Кафедра философии и права
Методические указания и контрольные задания
Для всех специальностей и направлений заочной, очно-заочной, и заочно-ускоренной форм обучения
Мурманск
2018
Автор - Вячеслав Васильевич Рябев, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры 22.02. 2018 г., протокол № 6
Рецензент – Волков Владимир Валентинович доцент кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета, кандидат социологических наук.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВедение……………………………………………………………………..5
ОБЩИЕ организационно-методические указания……….6
примерный Тематический план…………………………………………………………………………...9
Рекомендуемая литература………………………………………..11
содержание программы и методические указания к изучению дисциплины………………………………………………22
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ и методические указания ………………………………………………………………………………….75
ПРИЛОЖЕНИЕ (РЕФЕРАТ)…………………………………………………………………..83
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ……...86
ПРИЛОЖЕНИЕ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)…………………………….89
Тематика контрольных работ………………………………………………………………………..92
ВОПРОСЫ к ЗАЧЁТу…………………………………………..………….97
ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………100
ВВЕДЕНИЕ
Объектом социологической науки являются материальные и идеальные (духовные) продукты деятельности людей, предметом ее изучения — отражаемый в понятиях и категориях результат исследования объектов, связей и отношений социальной реальности.
Предметом социологии выступают устойчивые, повторяющиеся, реально существующие связи, отношения между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия. Социология исследует социальные связи и отношения, которые присущи индивидам и их группам и являются результатом деятельности людей в процессе удовлетворения потребностей.
Основным интегративным качеством, характеризующим людей, их деятельность, социальные связи и отношения, является "социальное" как значимый результат обмена деятельностью между людьми.
Исследуя социальные связи и отношения как систему типичных повторяющихся взаимодействий, социология рассматривает общество как целостную систему. Она оперирует абстрактными понятиями и категориями, которые являются результатом познавательной логической деятельности исследователей.
Основная
1. Социология: учебник для студентов вузов: [гриф МО, УМЦ] / В.К. Батурин, В.П. Ратников. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. − 487 с.
2. Социология: учебное пособие/ А.А. Акмалова [и др.].— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014.— 414 c.
3. Социология: учебное пособие/ А.А. Болтаевский [и др.].— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 200 c.
4. Павленок П.Д. Социология: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.— — М.: Дашков и К, 2013.— 734 c.
5. Добреньков В.И. Социология глобализации: учебное пособие для вузов/ Добреньков В.И., Рахманов А.Б.— — М.: Академический Проект, 2015.— 640 c.
6. Екадумова И.И. Социология: ответы на экзаменационные вопросы/ Екадумова И.И., Мазаник М.Н.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2016.— 160 c.
7. Социология: учебное пособие/ А.Н. Данилов [и др.].— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 320 c
8. Рябев В.В. Региональное гражданское общество: процессы развития и функционирования/ В.В.Рябев, В.В.Рябев – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2016, 132 с.: ил.
9. Рябев, В. В. Социология российской модернизации: учеб. пособие по дисциплине "Социология" для всех специальностей и направлений / В. В. Рябев, В. П. Милецкий, А. А. Артеменков. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 120 с.
10. Фролов, С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов – М: Проспект, 2014. – 384 c.
11. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 c.
12. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб: Питер, 2015. – 432 c.
13. Социология. Общий курс: учебник / Авт. коллектив: проф. В. И. Кандауров, доцент А. С. Страданченков [и др.]; – М.: ИНФРА-М, 2014. – 332 c.
14. Рябев, В. В. Основы социологии политики и права: учебное пособие по дисциплине "Социология" для всех специальностей и направлений / В. В. Рябев, В. П. Милецкий, В.В.Рябев – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2018. – 130 с.
15. Горшков, М. К Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М, ИНФРА - М, 2015. – 416 с.
Перечень ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)*
электронно-образовательные ресурсы:
журналы:
1. Журнал исследований социальной политики: www.jsps.ru/ , www.socpolicy.ru/
2. Журнал социологии и социальной антропологии: www.sociology.net.ru/socis/
3. СОЦИС: http://ecsocman.edu.ru/socis/
4. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты»: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm
федеральные образовательные порталы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru/
3. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.ecsocman.edu.ru/
4. Социально-гуманитарное и политологическое образование: www.humanities.edu.ru/
5. Российский портал открытого образования: www.openet.edu.ru/
6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: www.ict.edu.ru/
исследовательские центры и службы:
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): WWW.WCIOM.RU
2. ООН: http://www.un.org/ru/index.html
3. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ: http://www.unicef.org/ceecis/ru/
4. ЮНЕСКО: http://unesco.ru/ru/
5. Сайт «Качественные социальные исследования»: http://www.qualitative-research.net/fqs/fqs-eng.htm
6. Сайт фонда «Созидание». Исследования по проблемам молодежи: http://www.fondsozidanie.ru/old/s50.htm
7. Санкт-Петербургский Социологический Научно-Исследовательский Центр (СНИЦ): http://snits.marketer.ru/index.html
8. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
9. Фонд «Общественное мнение»: http://fom.ru
10. Фонд социальных исследований: http://www.socio-fond.com
11. Сайт Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/.
12. Сайт Президент России: // http://www.kremlin.ru.
13. Сайт Российское общество социологов: http://www.ssa-rss.ru/
Дополнительная
1. Архангельский, В. Н. Репродуктивное и брачное поведение / В. Н. Архангельский // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 129-136.
2. Вдовиченко, Л. Н. Социальная справедливость и демократия / Л. Н. Вдовиченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 142-146.
3. Герчак, Я. В. Категория ценности в современной социологии / Я. В. Герчак // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 96-100.
4. Глотов, М. Б. Начало институционализации социологии в России / М. Б. Глотов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 3. – C. 127-132.
5. Горшков, М. К. Реформы в зеркале общественного мнения / М. К. Горшков // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 10. – С. 3-10.
6. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социологические исследования. – 2010. – № 12. – С. 30-41.
7. Гудков, Л. Д. Стерилизация социальной дифференциации: российский «средний класс» и эмиграция / Л. Д. Гудков, Н. А. Зоркая // Мир России. – 2013. – № 2. – С. 3-49.
8. Гунина, А. А. Современные российские рантье: особенности социального состава и образа жизни / А. А. Гунина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 11. – С. 75-78.
9. Гурова, О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций / О. Ю. Гурова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – С.72-82.
10. Добреньков, В. И. Модернизация институтов - основной фактор преодоления коррупции в современной России / В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2011. – № 2. – С. 129-151.
