с другими науками экономикой, политологией, этнографией и др. Их называют отраслевыми. Эти теории изучают формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества. Следует иметь в виду, что к общей социологии приложимы характеристики социологии фундаментальной и теоретической, а отраслевая социология, чаще всего имеет эмпирический и прикладной характер.
Социологические теории можно также различать по их преимущественной ориентации: фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Прикладные теории ориентированы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта, поиск средств для достижения намечаемых обществом практических целей. Стремясь преодолеть разрыв между теориями наиболее абстрактного уровня и эмпирическими исследованиями, Роберт Мертон ввел понятие «теорий среднего уровня», предмет исследования которых охватывает отдельные сегменты социальной реальности.
В социологии применяются частнонаучные методы (например, наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Они включают: принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок (схему или план) действий. К теоретическим методам относят структурно-функциональный и сравнительный, к методам эмпирической (прикладной) социологии – метод опроса, наблюдения, социологического эксперимента, выборочный метод, контент-анализ.
Литература
Основная: [9]; [14]; [15]; [16].
Дополнительная: [16]; [19]; [43]; [48].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит специфика и отличие объекта и предмета социологии?
2. Что означает термин «социальное» и «социальная реальность»?
3. Что представляет собой понятийно-категориальный аппарат социологии?
4. Какие типы социологических теорий входят в социологию?
Тема 2. Парадигмы социологического знания.
Классические социологические теории. Социологический проект О.Конта. Позитивизм, закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статике и социальной динамике. Органическая теория Г. Спенсера.
Социологические воззрения Э. Дюркгейма. Понимающая социология М. Вебера. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.
Русская социологическая мысль конца XIX – начала XX века (стадии развития, основные течения и школы). Социология П. Сорокина.
Современные социологические теории: структурно-функциональный анализ (Р. Мертон, Т. Парсонс), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель), системно-функциональный подход (Н. Луман) и др.
Цель изучение социологических парадигм, способствующих пониманию основных проблем социологии и характеризующих ее как полипарадигмальную дисциплину, обосновывающих наличие и значение различных элементов социальной реальности в соответствии с социологическими теориями, интерпретирующими взаимодействие различных комбинаций этих элементов и раскрывающими их значение в жизни общества.
По данной теме необходимо:
Знать понятие «парадигма»; основные социологические парадигмы, сложившиеся в современной социологии (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма); научные социологические идеи, изложенные в рамках классической (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), неклассической (Г. Зиммель, М. Вебер) и синтетической (К. Маркс) методологий; стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы); социологическую концепцию П. Сорокина.
Уметь объяснить социологические идеи позитивизма, органицизма, социологизма, понимающей социологии, социально-исторического детерминизма; последовательно излагать стадии развития и институциализации социологии в России, а также причины ее административного запрета и последующего возрождения; выявлять особенности социологических концепций, получивших развитие в современной западной социологии XX – начала XXI веков.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 381.