11. Добролюбов, С. В. Полисный, национальный и цивилизационный циклы социогенеза российской общности / С. В. Добролюбов // Мир России. – 2012. – № 2. – С. 116-143.
12. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – С. 3-14.
13. Епархина, О. В. Социология общественного мнения : учебник для высш. проф. образования / О. В. Епархина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
14. Загребина, А. В. Теория Г. Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века / А. В. Загребина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 38-47.
15. Ижболдин, В. А. Генезис концепции информационного общества / В. А. Ижболдин // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 105-109.
16. Изюмова, Ю. А. Дневник военного времени: опыт качественного анализа / Ю. А. Изюмова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 9. – С. 108-112.
17. Ильин, А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А. Н. Ильин // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 69-74.
18. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании / Ф. Н. Ильясов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 112-116.
19. Истомина, О. Б. О типах этнической идентичности / О. Б. Истомина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 11. – С. 61-65.
20. Кавецкий, С. Т. Э. Дюркгейм о солидарности и аномии / С. Т. Кавецкий // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 5. – С. 129-133.
21. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология: Социальные конфликты. Учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 287с.
22. Козырева, П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период / П. М. Козырева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 24-35.
23. Коньков, В. В. Механизмы перехода общества в постиндустриальную фазу развития / В. В. Коньков // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 66-70.
24. Кравченко, Е. И. Научные воззрения Дж.Г. Мида в курсе истории и теории социологии / Е. И. Кравченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – C. 131-141.
25. Кравченко, С. А. У. Бек: социологическое воображение, адекватное рефлексивному модерну / С. А. Кравченко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011 – № 8. – C. 17-27.
26. Кузин, М. В. К вопросу о параметрической диагностике социальных объектов в практике управления / М. В. Кузин // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 83-89.
27. Мальцева, Д. В. О современных сетевых теориях в социологии / Д. В. Мальцева, Н. В. Романовский // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C.28-37.
28. Меренков, А. В. Тенденция изменения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 101-109.
29. Низамова, А. Э. Особенности адаптации специалистов к условиям трансформирующегося общества / А. Э. Низамова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 67-79.
30. Носкова, А. А. Семья перед лицом глобализирующегося мира / А. А. Носкова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 5. – С. 147-150.
31. Панина, Г. В. Социологическое образование в современном техническом университете / Г. В. Панина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 10. – C. 107-113.
32. Полюшкевич, О. А. Социокультурная преемственность и консолидация общества / О. А. Полюшкевич // Социология власти. – 2011. – № 4. – С. 59-66.
33. Проказина, Н. В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия / Н. В. Проказина // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – C. 103-107.
34. Солнышков, А. Ю. Алгоритм социометрической диагностики для формальных групп значительной численности / А. Ю. Солнышков // Социологические исследования. – 2011. – № 10. – С. 56-68.
35. Тернер, С. Кто боится истории социологии / С. Тернер // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 10. – C. 115-120.
36. Тихонова, Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества / Н. Е. Тихонова // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 24-35.
37. Урри, Дж. Мобильность и близость / Дж. Урри // СОЦИС: Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 3-15.
38. Усачева, О. А. Экологический активизм в постсоветской России и западном мире (сравнительный анализ) / О. А. Усачева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 23-31
39. Фарахутдинов, Ш. Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков / Ш. Ф. Фарахутдинов // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 107-111.
40. Халиков, М. С. К вопросу о характере политической глобализации на современном этапе / М. С. Халиков // Социология власти. – 2012. - № 2. – С. 112-120.
41. Хоманс, Д. К. Малый боевой корабль (К истокам теории социального обмена) / Д. К. Хоманс // СОЦИС: Социологические исследования. – 2010. – № 4. – C. 105-113.
42. Хорошкевич, Н. Г. Неоднозначность массовой культуры / Н. Г. Хорошкевич // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 8. – C. 111-117.
43. Христенко, Д. Н. Метод П. Штомпки в исследовании международных отношений / Д. Н. Христенко // Социология власти. – 2011. – № 4. – С. 107-113.
44. Цой, Н. А. Феномен интернетзависимости и одиночество / Н. А. Цой // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 12. – С. 98-107.
45. Шкаратан, О. И. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России / О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2. – С. 5-29.
46. Шпак, Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни / Л. Л. Шпак // Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 50-55.
47. Яницкий, О. Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2013. – № 3. – С. 50-59.
48. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: [интерактивное учебное пособие] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. – 404 c.
Электронные ресурсы
49. Андреева, Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html. – Загл. с экрана.
50. Астэр, И. В. Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях российского мегаполиса. – Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/905/62/. – Загл. с экрана.
51. Богомолова, Т. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: презентация классической концепции / Т. Богомолова, С. Саблина. – Режим доступа: http://socnet.narod.ru/Rubez/10-11/bogomo-sabl.htm. – Загл. с экрана.
52. Вебер, М. Основные понятия стратификации. – Режим доступа: http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/Weber.htm. – Загл. с экрана.
53. Вольвач, В. Г. О проблеме классификации кризисных состояний социальных систем. – Режим доступа: http://www.volvach-nauka.narod.ru/8.pdf. – Загл. с экрана.
54. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2012/06/26/1256045867/163-184.pdf. – Загл. с экрана.
55. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/987/923/1216/08Gilinskij.pdf. – Загл. с экрана.
56. Горяченко, Е. Е Территориальная общность в изменяющемся обществе. – Режим доступа: http://nesch.ieie.nsc.ru/GLGOR.html. – Загл. с экрана.
57. Гофман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/17687311/. – Загл. с экрана.
58. Грызунова, Е. А. Концепции кризиса социальной системы: сравнительный анализ. – Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/25/41_grizunova.pdf. – Загл. с экрана.
59. Гужва, О. Возможности теоремы Томаса в объяснении модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mtpsa/2009_15/Guzhva.pdf. – Загл. с экрана.
60. Жвитиашвили, А. Ш. Интерпретация понятия «класс» в современной западной социологии. – Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/06602625.html. – Загл. с экрана.
61. Козырев, Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/374/924/1219/017.KOZYREV.pdf. – Загл. с экрана.
62. Мамедов, А. К. Социальная стигматизация: генезис и детерминанты становления / А. К. Мамедов, Т. П. Липай. – Режим доступа: http://socio.bas-net.by/Library/Publications/soc_alm2.pdf. – Загл. с экрана.
63. Назарчук, А. В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана. – Режим доступа: http://www.nazarchuk.com/articles/article20.html. – Загл. с экрана.
64. Степаненкова, В. М."Борьба всех за всех": Теория конфликта Георга Зиммеля. – Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99step.html. – Загл. с экрана.
65. Уорнер, Л. Социальный класс и социальная структура. – Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library. – Загл. с экрана.
Электронно-библиотечные системы
№ | Наименование электронно-библиотечной системы (ЭБС) | Принадлежность | Адрес сайта | Наименование организации владельца, реквизиты договора на использование |
1. | Электронно-библиотечная система «Издательства «ЛАНЬ» ( с 01 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года) | http://e.lanbook.com/ | ООО «Издательство «Лань», договор № 49.19/55 от 26.07.2016 | |
2. | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» ( с 15 ноября 2015 года по 14 ноября 2016 года) | http://biblioclub.ru/ | ООО «Современные цифровые технологии», договор № 112-10/14 от 27.10.2015 | |
3. | Электронно-библиотечная система «ИД «Троицкий мост» (с 01 апреля 2016года по 01 апреля 2017года) | http://www.trmost.ru | ООО «Издательский дом «Троицкий мост», Договор № 49.19/19 от 14.03.2016 г. | |
4. | Электронно-библиотечная система «Консультант студента» ( с 20 апреля 2016 года по 20 апреля 2017 года) | http://www.studentlibrary.ru/ | ООО «Политехресурс», Договор № 49.19/32 от 01.04.2016 г. | |
5. | Электронно-библиотечная система «IPRbooks» ( с 20 апреля 2016 года по 20 апреля 2017 года) | http://www.iprbookshop.ru/ | ООО «Ай Пи Эр Медиа», Договор № 187/16 от 01.03.2016 г. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная: [9]; [14]; [15]; [16].
Дополнительная: [16]; [19]; [43]; [48].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит специфика и отличие объекта и предмета социологии?
2. Что означает термин «социальное» и «социальная реальность»?
3. Что представляет собой понятийно-категориальный аппарат социологии?
4. Какие типы социологических теорий входят в социологию?
Тема 2. Парадигмы социологического знания.
Классические социологические теории. Социологический проект О.Конта. Позитивизм, закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статике и социальной динамике. Органическая теория Г. Спенсера.
Социологические воззрения Э. Дюркгейма. Понимающая социология М. Вебера. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.
Русская социологическая мысль конца XIX – начала XX века (стадии развития, основные течения и школы). Социология П. Сорокина.
Современные социологические теории: структурно-функциональный анализ (Р. Мертон, Т. Парсонс), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель), системно-функциональный подход (Н. Луман) и др.
Цель изучение социологических парадигм, способствующих пониманию основных проблем социологии и характеризующих ее как полипарадигмальную дисциплину, обосновывающих наличие и значение различных элементов социальной реальности в соответствии с социологическими теориями, интерпретирующими взаимодействие различных комбинаций этих элементов и раскрывающими их значение в жизни общества.
По данной теме необходимо:
Знать понятие «парадигма»; основные социологические парадигмы, сложившиеся в современной социологии (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма); научные социологические идеи, изложенные в рамках классической (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), неклассической (Г. Зиммель, М. Вебер) и синтетической (К. Маркс) методологий; стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы); социологическую концепцию П. Сорокина.
Уметь объяснить социологические идеи позитивизма, органицизма, социологизма, понимающей социологии, социально-исторического детерминизма; последовательно излагать стадии развития и институциализации социологии в России, а также причины ее административного запрета и последующего возрождения; выявлять особенности социологических концепций, получивших развитие в современной западной социологии XX – начала XXI веков.
Литература
Основная: [1]; [4]; [13]; [14].
Дополнительная: [4]; [25]; [46]; [47]; [48].
Вопросы для самоконтроля
1. Кто ввел понятие «парадигма» и что оно означает?
2. Какие парадигмы выделяют в современной социологии? Почему в социологической теории одновременно признаются несколько парадигм?
3. Какие основные школы были представлены в зарубежной социологии XIX века, в русской социологии XIX – начала XX веков?
4. Какие социологи относятся к зарубежной социологии второй половины XIX века? Перечислите их основные идеи.
5. Сущность и главные идеи современных социологических теорий:
- символического интеракционизма;
- структурно-функциональной теории;
- феноменологии;
- этнометодологии;
- теории социального обмена;
- структурализма;
- конструктивизма.
Литература
Основная: [9]; [10]; [11]; [12]; [15].
Дополнительная: [22]; [24]; [28]; [29]; [32]; [34]; [39].
Электронные ресурсы: [54].
Вопросы для самоконтроля
1. «Социальное действие» и «социальное взаимодействие» как исходные понятия социологического анализа. Социальные потребности.
2. Понятие, типология «действия» М. Вебера. Теория «действия» Т. Парсонса.
3. Элементы, типология социального взаимодействия П. Сорокина.
4. Объективные и субъективные компоненты взаимодействия.
5. Социальные контакты, непосредственные и опосредованные взаимодействия.
6. Социальные последствия взаимодействий: социальные зависимости, связи, отношения взаимодействующих субъектов.
7. Содержание понятий «социальная связь и социальное отношение». Формы и виды социальных связей и отношений.
8. Понятие «социальная система». Структура, структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.
9. Факторы интеграции социальных систем: статус, роль, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.
10. Понятие общество в классической и современной социологической теории.
11. Основные понятия социологического анализа культуры: культурный объект, признак, цикл, плюрализм, сдвиг, барьер, шок, артефакт.
12. Понятие и основные типы культуры. Субкультура и контркультура.
13. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе: культурные изменения, отставание и сдвиг (дрейф), культурная дифференциация и стратификация, культурная адаптация, аккумуляция, аккомодация, ассимиляция, билингвизм, диффузия.
14. Содержание и социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма.
Литература
Основная: [10]; [11]; [12]; [13].
Дополнительная: [32]; [46]; [47].
Вопросы для самоконтроля
1. Что означают понятия «организация» и «социальная организация»?
2. В чем различие содержания понятий "субординация" и "организационная иерархия"?
3. Каковы отличительные признаки формальной, неформальной, внеформальной и социально-психологической организаций?
4. Организационная сложность, какие проблемы она вызывает с точки зрения социолога?
5. Как бы Вы определили понятие "управление" с точки зрения социологии организаций?
6. Что такое управляемость организации?
7. В чем отличие функций руководства и лидерства в организациях?
8. Как вы можете определить первичный производственный и трудовой коллектив?
9. Какие организационные патологии в управлении вы знаете?
Литература
Основная: [1]; [2]; [3]; [6]; [8].
Дополнительная: [23]; [24]; [26]; [28].
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает институциональная социология?
2. Какие основные общественные потребности удовлетворяют социальные институты общества?
3. Какие основные институты общества вы знаете?
4. Каковы особенности «явных» и «латентных» функций социальных институтов?
5. Раскройте основные причины деинституциализации: политические, экономические, социокульные, технологические.
6. В чем отличие социальных факторов интеграции и дезинтеграции семьи от биологических и психологических?
7. Как государство регулирует семейно-брачные отношения?
Тема 6. Социальная структура общества. (Социальные группы и общности).
Понятие социальной структуры. Понятие социального статуса, его виды. Социальные группы и общности. Статусная и социально-групповая структуры. Малые группы. Виды социальных общностей. Этнические общности. Концепции социального неравенства и дифференциации. Факторы социальной дифференциация и неравенство в современном обществе. Социальная структура: классово-стратификационная, социально-территориальная. Процессы дезинтеграции социальных общностей: маргинализация, аномия, миграция. Стратификация и социальная мобильность. Концепция социальной мобильности. Стратификационная модель современного общества.
Целью изучения темы является: изучение социальной структуры общества, факторов социальной дифференциация в современном обществе.
По данной теме необходимо:
Знать: содержание понятий социальный статус, группы и малые группы, общности и их основные виды. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Классификацию основных групп, классов, страт, общностей. Классовую и стратификационную теории. Процессы стратификации, социальной мобильности, процессы и факторы дезинтеграции социальных общностей. Стратификационную модель современного общества.
Уметь: использовать понятие "социальный статус, группа, общность, для определения критериев и показателей социальная дифференциация, неравенство и стратификации, факторов и социальных последствий изменения социальной структуры общества.
Литература
Основная: [1]; [2]; [4]; [9].
Дополнительная: [22]; [35].
Электронные ресурсы: [49]; [52]; [59]; [63].
Вопросы для самоконтроля.
1. Соотнесите понятия «социальная структура и социальная структура общества».
2. Социальная дифференциация и социальное неравенство: понятие, формы, факторы.
3. Социальный статус как критерий и фактор социальной дифференциации.
4. Общая характеристика, измеряемые показатели статусов: прирожденный, приписываемый, предписанный (аскриптивый), достигнутый, экономический, социально-экономический (главный), обобщенный, маргинальный, личный.
5. Реальный статус и социальный престиж. Определение «статусного набора».
6. Измерение статусных различий: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.
7. Понятие «группа» и проблема выделения групп в социологии: реальные и номинальные группы.
8. Типология групп: малые, первичные, вторичные, ранговые, статусные, формальные и неформальные, референтные, внешние и внутренние, маргинальные.
9. Понятие «стратификация» и «стратификационная идентификация» в социологии.
10. Концепция стратификации П.Сорокина: экономическая, политическая и профессиональная стратификация, флуктуация.
11. Концепция стратификации М. Вебера: критерии дифференциации и неравенства.
12. Измерение, основные виды и критерии стратификации: одномерная, многомерная, индивидуальная групповой, экономическая, политическая, профессиональная.
13. Стратификационная модель современного российского общества: элиты, субэлиты, средние страты, «базовый слой», «социальное дно».
14. Проблема определения структуры и объема «среднего класса».
15. Понятие «социального класса». Классовая дифференциация и классовая структура общества.
16. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта.
17. Проблема классового анализа современного общества (концепция П. Бурдье).
18. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, социально-территориальные (территориальные).
19. Этническая общность (этнос): суперэтнос, нация, народность, этническая группа, диаспора.
20. Этнические процессы и их социальные последствия: этническая миксация, этническая идентификация, аккомодации, аккультурации, ассимиляции (добровольная и насильственная ассимиляция), билингвизм, мультикультурализм, этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид.
21. Содержание, факторы и социальные последствия маргинализации и аномии.
22. Факторы, виды социальной мобильности, тенденции изменений в российском обществе.
23. Миграция как социальный процесс: факторы, виды, социальные последствия.
Литература
Основная: [3]; [4]; [7]; [8]; [9].
Дополнительная: [28]; [29]; [44].
Электронные ресурсы: [50]; [55]; [57].
Вопросы для самоконтроля
1. Человек как объект и предмет исследования в социологии. Понятие «человек» в социологии.
2. Активность человека «внешняя» и «внутренняя». Социальная активность и социальная среда (макросреда и микросреда).
3. Понятия «индивид», «индивидуальность».
4. Содержание, факторы и социальные последствия процессов индивидуации и индивидуализации. Социальная атомизация и социальное одиночество.
5. Социологический анализ личности, понятие «личность» в социологии. Взаимосвязь и влияние биологической и психологической структур на «социальное» в личности.
6. Социальная структура личности: деятельностные социальные качества, потребности и способности, ценностно - нормативная структура (соотношение культурных ценностей общества и субкультурных ценностей группы), убежденность и целостность личности.
7. Взаимосвязь основных положений социологических и психологических концепций в теории личности.
8. Основные положения концепций личности: Р. Парка, Дж. Мида, А. Халлера, Р. Линтона, У. Джеймса, А. Маслоу, Т. Парсонса, Р. Мертона.
9. Концепция «зеркального Я» Ч. Кули.
10. Ролевая, статусная, диспозиционная концепции личности (В. Ядов).
11. Типология личности и форм адаптации Р. Мертона
12. Характеристика социальных типов личности: базисная (базовая), модальная, личность современная, маргинальная, социабельная, конформная, девиантная.
13. Понятие «социализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «экстериоризация».
14. Первичная, вторичная (ресоциализация), маргинальная социализация.
15. Субъекты (агенты) первичной и вторичной социализации. Социальные институты как субъекты социализации.
16. Специфика социализации взрослых и детей.
17. Социальная адаптация: добровольная и вынужденная, социально одобряемая и негативная, трудовая и профессиональная, адаптация к трудным жизненным ситуациям (бедность, безработица, инвалидность).
18. Процесс формирования личности (Г. Мид, Б. Ф. Скиннер).
19. Концепция Э. Эриксона о стадиях социализации.
20. Десоциализация личности (социальная деградация, дезадаптивность, депривация, маргинализация личности).
21. Понятие «поведение» в социологии. Основные виды поведения социальных субъектов: статусное и ролевое, индивидуальное и групповое, коллективное и массовое, антисоциальное, репродуктивное и миграционное.
22. Понятие «социальная девиация». Концепции факторов девиантного поведения. Концепции социальной девиации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).
23. Факторы, виды девиантного поведения: (наркотизм, алкоголизм, проституция). Делинквентное поведение.
24. Стигматизация как фактор девиантного поведения.
25. Культурно одобряемые отклонения. Первичное и вторичное отклонения.
26. Факторы роста социальных девиаций в современном российском обществе.
27. Поведение конформное. Соотношение понятий «социальный конформизм» и «конформное поведение», «нонконформизм». Факторы конформного поведения.
28. Социальный контроль, основные компоненты и виды. Функции социального контроля. Внутренний контроль (самоконтроль) и внешний контроль. Институциональные формы социального контроля.
Литература
Основная: [12].
Дополнительная: [26]; [41]; [48].
Электронные ресурсы: [49]; [53]; [62]; [64].
Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия «конкуренция» и «конфликт»?
2. Социальный конфликт – это субъективный или объективный процесс?
3. Почему социальное взаимодействие может принимать форму конфликтного взаимодействия?
4. Какие основные формы социального неравенства, определяют возникновение социальных конфликтов?
5. Каковы основные положения теоретической интерпретации конфликта и факторов его возникновения К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера, А. Турена?
6. Каковы объективные и субъективные факторы возникновения конфликта?
7. Соотнесите основные формы социального неравенства с типами социальных конфликтов?
8. Почему социальное неравенство является основным фактором, определяющим возникновение социальных конфликтов?
9. Какова структура социального конфликта?
10. Раскройте содержание стадий конфликта: предконфликтной, инцидента, конфликтной, разрешения конфликта, постконфликтной.
11. В чем специфика основных типов социальных конфликтов: статусных и ролевых, этнических, экономических, социокультурных, институциональных, организационных?
12. Каковы факторы интенсификации и формы протекания, разрешения конфликта? Стратегии управления конфликтом: инициация, рутинизация, предупреждение, урегулирование, разрешение.
13. Каковы функции социальных конфликтов?
14. Определите содержание понятия «социальный кризис».
15. Какова структура, факторы, типология социальных кризисов?
16. Какие конфликты и кризисы порождают социальные реформы и революции?
Литература
Основная: [10]; [11]; [14].
Дополнительная: [1]; [4]; [7]; [29].
Вопросы для самоконтроля
1. Определите понятие «гражданское общество».
2. Как осуществляется связь гражданского общества с государством?
3. Что такое «правовое государство»?
4. Какие основные права человека и гражданина перечислены в Конституции РФ 1993 года?
5. Почему общественное мнение выступает в качестве института гражданского общества? Каковы каналы его выражения?
6. В чем заключается отличительные черты и особенности формирования и функционирования политических партий в современной России?
7. Назовите основные отличительные признаки тоталитарного режима от авторитарного.
8. Какие основные виды авторитарного режима вы знаете?
9. Назовите основные признаки плюралистической демократии.
10. Для чего необходима политическая идеология?
11. В чем отличие демагогии от политического популизма?
12. Какого типа доминирующая политическая культура общества в современной России?
13. Почему многие ученые и политические деятели рассматривают идею гражданского общества в качестве перспективной общенациональной идеи для России XXI века?
14. Каковы роль и значение деятельности некоммерческих организаций в процессе становления гражданского общества?
Вопросы для самоконтроля
1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации».
2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение».
3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению.
4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.
5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.
6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение.
7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения.
8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе.
9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.
10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции.
11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения.
Литература
Основная: [7]; [8]; [10]; [14].
Дополнительная: [27]; [29]; [33]; [36].
Электронные ресурсы: [43]; [52].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие изменения называются социальными?
2. Что общего и в чем различие между такими понятиями, как "социальные изменения", "социальное развитие", "социальный прогресс"?
3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений?
4. Что такое социальная реформа?
5. В чем состоит противоречивость социального прогресса?
6. Что такое "социальные движения"? Каковы их жизненные циклы?
7. Назовите основные признаки социальной революции и её отличие от социальной реформы?
8. Что означают процессы глобализации в современном мире, каковы их сущность и содержание?
9. В чём заключаются риски современных процессов глобализации?
10. Каковы место и роль России в современном глобализирующемся мире?
Литература
Основная: [4]; [5]; [8]; [10]; [14].
Дополнительная: [18]; [24]; [34]; [45].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются основные препятствия на пути России в стадию постиндустриального общества? Назовите несколько, на ваш взгляд, основных.
2. Что такое «социальная сфера»? Назовите основные тенденции ее развития и изменения в современной России.
3. Что означает «адресная социальная защита населения»?
4. Что такое «постиндустриальное общество»?
5. Какими социокультурными особенностями отличается процесс реформирования современной России?
6. В чём заключаются процессы духовного возрождения России. В чём, по вашему мнению, основы этого возрождения?
7. Назовите союзников России в современном мире.
8. Что такое «парадигма стратегического развития социума»?
9. Каковы перспективы формирования гуманистической парадигмы постиндустриального общества и «цифровой экономики»?
10. Чем, по вашему мнению, определяется качество жизни современного социума и всех её составляющих?
Литература
Основная: [2]; [3]; [4]; [8]; [13]; [15].
Дополнительная: [23]; [36]; [37]; [43]; [44]; [45].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам социологического исследования.
2. Перечислите этапы социологического исследования.
3. Назовите разделы Программы социологического исследования. Какие процедуры они включают в себя?
4. Какие типы социологических исследований вы знаете?
5. Что дает системный анализ объекта исследования?
6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?
7. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?
8. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным?
9. Что такое систематическая и случайная ошибки выборки?
10. Что представляет собой процедура операционализации?
11. В чем специфика пилотажного исследования?
12. Какие методы и технические приемы сбора социологической информации вы знаете?
Примерная тематика рефератов
1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии.
2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903).
3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904).
4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).
5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).
6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921).
7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917).
8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).
9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937).
10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924).
11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929).
12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930).
13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920).
14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918).
15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931).
16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929).
17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986).
18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959).
19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929-2017) и Томаса Лукмана (1927-2016).
20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917-2011).
21. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980).
22. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).
23. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989).
24. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918-2002).
25. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).
26. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979).
27. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003).
28. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982).
29. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995).
30. Теория структурации Энтони Гидденса (1938).
31. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002).
32. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929).
33. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984).
34. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930-2004).
35. Теория общества риска Ульриха Бека (1944-2015).
36. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925-2017).
37. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929-2007).
38. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940).
39. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера.
40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта.
41. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений.
42. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).
43. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия.
44. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.
45. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования.
46. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики.
47. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с начала 21 века по настоящее время).
48. Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции.
49. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества.
50. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности.
51. Системные кризисы в современном обществе: факторы и социальные последствия.
52. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда.
53. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России.
54. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.
55. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области.
56. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности.
57. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация.
58. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России.
59. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе.
60. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.
61. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе.
62. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе.
63. Социальные атрибуты массы как социальной общности.
64. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс.
65. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития.
66. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели.
67. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере).
68. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества.
69. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования.
70. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства.
71. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения.
72. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей.
73. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения.
74. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область).
75. Влияние процессов глобализации на современную Россию.
76. Гражданское общество: содержание понятия и структура.
77. Права человека как основа гражданского общества и правового государства.
78. Понимание гражданской свободы Дж. Ст. Миллем и А. де Токвилем.
79. Политические партии как посредник между гражданским обществом и государством.
80. Содержание концепции частной собственности. Дискуссии о вреде и пользе частной собственности для общества.
81. Профсоюзы и их место в структуре институтов гражданского общества.
82. Средства массовой информации и их роль в развитии институтов гражданского общества.
83. Семья как первичная основа гражданского общества.
84. Роль церкви и религиозных организаций в формировании гражданского общества.
85. Неправительственные организации как фактор развития общественных движений (женские, правозащитные, природоохранные и др. организации).
86. Проблема формирования гражданского общества в России в 19-начале 20-го веков.
87. Россия в начале 21-го века: перспективы формирования и развития гражданского общества.
88. Основные понятия социологического анализа культуры: артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.
89. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.
90. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.
Приложение 1
(образец оформления 1-ой страницы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии и права
РЕФЕРАТ
по социологии
на тему
Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России.
Выполнил: Сергеев А.В., ТБб17з
Проверил: доктор социологических наук,
профессор Рябев В. В.
Мурманск
2018
Приложение 2
(образец оформления 2-ой страницы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................... 3
1. (заголовок)............................................................................................. 5
1.1. .................................................................................................. 5
1.2. .................................................................................................. 7
2. (заголовок) ............................................................................................ 8
2.1. .................................................................................................. 8
2.2. ................................................................................................ 10
3. (заголовок) ........................................................................................... 12
и т.д.
Заключение .............................................................................................. 16
Список литературы ................................................................................. 19
Приложения (если они имеются) ............................................................ 20
Приложение 3
(образец оформления содержания реферата)
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Х. ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХ
Х.Х. Хххххххххххх ххх ххххххххххх ххххххххххххх хххххххххх
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
"Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх".[1]
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
и т.д.
__________________________ Верхнее поле – 20–25 мм Нижнее поле – 20–25 мм Левое поле – 25 мм Правое поле – 10 мм | __________________________ Межстрочный интервал – 1,5 Число строк на листе – 28–32 Абзац – 12,5 мм |
Методические указания к выполнению контрольной работы
После изучения курса студенты выполняют контрольную работу (одну или две), цель которых — показать знание основных понятий и категорий социологии. Номер темы контрольной работы студент выбирает по первой букве фамилии и в зависимости от специальности выполняет одну или две работы из предложенных в таблице.
Первая буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы | Первая буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы |
А, Р, Ц, Я | ], 12, 15,24,30 | Ж, Н, Щ, Е | 3, 14, 19,22,34 |
Б, П, X , У | 5,8, 18,26,34 | 3, Л , О, С | 7, 10, 17,27,31 |
В, М, Ф, Ш | 2, 11,20,23,29 | К, Ч, Э. Ю | 4, 13,21,25,33 |
Г, Д, Т, И | 6,9, 16,28,32 |
Студент может предложить и свою тему контрольной работы, но в этом случае ее необходимо согласовать с преподавателем. К каждой теме предлагается план и список литературы, который по желанию можно дополнить источниками, не указанными в данном списке.
При написании контрольной работы необходимо использовать справочную литературу, приведенную в методических указаниях, но при этом следует критически относиться к материалу, изложенному в том или ином источнике, и избегать списывания, поскольку журнальная статья, глава монографического исследования или учебного пособия имеет другую логику изложения материала. Желательно приводить разные точки зрения на анализируемую проблему.
Все вопросы, касающиеся выбора темы контрольной работы, под- готовки к зачету и экзамену, решаются преподавателями кафедры (телефон кафедры философии и права МГТУ 40-34-13).
Объем контрольной работы должен составлять 15 страниц машинописного текста через полтора интервала или соответствующий объем при рукописном исполнении. При наличии приложений объем работы может быть и большим.
Примерная структура контрольной работы:
- титульный лист в соответствии с приложением 1;
- содержание в соответствии с приложением 2;
- введение (объемом 1-2 страницы);
- содержание работы, состоящей из 2-5 вопросов, каждый из которых имеет заголовок и может состоять из подвопросов;
- заключение объемом 1-2 страницы;
- список литературы;
- приложения (если они имеются).
Во введении студент должен обосновать актуальность избранной темы, кратко осветить состояние ее научной разработки, сформулировать цель и конкретные задачи исследования, раскрыть методы и приемы работы.
В контрольной работе подробно раскрывается содержание вопросов избранной темы. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности, связи теории с практикой. Анализ каждого вопроса темы должен заканчиваться убедительными краткими выводами.
При использовании в работе источников в виде прямого и косвенного цитирования на них должны делаться ссылки.
Заключение представляет собой краткое обобщение рассмотренных вопросов темы, общие выводы и предложения. Оно может включать краткую характеристику перспективы изучения проблемы.
В список литературы студент включает только те источники, которые непосредственно он использовал при написании работы.
В приложения выносятся таблицы, графики, схемы, образцы опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных вопросов темы.
Приложение 1
(образец оформления 1-ой страницы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии и права
Контрольная работа №1
по дисциплине «социология»
на тему
"Объект и предмет социологии"
Приложение 2
(образец оформления 2-ой страницы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1. (заголовок)…………………………………………………………………..5
1.1. ..…………………………………………………………………………………5
1.2. …..………………………………………………………………………………6
2. (заголовок) ………………………………………………………………….7
2.1. ……………………………………………………………………...7
2.2. …..………………………………………………………………….8
3. (заголовок) ………………………………………………………………...10
и т.д.
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………...15
Приложения (если они имеются)...………………………………………….16
Приложение 3
(образец оформления содержания контрольной работы)
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Х. ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХ
Х.Х. Хххххххххххх ххх ххххххххххх ххххххххххххх хххххххххх
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх. "Хххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх".[2]
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
и т.д.
Верхнее поле – 20-25 мм
Нижнее поле – 20-25 мм
Левое поле – 25 мм
Правое поле – 10 мм
Межстрочный интервал – 1,5
Число строк на листе – 28-32
Абзац – 1,25
Темы контрольных работ
Тема 1. Специфика объекта и предмета социологии: категории "социальное" и "социальная реальность" (объективная и субъективная реальность). Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа (М. Вебер), модельные, аналитические и операциональные понятия, статистические категории. Структура социологического знания: общая социология, специальные социологические теории ("теории среднего уровня" Р.Мертон). Содержание функций социологии.
Тема 2.Социология О. Конта. Объект и предмет социологии по Конту. Общество как особая реальность. Социальная статика и динамика. Закон "трех стадий".
Тема 3. Социальный органицизм Г. Спенсера. Концепция эволюции. Факторы и процесс социальной эволюции. Модель общества: аналогия между обществом и организмом. Учение о социальных институтах.
Тема 4.Социологический реализм Э. Дюркгейма. Концепции "социального факта и социологизма". Разделение общественного труда и концепция" солидарности». Концепция "аномии".
Тема 5. Социологическая концепция марксизма. Экономический детерминизм К. Маркса. Учение об общественно-экономических формациях. Теории "классов" и социальной революции".
Тема 6. Развитие социологической науки в России в конце XIX — начале XX века. Основные научные школы в российской социологии (краткая характеристика).
Тема 7.Интегральная социология П. Сорокина. Предмет и структура социологии. Концепция «взаимодействия». Концепции социальной стратификации и мобильности.
Тема 8. "Понимающая социология" М. Вебера. Понятие "идеальный тип". Категория "понимания" и "социального действия". Типология социального действия. Учение о типах господства.
Тема 9. Современная западная социология. Концепция парадигм социологии Дж. Ритцера. Функциональная парадигма Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта. Теория символического интеракционизма. Концепция социального обмена.
Тема 10. Анализ социальных систем в социологии. Понятие, содержание, виды "социальных взаимодействий, связей и отношений". Понятие "социальная система" и "социальная структура" в социологии. Взаимосвязь факторов интеграции социальных систем: социальный статус и роли, социальные нормы и ценности.
Тема 11. Понятие общества в социологии. Теории общества (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К.Маркс, Т. Парсонс, К. Поппер, Э. Шилз).
Тема 12. Общество как социальная система. Общество как социетальная и социокультурная система. Типология обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное, массовое и массового потребления.
Тема 13. Социальные организации. Понятие, структура социальной организации. Формализация структуры организации, организационная иерархия. Социальные атрибуты и взаимосвязь организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Типология организаций.
Тема 14. Социальные институты. Понятие и структура социального института. Понятия "институция", "институциализация", "деинституциализация". Функции социальных институтов. Виды социальных институтов.
Тема 15. Семья как универсальный социальный институт. Атрибуты семьи как социального института. Общие и специфические функции семьи как социального института. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи.
Тема 16. Социальные группы и общности. Понятие, типология статусов. Понятие и типология социальных групп: реальные и номинальные, малые, статусные группы, социальные классы, страты.
Тема 17. Социальные общности. Социальные общности: социально-профессиональные, территориальные, этнические. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
Тема 18. Классовая структура общества. Классовая структура: понятие и классификация классов К. Маркса, М.Вебера, У. Уорнера, Э.Райта. Характеристики "традиционного" и "нового" среднего классов.
Тема 19. Социальная стратификация. Социальная стратификация: основные понятия, критерии, одномерная и многомерная стратификация. Типы стратификационных систем. Стратификационная модель современного общества российского общества.
Тема 20. Процессы дезинтеграции социальных общностей. Сущность, типы и формы, факторы и социальные барьеры социальной мобильности. Факторы и социальные последствия процессов маргинализации. Виды, факторы и социальные последствия миграционных процессов в современном российском обществе.
Тема 21. Понятие и структура личности. Соотношение понятий "индивид" и "личность" в социологии. Социологические концепции личности (Ч. Кули, Р. Мертон, Г. Мид, Т. Парсонс). Ролевая и статусная концепции личности.
Тема 22. Понятие, факторы социализации. Социализация личности: виды, факторы. Стадии и этапы социализации (социальная адаптация и интериоризация). Институты и агенты социализации.
Тема 23. Социология поведения. Понятие "поведение" в социологии. Факторы и социальные потребности (иерархия потребностей А. Маслоу), интересы, цели, ценностные ориентации, социальные установки, стереотипы, традиции. Типология поведения.
Тема 24. Поведение и социальный контроль. Конформное и девиантное поведение: виды, факторы. Теории социальной девиации. Концепция стигматизации. Причины социальных девиаций в современном российском обществе. Социальный контроль: содержание, типы, функции.
Тема 25. Социология гражданского общества. Понятие, атрибуты гражданского общества: экономическая свобода индивида, естественные и неотъемлемые права человека, суверенитет народа, политический плюрализм, гражданская культура и гражданский менталитет. Социальные основы гражданского общества.
Тема 26. Социальный конфликт как форма социального взаимодействия. Понятие "конфликт" в социологии. Содержание и факторы конфликта в концепциях конфликта (К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера). Структура конфликта: субъекты и объект конфликта, конфликтная ситуация и проблема, инцидент. Типология социальных конфликтов.
Тема 27. Социология общественного мнения. Соотношение понятий "общественное ", "личное", "групповое", "коллективное" и "мнение толпы". Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная. Формы институционализации и выражения общественного мнения современном российском обществе.
Тема 28. Социология социальных изменений. Характеристика и соотношение понятий "социальный прогресс", "социальное развитие", "социальное изменение". Виды социальных изменений. Эволюционные изменения. Социальные реформы. Критерии социального прогресса. Революция как форма социальных изменений.
Тема 29. Типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений. Социальные движения и социальные изменения. Основные социальные движения современного мира.
Тема 30 Социология модернизации российского общества. Современное российское общество: массовые слои и проблемы преодоления резкого социального неравенства и бедности. Пути формирования "среднего класса".
Тема 31 Социологическое исследование. Понятие и виды социологического исследования: пилотажные, полевые, сравнительные, повторные, панельные, лонгитюдные, трендовые, когортные.
Тема 32. Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный (или этап разработки программы социологического исследования), полевой (или этап сбора эмпирических данных), этап подготовки к обработке и обработка информации. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.
Тема 33. Понятие метода социологического исследования. Методы социологического исследования: включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью и формализованный опрос, метод экспертных оценок, анализ содержания документов: неформализованный и формализованный (контент-анализ).
Тема 34. Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода (генеральная и выборочная совокупность). Виды выборки: территориальная и производственная, одно- и многоступенчатая, случайная, районированная, квотная, метод типичных представителей.
Вопросы к зачету
1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания. Понятийный аппарат социологии. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.
2. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.
3. Органическая теория Г. Спенсера.
4. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
5. «Понимающая» социология М. Вебера.
6. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.
7. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).
8. Социология П. Сорокина.
9. Социология в XX веке: особенности развития, основные парадигмы.
10. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Социальные связи и отношения: формы и виды.
11. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.
12. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.
13. Понятие общество в классической и современной социологической теории.
14. Основные типы современных обществ.
15. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса.
16. Основные понятия социологического анализа культуры: артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.
17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.
18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.
19. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.
20. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.
21. Типология организаций. Трудовая организация и трудовой коллектив.
22. Понятие «социальный институт». Виды социальных институтов, их взаимосвязь.
23. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.
24. Брак как социальный институт. Формы брака.
25. Социологический анализ семьи как социального института. Исторические и современные формы семьи.
26. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.
27. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.
28. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов.
29. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.
30. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.
31. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера.
32. Классовые теории У. Уорнера, Э. Райта.
33. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).
34. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.
35. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, территориальные.
36. ,Этнические общности.
37. Этнические процессы, факторы, социальные последствия.
38. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия.
39. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
40. Социологический анализ структуры личности.
41. Социологические теории личности.
42. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.
43. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.
44. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.
45. Социальный контроль и его формы.
46. Конформное и нонконформное поведение.
47. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.
48. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.
49. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.
50. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.
51. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.
52. Современное российское общество и проблемы преодоления резкого социального неравенства и бедности.
53. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.
54. Этапы прикладного социологического исследования.
55. Выборочный метод в социологических исследованиях.
56. Метод наблюдения.
57. Социологический эксперимент.
58. Опросные методы.
59. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.
60. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.
Вопросы к экзамену
1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.
2. Специфика социологических понятий. Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа, модельные и аналитические понятия, статистические категории.
3. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.
4. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.
5. Органическая теория Г. Спенсера.
6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
7. «Понимающая» социология М. Вебера.
8. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.
9. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).
10. Социология П. Сорокина.
11. Социология в XX веке: особенности развития, основные течения и школы.
12. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Сорокин П. концепция взаимодействия. Социальные связи и отношения. Формы и виды социальных связей и отношений.
13. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.
14. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.
15. Понятие общество в классической и современной социологической теории. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса. Основные типы современных обществ.
16. Основные понятия социологического анализа культуры: артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.
17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.
18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе. Факторы, социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.
19. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.
20. Типология организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Трудовая организация и трудовой коллектив.
21. Понятие «социальный институт». Общество как совокупность социальных институтов. Виды социальных институтов, их взаимосвязь.
22. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.
23. Брак как социальный институт, его институциональные атрибуты. Формы брака: моногамия, полигамия, экзо - и эндогамия. Гражданский брак и сожительство.
24. Социологический анализ семьи как социального института: институциональные атрибуты. Универсальные и специфические институциональные функции семьи. Исторические и современные формы семьи.
25. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.
26. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.
27. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.
28. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.
29. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта.
30. Понятие социального класса. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).
31. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.
32. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, коллективные, религиозные, территориальные, этнические.
33. Этнические процессы, факторы, социальные последствия: этническая идентификация и консолидация, этническая миксация и аккомодация, аккультурация и ассимиляция, билингвизм, мультикультурализм, этническая сегрегация и этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид.
34. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия, специфика в российском обществе.
35. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологический анализ структуры личности.
36. Социологические теории личности (Ч. Кули, Р. Мертон, Г. Мид, Т. Парсонс).
37. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.
38. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.
39. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.
40. Социальный контроль и его формы. Конформное и нонконформное поведение.
41. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.
42. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.
43. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.
44. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.
45. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.
46. Современное российское общество и проблемы преодоления резкого социального неравенства и бедности.
47. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.
48. Этапы прикладного социологического исследования.
49. Выборочный метод в социологических исследованиях.
50. Метод наблюдения.
51. Опросные методы (анкетирование, интервьюирование).
52. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.
53. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.
54. Социологический эксперимент.
[1] Фролов, С.С. Социология. – М. : Градарика, 2018. – С. 48.
(сноски печатаются через полтора интервала).
[2] Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс. – М. : Феникс, 2005. – С. 48.
(сноски печатаются через полтора интервала).
Кафедра философии и права
Методические указания и контрольные задания
для всех специальностей и направлений заочной, очно-заочной, и заочно-ускоренной форм обучения
Мурманск
2018
Автор - Вячеслав Васильевич Рябев, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры 22.02. 2018 г., протокол № 6
Рецензент – Волков Владимир Валентинович доцент кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета, кандидат социологических наук.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВедение……………………………………………………………………..5
ОБЩИЕ организационно-методические указания……….6
примерный Тематический план…………………………………………………………………………...9
Рекомендуемая литература………………………………………..11
содержание программы и методические указания к изучению дисциплины………………………………………………22
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ и методические указания ………………………………………………………………………………….75
ПРИЛОЖЕНИЕ (РЕФЕРАТ)…………………………………………………………………..83
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ……...86
ПРИЛОЖЕНИЕ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)…………………………….89
Тематика контрольных работ………………………………………………………………………..92
ВОПРОСЫ к ЗАЧЁТу…………………………………………..………….97
ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………100
ВВЕДЕНИЕ
Объектом социологической науки являются материальные и идеальные (духовные) продукты деятельности людей, предметом ее изучения — отражаемый в понятиях и категориях результат исследования объектов, связей и отношений социальной реальности.
Предметом социологии выступают устойчивые, повторяющиеся, реально существующие связи, отношения между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия. Социология исследует социальные связи и отношения, которые присущи индивидам и их группам и являются результатом деятельности людей в процессе удовлетворения потребностей.
Основным интегративным качеством, характеризующим людей, их деятельность, социальные связи и отношения, является "социальное" как значимый результат обмена деятельностью между людьми.
Исследуя социальные связи и отношения как систему типичных повторяющихся взаимодействий, социология рассматривает общество как целостную систему. Она оперирует абстрактными понятиями и категориями, которые являются результатом познавательной логической деятельности исследователей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 471.